Отдельные направления взаимодействия субъектов следственно-оперативных групп при раскрытии преступлений на автотрассах, совершаемых организованными преступными группами

(Шахматов А. В., Андреев В. Н.) («Российский следователь», 2008, N 9)

ОТДЕЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНЫХ ГРУПП ПРИ РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА АВТОТРАССАХ, СОВЕРШАЕМЫХ ОРГАНИЗОВАННЫМИ ПРЕСТУПНЫМИ ГРУППАМИ

А. В. ШАХМАТОВ, В. Н. АНДРЕЕВ

Шахматов А. В., доктор юридических наук, профессор.

Анализ состояния борьбы с организованной преступностью на автотрассах и дорогах в Северо-Западном федеральном округе показывает, что не случайно особое внимание уделяется проблеме преступлений, связанных с завладением большегрузным автотранспортом и дорогостоящей строительной техникой. Отчасти тенденция роста краж автотранспорта, разбоев и грабежей в отношении водителей большегрузного автотранспорта, перевозимых грузов, связана с их низкой раскрываемостью. Раскрываемость преступлений данного вида продолжает оставаться на низком уровне, только в 2005 г. безнаказанными остались преступники, совершившие 84,3 тыс. краж и угонов транспортных средств (в тот числе 48,1 тыс. автомашин), 2,4 тыс. разбойных нападений и грабежей <1>. Организованный характер современной преступности на автотрассах и дорогах, тесно связанной с организованной преступностью в сфере экономики, — закономерная ступень эволюции преступной консолидации, а также существенная черта, усиливающая ее общественную опасность. Как отмечалось на VIII Конгрессе ООН по предупреждению преступности на различных видах транспорта, организованная преступность нарушает нормальное функционирование социальных и экономических институтов и компрометирует их, что приводит к утрате доверия к демократическим процессам <2>. ——————————— <1> См.: Аналитический обзор о состоянии борьбы с хищениями автотранспортных средств в 2005 г. МВД России. Деп. УР от 26 февраля 2006 г. С. 2. <2> VIII Конгресс ООН проходил в Гаване в августе — сентябре 1990 г.

Проблемам особенностей российской организованной преступности посвятили свои работы многие ученые, заложив научную основу для понимания этого явления, среди них можно выделить таких авторов, как Ю. М. Антонян, А. Н. Волобуев, В. Г. Гриб, А. И. Гуров, А. И. Долгова, И. И. Карпец, Ю. Г. Козлов. В. В. Лунеев, В. С. Овчинский, В. В. Панкратов, В. Д. Пахомов, Г. Н. Синилов, В. В. Вандышев, С. Ф. Милюков, В. С. Устинов, П. М. Панченко, В. В. Меркулов, В. М. Егоршин и другие. Изучение работ вышеуказанных ученых и существующей практики противодействия разбоям и грабежам позволяет выделить признаки, присущие организованным преступным группам, действующим на автотрассах, посягающих на автотранспорт и грузы, — это устойчивые объединения лиц со специфическими криминальными навыками, связями, опытом, создаваемые для систематического совершения однородных преступлений. В подобных группах, как правило, участвуют лица, преступная деятельность которых на основе специальных познаний, опыта и навыков носит устойчивый характер и является источником средств существования. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что две трети организованных преступных структур предварительно выбирали и изучали объекты посягательства; в каждом четвертом случае разрабатывались планы совершения преступления, проводились рекогносцировки местности, система охраны и тренировки исполнителей, подыскивались места сбыта похищенных ценностей. При этом преступники, как правило, без труда находят себе помощников среди сотрудников транспортных служб и т. п. <3>. Кроме того, необходимо учитывать, что преступные сообщества, действующие на автотрассах, используют сложно выявляемую форму преступных образований — сетевую структуру, которая включает в себя ряд самостоятельных организованных групп, специализирующихся на решении отдельных задач (группа, осуществляющая захват большегрузного автотранспорта, группа, обеспечивающая временное укрытие и хранение похищенного автотранспорта и грузов, группа, обеспечивающая сбыт похищенного имущества, и т. д.). Подобная структура в сочетании с многоступенчатой системой управления создает высокий уровень конспирации преступной деятельности, подкрепляемой мерами защиты с помощью коррупционных связей в законодательной и исполнительной власти на региональном уровне. ——————————— <3> См.: Козлов Ю. Г. Социальная база организованной преступности: опыт экономико-криминологического анализа // Проблемы борьбы с организованной преступностью: Сб. науч. трудов. М., 1990. С. 27.

