Деятельность ВНИИ МВД России по научному обеспечению профилактики правонарушений
(Гирько С. И.)
(«Административное право и процесс», 2006, N 4)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНИИ МВД РОССИИ ПО НАУЧНОМУ
ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
С. И. ГИРЬКО
Гирько С. И., начальник ВНИИ МВД России, доктор юридических наук, профессор, генерал-майор милиции.
Проблема научного обеспечения профилактической линии работы органов внутренних дел всегда находилась в поле зрения руководства ВНИИ и профильных департаментов центрального аппарата МВД России, т. е. на уровне стратегического планирования.
Последние три года профилактическая деятельность органов внутренних дел выделена в самостоятельный раздел плана НИР Института, где отражаются проблемы профилактической деятельности милиции, поручаемые, как правило, нескольким научным центрам ВНИИ, исследующим отдельные линейные функции милиции. К примеру, в 2005 г. одной из таких тем была «Предупреждение, раскрытие и расследование преступлений, связанных с торговлей людьми». Очевидно, что итоговый документ включал в себя рекомендации по действиям и взаимодействию комплексных сил и средств милиции, учитывал специфику их линейных задач.
Научная разработка проблем профилактики получила новый мощный импульс в связи с поручением Президента Российской Федерации В. В. Путина от 26 сентября 2005 г. N ПР-1564.
Сегодня можно утверждать о том, что в работе ВНИИ МВД России сформирована система научного обеспечения линии работы органов внутренних дел по профилактике правонарушений.
Слагаемыми, элементами указанной системы являются:
— упорядоченные, в т. ч. формальные и неформальные, методы выявления и обобщения проблем, существующих в теории и практике организации профилактической работы;
— организация научных исследований по разработке выявленных проблем, носящих комплексный характер;
— апробация подготовленных научных разработок и доведение их до практического применения;
— алгоритм авторского сопровождения научно-методических материалов и получение информации об эффективности внедрения той или иной разработки в практику.
При этом планируемая проблематика включает в себя фундаментальные и прикладные исследования, учитывает особенности общей и индивидуальной профилактической деятельности, ориентируется на четырехуровневую систему организации профилактической работы в стране.
Кратко охарактеризуем каждый из указанных элементов.
Первое. Сбор и выявление проблем профилактической деятельности.
Проблематика научных исследований по профилактической тематике формируется из заявок, предоставляемых ежегодно профильными департаментами центрального аппарата МВД России, а также МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
Так, по таким заявкам только за последние три года нами проведено более 38 полномасштабных исследований, наиболее заметными из которых стали: «Предупреждение, пресечение и раскрытие грабежей и разбойных нападений на граждан и салоны сотовой связи с целью завладения мобильными телефонами» (2005 г.), «Законодательство стран СНГ по предупреждению и пресечению бродяжничества и попрошайничества» (2005 г.), «Предупреждение и раскрытие краж автотранспорта, совершенных преступниками с целью их возврата потерпевшим за денежное вознаграждение» (2005 г.), «Международный опыт работы по профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних, а также выявлению и привлечению к ответственности взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в антиобщественную деятельность» (2006 г.), «Предупреждение преступности в сверхкрупном городе с учетом ее территориальных различий (на примере г. Москвы)» (2006 г.) и ряд других.
Тематика по НИР профилактической линии работы планируется нами инициативно. В частности, по решению ВНИИ в план НИР института за тот же период включены 26 завершенных и еще разрабатываемых сегодня тем, наиболее актуальными из которых можно считать: «Современные возможности профилактики преступлений» (2005 г.), «Предупреждение рецидивной преступности в России» (2005 г.), «Предупреждение правонарушений со стороны молодежных неформальных объединений экстремистской направленности» (2005 г.), «Оперативно-розыскная профилактика» (2005 г.), «Выявление и предупреждение преступлений, связанных с наркотиками (с предложениями по выработке мер по профилактике наркомании)» (2006 г.), «Оперативно-розыскная профилактика террористических акций» (2006 г.) и пр.
Темы научных исследований вытекают из поручений руководства МВД России, а также решений оперативных совещаний Министерства: к примеру, «Организация деятельности школьных инспекторов» (2005 г.), «Совершение преступлений несовершеннолетними под воздействием аудиовизуальных игр» (2006 г.) и многие другие, получившие положительные отзывы на практике.
Проблемы теории и практики организации профилактической работы мы определяем также и в ходе научно-практических конференций, которые проводятся, как правило, в международном и межведомственном формате.
