Некоторые аспекты совершенствования розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда
(Ким Е. П., Гомбоев Б. Ч., Некозырева Т. С.) («Российский следователь», 2007, N 2)
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОЗЫСКА ЛИЦ, СКРЫВАЮЩИХСЯ ОТ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДСТВИЯ И СУДА
Е. П. КИМ, Б. Ч. ГОМБОЕВ, Т. С. НЕКОЗЫРЕВА
Ким Е. П., начальник кафедры ОРД ОВД ДВЮИ МВД России.
Гомбоев Б. Ч., преподаватель кафедры ОРД ОВД ДВЮИ МВД России.
Некозырева Т. С., адъюнкт ДВЮИ МВД России.
Анализ статистических данных показывает, что количество разыскиваемых лиц за последние годы остается стабильно высоким. Так, в 2005 г. в Российской Федерации разыскивалось 226936 подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных лиц, из них 169092 человека, или 74,5%, объявлялось в розыск в течение года. Остаток разыскиваемых лиц за совершение преступления по состоянию на 1 января 2005 г. превысил 77718 человек. Их основная масса, находясь на нелегальном положении, продолжает заниматься преступной деятельностью. По нашему мнению, одной из серьезных проблем практики розыскной работы является чрезмерная загруженность оперативных работников, специализирующихся на розыске скрывающихся лиц, совершенно излишним делопроизводством. Как показали результаты проведенного нами опроса, 93% опрошенных респондентов согласились с тем, что формальная сторона розыскной работы чрезмерна и данное обстоятельство в целом негативно влияет на производительность их труда. По их отзывам, практически все рабочее время сотрудников розыскных подразделений затрачивается на оформление розыскных дел и документов, им сопутствующих. Полагаем, что это серьезно препятствует эффективному и быстрому розыску скрывшегося лица. Чрезмерная загруженность толкает оперативных работников на выработку формализма в делопроизводстве. По справедливому мнению В. Г. Камыш, одним из резервов повышения эффективности оперативно-розыскной деятельности является исключение формализма в проведении оперативно-поисковых мероприятий <1>. ——————————— <1> См.: Камыш В. Г. Организация и тактика розыска скрывшихся преступников и лиц, пропавших без вести: Учебное пособие. Минск: Минская высшая школа МВД СССР, 1986. С. 30.
В настоящей статье мы предлагаем один из видимых нами путей решения обозначенной проблемы. Он заключается в использовании криминологической концепции ресоциализации личности в розыске лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда. Деятельность органов внутренних дел по розыску лиц, совершивших преступление и скрывающихся от уголовного преследования, можно представить одним из аспектов обеспечения уголовно-правового принципа неотвратимости наказания. В этой связи проявляется тесная взаимосвязь решения задачи оперативно-розыскной деятельности по розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, с ее уголовно-правовым регулированием. Уголовный кодекс Российской Федерации в теории принято относить к законодательным актам, устанавливающим базисные положения оперативно-розыскной деятельности <2>. Некоторые положения, закрепленные в уголовном законе, носят процессуальный характер и имеют непосредственное отношение к розыскной работе. Так, ст. 78 УК РФ «Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности» в п. 3 гласит о том, что «течение сроков давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия или суда. В этом случае течение сроков давности возобновляется с момента задержания указанного лица или явки его с повинной» <3>. Это означает, что, пока лицо скрывается от органов уголовного преследования, розыск будет продолжаться до его обнаружения. ——————————— <2> См.: Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в России: Сборник нормативных актов. 2-е изд., перераб. и доп. / Сост. В. Ф. Луговик и А. Е. Чечетин. Омск: Омская академия МВД России, 2000. С. 4. <3> См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954.
