Право против коррупции

(Баранов В. М.) («Журнал российского права», 2013, N 7)

ПРАВО ПРОТИВ КОРРУПЦИИ <*>

В. М. БАРАНОВ

——————————— <*> Рецензия на книгу: Правовые средства противодействия коррупции: Науч.-практ. пособие / Отв. ред. Н. А. Власенко. М., 2012. 344 с.

Баранов В. М., доктор юридических наук, профессор.

На протяжении многих лет, в разные исторические эпохи и при разных политических режимах в России и во всем мире не прекращается борьба с коррупцией. Ныне проблема коррупции приобрела особую остроту в связи с реформами всех уровней публичного управления. Государство провозглашает соблюдение прав человека, повышение качества его жизни главным приоритетом в деятельности органов власти. В этих условиях такое негативное социальное явление, как коррупция, угрожающее всем сторонам общественной жизни, ставит под угрозу реальное соблюдение принципов правового демократического государства. Заслоны коррупционным проявлениям создаются в том числе при помощи специальных юридических механизмов, закрепляемых в принимаемых органами власти правовых нормах. Зачастую именно при помощи соответствующих норм удается ввести в правовое пространство и внедрить в правоприменительную практику России новые эффективные инструменты антикоррупционной деятельности. Есть обнадеживающие результаты — по индексу восприятия коррупции «Трансперенси Интернэшнл — Россия» наша страна в 2012 г. поднялась сразу на 10 позиций. По свидетельству первого заместителя Генерального прокурора РФ Александра Буксмана, в 2012 г. выявлено на 22,5% больше преступлений коррупционной направленности, чем в 2011 г. (более 49 тыс.), и на 13% больше установлено коррупционеров. В 2013 г. за совершение коррупционных преступлений осуждено почти 9,5 тыс. человек, из них около 900 — должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления. В том числе 244 главы муниципальных образований и местных администраций, а также 1159 должностных лиц правоохранительных органов, двое судей, три депутата представительных органов в регионах, 111 депутатов органов местного самоуправления <1>. ——————————— <1> См.: Егоров И. Не все на продажу. Россию признали как полноправного члена международной антикоррупционной системы // Российская газета. 2013. 10 апр.

В этом отношении как для ученых, так и для специалистов-практиков в различных сферах государственного регулирования и управления представляет немалый интерес вышедшее в 2012 г. под редакцией профессора Н. А. Власенко научно-практическое пособие «Правовые средства противодействия коррупции». Издание, разделенное на семь глав, охватывает широкий перечень антикоррупционных юридических средств, существующих в настоящее время в России и в зарубежных странах. Во введении к названной книге справедливо подчеркивается, что коррупция представляет собой несовместимое с нормальным и эффективным функционированием государства, права и общества явление, негативно оцениваемое с позиции как морали, так и права. Действительно, коррупция представляет собой явление, подрывающее сами основы правопорядка, нарушает здоровый климат в обществе, губительно сказывается на развитии институтов гражданского общества. Первая глава рассматриваемого научно-практического пособия посвящена теоретико-методологическим основам противодействия коррупции. В частности, в данной главе определяется понятие и выявляется социальная роль правовых средств противодействия коррупции. В качестве правовых средств борьбы с коррупцией рассматриваются правовые предписания, правовые технологии и правовой мониторинг. Особый интерес представляет § 3 первой главы, в котором исследуются юридические технологии как важнейшее средство противодействия коррупции. В качестве юридических технологий рассматривается система методов, способов и средств конструирования и реализации антикоррупционных правовых решений, правовых норм и правовых институтов. Среди юридических средств противодействия коррупции проанализирован ряд правовых институтов: правовое прогнозирование, правовой мониторинг, экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. В частности, отмечается, что антикоррупционное правовое прогнозирование обеспечивает принятие действенных, работающих законов, построение целостной системы антикоррупционного законодательства, влияющей на вызовы современности, угрозы глобального уровня. Под правовым прогнозированием понимается разработка научно обоснованных вариантов будущего состояния законодательства, динамики его развития, практики применения, проводимая специально организованными в этих целях исследовательскими коллективами на основе достижений правовой науки, других отраслей знаний, а также данных правоприменительной практики. При этом общие теоретические положения о прогнозировании могут быть распространены и на сферу антикоррупционного правового прогнозирования. В основу данной технологии должны быть положены единые принципы: объективность и обоснованность, вариантность, непрерывность, согласованность разных видов прогнозирования (особенно с социально-экономическим прогнозированием). Разработчиками прогнозных оценок (субъектами прогнозирования) являются научно-исследовательские