Только за последние два года нами по теме профилактической работы организовано и проведено 12 международных конференций и «круглых столов». Последняя из них прошла 14 — 16 декабря 2005 г. под названием «Профилактическая деятельность государства как одно из основных средств сдерживания преступности в Российской Федерации». В дискуссии приняли участие ведущие ученые, представляющие различные отрасли права, а также практические работники — сотрудники центрального аппарата МВД России, главных управлений по ФО, Следственного комитета при МВД России, МВД и УВД 10 субъектов Российской Федерации, Верховного Суда РФ, НИИ Генпрокуратуры и УИС, Русской православной церкви. В конференции участвовали представители Венгрии, Германии, Казахстана, Кыргызстана, Норвегии, Польши и Украины.
Материалы конференции изданы и разосланы в образовательные учреждения системы МВД и практические органы внутренних дел для использования в работе.
Упомянутые мной названия конкретных научных разработок свидетельствуют о том, что при определении ежегодной плановой проблематики в сфере профилактической деятельности Институт отдает приоритет исследованию как фундаментальных вопросов общей профилактики, так и отдельных направлений предупреждения преступности в группах риска.
При этом повышенное внимание авторских коллективов уделяется:
— выработке комплекса эффективных мер по предупреждению отдельных видов преступной деятельности, профилактике пьянства, наркомании, беспризорности несовершеннолетних, незаконной миграции, ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
— привлечению к предупреждению правонарушений общественности, а также потенциала предприятий и организаций различных форм собственности в современных общественно-исторических условиях;
— созданию и координации деятельности общественных организаций правоохранительной направленности;
— коренному изменению принципов работы по предупреждению и профилактике правонарушений по месту жительства граждан;
— выработке мер по борьбе с преступностью в общественных местах;
— активизации использования регионального законодательства в вопросах обеспечения правопорядка и общественной безопасности;
— совершенствованию деятельности участковых инспекторов, школьных инспекторов милиции и другим вопросам.
По каждому из перечисленных направлений можно назвать целый ряд конкретных научных материалов и разработок, направленных ВНИИ совместно с соответствующими департаментами в органы внутренних дел.
Второе. Организация научных исследований Институтом, как правило, носит комплексный характер. Для разработки конкретных проблем профилактической направленности создаются авторские коллективы, в состав которых входят представители всех заинтересованных научных центров, как блока милиции общественной безопасности, так и научных центров, изучающих проблемы криминальной милиции. В состав авторского коллектива включается по согласованию также сотрудник департамента-заказчика, который обеспечивает рабочую группу эмпирическими материалами и взаимодействие с заказчиками. Все это в совокупности позволяет избежать занаученности выходных материалов, а также обеспечить их доступность и истребованность на практике.
Третье. Нами налажена апробация подготовленных научных разработок и доведение их до практического применения.
Формами такой работы являются издание монографической литературы и направление ее безвозмездно в образовательные учреждения системы МВД России и органы внутренних дел для практического использования.
За последние три года Институтом только по линии профилактической работы издано 9 монографий, 15 пособий, 6 сборников материалов научных конференций, 14 методических рекомендаций, которые направлены в 256 адресов. Адресаты — практические органы внутренних дел и образовательные учреждения Министерства.
Кроме того, практически в каждой научной разработке по методике раскрытия или расследования преступлений содержится раздел о профилактических мерах.
Один из последних примеров: в органы внутренних дел письмом за подписью Министра внутренних дел Российской Федерации Р. Г. Нургалиева для практического использования направлено всестороннее исследование «Молодежный экстремизм». Оно рассчитано как на практиков, так и на преподавателей образовательных учреждений системы МВД России.
С мест уже начали поступать отзывы. Все они положительные. Книгу используют в учебном процессе вузов, с интересом изучают те, кто работает с молодежью.
Только за последние три года Институтом по профилактической тематике завершена работа по 173 выходным материалам, из которых большинство — это методические рекомендации и аналитические обзоры с предложениями. Именно они сегодня нужны практическим органам для работы.
Мы подготовили CD-диск, на который записаны все выходные материалы Института, подготовленные за последние несколько лет. На диске содержится почти 1500 таких материалов. Там есть раздел, касающийся профилактической работы. Сегодня индивидуализированные базы данных с этими материалами установлены в каждом МВД — УВД субъекта Российской Федерации и горрайлиноргане.
Подобными дисками с разработками ВНИИ сегодня обеспеченны все образовательные учреждения МВД России безотносительно: высшего они профиля или нет. По имеющимся у нас данным, материалы ВНИИ достаточно эффективно используются в образовательном процессе и практической деятельности.
Мы изучаем практику использования наших материалов и принимаем организационные меры, если видим, что они нужны.
