К проблеме оперативного обеспечения деятельности уголовно-исполнительных инспекций
(Бажанов С. А., Егорова Е. В.) («Российский следователь», 2007, N 10)
К ПРОБЛЕМЕ ОПЕРАТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ
С. А. БАЖАНОВ, Е. В. ЕГОРОВА
Бажанов С. А., кандидат юридических наук.
Уголовно-исполнительное законодательство и судебная практика развиваются в направлении расширения применения наказаний и иных мер уголовно-правового характера без изоляции осужденных от общества. Доля лиц, оставленных на свободе, в общем числе осужденных судами Российской Федерации составляет около 62%, что в полной мере отвечает Минимальным стандартным правилам ООН. В 2006 г. осуществлен ряд мероприятий по совершенствованию организации исполнения наказаний без лишения свободы и улучшению условий функционирования уголовно-исполнительных инспекций (УИИ). В настоящее время в Российской Федерации действует 2441 уголовно-исполнительная инспекция. В течение года по учетам уголовно-исполнительных инспекций проходит более 100000 человек. Из общего числа состоящих на учете 42000 человек отбывают наказания за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, 500000, или каждый второй, — за кражи, грабежи и разбои. За период с 2001 по 2006 г. доля лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности, увеличилась с 27 до 33% (370000 человек) <1>. А это больше трети от общего количества состоящих на учете человек. ——————————— <1> Из доклада начальника Управления исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы ФСИН России, полковника внутренней службы Ф. Ручкина // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2006. N 6. С. 3.
В настоящее время 395 межрайонных уголовно-исполнительных инспекций действуют в качестве юридических лиц, и при взаимодействии с органами власти, правоохранительными органами, организациями, в которых работают осужденные, руководители и сотрудники выступают от имени учреждения. В этой связи, формально выступая учреждением, исполняющим наказания, уголовно-исполнительные инспекции должны быть наделены соответствующими обязанностями и правами, причем не только в рамках ведомственной Инструкции, но и на уровне федерального закона <2>. Одновременно возникает вопрос об оперативно-розыскном обеспечении деятельности указанных учреждений <3>. ——————————— <2> Если существует Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы», то логично рассматривать как возможный и закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, не связанные с лишением свободы». <3> См.: п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы», наделяющий учреждения, исполняющие наказания, правом осуществлять ОРД в соответствии с законодательством РФ.
Анализ судебной практики назначения наказаний показывает, что доля наказаний, не связанных с лишением свободы, снижается. Однако с учетом расширения применения наказания в виде обязательных работ с 17 тыс. в 2005 г. до 32 тыс. в 2006 г., а также возможного введения в действие нового наказания в виде ограничения свободы можно предположить, что общее количество осужденных, прошедших по учетам, останется на прежнем уровне и составит более 1,5 млн. человек. Принятые меры по увеличению численности личного состава УИИ и укреплению их материально-технической базы позволят в 2007 г. сдержать рост повторной преступности среди осужденных к наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера без лишения свободы, а также обеспечить надзор за лицами, осужденными к наказанию в виде ограничения свободы на первоначальном этапе (при принятии закона о введении его в действие). Существует опасность роста количества повторных преступлений в случае дальнейшего ухудшения криминогенного состава осужденных. В настоящее время среди подучетных УИИ ранее имели судимости 34,7%, осуждены за совершение тяжких преступлений 4,1%. Сохранение такого положения в 2007 г. может иметь негативные последствия в виде роста повторной преступности и увеличения количества лиц, направляемых судами по представлениям УИИ в места лишения свободы. К тому же официальная статистика не учитывает латентность, а также количество нераскрытых преступлений, которые потенциально могли совершить осужденные. В современных социально-экономических условиях наметились новые тенденции в преступности. Многие преступления совершаются в группах, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Перечисленные обстоятельства требуют от