Международная конференция «Здоровье нации и борьба с наркотерроризмом»

(Новиков Д. А., Дроздов А. И.)

(«Наркоконтроль», 2006, N 2)

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ И БОРЬБА С НАРКОТЕРРОРИЗМОМ»

Д. А. НОВИКОВ, А. И. ДРОЗДОВ

Новиков Д. А., кандидат юридических наук, г. Москва.

Дроздов А. И., г. Москва.

В Москве с 30 по 31 марта 2006 г. прошла Международная конференция «Здоровье нации и борьба с наркотерроризмом», в которой приняли участие около 1500 российских и зарубежных юристов, наркологов, представителей правоохранительных органов и медицинских учреждений, в том числе делегации специалистов из стран Евросоюза, государств — участников СНГ, Китая и США.

Организатором конференции выступили Общероссийская общественная организация «Лига здоровья нации», ФСКН России, Национальный научный центр наркологии Минздравсоцразвития России, Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского, Американская и Европейская ассоциации по лечению опиоидной зависимости.

В процессе конференции состоялось обсуждение такого явления, как наркотерроризм, и путей противодействия этой угрозе, проведено рассмотрение вопросов участия общества, здравоохранения и государства в решении проблемы наркомании и распространения наркотиков, в том числе рассмотрены организационно-методические проблемы реализации национальных и муниципальных целевых программ борьбы с наркоманией. Зарубежные специалисты поделились опытом реализации подобных программ в своих странах.

Участники конференции в своих выступлениях констатировали, что стремительное распространение наркотиков в современном мире — это глобальное общечеловеческое бедствие. По данным ООН, сегодня уже более 200 миллионов человек имеют опыт потребления наркотических средств, из них в России — почти 6 млн., что составляет более 4 процентов населения.

В этих условиях борьба с организованной наркопреступностью, подрыв экономических основ наркобизнеса, противодействие злоупотреблению наркотиками, создание условий для лечения и реабилитации наркозависимых, профилактика наркомании и распространения наркотиков становятся одними из самых важных, приоритетных направлений государственной политики.

И чем широкомасштабнее ведется наступление здоровых сил общества на наркобизнес, чем успешнее действует система профилактики наркомании и наркопреступности, тем изощреннее оказывается сопротивление со стороны наркобизнеса.

Тем не менее последовательная реализация новой антинаркотической политики в Российской Федерации, консолидация усилий всех правоохранительных органов позволили нанести существенный удар по наркопреступности. Так, в 2005 г. впервые за длительный период удалось добиться увеличения числа выявленных и, что очень важно, раскрытых наркопреступлений. Всего преступлений этой категории зарегистрировано в прошлом году свыше 175 тысяч, из незаконного оборота изъято более 138 тонн наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.

Удалось существенно ограничить доступность наркотиков для потребителей, в первую очередь для подростков и молодежи. В большинстве регионов России отмечается рост цен практически на все виды наркотиков, в частности на героин и марихуану в 1,5 — 2,5 раза.

Одним из действенных методов влияния на наркоситуацию и эффективного противодействия наркоугрозе стало проведение комплексных международных оперативно-профилактических операций «Канал», направленных на выявление и перекрытие каналов контрабанды наркотиков.

Показали свою эффективность ставшие регулярными межведомственные оперативно-профилактические операции «Мак» и «Синтез», основная цель которых — ужесточение контроля за производством, хранением, транспортировкой, переработкой и уничтожением наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров, выявление и ликвидация подпольных нарколабораторий, обнаружение и уничтожение незаконных посевов мака и дикорастущей конопли.

Системное проведение мероприятий по борьбе с наркоманией и наркопреступностью сопровождается совершенствованием методов лечения наркотической зависимости, организацией действительно эффективной реабилитационной работы и формированием системы профилактики наркомании с активным участием общественных структур, в том числе в рамках Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 — 2009 годы», координатором которой является ФСКН России.

