Организация и правовое регулирование применения комплексной автоматизированной информационно-аналитической системы (КАИАС) «Безопасный город» в деятельности органов внутренних дел

(Елисеев А. В., Малышев Д. В.) («Административное и муниципальное право», 2008, N 1)

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ (КАИАС)»БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД» В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ <*>

А. В. ЕЛИСЕЕВ, Д. В. МАЛЫШЕВ

——————————— <*> Статья подготовлена на основе анализа документов Департамента охраны общественного порядка МВД России.

Елисеев Андрей Викторович — кандидат юридических наук, доцент Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России.

Малышев Дмитрий Владимирович — начальник отделения Департамента охраны общественного порядка МВД.

Применение новейших технических систем в охране общественного порядка и борьбе с преступностью вызвано острой необходимостью совершенствования оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел на современном этапе и позволило в текущем году сократить преступность в общественных местах и на улицах соответственно на 3,7% и 5,6%. Впервые за последние 3 года отмечено снижение таких распространенных видов уличных преступлений, как грабежи (12,8%), разбойные нападения (14,8%). Устойчивое снижение преступности зарегистрировано в 51 субъекте РФ. Стабилизируется и имеет тенденцию к улучшению обстановка на улицах в Северо-Западном, Приволжском, Уральском федеральных округах. Повышение эффективности управления нарядами, обеспечение постоянного контроля за состоянием оперативной обстановки, обеспечением личной и имущественной безопасности граждан, дорожного движения, контроля за объектами особой важности в полной мере достигается с помощью комплексной автоматизированной информационно-аналитической системы (КАИАС) «Безопасный город» <1>. ——————————— <1> Далее — Система.

По данным Главного информационного аналитического центра (ГИАЦ) МВД России с использованием данных систем в РФ наиболее успешно осуществляется раскрытие по горячим следам краж, грабежей, разбоев и ряда других преступлений. Повышается результативность работы по задержанию лиц и транспортных средств, находящихся в розыске. Использование видеомониторинга позволяет своевременно реагировать на осложнение оперативной обстановки и принимать адекватные меры. КАИАС «Безопасный город» позволяет обеспечить взаимодействие между администрацией, территориальными подразделениями Федеральной миграционной службы РФ, УВД, ФСБ, МЧС, воинскими частями внутренних войск и другими оперативными службами города (района). Система позволяет осуществлять мониторинг патрульных автомашин ГРОВД и выполняет главную задачу — дает в руки операторов системы, принимающих решения, эффективный инструмент управления сотрудниками и вверенной им техникой, предоставляя оперативную, полную и достоверную информацию, дающую возможность контроля за выполнением руководящих указаний. Учитывая накопленный положительный опыт использования новейших технических средств, возможности данной системы, показанной на Государственном совете РФ, проходившем в г. Ростове-на-Дону в июне т. г., и во исполнение поручений Президента РФ (от 13 июля 2007 г. N Пр-1293 ГС), МВД России во взаимодействии с региональными органами власти приняло решение о создании КАИАС «Безопасный город» в каждом регионе. Она должна органично войти в создаваемую комплексную систему профилактики правонарушений и стать стержнем концепции обеспечения охраны общественного порядка и безопасности в субъектах. В представленной статье дается анализ типовой модели комплексной автоматизированной информационно-аналитической системы «Безопасный город», созданной на основе имеющихся систем и комплексов, успешно работающих в МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ и показанной на заседании Государственного совета РФ в г. Ростове-на-Дону в июне 2007 г. Главной целью создания рассматриваемой системы является обеспечение безопасности жителей города (района) от преступных посягательств, в том числе террористической угрозы, повышение защищенности мест массового пребывания граждан, объектов различных степеней важности и повышение эффективности работы правоохранительных органов за счет оптимизации управления силами и средствами органов внутренних дел. Частными целями Системы являются: — повышение уровня управления нарядами органа внутренних дел; — организация взаимодействия милиции общественной безопасности, криминальной милиции и других оперативных служб в охране общественного порядка и борьбе с преступностью; — получение наиболее объективной информации о состоянии правопорядка на улицах и в других общественных местах, жилом секторе, районе объектов особой важности и повышенной опасности, жизнеобеспечения и социальной инфраструктуры; — обеспечение работы правоохранительных органов, УФСБ, МЧС и оперативных служб города (района) при возникновении чрезвычайной ситуации. Задачами Системы являются: 1) непрерывный сбор, обобщение и анализ информации, поступающих из различных источников (видеокамер наблюдения, систем экстренной связи, телефону, СМИ и т. п.). 2) передача видеоинформации об оперативной обстановке на объектах городской инфраструктуры в ситуационный центр управления КАИАС «Безопасный город» <2>, а также в дежурные части районных отделов внутренних дел, государственной инспекции безопасности дорожного движения, вневедомственной охраны; ——————————— <2> Далее — Ситуационный центр.