Именно таким образом Институт, изучая практику использования наших баз данных в Ростовской области, обнаружил, что с электронными носителями в горрайорганах, мягко говоря, «не дружат». Мы изготовили систематизированный каталог материалов, содержащихся в базе данных. Его распространили в территориальные органы области. К нам пошли заказы на научную продукцию.
В июне т. г. каталог за подписью Министра рекомендован по всей стране. В институт отовсюду приходят положительные отзывы. Эффективность внедрения научной продукции ВНИИ предписано обобщать ежегодно. Анализ этой работы Институт планирует провести в 1-м квартале 2007 г.
Стали проводиться встречи с научной общественностью. Мартовская встреча в текущем году была посвящена проблемам формирования государственной системы предупреждения преступлений и правонарушений в Российской Федерации. Во встрече приняли участие представители практически всех ведущих образовательных учреждений юридического профиля, как системы МВД России, так и других ведомств. По итогам обсуждения принято решение распространить методические материалы по теме встречи среди ее участников.
В работе по научному обеспечению профилактики правонарушений нами используются возможности Совета по научно-гуманитарному обеспечению и передовому опыту Совета МВД России по науке и передовому опыту.
Так, только в апреле т. г. на очередное заседание НГС вынесен вопрос о положительном опыте работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних в Белгородской и Омской областях. Опыт указанных регионов признан положительным и рекомендован для распространения в органах внутренних дел России.
Более того, принято решение о том, чтобы опыт организации профилактической работы с несовершеннолетними был обсужден на месте — в Белгороде. Там Институтом совместно с ДООП МВД России в ноябре т. г. планируется проведение Всероссийского семинара-совещания по работе с несовершеннолетними.
Можно назвать и другие многочисленные формы нашей работы по доведению научных разработок до практического применения.
Четвертое. Свою работу по внедрению научной продукции Институт адресует прежде всего в практические органы, исходя из провозглашенной МВД России четырехуровневой системы профилактики.
Направляя материалы для практического использования, мы рассчитываем прежде всего на их применение на низовых, 3-м и 4-м, уровнях. Именно практического работника мы стремимся вооружить современными методиками работы. Между тем и к вопросам, решаемым на федеральном уровне, Институт своего внимания не снижает. ВНИИ МВД России принимает участие в научном сопровождении законопроектов, составляющих основу государственной системы профилактики.
Нами осуществляется научное сопровождение проектов Федеральных законов: «О государственной системе профилактики правонарушений», «О транспортной безопасности», «Об административном контроле за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», «Об участии граждан и общественных объединений в охране общественного порядка».
Говоря о мерах по повышению эффективности профилактической деятельности, представляется необходимым:
на федеральном уровне — уровне МВД России, уровне выработки стратегии, продолжить и активизировать работу по научному сопровождению законопроектов, формирующих государственную систему профилактики — об основных из них уже сказано выше. Есть и другие. Кроме того, необходимо запланировать разработку фундаментальных исследований в этом же направлении.
В настоящее время разработка «Теоретических основ государственной системы профилактики в Российской Федерации» рассматривается в качестве одного из нескольких фундаментальных исследований, претендующих на финансирование из федерального бюджета. Обоснованием этого решения перед Минобразования России в настоящее время занимаются ОИД и Институт.
На всех четырех уровнях организации профилактической работы в стране необходимо:
на первом уровне — в субъектах Российской Федерации основным направлением сохранить разработку региональных целевых программ профилактической направленности и методическое обеспечение работы всех звеньев в системе ранней профилактики. Их задача — четкое определение проблем, подлежащих научной разработке, размещение заказов в головные научно-исследовательские и образовательные учреждения, анализ эффективности использования на практике рекомендуемых методик, разработка тактических приемов организации профилактической деятельности. Доведение результатов анализа до исполнителей — научных и образовательных учреждений, установление обратной связи с ними.
Уровень горрайлинорганов внутренних дел по-прежнему является ключевой целью наших усилий. Научные разработки и методики направляются прежде всего сюда. Важно, чтобы сотрудники брали их на вооружение, меняли свои практические подходы к организации профилактической работы. Доведение научных материалов до практического применения, изучение возникающих проблем и своевременная подготовка рекомендаций по их преодолению — наша основная задача в этой части. Обучение сотрудников низовых подразделений навыкам применения рекомендуемых методик — задача МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, в том числе и с привлечением разработчиков научной продукции.
В целом же изучение положения дел на местах показывает, что в тех органах, где руководители работу по внедрению научной продукции взяли под личный контроль и относятся к ней как к одному из наиболее эффективных рычагов влияния на состояние оперативно-служебной деятельности, — там есть и положительная динамика.
——————————————————————