Программа направлена на моральное и физическое оздоровление общества, в том числе ориентирована на проведение целенаправленной работы по профилактике распространения наркомании и связанных с ней правонарушений; внедрение новых методов и средств лечения, а также медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией; снижение доступности наркотиков для незаконного потребления; концентрацию усилий правоохранительных органов на борьбе с наиболее опасными формами незаконного оборота наркотиков; осуществление постоянного контроля масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков в Российской Федерации. Главная цель — сокращение к 2010 г. масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации на 16 — 20 процентов по сравнению с 2004 г. и на этой основе уменьшение антиобщественных последствий от негативных явлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и наркоманией.

Происходит консолидация антинаркотических усилий и на региональном уровне. В большинстве субъектов Российской Федерации созданы и активно работают координационные советы по профилактике наркомании, разработаны и реализуются региональные антинаркотические программы.

В стране созданы и действуют тысячи различных фондов, общественных организаций, работа которых связана с профилактикой наркомании, социальной и медицинской реабилитацией наркозависимых граждан, антинаркотической пропагандой.

Подготовленные и проведенные в 2005 г. правоохранительными и иными органами государственной власти, общественными организациями форумы, конференции, семинары, олимпиады, информационно-профилактические акции способствовали совершенствованию государственной антинаркотической политики, формированию негативного отношения к проблеме немедицинского потребления наркотиков, в первую очередь среди подростков и молодежи.

Они продемонстрировали, что при системном подходе и вовлечении различных специалистов в профилактические мероприятия, при поддержке государственных и негосударственных организаций можно эффективно влиять на формирование антинаркотического мировоззрения и способствовать разрушению наркотической субкультуры.

Особое внимание уделяется совершенствованию антинаркотического законодательства. В частности, отменено принятое в 2004 г. Постановление Правительства Российской Федерации N 231, определявшее «средние разовые дозы потребления» наркотических средств и психотропных веществ. Новое Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля с. г., утвердившее крупные и особо крупные размеры наркотических средств и психотропных веществ для целей Уголовного кодекса, позволяет еще конкретней дифференцировать ответственность наркосбытчиков и наркопотребителей.

В то же время еще многое предстоит сделать на пути искоренения наркотической заразы, мобилизации на борьбу с наркотиками общественного мнения, гражданского общества.

Открытой и скрытой пропаганде наркотиков необходимо противопоставить слова и дела авторитетных общественных лидеров, духовенства, деятелей культуры и искусства, специалистов в сфере лечения, реабилитации и профилактики наркомании.

По итогам конференции принята резолюция, отражающая ее основные итоги и обобщающая предложения участников.

Приложение

Резолюция Международной конференции

«Здоровье нации и борьба с наркотерроризмом»

(30 — 31 марта 2006 г.)

Обсудив ситуацию, сложившуюся в сфере распространения наркомании, незаконного оборота наркотических и психотропных веществ, реабилитации наркозависимых, и вопросы взаимодействия институтов гражданского общества и государства, предпринимательских сообществ, органов здравоохранения и образования в области формирования у населения активной гражданской позиции, направленной на создание в обществе негативного отношения к наркомании и наркобизнесу, создания условий для решения задачи профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркозависимых, участники конференции констатировали:

— Утвержденная Правительством РФ Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 — 2009 годы» предполагает реализацию мер, направленных на преодоление негативных процессов, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. Принципы и приоритеты Программы нацелены на борьбу не только со следствиями, но и с причинами распространения наркомании. В ней уделено внимание вопросам пропаганды здорового образа жизни, свободного от наркотиков, осознание значимости духовных ценностей личности и общества, реабилитации наркозависимых.

— Тем не менее в стране продолжается тенденция роста показателей, свидетельствующих о распространении употребления наркотических веществ (особенно среди подростков и молодежи, преимущественно среди асоциальных групп), без роста числа официально зарегистрированных в системе учреждений Минздравсоцразвития РФ больных наркоманией (число лиц, употребляющих наркотики, по данным Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, составляет около 6 млн. чел.; число зарегистрированных больных наркоманией, по данным Национального научного центра наркологии Минздравсоцразвития на 2005 г., составляет 343509 чел.). Ежегодно каждый больной наркоманией приобщает к злоупотреблению наркотиками в среднем 15 — 17 человек. Это определяет высокую социальную опасность больных наркоманией.