организации и образовательные учреждения, соответствующие структурные подразделения органов власти и иных организаций, а также специально организованные для составления прогноза группы. Пример источника прогностического характера — подготовленная Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ в 2010 г. книга «Концепции развития российского законодательства», в которой намечены основные направления, а также даются прогнозы развития различных отраслей законодательства, в том числе антикоррупционного. В ходе анализа правового мониторинга как средства противодействия коррупции особое внимание авторами научно-практического пособия уделяется порядку проведения мониторинга правоприменения, осуществляемого на основе Постановления Правительства РФ от 19 августа 2011 г. N 694 «Об утверждении Методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации». При этом подчеркивается значимость вопросов, связанных с методами сбора информации, ее обработки, анализа при осуществлении мониторинговых исследований, а также необходимость проведения комплексных социологических исследований, прежде всего изучения последствий реализации антикоррупционного законодательства для граждан и иных участников правоотношений. Нельзя не отметить в числе особых заслуг Института законодательства и сравнительного правоведения, в том числе авторов рецензируемого издания, что многие их идеи и организационно-управленческие рекомендации получили реальное отражение в Докладе Правительства РФ о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2011 год <2>. ——————————— <2> См.: Российская газета. 2013. 27 марта.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов на основе научно обоснованных методик способствует осуществлению полного, всестороннего анализа нормативных текстов на присутствие в них коррупциогенных факторов. Правовая база организации и проведения такой экспертизы, как известно, заложена в нормах Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Согласно Правилам проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96, антикоррупционную экспертизу осуществляет Министерство юстиции РФ, а независимую антикоррупционную экспертизу — аккредитованные в установленном порядке Министерством юстиции РФ юридические и физические лица. На основе Методики первичного анализа (экспертизы) коррупциогенности нормативных правовых актов (Э. В. Талапина, В. Н. Южаков) в рассматриваемом издании проанализированы коррупционные факторы, к которым отнесены: факторы, связанные с реализацией полномочий органа власти (широта дискреционных полномочий, определение компетенции по формуле «вправе», чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества, неопределенность порядка подготовки и принятия решения); факторы, связанные с наличием правовых пробелов (наличие пробелов в правовом регулировании, восполнение законодательных пробелов подзаконными актами в отсутствие соответствующей делегации прав, отсутствие административных процедур); факторы системного характера (ложные цели и приоритеты, нормативные коллизии, «навязанная» коррупциогенность); типичные проявления коррупциогенности (несоблюдение требований формально-технического характера, непринятие нормативного правового акта, нарушение баланса интересов). Стадиями проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов являются: общая оценка проекта нормативного правового акта (предварительный этап); оценка проекта нормативного правового акта по существу (основной этап); подготовка экспертного заключения (оформление результатов экспертизы). Авторы справедливо подчеркивают, что правильное и рациональное применение правовых технологий в комплексе с другими правовыми средствами противодействия коррупции способствует повышению эффективности правовых решений в данной сфере. Правовые технологии противодействия коррупции должны реализовываться на основе принципов, позволяющих соединить правовые предписания в единый тактико-стратегический комплекс борьбы с коррупцией, — принципов законности, демократизма, научности, объективности, гласности, профессионализма. Правовые средства противодействия коррупции должны применяться комплексно на различных стадиях принятия и подготовки нормативного правового акта и его реализации. Кроме того, следует разрабатывать и внедрять и другие правовые технологии противодействия коррупции, в том числе связанные с анализом сознания человека, восприятием им правовых норм, что позволит глубже изучить механизм действия антикоррупционного законодательства, выявить его недостатки и выработать новые правовые решения. Несмотря на представленный в рассматриваемом пособии довольно подробный и глубокий теоретический анализ правовых технологий противодействия коррупции, часть таких технологий осталась без должного внимания исследователей. Так, к числу современных антикоррупционных правовых технологий могут быть отнесены оценка регулирующего воздействия, правовое моделирование, правовое проектирование, которые вполне могут стать предметом дальнейших исследований авторов. Большой интерес в условиях нарастающих в настоящее время в мире глобализационных и интеграционных процессов представляет вторая глава