Система обеспечения безопасности туризма и государственная политика в области безопасности туризма. Правовой аспект
(Писаревский Е. Л.) («Туризм: право и экономика», 2007, N 3)
СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИЗМА И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИЗМА. ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Е. Л. ПИСАРЕВСКИЙ
Писаревский Е. Л., кандидат юридических наук.
1. Понятие «обеспечение безопасности»
В докладе Генерального секретаря ВТО Ф. Франжиали, прозвучавшем на 16-й сессии Генеральной Ассамблеи Всемирной туристской организации (UNWTO) в декабре 2005 г., отмечалось, что в настоящее время перед туризмом стоят две масштабные задачи. Первая связана с текущим моментом — это обеспечение безопасности путешествий и преодоление кризисов. Вторая задача вписывается в более долгосрочную перспективу и касается выбора пути развития туризма, способного снизить его уязвимость, повысить устойчивость и обратить на пользу общества. С принятием Федерального закона от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» расширяется понятие безопасности туризма. Под безопасностью туризма понимаются безопасность туристов, сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества и безопасности государства. Для государства важно найти баланс между национальной и личной безопасностью. В этой связи повышенное внимание необходимо уделить и культуре безопасности самих туристов. Согласно Глобальному этическому кодексу туризма, туристы и иные посетители имеют не только права, но и определенные обязанности в области безопасности туризма. Все путешествующие еще до выезда должны ознакомиться с характеристиками стран, которые они намерены посетить, должны осознавать все риски для здоровья и безопасности и вести себя таким образом, чтобы свести эти риски к минимуму. Средства массовой информации могут и должны оказывать поддержку государству в формировании и продвижении культуры безопасности путешествующих. В соответствии со ст. 4 Закона о безопасности под обеспечением безопасности следует понимать создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов безопасности. Создание и поддержание необходимого уровня защищенности личной безопасности гражданина, например, возможно с использованием его собственных сил, навыков и умений в сфере самообороны, а также индивидуальных средств защиты (безопасности) и т. д. В то же время для обеспечения личной безопасности в различных жизненных ситуациях существуют органы милиции, безопасности, специализированные подразделения МЧС России и т. д. Процесс обеспечения безопасности туризма может рассматриваться в узком и широком значении. В узком значении обеспечение безопасности туризма представляет собой управленческую деятельность по применению мер безопасности и включает в себя следующие функции: диагностику — выяснение состояния объекта безопасности и (или) источника опасности; принятие решений о применении мер безопасности; установление организационных связей между субъектами обеспечения безопасности и (или) объектами безопасности; осуществление социального регулирования отношений в сфере безопасности и контроля (надзора) за источниками опасности, объектами безопасности, субъектами обеспечения безопасности; сбор и преобразование информации, необходимой для обеспечения безопасности. Содержанием деятельности по обеспечению безопасности являются различные виды юридической и иной деятельности, направленные на предупреждение и нейтрализацию угроз безопасности в сфере туризма, ликвидацию и (или) снижение тяжести их последствий, восстановление нормального функционирования объектов безопасности, нарушенного в результате действия угроз безопасности, а также иные меры по созданию и поддержанию необходимого уровня защищенности объектов безопасности. В широком значении обеспечение безопасности в сфере туризма представляет собой систему политико-правовых, организационно-технических и иных средств и сил обеспечения безопасности, используемых для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности, а также систему мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам безопасности в сфере туризма (система безопасности туризма). В правовом смысле обеспечение безопасности туризма представляет собой юридическую деятельность специально уполномоченных органов государственной власти по применению правовых средств и способов для охраны (защиты) жизненно важных интересов системы туризма, ее подсистем и элементов, иных объектов безопасности в сфере туризма от угроз безопасности, а также правореализационную деятельность граждан и юридических лиц по защите своих прав и законных интересов. Правовой целью процесса безопасности является восстановление нарушенного правопорядка в сфере безопасности, а также достижение гарантированного правового состояния субъектов общественных отношений в сфере туризма. Среди видов юридической деятельности по обеспечению безопасности туризма можно выделить: правотворчество в сфере безопасности (разработка проектов нормативных правовых актов и их принятие, разработка и реализация государственной политики в области безопасности); правоприменение в сфере безопасности (осуществление государственных функций и оказание государственных услуг в области обеспечения безопасности и др.); правовое просвещение в сфере безопасности (образовательная, научная и иная деятельность); правовую охрану (контрольно-надзорная деятельность, включая государственный и общественный контроль за субъектами обеспечения безопасности, правосудие в сфере безопасности и т. д.). Отдельно среди видов деятельности по обеспечению безопасности туризма следует выделить деятельность в области технического регулирования по безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ и услуг. Деятельность по обеспечению безопасности в сфере технического регулирования может рассматриваться как в широком, так и узком смысле. К деятельности по обеспечению безопасности в сфере технического регулирования в широком смысле следует отнести деятельность государственных органов, а также уполномоченных ими организаций по осуществлению контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, оценке соответствия, подтверждения соответствия, сертификации и стандартизации в целях обеспечения безопасности продукции и процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. В узком смысле обеспечение безопасности в сфере технического регулирования включает в себя установление, применение и исполнение обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также осуществление контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. Механизм правового регулирования обеспечения безопасности туризма включает в себя: правовые акты и нормы в сфере туризма, устанавливающие особый порядок деятельности в сфере обеспечения безопасности туризма; уполномоченные государственные органы, специально создаваемые или наделенные полномочиями формировать и поддерживать соответствующий режим безопасности в сфере туризма; деятельную, своего рода операциональную регламентацию действий субъектов обеспечения безопасности в сфере туризма и их взаимоотношений между собой; строгую систему контроля и ответственность за деятельность в рамках процесса обеспечения безопасности туризма; более широкое применение ограничительно-разрешительных и запретительных методов, сочетаемых в необходимых случаях со строго целевым стимулированием субъектов права; наличие специальных организационных, технических, материальных и финансовых ресурсов (сил и средств обеспечения безопасности) <1>. ——————————— <1> См.: Тихомиров Ю. А. Административное право и процесс. Полный курс. 2-е изд. М., 2005; Право и экономика. М.: Юрид. Дом «Юстицинформ». С. 325.
Большое значение для предотвращения угроз безопасности в сфере туризма имеет контрольно-надзорная деятельность, так как организация контроля является обязательным элементом управления общественными процессами. Контроль — не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью контроля является вскрытие отклонений от принятых стандартов, нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов, возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем <2>. ——————————— <2> Контроль — способность определять действия другой стороны, ставить ее в известные рамки, заставлять ее действовать по своему приказанию, подчинять своей воле (Окумура Х. Корпоративный капитализм в Японии. М., 1986. С. 83).
Надзор — это разновидность государственного контроля, который включает в себя проверку не всей деятельности подконтрольных органов и организаций, а лишь выполнение ими определенных норм и правил. В теории и практике деятельности по обеспечению безопасности выделяют административный, прокурорский, судебный и т. д., а также технический надзор.
2. Понятие системы безопасности в сфере туризма, ее цели, принципы и основные функции
Система безопасности туризма является составной частью системы туризма, а также частью общей системы безопасности Российской Федерации. Кроме того, система безопасности туризма в нашей стране замыкается на международную систему безопасности туризма, элементами которой являются системы безопасности туризма различных государств и регионов мира. В состав системы безопасности туризма входят также отдельные элементы системы экологической безопасности. Обеспечение экологической безопасности — это деятельность по созданию благоприятной для человека окружающей природной среды, природоохранная деятельность. Обеспечение экологической безопасности связано с охраной окружающей среды. Охрана окружающей природной среды — это сфера деятельности по охране природы (как дикой, нетронутой, так и преобразованной человеком) прежде всего ради ценности самой природы, но и, в частности, как важной основы жизни человека на Земле <3>. ——————————— <3> См.: Игнатьева И. А. Экологическое законодательство России и проблемы его развития. М., 2001. С. 33.