Таким образом, розыскные дела по скрывающимся лицам могут находиться в производстве оперативника годами и десятилетиями, независимо от тяжести преступлений. Соответственно, на протяжении всего неопределенного срока оперативник должен постоянно проводить комплекс оперативно-розыскных и иных мероприятий, направленных на обнаружение разыскиваемого лица. Прекратить такое дело нельзя не иначе как после задержания преступника. Вместе с тем в п. 1 ст. 78 УК РФ предусмотрено освобождение от уголовной ответственности за истечением сроков давности по прошествии двух, шести, десяти и пятнадцати лет после совершения преступления, в зависимости от его тяжести. Полагаем, что таким образом законодатель применил известную криминологическую концепцию о ресоциализации личности <4>, в соответствии с которой принято считать, что лицо, совершившее преступление, со временем исправляется и становится законопослушным, в случае если не повторяет совершения преступления <5>. ——————————— <4> Данный вывод основывается на нашей солидарности с мнением ученых, полагающих, что положения криминологии являются основой для формирования норм уголовного права. См., напр.: Милюков С. Ф. Проблемы криминологической обоснованности российского уголовного законодательства: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. 57 с. <5> См., напр.: Рыбак А. З. Сопутствующее преступлению поведение как обстоятельство, устраняющее уголовную ответственность и (или) наказуемость деяния (юридическая характеристика и правоприменительная практика): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2003. С. 8.
Мы согласны с мнением правоведов, полагающих, что применение института сроков давности в уголовном праве обосновывается закономерностью снижения эффективности уголовного наказания после совершения преступления по прошествии значительного времени, вплоть до полной утраты его нецелесообразности <6>. Полагаем, что обозначенная закономерность действительна и к лицам, скрывающимся от органов дознания, следствия и суда. ——————————— <6> См., напр.: Мартынова Н. С. Освобождение от уголовной ответственности и наказания: Лекция. Домодедово: Всероссийский институт повышения квалификации работников МВД России, 2002. С. 15.
Аргументом обоснования данного тезиса можно отнести тот факт, что подозреваемые, обвиняемые, подсудимые и осужденные объявляются в розыск также в случае, если их местонахождение неизвестно по иным причинам, не связанным с их умышленным уклонением от уголовного преследования. Значительная часть скрывающихся лиц разыскивается с мерой пресечения, не связанной с заключением под стражу (55%) <7>, что косвенно свидетельствует о том, что они разыскиваются по уголовным делам о преступлениях небольшой общественной опасности, по которым также обязательно ведение оперативного делопроизводства в рамках розыскного дела. ——————————— <7> Информация по данным МВД России за 2004 г.
Кроме того, имеет значение то обстоятельство, что по прошествии значительного периода времени затрудняется либо становится невозможным процесс расследования и судебного рассмотрения дела, поскольку со временем утрачиваются либо теряют свою силу доказательства, забываются или искажаются в памяти сведения, известные свидетелям <8>. ——————————— <8> См.: Мартынова Н. С. Указ. соч. С. 15.
Как видно из вышеизложенного, законодатель допускает освобождение от уголовной ответственности лиц по истечении сроков давности и, таким образом, закон прощает содеянное преступникам при условии прошествия определенного промежутка времени. Это, на наш взгляд, совершенно разумно и справедливо как по отношению к гражданам, совершившим ошибку, так и к правоохранительным органам, которые, несмотря даже на наличие данного демократичного института уголовного права, с большими затруднениями справляются со своими обязанностями. Полагаем, что в условиях настоящей действительности, исходя из обозначенных выше проблем обеспечения эффективного розыска скрывшихся лиц, требуется дальнейшее развитие уголовно-правового института сроков давности. Поэтому мы предлагаем следующий вариант снижения объема розыскного делопроизводства в целях повышения эффективности работы по розыску скрывшихся лиц. Статью 78 УК РФ необходимо дополнить ч. 6, в которой указать следующее: «Действие ч. 3 настоящей статьи не распространяется на преступления небольшой тяжести», по которым в п. «а» ч. 1 ст. 78 УК РФ предусмотрен срок истечения срока давности в два года. Предложенное нами изменение нормы уголовного права, на наш взгляд, позволит в некоторой части переориентировать оперативников розыскных подразделений с формальной стороны розыскной работы на непосредственное активное ведение розыска преступников. Таким образом, будет обеспечено повышение эффективности деятельности органов внутренних дел по розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, путем использования криминологической концепции ресоциализации личности.
——————————————————————