книги, посвященная рассмотрению вопросов международно-правового регулирования противодействия коррупции, анализу источников международного права в сфере противодействия коррупции, роли международных рекомендательных актов в деятельности по противодействию коррупции, а также сложившихся международно-правовых механизмов и средств противодействия коррупции. Отмечаются различия форм выражения норм международного права в сфере противодействия коррупции и положений, способствующих борьбе с коррупцией, но не являющихся по своей природе правовыми. Вместе с тем положения как правового, так и неправового характера могут быть применимы при формировании механизмов противодействия коррупции. Международно-правовые нормы в рассматриваемой сфере могут быть выражены в форме международного договора, международно-правового обычая, решения международной организации. В анализируемой главе содержится аргументированный вывод, согласно которому природа международного договора основывается на учете интересов сторон и согласовании их воли, касающейся вопросов, по которым достигнуто понимание, позволившее заключить договор, т. е. прийти к соглашению. Посредством достигнутого взаимопонимания государствам удалось заключить ряд международных договоров, касающихся борьбы с коррупцией, в том числе Конвенцию ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. Данная Конвенция подтверждает вывод о том, что коррупция уже не является локальной проблемой, а превратилась в транснациональное явление, затрагивающее общество и экономику всех стран. Это обусловливает исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней. Авторы пособия показывают направление противодействия коррупции посредством заключения международных договоров различного уровня. В частности, выделяются названная выше Конвенция ООН (универсальный международный договор), Межамериканская конвенция о борьбе с коррупцией от 29 марта 1996 г. (региональный международный договор), Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии о сотрудничестве в борьбе с преступностью, особенно в ее организованных формах, от 10 ноября 2006 г. (двусторонний международный договор). При этом справедливо подчеркивается, что международные договоры хотя и являются главным источником регулирования международных отношений, тем не менее не выступают в качестве единственного источника этого регулирования. Так, в сфере международного правового регулирования сохраняют свое значение международно-правовые обычаи. Посредством данного источника международного права можно расширить круг определенных государств, которые, не являясь участниками договора, тем не менее заинтересованы в реализации его положений, признании его принципов. Существенное внимание в книге уделено вопросу о роли рекомендательных актов в противодействии коррупции как стремительно развивающегося формата международных правил в сфере противодействия коррупции, применяемых государством в качестве стандартов поведения. Данные акты определены резолюциями международных организаций или конференций и имеют рекомендательный характер. Например, государства в целях реализации своей антикоррупционной политики могут воспользоваться рекомендательным документом ООН — Международным кодексом поведения государственных должностных лиц. В этом документе расширены признаки государственной должности как должности, предполагающей действовать в интересах государства, что выражается в абсолютной преданности государственных должностных лиц интересам своей страны и приверженности демократическим устоям общества и власти. В научно-практическом пособии показаны направления развития антикоррупционных институтов, на которые оказывают влияние международные рекомендательные акты (с. 57 — 65). Так, Комитет ООН по контролю над наркотиками и предупреждению преступности подготовил в рамках Глобальной программы против коррупции рекомендательный документ — «Антикоррупционный набор инструментов» (2001 г.), в котором дается классификация направлений, позволяющих сформировать антикоррупционные институты (создание координационного совета по борьбе с коррупцией, разработка Кодекса поведения должностных лиц, реформа государственной службы, применение принудительных мер в борьбе с коррупцией, финансовые расследования и др.). Изучение направленности международных договоров, международных рекомендательных актов позволяет сделать выводы о том, что обеспечение четкого функционирования в демократическом обществе государственных органов невозможно без устранения системных коррупционных проявлений в деятельности государственных служащих. Коррупция представляет собой серьезную угрозу для правового государства, прав человека, обеспечения справедливости. В целях эффективного противодействия коррупции должны активно и гармонично функционировать определенные международно-правовые механизмы и средства. Содержание международно-правового и внутригосударственно-правового регулирования позволяет выделить общие для указанных правовых систем средства регулирования в виде дозволений, запретов и обязываний. Эти положения подкрепляются рядом действующих международных договоров, в которых констатируется, что предупреждение