Некоторые аспекты совершенствования административного законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения: порядок проезда пешеходных переходов
(Паньшин Д. Л.) («Административное и муниципальное право», 2013, N 7)
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: ПОРЯДОК ПРОЕЗДА ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ
Д. Л. ПАНЬШИН
Паньшин Денис Леонидович, старший преподаватель кафедры специальных дисциплин филиала Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России (г. Набережные Челны), майор полиции.
В данной статье мы хотели бы обратить внимание на изменения российского законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, регламентирующих порядок передвижения участников дорожного движения по пешеходным переходам. На наш взгляд, существует ряд норм, устанавливающих обязанность участников дорожного движения соблюдать те или иные правила проезда нерегулируемого пешеходного перехода, тогда как административная ответственность за его нарушение не предусмотрена. Отсутствие предусмотренной действующим законодательством ответственности за нарушение Правил дорожного движения во многом снижает степень предупредительного и профилактического воздействия на ситуацию с аварийностью. Внося изменения в Правила дорожного движения, Правительство России исходило из того, что необходимо, чтобы водители не только уступали дорогу пешеходам и другим участникам дорожного движения, но и сбавляли скорость вплоть до остановки транспортного средства, в то время, когда на проезжей части находится пешеход или велосипедист. Однако мер воздействия за несоблюдение данной обязанности водителем транспортного средства законодательно не закреплено.
Ключевые слова: дорожное движение, пешеход, водитель, пешеходный переход, уступить дорогу, обгон, опережение, вынужденная остановка, транспортное средство, наезд.
Some aspects of improvement of administrative legislation in the sphere of guarantees of road traffic security: the order of movement on pedestrian crosswalks D. L. Panshin
In this article we would like to pay attention to the amendments in the Russian legislation in the sphere of road traffic security guarantees in the sphere of movement on pedestrian crosswalks. In our opinion, there is a number of norms regulating the obligations of participants of the road traffic to follow certain rules on movement (driving) on non-regulated pedestrian crosswalks, but there is no administrative responsibility for violations. The lack of responsibility for the violation of the Road Traffic Rules in this sphere lowers the level of prophylactic and preventive influence on road accidents. Amending the Road Traffic Rules the Government of Russia presumed that it is necessary for the drivers not only to give way to pedestrians and other participants of road traffic, but also to lower the speed up to complete stopping when there are pedestrians or bike riders on the crosswalk. However, there are no legislatively provided measures against violations of this obligation.
Key words: road traffic, pedestrian, driver, pedestrian crosswalks, clear the way, overdrive, advancing, forced stop, transportation vehicle, collision.
На современном этапе развития и совершенствования автотранспортной индустрии, автомобилизации всего российского общества остро встает вопрос о состоянии аварийности на российских дорогах. Как отмечает МВД России, современные дороги — это высокая опасность, с которой сталкиваются все граждане вне зависимости от их социального положения и возраста <1>. В связи с этим Правительством РФ уделяется огромное внимание проблемам снижения количества и тяжести дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, а также снижения количества пострадавших и погибших в них людей <2>. ——————————— <1> Официальный сайт МВД России: http://www. mvd. ru (дата обращения: 25.12.2012). <2> Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 100 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах» (в ред. Постановления Правительства РФ от 2 августа 2011 г. N 642) // СЗ РФ. 2006. N 9. Ст. 1020.
Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения РФ, генерал-лейтенант полиции В. И. Нилов считает одним из наиболее приоритетных направлений работы ГИБДД — обеспечение безопасности пешеходов. На сегодняшний день заметны позитивные тенденции: наездов на пешеходов стало меньше, водители пропускают людей на «зебрах», сами переходы стали лучше оборудоваться. Но проблемы существуют. На дороге мелочей не бывает. Как ни банально это звучит, но Правила дорожного движения написаны кровью, и любое отступление от них в той или иной степени увеличивает риск дорожно-транспортных происшествий. Одной из главных причин является то, что некоторые проступки автомобилистов очень трудно отследить и доказать. Скажем, превышение скорости фиксируется радаром, выезд на встречную полосу снимается на видеокамеру в патрульной машине… А как доказать, что водитель не уступил дорогу пешеходу <3>? Плохие дороги, несовершенное законодательство — все это, несомненно, важные факторы в сфере аварийности на дорогах. Но причиной большинства ДТП по-прежнему остается пресловутый «человеческий фактор»: кто-то был излишне самоуверен, переоценил собственные силы, понадеялся на везение <4>. ——————————— <3> Официальный сайт автомобильной газеты «Клаксон»: http://www. klaxon. ru/archivepaper (дата обращения: 25.12.2012). <4> Обращение Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения РФ В. И. Нилова к участникам дорожного движения // http://www. stopgazeta. ru/news/gibdd/obrashchenie_nilova (дата обращения: 25.12.2012).