Статья 1 Закона об окружающей среде определяет охрану окружающей среды как деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию его последствий. Система безопасности туризма включает в себя: субъекты обеспечения безопасности туризма, включая федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на координацию деятельности в области безопасности туризма; целевые установки и принципы обеспечения безопасности туризма; государственную политику в области обеспечения безопасности в сфере туризма; систему правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности туризма (законодательство в области безопасности туризма); различные виды юридической и иной деятельности по обеспечению безопасности; меры и требования безопасности туризма; культуру безопасности и правовую культуру в сфере безопасности туризма. Цели системы безопасности туризма: создание и поддержание на основе соблюдения баланса интересов системы туризма, ее подсистем и элементов и иных объектов безопасности в сфере туризма необходимого уровня защищенности от внутренних и внешних угроз безопасности; обеспечение надежного существования и возможности прогрессивного развития системы туризма, ее подсистем и иных элементов, иных объектов безопасности в сфере туризма в условиях неопределенности. Создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов безопасности туризма предполагает такое состояние системы туризма, ее подсистем и иных элементов, при котором обеспечивается реализация целей государственной политики в сфере туризма, целей единой государственной политики в области обеспечения безопасности, а также высокий уровень политико-правового, социально-экономического, экологического, культурного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Основные принципы и функции системы безопасности туризма. Основные принципы системы безопасности туризма: законность; взаимная ответственность подсистем и иных элементов системы туризма по обеспечению безопасности системы туризма; культура безопасности туризма; системность, комплексность, гибкость, мобильность и повсеместность; надежность, непрерывность и необходимая достаточность; техническая оснащенность; компетентность и профессионализм; взаимодействие с правоохранительными органами и службами по чрезвычайным ситуациям; изучение и внедрение положительного опыта обеспечения безопасности; интеграция с международными системами безопасности туризма. Функции системы безопасности туризма: создание условий для реализации прав и свобод граждан в сфере туризма; выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам системы туризма, ее подсистемам и элементам, иным объектам безопасности туризма, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации таких угроз; создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности туризма; координация деятельности федеральных органов государственной власти и других государственных органов, решающих задачи обеспечения безопасности туризма Российской Федерации; контроль (в том числе общественный) за деятельностью федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственных и межведомственных комиссий, участвующих в решении задач обеспечения безопасности туризма Российской Федерации; предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, связанных с посягательствами на законные интересы граждан, общества и государства в сфере туризма; организация разработки федеральной и региональных программ обеспечения безопасности туризма и координация деятельности по их реализации; организация фундаментальных и прикладных научных исследований в области обеспечения безопасности туризма Российской Федерации; совершенствование и развитие единой системы подготовки кадров, осуществляющих в Российской Федерации деятельность по обеспечению безопасности туризма; управление силами и средствами обеспечения безопасности туризма в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; участие в мероприятиях по обеспечению безопасности туризма за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией; осуществление международного сотрудничества в сфере обеспечения безопасности туризма, представление интересов Российской Федерации в соответствующих международных организациях.
3. Актуальные вопросы государственной политики в области обеспечения безопасности туризма
В настоящее время в Российской Федерации активно формируются основы туристской политики, существенной частью которой в соответствии с международным опытом правового регулирования туризма должна быть государственная политика в области обеспечения безопасности туризма. В связи с этим далее предлагается научное обоснование политики в области безопасности туризма в нашей стране. Понятие государственной политики в области безопасности туризма. Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности туризма, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства (ст. 4 Закона о безопасности). Государственная политика в области безопасности туризма является элементом государственной политики в сфере туризма, а также составной частью единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Государственная политика в области безопасности туризма включает в себя систему целей и принципов, приоритетных направлений и мер организационного, правового, экономического, социального, научного, информационного, кадрового и иного характера в области обеспечения безопасности туризма, а также порядок закрепления обязанностей федеральных органов власти по защите национальных интересов Российской Федерации в сфере туризма в рамках направлений их деятельности. Государственная политика в области безопасности туризма осуществляется Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации при участии органов местного самоуправления, граждан Российской Федерации и их объединений, некоммерческих (общественных) и иных организаций субъектов предпринимательской деятельности в сфере туризма. Государственная политика в области безопасности туризма строится на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти в данной сфере, а также предметов ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Основные направления государственной политики в области безопасности туризма: защита прав и законных интересов туристов, иных субъектов общественных отношений в сфере туризма (участников туристского процесса), реализация гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, определение и поддержание баланса интересов личности, общества и государства; развитие и совершенствование правового обеспечения отношений в области безопасности туризма; создание системы безопасности туризма и обеспечение ее надежного существования в условиях неопределенности; формирование системы мониторинга показателей и характеристик безопасности туризма в Российской Федерации, проведение объективного и всестороннего анализа, прогнозирования и выявления угроз безопасности в сфере туризма; развитие и совершенствование системы государственного управления в области обеспечения безопасности туризма; осуществление координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан в области обеспечения безопасности туризма; создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности туризма, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации угроз безопасности; управление силами и средствами обеспечения безопасности туризма в повседневных условиях, а также в условиях чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций в сфере туризма и по организации ликвидации последствий таких ситуаций; осуществление мер безопасности, направленных на восстановление нормального функционирования объектов безопасности туризма в регионах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации; предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, связанных с посягательствами на законные интересы личности, общества и государства в сфере туризма, на осуществление судопроизводства по делам о преступлениях в этой области; осуществление государственного и общественного контроля за деятельностью федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственных и межведомственных комиссий, участвующих в решении задач обеспечения безопасности туризма в Российской Федерации; информационное обеспечение безопасности туризма; повышение культуры безопасности в сфере туризма; развитие и совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для системы безопасности туризма; развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в области безопасности туризма; охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности в сфере туризма, защита культурного наследия, разработка и реализация механизмов стимулирования экологически ответственной туристской деятельности; участие в мероприятиях по обеспечению безопасности туризма за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией; осуществление международного сотрудничества в сфере обеспечения безопасности туризма, представление интересов Российской Федерации в соответствующих международных организациях. Основные меры государственной политики в области обеспечения безопасности туризма. Меры организационно-правового характера: разработка и принятие стратегий (концепций) государственной политики в сфере туризма на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, включающих в себя вопросы безопасности туризма как важнейших составляющих устойчивого и ответственного туризма; организация разработки федеральной и региональных программ обеспечения безопасности туризма и координация деятельности по их реализации; определение и соответствующее нормативное закрепление функций и полномочий в области обеспечения безопасности туризма у федерального органа исполнительной власти в сфере туризма; создание на территориях субъектов Российской Федерации специализированных служб по обеспечению безопасности туризма, а также комплектование данных служб высококвалифицированным персоналом, надлежащее финансовое, материально-техническое, организационное и иное обеспечение данных служб, в том числе современными средствами обеспечения безопасности (средства связи, снаряжение и др.); утверждение в рамках федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов минимально необходимых и гарантированных государством расходов на обеспечение безопасности туризма, адекватных внутренним и внешним угрозам безопасности туризма; идентификация круга товаров, работ и услуг, а также имущества, используемых туристами (посетителями), для принятия особых (специальных) мер по обеспечению качества и безопасности данных товаров, работ и услуг (имущества); категорирование объектов безопасности туризма в зависимости от степени их уязвимости для угроз безопасности; повышение эффективности государственного контроля и надзора за соблюдением предпринимателями сферы туризма требований в области обеспечения безопасности туризма (градостроительные, санитарно-эпидемиологические, противопожарные требования, требования в области охраны окружающей среды, качества и безопасности пищевых продуктов, безопасности дорожного движения и др.) с учетом специфики отдельных видов туризма; разработка