Высокий уровень указанных преступлений, как отмечают практические работники и аналитические материалы, совершаемых организованными группами на автотрассах и дорогах, характерен для территорий, примыкающих к крупным городам, где наблюдается высокий грузопоток и имеются возможности быстрого сбыта похищенного груза. Северо-Западный регион, и особенно город Санкт-Петербург, кроме указанных факторов имеет свою специфику, формирующую дополнительные условия, способствующие росту данных преступлений. Санкт-Петербург — один из крупнейших транспортных узлов, где пересекаются железнодорожные, автомобильные, воздушные и водные пути, в том числе международного значения. При этом протяженность автомобильных дорог в Санкт-Петербурге составляет 982,8 км, а в Ленинградской области — 11002 км. По территории Северо-Западного региона кроме местных дорог проходят автомагистрали: «Скандинавия», «Кола», «Нарва», «Украина», «Россия». Географическое положение пограничного региона, способствует значительному грузовому потоку, в том числе транзитному из европейских стран, высоколиквидных товаров, представляющих повышенный интерес в качестве объекта посягательства для организованных преступных групп. Колоссальные преступные доходы при минимальном риске и затратах сделали автобизнес чрезвычайно притягательным для организованных криминальных сообществ и стали одним из основных источников их наживы <4>. При этом предметами посягательств становятся транспортные средства, частные контейнеры, перевозимые грузы, высокой степени ликвидности — драгоценные полезные ископаемые, в том числе и радиоактивные, готовая продукция металлургических заводов и т. д. ——————————— <4> См.: Шабалин В. А. Политика и преступность // Государство и право. 1994. N 4.

Похищенные автомашины и грузы преступники сбывают достаточно быстро, так как в регионе существует хорошо развитая инфраструктура автосервисных мастерских, в том числе индивидуальных, «авторазборок», авторынков, через которые реализуются детали, узлы и агрегаты, снятые с похищенных автомашин, а также обширная торговая сеть, которую преступники используют для реализации похищенных товаров. Практика раскрытия данных преступлений показывает, что используется огнестрельное, в том числе автоматическое, оружие, автотранспортные средства. Это в основном обусловлено часто возникающей у преступников необходимостью преследования объекта нападения, возможностью оказания сопротивления, в том числе вооруженного, работниками охраны, сопровождающими грузы, либо пассажирами, а также необходимостью быстро скрыться после совершения преступления. Для нападения преступники выбирают участки автотрасс и дорог, проходящие через лесные массивы, удаленные от населенных пунктов и мест дислокации территориальных подразделений органов внутренних дел, что позволяет преступникам с минимальным риском задержания совершать нападение на автотранспорт, безопасно перемещать и реализовывать похищенные автомашины и грузы, оставаясь продолжительное время вне поля зрения оперативных работников ОВД. Следственно-оперативные группы, выезжая на место преступления, сталкиваются с негативными обстоятельствами, которые впоследствии затрудняют процесс раскрытия и расследования. К таким негативным факторам, формирующим начальную следственную ситуацию, следует отнести: — отсутствие охраны места грабежа или разбоя, совершенного в отношении водителя автотранспорта; — неблагоприятные условия внешней среды (значительный поток автотранспорта, осадки и т. п.), приведшие к уничтожению или изменению доказательственной информации; — несвоевременное или не в полном составе прибытие следственно-оперативной группы на место происшествия; — поверхностный осмотр места происшествия, транспорта (эксперты не принимают мер по выявлению возможных следов в брошенном транспортном средстве, при осмотре трупа, других объектов и местности); — тяжкие последствия разбоя, совершенного в отношении водителя автотранспорта (смерть или причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего); — отсутствие свидетелей и иных источников доказательств. Описанная выше начальная ситуация характеризуется прежде всего незначительным объемом информации, чаще только о времени, месте нападения, числе преступников, используемом автотранспорте, полученной от одного лица — от заявителя. Соответственно, впоследствии такая начальная ситуация негативным образом влияет на правильность выдвигаемых оперативно-розыскных и следственных версий и, как следствие, на обоснованное определение направлений работы по раскрытию и расследованию преступления, объема, содержания и последовательности оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. В теории криминалистики и в практике раскрытия преступлений используется принцип параллельной проверки оперативно-розыскных и следственных версий, обеспечивающий наиболее оптимальный темп расследования, экономию рабочего времени задействованных сотрудников и затрачиваемых ими сил и средств. Этот принцип закладывается еще на этапе построения оперативно-розыскных версий — они обычно настолько тесно согласуются со следственными версиями, что в ряде случаев являются по сути своей едиными версиями оперативного работника и следователя, а разработка их во многих случаях производится совместно <5>. Впоследствии такие версии проверяются как с использованием инструментария оперативно-розыскной деятельности, так и путем проведения следственных действий, при этом результативность работы в значительной степени зависит от уровня организации взаимодействия — обмен информацией, совместное планирование и согласование действий субъектов следственно-оперативной группы в процессе решения частных задач расследования. ——————————— <5> См.: Криминалистика / Под ред. И. Ф. Пантелеева и Н. Л. Селиванова М.: Юрид. лит., 1993. С. 78.