Проводимая работа по пропаганде безопасности дорожного движения сотрудниками ГИБДД МВД России позволила пресечь десятки тысяч нарушений правил движения, которые традиционно являются причинами ДТП с человеческими жертвами. Особое внимание следует обратить на динамику дорожно-транспортных происшествий, произошедших на нерегулируемых пешеходных переходах. Улучшающаяся дисциплина пешеходов — они оказались виноваты только в каждом девятом ДТП — не дает основания для прекращения предупредительных мер по профилактике нарушений Правил дорожного движения на пешеходных переходах. По данным Госавтоинспекции МВД России, за прошедшие одиннадцать месяцев 2012 года на пешеходных переходах произошло 25657 ДТП, в которых погибло 4483 человека и пострадало 22421 человек, при этом на зимний период, как правило, приходится большая часть ДТП с пострадавшими за год <5>. Очень часто вину за ДТП с пешеходами несут водители — нередко они не пропускают людей на «зебре». Автомобилисты в большинстве случаев оправдываются тем, что не заметили пешеходов. ——————————— <5> Официальный сайт ГИБДД МВД России: http://www. gibdd. ru (дата обращения: 25.12.2012).
В данной статье мы хотели бы обратить внимание на изменения российского законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, регламентирующих порядок передвижения участников дорожного движения по пешеходным переходам. На наш взгляд, существует ряд норм, устанавливающих обязанность участников дорожного движения соблюдать те или иные правила проезда нерегулируемого пешеходного перехода, тогда как административная ответственность за его нарушение не предусмотрена. Отсутствие предусмотренной действующим законодательством ответственности за нарушение Правил дорожного движения <6> во многом снижает степень предупредительного и профилактического воздействия на ситуацию с аварийностью. ——————————— <6> Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О Правилах дорожного движения» (в ред. Постановления Правительства РФ от 19 июля 2012 г. N 727) (вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 47. Ст. 4531.
Так, в соответствии с п. 13 ч. 1 Постановления Правительства РФ от 10 мая 2010 г. N 316 «О внесении изменений в Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090», в п. 14.1 Правил дорожного движения слова «обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу» заменены словами «приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода» <7>. ——————————— <7> Постановление Правительства РФ от 10 мая 2010 г. N 316 «О внесении изменений в Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090» // СЗ РФ. 2010. N 20. Ст. 2471.
Данное изменение обусловлено тем, что складывается сложная обстановка с аварийностью на пешеходных переходах, а результаты правоприменительной практики сотрудников ГИБДД по предупреждению наездов на пешеходов не дают действенного результата. В связи с автомобилизацией населения и общества в целом необходим совершенно другой подход для осознания водителем опасности приближения к пешеходному переходу. Наряду с этим принимаемые профилактические меры ГИБДД не соответствуют реалиям развития транспортной инфраструктуры, что требует законодательного регулирования ответственности за нарушения Правил дорожного движения, регламентирующих проезд пешеходных переходов. Внося изменения в Правила дорожного движения, Правительство России исходило из того, что необходимо, чтобы водители не только уступали дорогу пешеходам и другим участникам дорожного движения, но и сбавляли скорость вплоть до остановки транспортного средства, в то время когда на проезжей части находится пешеход или велосипедист. Однако мер воздействия за несоблюдение данной обязанности водителем транспортного средства законодательно не закреплено. На сегодняшний день административная ответственность предусмотрена за невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимися преимуществом в движении <8>. ——————————— <8> Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 2 октября 2012 г. N 158-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 1.
Объективной стороной данного состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.18 КоАП РФ <9>, охватываются деяния, включенные в понятие «уступить дорогу (не создавать помех)». ——————————— <9> Там же.
Так, Правилами дорожного движения под понятием «уступить дорогу (не создавать помех)» понимается требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников дорожного движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость <10>. ——————————— <10> Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О Правилах дорожного движения» (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.07.2012 N 727) (вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 47. Ст. 4531.