сотрудников уголовно-исполнительных инспекций повседневного контроля за поведением поднадзорных и комплексного подхода к их исправлению. Общие положения Инструкции о порядке исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной Приказом Минюста России от 12 апреля 2005 г. N 38 (далее — Инструкция), среди прочих возлагают на уголовно-исполнительные инспекции обязанности по предупреждению преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях. Для выполнения этой и других функций уголовно-исполнительные инспекции взаимодействуют с органами внутренних дел: готовят и направляют в органы внутренних дел предложения и планы совместных мероприятий; принимают участие в мероприятиях, проводимых органами внутренних дел, по проверке поведения осужденных по месту жительства и в общественных местах; систематически направляют в органы внутренних дел информацию об осужденных, состоящих на учетах. Среди подопечных уголовно-исполнительных инспекций помимо лиц, осужденных за незначительные преступления, имеющих первую судимость и небольшой срок наказания, есть лица, которые осуждены за убийства, изнасилования и другие особо тяжкие преступления и которым оставшийся срок заменен на условное осуждение с испытательным сроком. Суд счел, что они могут исправиться на свободе без изоляции от общества. Однако среди этой категории встречаются и такие, которые в местах лишения свободы вели себя спокойно, не допускали нарушений исключительно ради условного освобождения, чтобы быстрее получить возможность продолжить свой преступный образ жизни. Информацией об их истинных намерениях должны располагать сотрудники оперативных аппаратов ИУ. Надо признать, что, хотя оперативные работники территориальных органов и следователи часто располагают необходимыми сведениями, характеризующими личность осужденного, эти сведения остаются невостребованными. По роду своей деятельности уголовно-исполнительным инспекциям приходится контактировать со многими службами органов внутренних дел. Участники «круглого стола», проведенного в Томском филиале Академии права и управления ФСИН России в 2004 г., отмечают, что вследствие ведомственных барьеров ослабевают контакты с органами внутренних дел. Многие вопросы сейчас решаются с помощью сохранившихся личных связей. Между тем без тесного взаимодействия с органами внутренних дел сотрудникам уголовно-исполнительных инспекций трудно осуществлять контроль за осужденными. До принятия упомянутой Инструкции сотрудники руководствовались Инструкцией о порядке исполнения наказаний в виде исправительных работ, утвержденной Приказом МВД России от 1 июля 1997 г. N 403; другого нормативного акта, регламентирующего взаимодействие, не было. В данном Приказе определены функции всех служб по исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы: уголовно-исполнительных инспекций, паспортно-визовой службы, участковых инспекторов, криминальной милиции. Однако Приказ Минюста России от 12 апреля 2005 г. N 38 признал Приказ МВД не действующим в уголовно-исполнительной системе. Разумеется, руководитель уголовно-исполнительной инспекции обязан проявлять инициативу и настойчивость, требовать от руководителей взаимодействующих служб выполнения их обязанностей, рассматривать вопросы организации взаимодействия на оперативных совещаниях ОВД. Но, как показывает практика (мнение руководителей уголовно-исполнительных инспекций различных регионов России), многие руководители ОВД отмахиваются от проблем уголовно-исполнительных инспекций, ссылаясь на более важные задачи и не задумываясь над тем, что профилактика правонарушений среди осужденных, а также контроль за их поведением со стороны всех сотрудников ОВД в конечном итоге влияют на состояние правопорядка на территории их обслуживания. Нередко сотрудники уголовно-исполнительных инспекций не знают, кого из подучетных сотрудники КМ разыскивают по подозрению в совершении преступлений. Сотрудники уголовно-исполнительной инспекции не присутствуют на ежедневных совещаниях ОВД, не интересуются состоянием оперативной обстановки за сутки, хотя основой взаимодействия является хорошо налаженная взаимная информация. Порой бывает, что сотрудники уголовно-исполнительной инспекции узнают о том, что осужденный совершил повторное преступление, спустя несколько месяцев после проверки по учетам ИЦ УВД. В соответствии с разделом 7 Инструкции первоначальные мероприятия по розыску осужденных, местонахождение которых