критериев и методов оценки эффективности локальных систем и средств обеспечения безопасности туризма, а также осуществление сертификации этих систем и средств; внедрение в практику туристской деятельности и государственного управления в сфере туризма основных принципов разработанной при участии Всемирной туристской организации и Международной организации гражданской авиации Стратегии «S. A.F. E.», направленной на усиление мер безопасности с одновременным облегчением доступа граждан к туризму, ликвидацией избыточных и (или) несоразмерных туристских формальностей; развитие системы страхования рисков в сфере туризма, в том числе обязательного медицинского страхования граждан, выезжающих за рубеж; совершенствование медико-санитарных профилактических мероприятий для граждан, имеющих намерение совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться риску инфекционных заболеваний; содействие формированию инфраструктуры оказания иностранным туристам оперативной правовой, медицинской и иных видов неотложной помощи; обеспечение целевого финансирования консульских служб МИДа России для оказания помощи российским туристам за пределами территории Российской Федерации; содействие развитию общественных объединений и иных некоммерческих организаций, осуществляющих защиту прав и законных интересов туристов, предпринимателей и работников туристской индустрии, населения туристских территорий (районов, центров); привлечение к юридической ответственности должностных лиц, представителей власти, неправомерно ограничивающих доступ туристов к туристским ресурсам (включая особо охраняемые территории и объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности), а также устанавливающих незаконные или явно обременительные финансовые сборы для туристов за право посещения данных туристских ресурсов; установление юридической ответственности должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан за несоблюдение требований безопасности туризма, а также привлечение виновных лиц и организаций к ответственности. Правоохранительные меры: выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих правонарушения в сфере туризма, в том числе проведение анализа и оценки динамики преступности и правонарушений, связанных с туристами и туристскими территориями (районами, центрами); пресечение незаконной деятельности граждан и юридических лиц, использующих каналы туризма для террористических актов, транснациональных преступлений, осуществления разведывательной деятельности против Российской Федерации, легализации доходов, полученных преступным путем, незаконного оборота оружия, распространения наркотиков, торговли людьми, незаконной миграции, контрабанды валютных и культурных ценностей, драгоценных камней и металлов, эксплуатации несовершеннолетних; противодействие коррупции и организованной преступности в сфере туризма, преодоление криминализации туристской деятельности; координация на федеральном, региональном и местном уровнях деятельности органов исполнительной власти в сфере туризма, органов внутренних дел и органов безопасности по обеспечению безопасности туризма; создание в туристско-рекреационных особых экономических зонах, иных туристских территориях (районах, центрах) специальных подразделений (отделов и т. д.) правоохранительных органов для профилактики и пресечения правонарушений в сфере туризма; повышение уровня безопасности отдельных объектов туристской индустрии, усиление мер защиты и охраны на потенциально опасных объектах туристской индустрии. Экономические меры: дебюрократизация условий предпринимательской деятельности, развитие саморегулирования на туристском рынке; пресечение случаев нарушения прав и законных интересов предпринимателей, монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на туристском рынке, привлечение к финансовой и иной юридической ответственности субъектов предпринимательской деятельности и иных лиц, нарушающих антимонопольное законодательство; повышение уровня правовой культуры предпринимателей сферы туризма, содействие развитию прогрессивных форм и методов защиты их прав и законных интересов, в том числе органами милиции, прокуратуры, антимонопольными органами, в третейских судах, арбитражных судах и судах общей юрисдикции; обеспечение безопасности предпринимательской деятельности в сфере туризма, государственная поддержка малого и среднего предпринимательства и их защита от экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; содействие повышению конкурентоспособности предпринимательской и иной экономической деятельности российских субъектов туристской индустрии на внутреннем и международном рынках, а также их социальной ответственности перед гражданами, обществом и государством; проведение необходимой протекционистской политики в отношении национальных производителей туристского продукта, продвижение и защита прав и законных интересов российских предпринимателей при осуществлении ими деятельности за рубежом; развитие конкуренции на рынке въездного и внутреннего туризма, создание правовых механизмов, способствующих ограничению роста цен (тарифов) на услуги российских организаций туристской индустрии (гостиницы, перевозчики, владельцы туристских ресурсов и др.); содействие разработке и принятию национальных стандартов предпринимательской деятельности в различных сферах туризма, стимулирование социально ответственной предпринимательской деятельности; проведение информационно-аналитических исследований в области безопасности предпринимательской деятельности в сфере туризма, прогнозирования