и искоренение коррупции является обязанностью всех государств. Названное положение зафиксировано в Конвенции ООН против коррупции. Механизмы обязываний и запретов определены также в Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 21 ноября 1997 г. Принятие данной Конвенции связано с широким распространением взяточничества при осуществлении международных деловых операций, что наносит существенный вред экономике государств. Исходя из обязанностей в сфере противодействия коррупции, государства-участники должны вырабатывать такие национальные нормы, которые бы устанавливали единообразное или принятое на взаимной основе законодательство. Положительно оценивая в целом международно-правовой блок рассматриваемого издания, хотелось бы обратить внимание авторов на необходимость более широкого обращения к таким категориям, как международные стандарты и международно-правовой мониторинг. Международные стандарты, источником которых являются как международные договоры и международно-правовые обычаи, так и многие рекомендательные положения резолюций международных организаций, способны регулировать типовые ситуации, служить эталоном для совместных действий государств в сфере противодействия коррупции. Что касается мониторинга антикоррупционной деятельности, то последний предоставляет возможность корректировки реализации действующих международных обязательств и развития законодательства. Последующие разделы книги отведены вопросам противодействия коррупции в национальном законодательстве. Так, в главе третьей пособия представлены административно-правовые средства противодействия коррупции. В частности, подчеркивается, что государственная служба призвана выполнять ключевую роль при формировании российской государственности на демократических принципах. Необходимость конституционного строительства, укрепления целостности государства в условиях укрепления вертикали власти, обеспечения прав и законных интересов индивида, общества предполагает формирование новой, эффективной системы государственной службы. Вместе с тем переход от административно-командной к рыночной системе, повлекший экономический упадок, политическую нестабильность, деградацию властных институтов и основ гражданского общества, открыто заставил говорить о феномене коррупции в самых разных сферах публичного права. Актуальность изучения правовых средств противодействия коррупции и практическая востребованность такого рода исследований, особенно в административно-правовой сфере, сомнений не вызывают. Рост и масштабы коррупции, многообразие и высокая организованность ее форм (подкуп, лоббизм, политическая и транснациональная коррупция, завуалированные хищения и злоупотребления, совершаемые чиновниками) — это те вызовы современности, с которыми пришлось столкнуться России на пути к интеграции в мировое сообщество. Надо сказать, что эти проблемы не обошли и мировое сообщество. Современные возможности российского общества и государства (правовые, организационные, идеологические, материальные) в противостоянии коррупции недостаточно эффективны, так как до настоящего времени снизить уровень коррупции в нашей стране не удалось. Представления о коррупции чаще всего связываются с отдельными, хотя и наиболее часто встречающимися ее формами — взяточничеством, подкупом. Авторы анализируют административно-правовые, организационные, функциональные, нормативные и другие управленческие основы противодействия коррупции, рассматривая проблему данного феномена в рамках реализации исполнительной власти в Российской Федерации в различных сферах: в системе государственной службы, в сфере осуществления государственных контрольно-надзорных функций, в сфере административно-деликтного процесса. При этом подчеркивается роль антикоррупционных стандартов в регулировании поведения государственных служащих, выделяются структурные элементы антикоррупционного стандарта: предмет и сфера действия; правовая основа; единая система запретов, ограничений, обязанностей и дозволений на государственной и муниципальной службе; организационные требования по соблюдению антикоррупционных стандартов. Особо затрагиваются вопросы противодействия коррупции при осуществлении государственного контроля (надзора) и применяемой к государственным служащим за совершение коррупционных правонарушений ответственности. В четвертой главе научно-практического пособия рассматриваются уголовно-правовые механизмы борьбы с коррупцией. Актуальность уголовно-правовых мер противодействия коррупции обусловливает тот факт, что уголовное право является центральным антикоррупционным инструментом. Коррупция как социальное явление нашла отражение во многих нормах Уголовного кодекса РФ. В указанной главе анализируются вопросы противодействия коррупции через призму истории, что позволяет проследить наиболее значимые этапы развития антикоррупционного уголовного законодательства в России в дореволюционный и ранний послереволюционный периоды. Интересный сравнительно-правовой анализ исторического наследия и современного уголовного антикоррупционного законодательства России позволяет увидеть актуальные вопросы противодействия коррупции в Российской Федерации