Принимая во внимание особое значение взаимодействия оперативного работника и следователя при раскрытии неочевидных преступлений, совершаемых организованными группами на автотрассах, целесообразно рассмотреть отдельные формы его использования. Под взаимодействием принято понимать основанную на законе, согласованную по цели, месту и времени деятельность независимых друг от друга в административном отношении органов, которая выражается в наиболее целесообразном сочетании присущих им средств и методов, и направлена, при организующей роли следователя, на предупреждение, пресечение, раскрытие и всестороннее, полное и объективное расследование преступлений <6>. При этом основные задачи взаимодействия сводятся к следующему: обеспечение согласованности неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при осмотре места преступления, раскрытия по горячим следам, расследовании преступлений; осуществление согласованных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, обеспечивающих возмещение материального ущерба, причиненного гражданам, организациям и государству преступными действиями виновных лиц. ——————————— <6> См.: Дубинский А. Я., Шостак Ю. И. Организация и деятельность следственно-оперативной группы. Киев, 1981. С. 5; Гапанович Н. Н., Мартинович И. И. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений. Минск, 1983. С. 10, 11.

Ранее рассмотренная специфика совершения преступлений в отношении грузоперевозчиков и упущения в организации работы следственно-оперативных групп приводят к тактически сложному процессу расследования, к необходимости проведения ряда дополнительных комплексов оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, чтобы установить всех лиц, причастных к преступлению, а также дополнительные доказательства, определяющие ролевые функции участников преступления. В качестве альтернативного способа выявления и фиксации достаточного объема доказательственной информации в процессе раскрытия грабежей и разбоев в отношении автотранспорта работники оперативных подразделений органов внутренних дел предпочитают использовать задержание с поличным лиц, в отношении которых получена оперативно значимая информация, в момент совершения очередного преступления. Реализация полученной оперативной информации указанным способом позволяет решить вопрос получения необходимой доказательственной базы. В криминалистике такая операция называется тактической, хотя нередко ее результаты, как справедливо отмечено в некоторых специальных источниках, имеют стратегическое значение для раскрытия и расследования тяжких неочевидных преступлений, совершаемых организованными группами <7>. С нашей точки зрения, наиболее эффективно такой тактический прием проверки оперативных материалов о лицах, обоснованно подозреваемых в совершении грабежей и разбоев в отношении автотранспорта, может применяться, если в проведении этой операции помимо работников оперативных служб и подразделений органов внутренних дел согласованно участвуют сотрудники следственных подразделений. Однако на практике такие операции согласованно со следователями, к сожалению, проводятся относительно редко. По-видимому, это можно частично объяснить тем, что проверка оперативных материалов часто осуществляется в условиях дефицита времени, необходимого для тщательного планирования этих операций и должной организации взаимодействия со следователем. В результате этого в ходе планирования предстоящей операции по захвату с поличным допускаются ошибки и упущения в прогнозировании вероятных действий проверяемых лиц, в силу отсутствия у некоторых сотрудников оперативных подразделений ОВД профессионального опыта по проведению подобных операций и не учитывается значение взаимодействия оперативного состава и следственных подразделений. ——————————— <7> См.: Щербатов В. Ф., Мухоедов П. А. Этапы проведения операции «Задержание вымогателей с поличным» // Российское законодательство и правоприменительная деятельность органов внутренних дел: Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: РВШ МВД России, 1995. С. 93.

Следствием всех перечисленных ошибок и недостатков является так называемая неполная реализация, когда выявляются и задерживаются лишь отдельные рядовые участники преступной группы. В некоторых же случаях, когда скрываются организаторы либо активные участники организованных групп, становится крайне затруднительно установить все обстоятельства совершенных ими преступлений. Это всегда приводит к увеличению срока следствия по уголовному делу либо к необходимости выделения из него уголовных дел в отношении скрывшихся соучастников. Между тем практика, насчитывающая уже не одно десятилетие, показывает, что использование совместных усилий сотрудников аппаратов следствия, дознания, экспертно-криминалистических подразделений и ряда других служб органов МВД РФ, организованных в единую группу, позволяет достичь лучших результатов, превышающих возможности каждой из взаимодействующих сторон, взятой в отдельности <8>. ——————————— <8> См.: Бажанов С. В. Основные направления совершенствования взаимодействия органов предварительного расследования в условиях следственно-оперативных групп. Владимир, 1997. С. 3.

Таким образом, разработку плана операции задержания преступников с поличным целесообразно осуществлять в два этапа: общее планирование предстоящей операции задержания преступников с поличным должно осуществляться на основе всестороннего анализа имеющейся информации, в процессе совместной деятельности оперативных работников и следователей, а при необходимости с привлечением других специалистов служб ОВД. При этом в равной мере следует уделять внимание планированию как важных, так и «второстепенных» оперативно-розыскных и иных мероприятий и следственных действий; последующее детальное планирование задержания с поличным, осуществляемое сотрудниками оперативного подразделения, будет строиться по уже разработанной общей схеме, что позволит более тщательно подготовить и результативно провести операцию, документально закрепить полученные сведения, в форме, отвечающей требованиям их последующего использования в процессе доказывания.

——————————————————————