3) своевременное обнаружение нарушений общественного порядка (преступлений и иных правонарушений), нештатных ситуаций (чрезвычайных происшествий, нарушений деятельности транспортной инфраструктуры, объектов жизнеобеспечения и т. п.), подозрительных предметов, оставленных без присмотра в общественных местах; 4) оперативное реагирование на изменение оперативной обстановки в городе (районе), в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций (террористических актов, чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и иного характера и т. п.); 5) управление дежурными нарядами органа внутренних дел, задействованными по охране общественного порядка, организации дорожного движения, оперативному реагированию на сообщения о правонарушениях и преступлениях, защите собственности; 6) обработка и анализ поступающей информации, подготовка информационных и аналитических материалов руководству УВД, оперативному штабу и пр.; 7) обеспечение взаимодействия между администрациями города (района), территориальными подразделениями Федеральной миграционной службы РФ, территориальными подразделениями УВД, УФСБ, УГОЧС, воинскими частями внутренних войск; 8) ведение архива поступающей видеоинформации и предоставление удаленного санкционированного доступа зарегистрированным пользователям к архивным данным; 9) использование и развитие информационных ресурсов органов внутренних дел, их интеграция в единое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности, организация удаленного доступа сотрудников органов внутренних дел к имеющимся ресурсам; 10) осуществление оперативной идентификации лиц и номерных знаков транспортных средств. Работа Системы осуществляется как в повседневном режиме, так и в особых условиях (во время проведения массовых мероприятий, при проведении антитеррористических и профилактических мероприятий, при чрезвычайных ситуациях). Переход Системы из режима повседневной деятельности в режимы повышенной готовности, террористической акции или чрезвычайной ситуации обеспечивается действиями дежурных частей (сфера оперативного информирования) по специальным оперативным планам. Структура Системы представляет собой комплекс технических средств, управление которыми осуществляется из Ситуационного центра и включает в себя: — систему видеоконтроля за оперативной обстановкой на улицах города, площадях, местах массового скопления граждан и жилом секторе, как правило, имеющую возможность обеспечивать решение задач по конкретным направлениям (идентификации личности по биометрическим данным, похищенного автотранспорта по регистрационным номерам, визуального контроля и т. д.); — сеть стационарных пунктов вызова милиции, обеспечивающих передачу сигналов тревоги от граждан на улицах города (района); — комплексы мониторинга подвижных объектов (нарядов органа внутренних дел, охраняемого транспорта и т. п.); — городской (районный) центр управления нарядами — Ситуационный центр, функционирующий, как правило, в (при) дежурной части органа внутренних дел; — аппаратно-программные и информационно-аналитические комплексы, обеспечивающие работу по конкретным направлениям деятельности и доступу к базам данных (розыск преступников, похищенного автотранспорта, оружия и похищенных вещей, адресного стола, управления нарядами («Протей-РВ», «Интеллект», «Сова», «Поток», «Арго-Страж», ИБД-Р и др.)); — возможна установка системы высотного видеонаблюдения на базе привязных аэростатов, оснащенных видеокамерой на гиростабилизированной платформе. Работа Системы строится на следующих основных модулях: — модуль видеомониторинга, который включает в себя городскую (районную) комплексную систему видеонаблюдения и телевизионного контроля на основе распределенной сети видеокамер и с одним центром обработки и анализа видеоинформации. Данный модуль является основой КАИАС «Безопасный город» и тесно связан с другими, отдельные элементы которых включаются в его структурное построение (например, видеокамеры в пунктах экстренной связи «гражданин — милиция»). В эту систему наряду с видеокамерами контроля за состоянием оперативной обстановки, включены видеосистемы