— Наркотическая зависимость является одним из факторов:

роста показателей инфекционных и социально значимых болезней (ВИЧ, СПИД, гепатит С, туберкулез), снижения рождаемости и повышения смертности в стране;

усугубляющих и способствующих асоциальному поведению (для больных наркоманией приоритетным является удовлетворение своего влечения к наркотику, а не интересов ближних, общества и государства; злоупотребление наркотиками часто является причиной распада семьи, социального сиротства, роста преступности и агрессивности в молодежной среде).

— Сложившаяся ситуация с распространением употребления наркотиков обусловлена многими причинами: экономическими (отсутствием адекватного развития отдельных регионов), криминальными (незаконный ввоз и оборот наркотиков), медицинскими (наркомания как болезнь организма человека), социальными (духовно-нравственным кризисом в обществе, отсутствием общественного понимания того, что благополучие общества — его материальное богатство и экономическое процветание, здоровье нации — состоит в духовном, нравственном и культурном ее росте). В центральных средствах массовой информации практически отсутствуют программы, освещающие ценности человеческой жизни, рассказывающие о смертности вследствие потребления наркотиков. Широко распространена пропаганда жестокости, безнравственности и цинизма, а нередко и наркотизма.

— На конференции отечественными специалистами были представлены результаты профилактической работы и реабилитации больных наркоманией, осуществляемых на федеральном и региональных уровнях. Были сделаны выводы:

1) проблема профилактики и реабилитации больных наркоманией носит сложный и многоаспектный характер, несмотря на то что Минздравом России утвержден отраслевой стандарт реабилитации больных наркоманией, отсутствуют достаточно эффективные методы полного избавления от наркотической зависимости;

2) имеющиеся в стране реабилитационные центры для больных наркоманией в большинстве своем являются частными, финансируются из негосударственных источников. Их количество мало, большинство из них не отвечает потребностям по многим параметрам. Государственные реабилитационные наркологические центры единичны, мало известны населению и также не отвечают потребностям по многим параметрам;

3) на сегодняшний день отсутствуют научные сведения, касающиеся вопросов медико-социальной экспертизы больных с осложнениями соматического, неврологического характера вследствие злоупотребления наркотиками. Нет статистических исследований об инвалидности этого специфического контингента лиц, о ее структуре — по полу, возрасту, тяжести, длительности, причинах и др. Не изучены критерии инвалидности, клинического и социального прогноза таких больных. Имеющиеся немногочисленные наблюдения случаев инвалидности свидетельствует о том, что это лица молодого трудоспособного возраста преимущественно II и I группы инвалидности, пожизненные иждивенцы для семьи и общества.

— Зарубежные специалисты представили результаты использования комплексных программ лечения опийной наркомании с применением метадона и бупренорфина. Однако ведущими отечественными специалистами по медицинским аспектам проблемы представленные программы были оценены как малоприемлемые для их использования в российской практике на сегодняшний день.

В связи с общенациональным характером рассматриваемых проблем необходима консолидация усилий государственных, религиозных, общественных организаций, бизнеса, всех конструктивных сил, противодействующих наркомании и наркобизнесу.

Участники Международной конференции «Здоровье нации и борьба с наркотерроризмом» обращаются с предложениями:

К Президенту Российской Федерации:

1. Объявить общенациональной задачей:

— преодоление неуклонного роста распространения наркомании и незаконного оборота наркотиков;

— консолидацию усилий государственных, общественных и религиозных организаций в профилактике наркомании и противодействии наркотерроризму.

К Правительству Российской Федерации:

1. В рамках реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения и образования:

— создать межведомственную федеральную структуру экстренной и плановой медико-социальной помощи асоциальным группам детей и подростков;

— разработать систему правовых и экономических мер поддержки семейных детских домов, приютов для детей, рожденных от матерей-наркоманок, ВИЧ-инфицированных;

— расширить сеть учреждений профессионального образования и трудовой реабилитации асоциальных групп населения, разработать меры по их трудоустройству. Разработать механизмы государственного заказа на данные виды деятельности организациям (в т. ч. религиозным), успешно осуществляющим реабилитацию этих групп населения.