в другом ракурсе, позволяющем с учетом юридического наследия создать теоретическую, а затем и законодательную основу меняющегося уголовного антикоррупционного законодательства. Сопоставляя уголовное законодательство прошлого и уголовное законодательство современной России, можно увидеть несовершенство Уголовного кодекса РФ и возможные варианты решений проблем противодействия коррупции в российском уголовном праве. Вместе с тем в четвертой главе пособия не приведены статистические данные об общем уровне коррупции в России в дореволюционный и ранний послереволюционный периоды, а также статистика по определенным видам коррупционных преступлений. Не акцентировано внимание на проблеме латентности преступлений коррупционной направленности. Не выражена авторская позиция по проблеме посредничества во взяточничестве. Кроме того, не проводится анализ всех антикоррупционных норм Уголовного кодекса РФ, что могло бы существенно обогатить содержание соответствующего раздела книги. Пятая глава пособия отведена под изучение вопросов противодействия коррупции при осуществлении правосудия. Авторы отмечают: «Принципом судебной власти является утверждение, что судья в своей деятельности руководствуется только законом. Но факты коррупции среди судей подтверждают, что в ряде случаев при вынесении решений судья руководствуется не законом, а личными интересами». Согласно Закону РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» в случаях конфликта интересов или личной заинтересованности судья должен заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса. Один из наиболее острых вопросов коррупционных рисков в судах связан с реализацией принципа независимости судей. Коррупция возникает в том случае, если судьи не чувствуют себя действительно независимыми. В книге справедливо подчеркивается: чем выше профессиональный уровень судьи, тем он более независим при вынесении решения. Названы следующие меры противодействия коррупционным проявлениям при осуществлении правосудия: избрание председателей судов всех уровней самими судьями данного суда; освобождение судей от чрезмерной зависимости от председателей соответствующих судов, которые могут оказывать на судей давление для принятия нужного им решения; оптимизация процесса распределения дел между судьями (посредством жеребьевки, с использованием системы автоматического распределения дел в алфавитном порядке или другим способом, исключающим возможность коррупционной угрозы при распределении дел председателем суда); введение в судах книги учета непроцессуальных обращений к судье, в которую должны вноситься записи обо всех случаях обращения к судье, совершения иных действий с целью склонить его к нарушению установленных законом требований, предъявляемых к судье; исключение зависимости мировых судей от органов исполнительной власти и местных властей; улучшение организационного обеспечения деятельности мировых судей (например, возможно создание специальных подразделений при управлениях Судебного департамента и его территориальных органов в субъектах РФ для осуществления организационного обеспечения деятельности мировых судей); обращение к опыту зарубежных стран, в которых привлечение к дисциплинарной ответственности осуществляют дисциплинарные суды (в настоящее время в России установлен дополнительный контроль объективности принимаемых квалификационными коллегиями судей решений); изменение порядка досрочного прекращения полномочий судьи (при этом решение о досрочном прекращении полномочий судьи как меры дисциплинарной ответственности должен принимать высший судебный орган страны — Верховный Суд РФ); создание системы общественного контроля за осуществлением правосудия (в этом отношении в книге подчеркивается, что проведение общественной экспертизы по резонансным делам может стать легитимной формой общественного контроля за правосудием только в том случае, если законодательно будет определен правовой регламент ее осуществления); уменьшение возможностей оказания давления на судей, заключающихся в том числе в предоставленных судьям правах (дискреционные полномочия) и процедуре особого порядка принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением (гл. 40 УПК РФ). Реализация названных предложений по противодействию коррупции в сфере осуществления правосудия возможна путем внесения изменений и дополнений в соответствующие нормативные правовые акты в части формирования судейского корпуса и организации судебной деятельности, расширения доступа к правосудию и установления общественного контроля за правосудием. Остается сожалеть, что в этом плане авторами не рассмотрены специальные составы преступлений, предусмотренных ст. 305 УК РФ. В целом задача повышения эффективности антикоррупционных мероприятий в сфере правосудия требует дальнейшего системного совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и законодательства о судоустройстве в рассматриваемом направлении. Значительное место по своей практической ценности в анализируемом пособии занимает шестая глава, в которой рассматриваются различные средства противодействия коррупции в бизнесе. Авторы справедливо подчеркивают, что деловая коррупция (коррупция в бизнесе) распространена не меньше, чем коррупция в государственном секторе. При этом зачастую такая коррупция затрагивает не только лиц, выполняющих управленческие функции в организациях, но и наемных сотрудников, влияющих на подготовку и принятие управленческих решений. Коррупция в сфере бизнеса рассматривается в пособии в качестве конфликта интересов лиц, работающих в коммерческих и некоммерческих организациях, с интересами этих организаций и (или) их основных бенефициаров. От грамотного и эффективного разрешения конфликтов на внутриорганизационном уровне зависит создание и поддержание режима лояльности сотрудников организации, недопущение оппортунистического поведения во вред владельцам организации. Основной причиной для принятия мер по противодействию коррупции в бизнесе является частный интерес, а обладатель этого интереса заинтересован в применении возможных правовых средств, которые послужили бы для искоренения коррупции в конкретной организации, группе организаций, отрасли. При этом главным правовым средством для него выступает договор, в котором он вместе с другими договаривающимися субъектами возлагает на них и на себя определенные обязанности (действовать определенным образом и воздерживаться от определенного, в частности коррупционного, поведения). Другое гражданско-правовое средство, используемое бизнесом в борьбе с коррупционными проявлениями, — управленческие решения, которые принимаются на всех уровнях управления бизнес-организациями. В этом проявляется определенная роль государства, заключающаяся не только в установлении требований к системе управления, процедурам принятия и исполнения решений, но и в принятии стимулирующих норм, направленных на обеспечение следования бизнес-организаций лучшим практикам поведения. Также распространенным средством борьбы с коррупцией в бизнесе является локальное (корпоративное) нормотворчество. В числе основных гражданско-правовых средств противодействия коррупции в бизнес-организациях в рецензируемом пособии названы: установление правового режима регулирования конфликта интересов для совершения гражданско-правовых сделок и иных действий (правовой режим, институт недействительности, ответственность в форме возмещения убытков). При этом конфликт интересов определяется каждый раз в контексте решения конкретной проблемы; правовые нормы, устанавливающие ответственность членов органов управления за причинение убытков хозяйствующим субъектам (в этом отношении правовые средства могут быть не только материальными — сама норма, но и процессуальными — иск участников хозяйствующего субъекта или самого хозяйствующего субъекта к членам органа управления); правовые нормы, обязывающие принимать кодексы этики, корпоративного поведения и иные кодексы, направленные на регулирование поведения членов органов управления и иных работников юридического лица (правовые средства здесь — норма, управленческое решение, внутрикорпоративный акт и договор); правовые нормы, регулирующие управление в юридическом лице, и прежде всего такую подсистему управления, как контроль (система органов и организаций контроля и аудита, как входящих в структуру организации, так и действующих с ней по договору, а также совокупность процедур, в соответствии с которыми такие органы и организации осуществляют контрольную, ревизионную и аудиторскую деятельность); правовые нормы, устанавливающие специальный конкурентный порядок совершения сделок конкретными субъектами (норма, система правовых предписаний, управленческое решение, договор); правовые нормы, содержащие ограничения и запреты на участие некоторых категорий граждан в хозяйствующих субъектах (нормы и индивидуальные предписания государственных регулирующих органов). Весьма важным для уяснения сути правовых средств по борьбе с коррупцией является знание и использование того огромного опыта преодоления коррупционных проявлений, который был накоплен за рубежом. Учитывая это, можно только приветствовать включение в научно-практическое пособие седьмой (заключительной) главы, в которой анализируются положения зарубежного законодательства по вопросам борьбы с коррупцией. Особенно интересна та практика, которая, к сожалению, еще не привилась на российской почве. Думается, что материал этой главы о понятиях «коррупция», «коррупционное правонарушение», «преступление коррупционной направленности» лучше было бы поместить в начале пособия. Рамки пособия не дают возможности в полной мере охватить весь спектр антикоррупционного законодательства и иных мер, применяемых в данной обл асти, однако авторам удалось показать наиболее значимые правовые достижения, использование которых в России, как представляется, могло бы вывести борьбу с коррупцией на новый уровень. Речь идет об уголовно-правовых способах преодоления коррупционных проявлений, и в первую очередь о борьбе с незаконным обогащением и уголовной ответственности юридических лиц. Следует согласиться с авторами, что отсутствие в России каких-либо законодательных норм об ответственности за незаконное обогащение (когда должностные лица не могут объяснить происхождение своего богатства теми доходами, которые они законно