аппаратно-программных комплексов по направлениям деятельности («Поток», «Сова», «Интеллект» и др.); — модуль архивация информации обеспечивает хранение информации, получаемой с камер видеонаблюдения Системы (видеоархив), ее архивацию для использования в интересах правоохранительных органов и оперативных служб; — модуль приема, обработки и регистрации информации (сообщения), поступающей от систем экстренной связи населения с милицией, по телефонным и иным линиям связи, обращений граждан в органы внутренних дел. Данный модуль может быть объединен с рабочим местом оператора «02» дежурной части органа внутренних дел и обеспечивать экспресс-регистрацию информации (на примере системы «Протей-РВ»); — модуль экстренной связи «гражданин — милиция» представляет собой систему стационарных прямых-обратных каналов экстренной связи населения с милицией, расположенных, как правило, в наиболее криминогенных местах, местах с массовым пребыванием граждан (площадях, парках, оживленных улицах, местах массового отдыха, вокзалах, станциях и т. п.) и обеспечивающих передачу информации от жителей о совершаемом (совершенном) преступлении, нарушении общественного порядка, чрезвычайном происшествии. Пункты вызова милиции могут оснащаться комплексами приема и передачи видеоизображения, которые подключаются к модулю видеомониторинга; — модуль управления силами и средствами, основанный на мониторинге подвижных объектов нарядов органа внутренних дел и электронной карты города (района) (на примере программно-аппаратных комплексов «Арго-Страж», «Патруль» и аналогичных); — модуль удаленного доступа к интегрированным информационным ресурсам регионального и федерального уровня, обеспечивает интеграцию имеющихся информационных ресурсов в единое информационное пространство в рамках ЕИТКС МВД России; — модуль организации взаимодействия и управления оперативными службами в режиме ЧС (организация взаимодействия) предусматривает организацию взаимодействия и связи между администрациями города (района), территориальными подразделениями Федеральной миграционной службы РФ, УВД, УФСБ, УГОЧС, воинскими частями внутренних войск и др. Работа модулей организует работу Системы по 7 основным направлениям (сегментам) деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, созданию единого информационного пространства для решения этих целей. 1. Обеспечение общественного порядка на улицах и в других общественных местах (в местах массового пребывания граждан) включает: — осуществление контроля за обстановкой на улицах и площадях, парках, территориях, прилегающих к торговым и развлекательным центрам, спортивных сооружениях, других общественных местах; — оперативное реагирование на осложнение оперативной обстановки и оперативное управление силами и средствами, задействованными в охране общественного порядка; — оперативное оповещение служб охраны правопорядка и других экстренных служб города о возникновении или подозрении возникновения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, сохранности их имущества. Указанные задачи решаются путем установки обзорных камер наблюдения в местах общественного пребывания граждан (стадионы, театры, кинотеатры, др.) и передачи видеоинформации в ситуационный центр ГУВД, УВД, ОВД. В ситуационном центре видеоинформацию просматривают в режиме реального времени операторы видеонаблюдения. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций оператор подает соответствующий сигнал оперативному дежурному. Оперативный дежурный принимает решение, адекватное складывающейся ситуации. Одновременно вся поступающая видеоинформация сохраняется в видеоархиве. На втором и последующих этапах потоки видеоинформации перераспределяются. В соответствии с существующим территориальным делением видеоинформация направляется в районные отделы внутренних дел, а также на СПМ <3>. В районных отделах контроль и обработка видеоинформации осуществляется операторами видеонаблюдения согласно вновь вводимым штатным единицам. Оперативный дежурный по району принимает решения согласно складывающейся обстановке. ——————————— <3> СПМ — стационарный пункт милиции.

