Некоторые вопросы оперативно-розыскного противодействия преступности в сфере топливно-энергетического комплекса России
(Егоршин В. М., Нигметов Н. А.) («Российский следователь», 2007, N 9)
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
В. М. ЕГОРШИН, Н. А. НИГМЕТОВ
Егоршин В. М., профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук.
Нигметов Н. А., адъюнкт кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России.
Налоговые преступления относятся к категории преступлений в сфере экономической деятельности, при этом, как и другие экономические преступления, характеризуются исключительно высокой латентностью. Среди причин высокого уровня латентности налоговой преступности следует выделить изобретательность налоговых преступников, использующих различные способы сокрытия совершаемых ими налоговых преступлений, отсутствие явных признаков, свидетельствующих об их совершении (признаки преступлений могут быть выявлены только в результате высококвалифицированных целевых проверок финансово-хозяйственной деятельности), а также наличие большого промежутка времени (от года и более) между моментом совершения и выявления налогового преступления, что приводит к утрате доказательной базы. Президент Российской Федерации В. В. Путин указал, что под устойчивым развитием применительно к минерально-сырьевым ресурсам подразумевается гарантированное обеспечение экономической безопасности страны путем создания надежной минерально-сырьевой базы для удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики России с учетом экономических, социальных, демографических, оборонных и других факторов <1>. При этом подчеркивается: рыночный механизм даже в развитых странах не обеспечивает решения стратегических задач природопользования, охраны природы, устойчивой экономической безопасности. ——————————— <1> Путин В. В. Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономики // Использование и охрана природных ресурсов. 2000. N 3. С. 2 — 9.
Нефтегазовый комплекс (НГК) представляет собой комплекс отраслей по добыче, транспортировке и переработке нефти и газа и распределению продуктов их переработки. В течение многих лет он является основой энергоснабжения страны, одним из ее важнейших народно-хозяйственных комплексов и одной из частей «несущей конструкции» российской экономики. В настоящее время на долю России приходится около 13% мировых запасов нефти, 10% объемов добычи и 8,5% ее экспорта. В структуре добычи основных первичных энергоресурсов России на нефть приходится около 30%. При этом необходимо учитывать зависимость от мирового уровня цен. Так, по подсчетам экспертов ОПЕК и Лондонской международной топливной биржи, удешевление барреля российской нефти марки URALS только на один доллар равнозначно недобору прибыли российскими компаниями примерно на 400 миллионов долларов США <2>. В то же время российскому бюджету нефть приносит далеко не те доходы, на которые можно было бы рассчитывать. Например, по итогам I полугодия 2002 г. из 1 трлн. рублей планируемых доходов бюджета нефтедобыча дала всего 11% (чуть более 100 рублей на одного человека), а нефтепереработка 8%. Торговля и общественное питание принесли 14%, транспорт — 9%, а все остальные отрасли — 58% <3>. ——————————— <2> См.: Балиев А. Добычу сократили, а цены продолжают падать // Российская газета. 2001. 14 нояб. <3> См.: Лужков Ю. Сегодня съедим, так завтра поглядим // Нефть России. 2003. N 1. С. 11.
