Воспитательная функция в юридическом образовании в свете проводимой антикоррупционной политики

(Губарева Т. И.) («Юридическое образование и наука», 2013, N 3)

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ В ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В СВЕТЕ ПРОВОДИМОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ <*>

Т. И. ГУБАРЕВА

——————————— <*> Gubareva T. I. Educational function in legal education in the light of current anti-corruption policy.

Губарева Татьяна Ивановна, старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук.

В статье рассматривается роль воспитательной функции в учебно-воспитательном процессе на юридических факультетах в аспекте противодействия коррупции. Указывается, что к предупреждению коррупции необходим многофакторный подход. Особое внимание следует обратить на необходимость развития у молодого поколения нетерпимости к коррупционным проявлениям, неприятия коррупционных практик, отчетливого понимания реального вреда для общества и безопасности государства, который наносит коррупция.

Ключевые слова: коррупция, урегулирование конфликта интересов, противодействие коррупции, учебно-воспитательный процесс.

In the article analyzed the role of the pedagogic function in educational process at the law faculties in the aspect of combating corruption. It is noted that there should be a multi-factor approach to the prevention of corruption. Special attention should be drawn to the necessity of development in the young generation the intolerance to corruption cases and a clear understanding of real harm to the society and the security of the state, which causes corruption.

Key words: corruption, the settlement of the conflict of interests, combating corruption, educational process.

Коррупция сегодня ставится в один ряд с такими преступлениями, как терроризм и экстремизм, и является одним из серьезнейших факторов, влияющих на обеспечение государственной и общественной безопасности. Под коррупцией согласно Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» <1> понимаются следующие действия: злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение данных деяний от имени или в интересах юридического лица. ——————————— <1> Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 29.12.2012) // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6228; 2012. N 53 (ч. I). Ст. 7605.

Таким образом, понятие «коррупция» не ограничивается взяточничеством. Другими формами проявления коррупционных действий являются «кумовство», «фаворитизм», «система откатов» и т. д. Появился и вошел в обыденность такой термин, как «телефонное право». Государство уже обратило свой взор на эту проблему, результатом чего стало принятие соответствующих норм, способствующих недопущению, а в случае возникновения — урегулированию конфликта интересов <2>. ——————————— <2> См., например: Указ Президента РФ от 1 июля 2010 г. N 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (в ред. от 02.04.2013) // СЗ РФ. 2010. N 27. Ст. 3446; 2013. N 14. Ст. 1670.

Одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по ее предупреждению. К предупреждению коррупции необходим многофакторный подход. Наряду с названными в Законе мерами по предупреждению коррупции следует обратить внимание на необходимость развития у подрастающего поколения нетерпимости к коррупционным проявлениям. В частности, в высших учебных заведениях при подготовке будущих юристов необходимо уделять этой проблеме повышенное внимание, ведь львиная доля должностей государственной и муниципальной службы замещается именно выпускниками юридических вузов и факультетов. Согласно ст. 8 Федерального закона от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» <3> основными задачами высшего учебного заведения являются: ——————————— <3> Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ред. от 03.12.2011) // СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4135; 2011. N 49 (ч. V). Ст. 7063.

1) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего или послевузовского профессионального образования; 2) сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; 3) распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня и др. Поэтому можно с уверенностью утверждать о необходимости направления учебно-воспитательного процесса в такое русло, чтобы не только дать студентам знания в области права, но и воспитать в духе уважения к закону, справедливости, нетерпимости ко всем проявлениям девиантного поведения, ведь «юрист с низким уровнем общей культуры и морали — это абсолютный брак в работе любого юридического учебного заведения» <4>. Подобные цели ставят и современные образовательные стандарты, ориентирующие на выпуск компетентных специалистов. ——————————— <4> Сибиряков С. Л. О повышении качества подготовки научных и научно-педагогических кадров юристов в современной России // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 3. С. 31 — 33.

Практика сегодняшнего дня показывает, что недоработка в данном направлении существует. Масштабы и глубина коррумпированности в России достигают критических показателей. Формальный подход к решению данного вопроса со стороны руководства страны, силовых ведомств и самого гражданского общества пагубно влияет на морально-нравственное воспитание молодого поколения, порождает цинично-корыстное отношение к высшему образованию и своей будущей профессии, формирует антисоциальную (а порой — преступную) направленность в поведении. «Особенно обострилась данная проблема в отношении преподавателей профессиональных образовательных учреждений, так как отрицательные их черты легко прививаются обучаемым, воспроизводятся в них во все более опасных формах и умножаются во все увеличивающихся масштабах» <5>. ——————————— <5> Ставило С. П. Истинные и ложные методы формирования комфортного обучения и их влияние на мировоззрение личности в условиях глобализации // Юридическое образование и наука. 2008. N 2. С. 13 — 18.