неизвестно, проводят инспекции, на учете которых они состоят. Персонал инспекций не имеет опыта проведения розыскных мероприятий, поэтому осуществляет эти проверки формально и неквалифицированно, не задействуя сотрудников милиции. В результате оперативно-розыскные мероприятия по розыску осужденного начинают проводиться с опозданием, лишь после поступления в ОВД документов на розыск. Упускается время, на длительный период осужденный остается без контроля, нередко совершает противоправные действия. В свою очередь, и сотрудники криминальной милиции не торопятся разыскивать осужденных, так как согласно существующей системе регистрации и учета раскрытых и расследованных преступлений в случае задержания подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления уголовное дело будет считаться раскрытым, что влияет на процент расследованных преступлений в отчетном периоде, тогда как розыск осужденного на этот показатель не влияет. Не оказывают никакой практической помощи уголовно-исполнительной инспекции и оперативные подразделения ФСИН России. Статья 84 УИК РФ и другие нормативно-правовые акты не предусматривают осуществления оперативными подразделениями УИС оперативно-розыскной деятельности в отношении осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, хотя в отношении осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, они проводят оперативно-розыскные мероприятия в полном объеме. В целом охват осужденных сотрудниками УИС в исправительном учреждении в несколько раз плотнее, чем нагрузка на одного сотрудника уголовно-исполнительной инспекции. В результате не выполняются требования законодательства в части получения и реализации оперативно-розыскной информации, то есть нарушается принцип неотвратимости наказания, реализуемый только в случае полного выявления и раскрытия всех преступлений. Среди контингента уголовно-исполнительных инспекций есть немало лиц, готовых оказывать конфиденциальное содействие, в том числе и ранее привлекавшихся к этой работе. В силу отсутствия навыков агентурной работы у инспекторов уголовно-исполнительной инспекции и условий для ее проведения пласт оперативной информации остается невыявленным. Пункт 152 раздела 7 Инструкции дает возможность сотрудникам уголовно-исполнительных инспекций привлекать подразделения розыска территориальных органов ФСИН к проведению первоначальных розыскных мероприятий по установлению места нахождения осужденного. Положение Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» дает право оперативным подразделениям привлекать к проведению оперативно-розыскных мероприятий любых лиц, в том числе и сотрудников уголовно-исполнительных инспекций. В результате сложившейся ситуации вышеозначенные проблемы остаются актуальными, и уголовно-исполнительные инспекции своими силами их решить не смогут. Необходимо пересмотреть нормативно-правовую базу, регламентирующую взаимодействие уголовно-исполнительных инспекций с подразделениями органов внутренних дел. В связи с предполагаемым увеличением видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества, возрастет нагрузка на уголовно-исполнительные инспекции (согласно прогнозам Минюста России, количество осужденных к обязательным работам возрастет до 75 — 80 тыс.), поэтому следует как можно активнее проводить их комплектование. Кроме того, в целях исполнения законодательства в полном объеме и укрепления уголовно-исполнительных инспекций следует рассмотреть вопрос о введении в их штат оперативных сотрудников. На наш взгляд, оперативно-розыскное обеспечение режима отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы, должно учитывать основные положения, охватываемые содержанием ст. 84 УИК РФ. В случае распространения этой нормы на сотрудников УИИ, а также наделения их хотя бы усеченным правом проведения оперативно-розыскных мероприятий, оперативное обеспечение деятельности уголовно-исполнительных инспекций позволило бы разрешить следующие задачи: 1) обеспечение личной безопасности осужденных, персонала уголовно-исполнительных инспекций и иных лиц; 2) выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых лицами, отбывающими наказание в уголовно-исполнительных инспекциях, преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; 3) розыск в установленном порядке осужденных, скрывшихся в целях уклонения от наказания, уклоняющихся от контроля и постановки на учет в уголовно-исполнительной инспекции.
——————————————————————