Также вводится в действие система по принципу «островок безопасности» — стационарный пункт милиции <4>. Видеоинформация, поступающая в районные отделы внутренних дел, поступает и на СПМ, находящийся в центре определенного участка местности и имеющий возможность управления приданным нарядом реагирования, несущим службу на СПМ в круглосуточном режиме. ——————————— <4> Далее — СПМ.

Прогнозируемый эффект: снижение преступлений насильственной и корыстной направленности в местах массового пребывания граждан. 2. Обеспечение личной и имущественной безопасности в общественных местах с использованием экстренной связи «гражданин — милиция» включает: — организацию канала экстренной связи жителей с органами внутренних дел для получения информации о чрезвычайных ситуациях и правонарушениях и оперативного реагирования на поступившие сообщения. Указанная задача решается путем установки устройств экстренной связи, оборудованных встроенной телевизионной камерой, с целью визуального наблюдения за развитием событий непосредственно рядом с кнопкой экстренного вызова. Речевой сигнал поступает в ситуационный центр оператору видеонаблюдения, который после регистрации сообщения подает сигнал оперативному дежурному. Оперативный дежурный принимает решения согласно складывающейся ситуации. Оператор видеонаблюдения осуществляет контроль за развитием ситуации. Одновременно осуществляется запись переговоров с последующим архивным хранением и высвечивается расположение кнопки экстренного вызова «гражданин — милиция» на электронной карте города. Кнопки экстренной связи «гражданин — милиция» могут быть выведены на СПМ для оперативного реагирования на сообщения граждан по принципу «островков безопасности», высвобождая Ситуационный центр для решения глобальных вопросов в масштабах города (района). Прогнозируемый эффект: повышение оперативности реагирования на сообщения граждан, формирование положительного имиджа милиции. 3. Контроль за состоянием правопорядка в районе объектов особой важности и за прилегающими территориями. С целью профилактики и предотвращения совершения террористических актов на прилегающей территории административных зданий устанавливаются камеры наблюдения. При возникновении угроз террористического характера или в иных случаях, влекущих нарушение функционирования данных объектов, оператор видеонаблюдения передает сигнал тревоги оперативному дежурному, который принимает решение по предотвращению или ликвидации последствий выявленных угроз, а также информирует соответствующие службы. Прогнозируемый эффект: профилактика преступлений и повышение уровня защищенности объектов особой важности. 4. Обеспечение безопасности дорожного движения включает: — организацию мониторинга дорожной обстановки, потоков автотранспорта, выявление чрезвычайных дорожных ситуаций, включая нарушение правил дорожного движения, дорожно-транспортные происшествия, угрозу жизни и здоровью граждан; — обеспечение автоматического контроля прохождения автотранспорта по основным магистралям КПМ города (района), автоматическое определение государственных номерных знаков транспортных средств; — автоматическое обнаружение и регистрацию аварийных ситуаций, нарушений правил дорожного движения (нарушение скоростного режима, правил парковки, пересечение двойной сплошной, проезд под запрещающие знаки и сигналы) и транспортных средств-нарушителей; — оперативное реагирование на чрезвычайные дорожные ситуации, включая оповещение всех заинтересованных органов власти и т. д.; — розыск угнанного, похищенного и скрывшегося с мест дорожно-транспортного происшествия автотранспорта; — мониторинг подвижных объектов, оснащенных специальным навигационным оборудованием. Указанные задачи решаются путем установки обзорных камер наблюдения на основных магистралях города и идентификационных камер для определения государственного номера транспортного средства по каждой полосе движения. Поступающая видеоинформация анализируется операторами видеонаблюдения, сотрудниками ГИБДД на стационарных постах ГАИ. В случае выявленных нарушений дорожного движения или осложнения дорожной обстановки подается сообщение оперативному дежурному полка ДПС. Одновременно видеоинформация поступает на сервер программно-аппаратного комплекса <5> «Поток» для автоматизированной обработки и распознавания номеров. Установленные транспортные средства помещаются в центральную базу транспортных средств, проходящих через контрольные пункты. ——————————— <5> Далее — ПАК.