Очевидно, что ни конституционные принципы о правах человека, ни присяга, даваемая курсантами ведомственных вузов на начальных курсах обучения, ни страх перед уголовным наказанием не могут обеспечить стопроцентную законность в поведении студентов и курсантов. Совершаемые ими тяжкие преступления, словно лакмус, выявляют сбои в учебно-воспитательном процессе. При этом ответственность лежит не только на педагогах высшего учебного заведения, ведь покровительство и попустительство со стороны родителей и педагогов начального образования — опасная ошибка в воспитании, которая зачастую ведет к фатальным последствиям. В связи с этим необходимо обеспечить исключение однобокости в учебно-воспитательном процессе путем гармоничного нравственного, правового, патриотического и даже идеологического воспитания молодых граждан страны <6>. ——————————— <6> См.: Корсаков К. В. Проблемы методики процесса правового обучения и воспитания // Российский юридический журнал. 2010. N 3. С. 194 — 201.

Поэтому, говоря о высших учебных заведениях, особое значение необходимо уделять роли преподавателя как лидера, имеющего несомненный авторитет у студентов, курсантов и слушателей, и на своем примере показывающего важность образования, воспитания и дисциплины. «Педагогические приемы и методы, применяемые в отношении современной нам молодежи, должны быть строго отобраны и дифференцированы, в их общем массиве гораздо большее место следует отводить индивидуальным и личностно-ориентированным методам воздействия на сознание и мышление» <7>. ——————————— <7> Там же.

Среди таких методов особую актуальность сегодня приобретают медиаобразование, привлечение учащихся к участию в проводимых конференциях, семинарах и круглых столах, проведение мастер-классов представителями различных государственных структур, привлечение к работе в юридических клиниках, проведение разнообразных конкурсов, предусматривающих как индивидуальное, так и коллективное участие. Другим направлением должна стать разработка методического обеспечения посредством выпуска методических пособий, разработки веб-сайтов, выпуска тематических компакт-дисков, подготовки электронных презентаций и короткометражных видеофильмов по антикоррупционной тематике. Указанные меры будут способствовать формированию у молодежи неприятия коррупционных практик, отчетливого понимания реального вреда для общества и безопасности государства, который наносит коррупция. В литературе высказывается мнение о том, что «одним из перспективных направлений противодействия системным проявлениям коррупции могло бы стать формирование территориальных кластеров с существенно пониженными (по сравнению с общероссийским и региональными) уровнями коррумпированности органов государственной и муниципальной власти и управления. Такого рода кластеры могли бы стать точками изменения общественного мнения» <8>. ——————————— <8> Самсонов А. А. Территориальные кластеры с пониженным уровнем коррупции как инструмент антикоррупционной политики // Общество и право. 2009. N 5. С. 214 — 217.

Современной молодежи необходима прививка чести, достоинства и упорства, не позволяющая соглашаться с нарушениями закона в различных сферах общественной и государственной жизни, игнорировать общечеловеческие принципы и нормы морали <9>. ——————————— <9> См.: Ставило С. П. Указ. соч. С. 13 — 18.

Исходя из изложенного, к вопросу борьбы с коррупционными проявлениями в нашем обществе необходимо подходить многоаспектно. К уже существующим элементам антикоррупционной политики (антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, налоговое администрирование, борьба с подкупом в частной сфере и др.) необходимо добавить работу с молодежью, в первую очередь с учащимися юридических факультетов и вузов, а также создание и распространение соответствующей социальной рекламы. Надо сказать, определенные подвижки в решении рассматриваемой проблемы уже имеются: принят ряд законодательных и других нормативных правовых актов, направленных на противодействие коррупции, создается механизм реализации Национального плана противодействия коррупции, в том числе посредством повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб, создания единой государственной системы профилактики преступности (в первую очередь среди несовершеннолетних) и иных правонарушений, мониторинга и оценки эффективности правоприменительной практики, ротации государственных гражданских служащих, повышения уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих с целью обеспечения снижения экономической заинтересованности в совершении коррупционных правонарушений. И все же следует констатировать, что наша страна находится в начале долгого пути по искоренению столь негативного, деструктивного явления, как коррупция.

——————————————————————