и выявления внутренних и внешних источников опасности; разработка современных систем управления безопасностью и рисками в сфере предпринимательства, содействие обеспечению физической, информационно-психологической, социальной и других видов безопасности руководителей и работников субъектов туристской индустрии; изучение и внедрение в практику туристской деятельности положительного российского и зарубежного опыта обеспечения безопасности предпринимательской деятельности; развитие страхования рисков предпринимательской деятельности в сфере туризма; содействие сотрудничеству российских и иностранных предпринимателей, обмену опытом и лучшей практикой предпринимательской деятельности, в том числе по вопросам обеспечения безопасности туризма; вовлечение малочисленных народов России в выгодную для них туристскую деятельность, в том числе в области производства и реализации продукции народных художественных промыслов, развития объектов этнокультурного туризма. Меры информационного характера: формирование системы статистического наблюдения и информационного обеспечения в области безопасности туризма, включая сбор, накопление, хранение, анализ и обработку необходимой информации, а также необходимые средства и способы доведения такой информации до заинтересованных лиц; распространение сведений о рисках и угрозах безопасности туризма в местах временного пребывания туристов, а также оперативное и своевременное их информирование о нежелательности въезда в иностранное государство, в котором серьезно затруднено принятие мер по защите граждан Российской Федерации и оказанию им покровительства со стороны Российской Федерации; содействие защите персональных данных туристов и иной охраняемой законом информации (данные о состоянии здоровья туриста и т. д.); поддержка деятельности средств массовой информации, направленной на обеспечение безопасности туризма, в том числе на объективное информирование населения об угрозах безопасности туризма, за щиту общества от искаженной и недостоверной информации в сфере туризма; развитие сотрудничества органов государственной власти Российской Федерации, российских и зарубежным СМИ в области безопасности туризма; содействие доступу физических и юридических лиц к мировым информационным ресурсам в сфере туризма, глобальным информационным сетям; создание знаковой информационной туристской системы — системы обозначений, информационных указателей, графических символов, изображений в сфере туризма; создание на радио и телевидении цикла передач о различных аспектах туризма, его значении для экономического, социального, духовного возрождения России, развития культуры и образования, патриотического воспитания; создание информационных ресурсов в сети Интернет по вопросам развития туризма как эффективного способа консолидации российского общества, патриотического воспитания, духовного и иного развития общества. Социальные меры: реализация в рамках туристской политики общего комплекса мер, направленных на сохранение жизни и здоровья человека, решение демографических проблем, искоренение бедности, изменение структуры потребления и уменьшение дифференциации в доходах населения посредством развития устойчивого и ответственного туризма в Российской Федерации; принятие правовых, организационных, финансовых и иных мер по развитию социального туризма (семейный туризм, туризм с участием инвалидов и пожилых граждан, детей и молодежи и других граждан, нуждающихся в социальной помощи), включая систему социальных («отпускных») чеков и иных льгот для работодателей, финансирующих отдых своих работников на территории Российской Федерации, с учетом особенностей обеспечения безопасности данных категорий граждан; создание специализированных социальных туристских продуктов, содержанием которых являются изучение и знакомство с историческим прошлым России, ее традициями, культурой, языками народов России, традиционными религиями, успехами в социально-экономическом, техническом и ином развитии, роль и значением России в современном мире, а также распространение данных туристских продуктов среди широкого круга россиян, особенно детей и молодежи; развитие инфраструктуры и создание условий для путешествий инвалидов и пожилых людей; обеспечение соблюдения туристами правил, обычаев, верований местного населения, в том числе посредством проведения информационно-разъяснительной работы; содействие верующим туристам в создании условий для исповедания и участия в религиозных обрядах и церемониях в процессе путешествий; финансовое обеспечение гарантий коренных малочисленных народов России, в том числе их социально-экономического и культурного развития, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов; принятие мер по государственной поддержке туризма с участием российских соотечественников, проживающих за рубежом; содействие формированию отраслевых профсоюзов работников туристской индустрии с целью защиты прав и законных интересов данных категорий работников; проведение правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий по обеспечению безопасных для человека условий труда на предприятиях туристской индустрии посредством выполнения (соблюдения) санитарных требований к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников; противодействие эксплуатации, дискриминации в сфере туризма несовершеннолетних работников, в том числе использованию их в целях наживы, порнографии и сексуальной эксплуатации; содействие принятию субъектами туристской индустрии кодексов этики, отрицающих эксплуатацию несовершеннолетних в сфере