2. Организовать межведомственные службы мониторинга ситуаций, связанных с употреблением наркотиков, на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

К Федеральному Собранию Российской Федерации:

1. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации учесть в своей деятельности результаты реализации антинаркотических проектов программы «Взаимодействие и координация усилий по снижению уровня наркоугрозы» Координационного совета по социальной стратегии при Председателе Совета Федерации. Создать в рамках Координационного совета по социальной стратегии при Председателе Совета Федерации постоянно действующую секцию Совета по профилактике наркомании, привлекая к участию в ее работе представителей органов государственной власти, общественности, традиционных религиозных объединений, бизнес-сообществ, ученых и специалистов.

2. Ввести в уголовное законодательство санкцию, предусматривающую конфискацию имущества у лиц, осужденных за сбыт наркотиков.

3. Разработать законодательные акты по профилактике наркологических заболеваний в организованных коллективах, которые бы обязывали администрацию и профсоюзы рабочих и учебных учреждений подписывать с сотрудниками (учащимися) соответствующий контракт, предусматривающий раннее выявление наркологических проблем (в частности, тестирование на наличие психоактивных веществ в биологических средах) и раннюю коррекцию, лечение и реабилитацию рабочих, служащих и учащихся, у которых выявляются наркологические заболевания или факторы их риска.

4. Законодательно установить процент отчисления от акцизных сборов от продажи алкоголя и табака как источника финансирования реализации программ профилактики, лечения и реабилитации наркологических заболеваний.

5. Ввести дополнительные меры в части государственного регулирования производства и оборота пива, а также установить контроль за качеством, ассортиментом и рекламой пива. Законодательно закрепить запрет рекламы сортов пива, технология изготовления которого допускает добавление этилового спирта, прежде всего в отношении так называемых крепких сортов пива.

6. Организовывать лаборатории контроля качества алкогольной продукции, пива и пищевых добавок (многие пищевые добавки содержат психоактивные вещества, которые могут вызывать зависимость и приводить к необратимому ущербу для здоровья).

7. Решить вопрос о порядке торговли в аптечной сети алкогольной продукцией под видом лекарственных средств (медицинский спирт, настойки боярышника, пиона и др.) и пищевых добавок.

8. Законодательно обязать все средства массовой информации выделять эфирное время и печатное пространство для специализированных антинаркотических и антиалкогольных рубрик.

9. В ходе совершенствования действующих и разработки проектов новых нормативно-правовых актов учитывать позицию общественных и религиозных организаций, а также привлекать их представителей к участию в данной работе.

10. Разработать правовой механизм предоставления больным наркоманией, первый раз привлекающимся к уголовной ответственности за правонарушения небольшой и средней тяжести, связанные с незаконным оборотом наркотиков, отсрочки от наказания для лечения наркомании и медико-социальной их реабилитации.

К Министерству внутренних дел Российской Федерации:

1. Совместно с ФСНК России:

— активизировать работу по противодействию вовлечения несовершеннолетних в наркотическую зависимость, выявлению и ликвидации наркопритонов;

— разработать предложения по принудительному лечению больных наркоманией, являющихся социально опасными и отказывающихся от лечения.

К Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков:

1. В целях повышения эффективности межведомственного взаимодействия по противодействию незаконному обороту наркотиков и профилактике наркомании сформировать при Директоре ФСКН Российской Федерации и территориальных органах наркоконтроля общественные советы, в состав которых включить представителей органов государственной власти, здравоохранения, науки, образования, культуры, общественных и религиозных организаций, бизнеса, средств массовой информации.

2. Внести предложение в Правительство Российской Федерации о разработке и принятии Концепции государственной политики в сфере профилактики наркомании.

К Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

1. Провести комплексный анализ причин избыточной смертности от алкоголизма и наркомании и выработать действенные меры по ее снижению. Предусмотреть возможности сбора информации и анализа причин смертности, связанной с употреблением наркотиков, распространенности ВИЧ и гепатита С среди больных наркоманией в динамике на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

2. Провести углубленный анализ деятельности существующих реабилитационных центров и подразделений для больных наркоманией в наркологической службе и разработать меры по повышению эффективности их работы. Разработать механизмы государственной поддержки центров реабилитации наркозависимых.

3. Обеспечить финансирование мероприятий по разработке и внедрению новых эффективных методов лечения, социально-психологической реабилитации больных наркоманией, а также по оснащению наркологических стационаров и диспансеров необходимым медицинским оборудованием.