Прогнозируемый эффект: улучшение дорожной обстановки, снижение количества ДТП и связанных с ним последствий, активизация работы по розыску похищенных транспортных средств и лиц, их совершивших. 5. Обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, различных форм собственности в жилом секторе включает: — круглосуточный контроль обстановки в жилом секторе путем видеонаблюдения за подъездами и дворовыми территориями, а также при необходимости за входами в технические помещения жилых зданий; — дуплексную двухстороннюю речевую связь с диспетчером; — управление доступом, включение освещения, открытие дверей; — видеоохрану и аудиомониторинг в кабинах лифтов; — охрану подвалов, чердаков и других служебных помещений; — оперативное оповещение служб охраны правопорядка и других экстренных служб города о возникновении или подозрении на возникновение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, сохранности их имущества, а также сохранности муниципального имущества. Дополнительно в рамках данного сегмента Системы могут решаться задачи коммунальных служб города: — визуальный контроль освещенности подъездов и дворовых территорий в темное время суток; — организация и контроль противопожарной системы в помещениях; — контроль проведения управляющей компанией мероприятий по благоустройству территорий; — контроль качества и своевременности уборки территорий, вывоза мусора и т. п. Указанные задачи решаются путем установки камер в жилых подъездах и обзорных камер на придомовой территории. Видеоинформация поступает через сервер муниципального инженерно-технического центра в районные отделы внутренних дел. Установка и обслуживание системы видеонаблюдения жилого фонда, видеоконтроль и администрирование осуществляется муниципальным инженерно-техническим центром. Прогнозируемый эффект: снижение количества корыстных преступлений, усиление защиты всех форм собственности, обеспечение общественного порядка в жилом секторе, профилактика преступлений и иных правонарушений. 6. Обеспечение безопасности объектов транспорта и транспортной инфраструктуры включает: — организацию видеоконтроля обстановки в аэропортах, вокзалах (железнодорожных и речных) и на прилегающих территориях; — автоматическое определение оставленных и забытых предметов; — осуществление розыска и распознавания лиц. Прогнозируемый эффект: усиление антитеррористической защиты объектов транспортной инфраструктуры, метрополитенов, обеспечение общественного порядка во время передвижения кризисных групп (спортивных фанатов, экстремистских молодежных и иных группировок и т. п.), профилактика преступлений и иных правонарушений, активизация розыска преступников. 7. Создание единого информационного пространства органов внутренних дел и обеспечение информационной безопасности включает: — интеграцию имеющихся информационных ресурсов в единое информационное пространство; — организацию документирования видеоинформации о чрезвычайных событиях и правонарушениях; — обеспечение удаленного доступа к интегрированным информационным ресурсам регионального и федерального уровня; — осуществление интеллектуальной обработки и анализа данных, в том числе проведение анализа оперативной обстановки, автоматизированной идентификации объектов по изображению; — визуализацию на электронной карте города оперативной обстановки, местонахождения дежурных нарядов патрульно-постовой службы, мест установки камер наблюдения и пунктов экстренной связи; — создание единой системы управления силами и средствами органов внутренних дел с элементами прогнозирования развития оперативной обстановки; — обеспечение работы системы контроля за силами и средствами, задействованными в системе единой дислокации; — обеспечение защиты информации от несанкционированного доступа, искажения или удаления, а также информационной безопасности каналов передачи данных. Создание единого информационного пространства и единой системы управления силами и средствами позволит сократить время реагирования органов внутренних дел на сообщения граждан, осложнение оперативной обстановки; увеличить эффективность действий мобильных нарядов милиции общественной безопасности по предупреждению правонарушений и оказанию помощи гражданам; увеличить информационное обеспечение дежурной части ГУВД, УВД, более эффективно управлять задействованными нарядами милиции со стороны начальника дежурной части ГУВД, УВД, обеспечить наличие необходимых сил и средств в нужном месте и в нужное время; постоянно контролировать за несением службы нарядами милиции общественной безопасности; значительно увеличить процент охвата территории для патрулирования за счет внедрения технических средств; сократить время начала проведения оперативных мероприятий; улучшить условия несения службы для личного состава, задействованного в патрульных мероприятиях, и повысить требования к ним; повышение защищенность жизни, здоровья и имущества граждан в общественных местах и на улицах города. Единое информационное пространство включает в себя интегрированный банк данных общего пользования (ИБД-Р) с последующей интеграцией баз данных управления охраны общественного порядка («Оружие»), Государственной инспекции безопасности дорожного движения («Поток»), центра оперативно-розыскной информации («СОВА»), информационного центра («Административная практика»); систему мониторинга патрульных автомашин УВД, систему регистрации телефонных сообщений граждан, информационно-аналитическую систему с геоинформационной подсистемой. Прогнозируемый эффект: создание единого информационного пространства и условий пользования ЕИТКС МВД России и баз данных регионального уровня.

——————————————————————