Из приведенной выше дефиниции «уступить дорогу (не создавать помех)» следует, что водитель не должен начинать, возобновлять, продолжать движение или совершать какой-либо маневр, при этом обязательным условием является то, что пешеход или другой участник движения изменили направление движения или скорость. Тем самым необходимо наличие причинно-следственной связи между маневрами транспортного средства и передвижением пешеходов. Проанализировав объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ст. 12.18 КоАП РФ, мы пришли к выводу, что указанный состав правонарушения образуют нарушения следующих пунктов Правил дорожного движения. 1. Пункт 8.3 Правил: «При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает». 2. Пункт 13.1 Правил: «При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке». 3. Пункт 13.8 Правил: «При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления». 4. Пункт 14.6 Правил: «Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней». 5. Пункт 17.3 Правил: «При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения». Таким образом, внесенные изменения в п. 14.1 Правил дорожного движения хотя и преследуют цель обязать водителей быть более бдительными при приближении к пешеходному переходу, но лишают сотрудников ГИБДД возможности контролировать исполнение этой обязанности водителями транспортных средств. На наш взгляд, для решения этой проблемы было бы целесообразным внести изменения в ст. 12.18 КоАП РФ, дополнив ее новой частью первой, а часть первую сделать частью второй. Первую часть изложить в следующей редакции: «Невыполнение водителем транспортного средства, приближающегося к пешеходному переходу, обязанности снизить скорость и остановиться перед переходом, при наличии на нем пешеходов или иных участников дорожного движения, — наказывается наложением административного штрафа в размере 300 рублей». Рассматривая выше предложения об изменении ст. 12.18 КоАП РФ, стало совершенно очевидным, что устанавливая административную ответственность за несоблюдение п. 14.1 Правил дорожного движения, целесообразно также установить ответственность и за нарушение п. 14.2 Правил дорожного движения. С одной стороны п. 14.1 Правил обязывает водителей транспортных средств, приближающихся к пешеходному переходу, снизить скорость или остановиться. С другой стороны, п. 14.2 Правил предусматривает возможность водителя продолжить движение по соседней полосе без снижения скорости и остановки, если он убедится, что перед остановившимся впереди него транспортным средством нет пешеходов или других участников дорожного движения. Как показывает практика, причиной наибольшего количества дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездом на пешеходов, является именно несоблюдение водителями транспортных средств п. 14.2 Правил дорожного движение, а именно водитель приближающегося транспортного средства, не сбавляя скорости, и совершая обгон или опережение впереди идущего или стоящего транспортного средства, совершает наезд на пешехода. При этом виновный водитель каждый раз утверждает, что не видел пешехода или появление пешехода на проезжей части стало для него неожиданностью. Таким образом, представляется необходимым п. 14.2 Правил дорожного движения после слов «…движущихся по соседним полосам» изложить в следующей редакции: «обязаны сбавить скорость и остановиться перед пешеходным переходом. Продолжить движение, только убедившись, что на проезжей части отсутствуют пешеходы или другие участники дорожного движения, а также вступившие на нее для осуществления перехода». Также предлагаем добавить в ст. 12.18 КоАП РФ часть третью следующего содержания: «Невыполнение водителем транспортного средства обязанности сбавить скорость и остановиться при совершении обгона, объезда или опережения остановившихся или сбавивших скорость транспортных средств перед пешеходным переходом, наказывается наложением административного штрафа в размере от 1000 до 2000 рублей. Поскольку, на наш взгляд, совершение обгона, объезда или опережение транспортного средства, остановившегося или сбавившего скорость перед пешеходным переходом, является наиболее общественно опасным правонарушением и создает реальную угрозу обеспечения безопасности дорожного движения.
Библиографический список
1. Бахаев А. А. Административно-правовое регулирование дорожного движения: вопросы безопасности и ответственности: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. 2. Быков А. И. Проблемы применения органами внутренних дел административных наказаний в области безопасности дорожного движения: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2010. 3. Вова К. П. Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2011.
Публикации интернета
1. Официальный сайт МВД России: http://www. mvd. ru (дата обращения: 25.12.2012). 2. Официальный сайт автомобильной газеты «Клаксон»: http://www. klaxon. ru/archivepaper (дата обращения: 25.12.2012). 3. Официальный сайт всероссийской ежемесячной газеты «STOP-газета»: http://www. stopgazeta. ru/news/gibdd/obrashchenie_nilova (дата обращения: 25.12.2012). 4. Официальный сайт ГИБДД МВД России: http://www. gibdd. ru (дата обращения: 25.12.2012).
References (transliteration)
1. Bahaev A. A. Administrativno-pravovoe regulirovanie dorozhnogo dvizheniya: voprosy bezopasnosti i otvetstvennosti: Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. M., 2009. 2. Bykov A. I. Problemy primeneniya organami vnutrennih del administrativnyh nakazaniy v oblasti bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. M., 2010. 3. Vova K. P. Administrativnaya otvetstvennost’ za pravonarusheniya v oblasti dorozhnogo dvizheniya: Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. Rostov n/D, 2011.
——————————————————————