заработали и продекларировали) препятствует реальной борьбе с коррупцией. Такие доходы, часто появляющиеся в результате взятки, растраты, хищения, отмывания денег или мошенничества с бухгалтерским учетом, свидетельствуют о коррупционном поведении, имеющем место как в публичном, так и в частном секторе. Авторы, можно сказать, предвосхитили установление юридической обязанности госслужащих отчитываться не только за свои доходы, но и за расходы <3>. ——————————— <3> См.: Указы Президента РФ от 2 апреля 2013 г. N 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»; от 2 апреля 2013 г. N 310 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Тем не менее ратификация Россией ст. 20 Конвенции против коррупции, призывающей каждое государство-участника рассмотреть возможность принятия мер по уголовному преследованию и наказанию публичных должностных лиц, виновных в умышленном незаконном обогащении, позволила бы поднять борьбу с коррупцией на новый уровень и использовать в качестве меры борьбы с незаконным обогащением расширенную конфискацию, как это делается в других странах. Еще одной важной нерешенной (хотя и обсуждаемой юристами) проблемой для России остается разработка института уголовной ответственности юридических лиц. В большинстве европейских государств, в том числе и относящихся к континентальной системе права, в последние годы приняты законы, сходные с теми, которые устанавливают уголовную ответственность юридических лиц в странах общего права. Основными наказаниями за преступления юридических лиц являются ликвидация и штрафы, помимо штрафов, в отношении юридических лиц применяются и другие меры, такие, как запрещение заниматься определенной деятельностью, получать лицензии, концессии и т. п., запрет денежных операций с бюджетными государственными и местными органами, изъятие имущества или незаконно приобретенной прибыли и т. п. Следует отметить, что нормы об уголовной ответственности юридических лиц в первую очередь направлены на введение или укрепление механизмов внутреннего контроля компаний в целях предупреждения и выявления коррупции. Особенно показателен в этом отношении интересный опыт Великобритании, который подробно проанализирован в пособии. Подытоживая проделанную работу, в заключении к научно-практическому пособию авторы делают вывод о том, что в целом «к правовым средствам противодействия коррупции следует относить прежде всего нормативные правовые предписания, регламентирующие приемы, способы противодействия коррупционным отношениям и юридические технологии, сопряженные с эффективным правовым инструментарием, юридической техникой, толкованием права и формами правореализационной практики, способствующие снижению факторов коррупционной деятельности». Стремясь помочь авторам улучшить материал, уместно отметить некоторые технико-юридические погрешности частного плана. Во втором параграфе первой главы (с. 14) раскрывается содержание современной государственно-правовой политики с упором на утративший силу Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации». В этом нет ничего предосудительного, ибо преемственность юридической политики должна освещаться, но целесообразнее акцент сделать на Указе Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». На с. 75, в первом параграфе третьей главы, есть ссылка на Положение о службе в органах внутренних дел, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года N 4202-1, которое на момент подписания пособия в печать не применялось за отдельными исключениями в отношении сотрудников ОВД. В данном случае уместно было бы сделать ссылку на п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». На с. 96 — 97 приводится устаревшая редакция ст. 19.28 КоАП РФ (изменения внесены Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 97). На с. 120 приводится текст п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ в устаревшей редакции (действующая редакция — Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 мая 2012 г. N 7; работа подписана в печать 26 октября 2012 г.). Рецензируемое научно-практическое пособие, несомненно, относится к разряду тех изданий, которые не могут быть невостребованными. Авторский коллектив избрал оптимальную модель изложения, когда комплексный вопрос разбит на отдельные относительно самостоятельные блоки, по итогам изучения которых у обучающихся есть возможность проверить свои знания (через вопросы для самоконтроля) и только после этого перейти к освоению следующего структурного элемента пособия. Пособие способно выдержать несколько изданий, и есть резон его расширить и обновить, критически оценив новации в сфере антикоррупционного законодательства и практики его реализации. Отдельные отмеченные выше дискуссионные моменты проведенного исследования правовых средств противодействия коррупции не снижают общую научную и практическую значимость работы. Издание может быть интересно широкой аудитории: как ученым-правоведам, аспирантам, студентам юридических и экономических вузов, так и государственным и муниципальным служащим, иным практикующим юристам, представителям бизнес-сообщества и правозащитных общественных объединений.

——————————————————————