4. Усовершенствовать комплекс ведомственных мер по контролю за отпуском из аптек лекарств, содержащих наркотические вещества, и отпускать их строго по рецептам особой учетной формы.

5. Изучить ситуацию, связанную с инвалидностью вследствие полиорганных осложнений наркомании; разработать принципы и методы профилактики инвалидности, связанной с осложнениями наркомании и сопутствующей гемоконтактной инфекцией (гепатит, ВИЧ, СПИД).

К Министерству образования и науки Российской Федерации:

1. Разработать и принять государственную целевую программу «Сохранение и развитие культурного наследия и духовно-нравственных традиций в российской системе образования и воспитания».

2. Разрабатывать и внедрять в деятельность образовательных учреждений разнообразные экспериментальные программы по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, адаптированные к уровню и потребностям различных возрастных групп.

3. Обеспечить участие специалистов в области психолого-педагогической деятельности в работе центров, осуществляющих реабилитацию несовершеннолетних, употребляющих наркотики, молодежных и детско-подростковых клубов по месту жительства.

К Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации:

1. Предусмотреть комплекс мер по защите нравственности, сохранению отечественного культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм здорового образа жизни в сфере деятельности учреждений культуры и средств массовой информации, шире привлекать к этой работе представителей религиозных организаций.

2. Использовать возможности целевого государственного заказа социальной рекламы в средствах массовой информации в целях противодействия наркомании, привлечения просветительского потенциала религиозных организаций, культурного отечественного наследия в противодействии распространения наркомании и алкоголизма.

3. Инициировать в СМИ программы, отражающие социальные проблемы молодежи, учебу, спорт, досуг, увлечения, а также содержащие проблемный материал по основным социально значимым вопросам, в том числе и связанным со злоупотреблением алкоголя и потреблением наркотиков.

4. Оказывать организационную и финансовую поддержку периодическим печатным изданиям для детей, подростков и молодежи, пропагандирующим здоровый образ жизни.

5. Расширять общедоступность общероссийских печатных изданий, которые ставят перед собой задачу на конкретных примерах помочь наркозависимым лицам вернуться к свободной от наркотиков жизни.

К руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:

1. Включить в региональный компонент образовательных программ учебные предметы и курсы, направленные на приобщение школьников к ценностям традиционной культуры и этики народов России, на противодействие асоциальному поведению детей и подростков.

2. Наладить по регионам выпуск социальной рекламы с отражением темы борьбы с алкоголизмом, наркоманией, преступностью, детской безнадзорностью.

3. Организовать службы телефона доверия по вопросам консультативной и психологической помощи.

К Русской Православной Церкви и лидерам традиционных религий народов России:

В религиозных средствах массовой информации шире освещать нравственные ценности семьи, пагубность потребления алкоголя и наркотиков.

К Общественной палате (комиссии по формированию здорового образа жизни), Лиге здоровья нации, Институту здоровья:

Учитывая многокомпонентность, многогранность и междисциплинарный характер программ реабилитации больных наркоманией в рамках комиссии Общественной палаты по формированию здорового образа жизни создать рабочую группу и поручить ей:

1. Ускорить прохождение законопроекта «О профилактике наркомании», подготовленного в 2001 г. по распоряжению Президента страны В. В. Путина Министерством здравоохранения совместно с заинтересованными ведомствами.

2. Способствовать созданию региональных межведомственных программ по профилактике злоупотребления наркотическими средствами.

3. Принять дополнительные меры по организации межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики, лечения и реабилитации лиц, зависящих от наркотиков.

4. Способствовать проведению широкого круга мероприятий по профилактике наркоманий и превентивному антинаркотическому образованию.

5. Рассмотреть возможность, целесообразность и формы сотрудничества отечественных и зарубежных специалистов по медико-социальным аспектам наркомании.

6. Предложить ведущим ученым подготовить и опубликовать Аналитический обзор качественных клинических исследований, отражающих эффективность ряда фармакологических средств для лечения больных героиновой наркоманией в научных журналах.

Подготовить и провести конференцию «Здоровье нации и алкоголизм».

——————————————————————