Необходимо отметить, что в настоящее время государственное регулирование финансовой политики компаний нефтяного комплекса осложняется структурными преобразованиями, произошедшими за период с 1998 по 2000 г. В результате недальновидной политики правительства прямое управление нефтяными компаниями и предприятиями комплекса стало невозможным, так как доля государства в их собственности весьма низка (либо отсутствует). Предпринимаемые в последние годы (2001 — 2005) государством меры по консолидации активов в сфере нефтедобычи («Газпром», «Сибнефть» и «Роснефть») не привели к положительным изменениям в общей системе управления и регулирования финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) нефтяного комплекса Российской Федерации, что подтверждается сохранением и даже ростом использования на практике применявшихся ранее особо опасных схем уклонения от уплаты налогов российскими ВИНК. Многообразие и изощренность в способах совершения вышеуказанных преступлений требуют принятия исчерпывающих мер по защите интересов государства и пополнению доходной части бюджета, прежде всего путем повышения эффективности проводимых правоохранительными органами оперативно-розыскных мероприятий. При этом проверочные оперативно-розыскные мероприятия должны базироваться на результатах предварительно проводимых углубленных аналитических исследований в отношении вертикально интегрированных нефтяных компаний и естественных монополий, их дочерних и зависимых компаний, а также иных организаций, входящих в структуру указанных компаний по следующим вопросам: формирование и структура уставного капитала; структура управления в компании, лица, ответственные за ведение финансово-хозяйственной деятельности; анализ финансово-хозяйственной деятельности, перспективные направления инвестиционных проектов, прирост объемов добычи нефти и производства светлых и темных нефтепродуктов (иных продуктов, товаров и услуг); сведения об учредительской деятельности юридического лица, а также его дочерних и иных зависимых обществ (с указанием перечня всех дочерних и зависимых обществ, а также всех обществ, учрежденных с участием дочерних и зависимых обществ) в динамике за последние три года; сведения о начислении и перечислении дивидендов на долю участия юридического лица в уставных капиталах дочерних и зависимых обществ в динамике за последние три года; ведение реестров акций юридического лица, список зарегистрированных лиц, имеющих право на получение доходов по ценным бумагам акционерного общества; распределение прибыли компании, а также ее дочерних (зависимых) обществ, начисление и перечисление дивидендов на долю участия компании в уставных капиталах дочерних и зависимых обществ; анализ финансового состояния за трехлетний период (вертикальный и горизонтальный анализ уплотненного нетто-баланса, экспресс-анализ показателей оценки финансово-хозяйственной деятельности) и т. д. В качестве источников информации для анализа финансового положения предприятия служат формы отчета и приложения к ним, а также сведения из самого учета в том случае, если анализ проводится внутри предприятия. Комплексный финансовый анализ предприятия необходимо проводить в динамике за несколько кварталов. При этом необходимо учитывать, что финансовый анализ (основанный на анализе баланса и отчета о прибылях и убытках) лишь позволяет получить ориентирующие материалы, указывающие на подозрительные операции в деятельности предприятия и сформировать перечень вопросов, на которые можно будет ответить лишь при более детальном изучении этой деятельности в ходе анализа, проводимого «за пределами» предприятия незаинтересованными специалистами (при внешнем анализе ФХД). В то же время возникает задача по сбору дополнительной информации о проверяемом предприятии, которую целесообразно получить из существующих ведомственных баз данных. Однако, несмотря на то что поиск оперативно значимой информации в существующих базах данных ведомств и организаций является одним из наиболее перспективных способов сбора информации <4>, обеспечивающих необходимый уровень эффективности деятельности органов внутренних дел, его внедрению в практику препятствуют действующие ведомственные нормативные акты, определяющие порядок информационного взаимодействия в подразделениях ГТК, Госкомстата и других ведомств. Данное положение связано с существующими ведомственными нормами, которые позволяют получать информацию только по запросу в отношении конкретных юридических и физических лиц и в объеме, определяемом владельцем информационной базы, в то время как оперативным подразделениям органов внутренних дел зачастую необходимо иметь доступ ко всей базе данных для ведения широкого аналитического поиска. Кроме того, принцип формирования ведомственных баз данных не предусматривает использование единого идентификационного элемента объекта (используются ИНН, ОКПО, номер паспорта и т. д.), что не позволяет проводить качественную параллельную поисково-аналитическую работу в банках данных различных ведомств. ——————————— <4> Ривман Д. В. Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности». СПб., 2003. С. 81.
Отмеченные обстоятельства обусловливают особое значение проблемы своевременного совершенствования нормативно-правовых актов, регулирующих права субъектов оперативно-розыскной деятельности, с учетом специфики функционирования хозяйствующих субъектов в различных сферах экономики, так как именно своевременное их приведение в соответствие с реалиями сегодняшнего дня в максимальной степени влияет на эффективность деятельности не только оперативных подразделений МВД, но и иных служб и ведомств, ведущих борьбу с экономической преступностью.
——————————————————————