туристской индустрии. Меры в области экологической безопасности, охраны окружающей среды и туристских ресурсов: реализация концепции устойчивого развития в Российской Федерации, в том числе посредством ее пропаганды и создания соответствующей системы воспитания и обучения; экологизация экономической деятельности в сфере туризма в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления туризмом; стимулирование поступления в Россию экологически ориентированных зарубежных инвестиций; создание благоприятных экономических и иных условий для развития тех форм и видов туризма, которые позволяют экономить редкие и ценные природные ресурсы, особенно воду и энергию, а также в максимально возможной степени избегать образования отходов; перевод трудоемких, энерго — и ресурсоемких производств в более прогрессивные и высокотехнологичные формы с учетом мирового опыта, ограничение концентрации опасных и вредных производств на туристских территориях (в районах, центрах); развитие системы мониторинга за состоянием окружающей среды на туристских территориях (в районах, центрах) и контроля за источниками загрязнения; оценка хозяйственной емкости локальных и региональных туристских (эко) систем страны, определение допустимого антропогенного воздействия на них; сглаживание сезонности, содействие более равномерному распределению потоков туристов и посетителей во времени и пространстве, особенно в период массового проведения оплачиваемых отпусков и школьных каникул; создание условий для формирования на туристских территориях (в районах, центрах), в наиболее популярных среди туристов местах отдыха дополнительных мощностей туристской индустрии и инфраструктуры, способных в «горячий сезон» организовать прием и обслуживание значительных потоков туристов без угрозы причинения вреда окружающей среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию туристов и местного населения; развитие сельскохозяйственного производства, обеспечивающего продуктами туристские территории (центры, районы) на основе экологически прогрессивных агротехнологий, адаптированных к местным условиям; совершенствование эколого-туристской просветительской деятельности и системы непрерывного экологического образования для формирования у туристов, предпринимателей, местного населения бережного отношения к природному и культурному наследию; реализация государственного контроля и надзора за градостроительной деятельностью предпринимателей сферы туризма, содействие общественному контролю в данной сфере; создание условий для участия местного населения в подготовке и реализации планов и проектов и иных решений в области развития местной туристской индустрии (обсуждение градостроительной документации, внесение в нее предложений, участие в собраниях (сходах) граждан, участие в общественных слушаниях и др.); планирование градостроительной деятельности на туристских территориях (в районах, центрах) с учетом соблюдения интересов туризма; содействие проведению независимых (общественных) экспертиз, предметом которых является оценка соответствия намечаемой предпринимательской и иной экономической деятельности интересам устойчивого развития туризма, а также определение социально-экономических и иных последствий реализации объекта экспертизы для туристской привлекательности и экономического развития принимающих туристов регионов, культурной самобытности их населения, исторического и архитектурного облика городов и населенных пунктов, объектов культурного и природного наследия; реализация механизма возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу населения туристских территорий (районов) в результате нарушения законодательства Российской Федерации предпринимателями сферы туризма, а также туристами; создание условий для направления финансовых средств, получаемых благодаря посещениям туристами объектов и памятников культуры, на их поддержание, охрану, улучшение и реставрацию; организация международного партнерства по решению проблем перехода к устойчивому развитию туризма; активное участие в международных научных программах по проблемам устойчивого развития и в разработке мер, способствующих нормализации антропогенного воздействия на биосферу. Меры научного и образовательного характера: развитие научно-практических основ обеспечения безопасности туризма с учетом современной геополитической ситуации, условий социально-экономического, культурного, экологического развития России, роли и значения туризма в мире; подготовка научно обоснованных прогнозов изменения внутренних и внешних условий и факторов, влияющих на состояние безопасности туризма, организация научных и прикладных исследований в области обеспечения безопасности туризма; создание единой системы профессиональной подготовки и переподготовки (повышения квалификации) персонала (руководителей и специалистов органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий туристской индустрии) в области обеспечения безопасности туризма, а также для работы в условиях кризисных (чрезвычайных) ситуаций; создание условий для повышения туристского сознания (идеологии гостеприимства) населения туристских территорий (районов); повышение культуры безопасности всех участников туристского процесса; разработка и распространение научных и учебных пособий, проведение конференций по основным проблемам обеспечения безопасности туризма; расширение взаимодействия с международными и зарубежными органами и организациями при решении научно-технических, образовательных вопросов обеспечения безопасности туризма.
——————————————————————