Игровая зависимость в противоправном поведении

(Синицына Л. В., Бурдюг Д. Л.)

(«Юридическая психология», 2008, N 2)

ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ В ПРОТИВОПРАВНОМ ПОВЕДЕНИИ

Л. В. СИНИЦЫНА, Д. Л. БУРДЮГ

Синицына Л. В., доцент кафедры административного права и АСД ОВД ДВЮИ МВД России, кандидат психологических наук.

Бурдюг Д. Л., старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин ДВИМБП.

На сегодняшний день существует много проблем и окончательно нерешенных вопросов о деликтах, совершаемых теми или иными лицами, об административных правонарушителях и административных правонарушениях, о наиболее эффективных методах профилактики. Зачастую лица, совершающие административные правонарушения, в момент совершения деликта находятся в состоянии алкогольного (либо наркотического) опьянения, могут переживать негативное психическое состояние. К числу последних необходимо причислить и лудоманию.

Лудомания (от латинского ludus — игра), или игромания, — это игровая зависимость или патологический гэмблинг.

В США и Западной Европе игроманию называют «зависимостью без наркотиков». Данным термином называют психическое расстройство, в основе которого лежит патологическое влечение к азартным играм. Американская психиатрическая ассоциация внесла игроманию в список психических заболеваний наравне с алкоголизмом и наркоманией.

Основным признаком лудомании является постоянно повторяющееся участие человека в азартной игре. Патологическое влечение к азартным играм входит в группу таких расстройств и привычек, как патологическое влечение к воровству, патологическое влечение к поджогам и различным сексуальным перверсиям (по Международной классификации болезней, принятой на 43-й Международной ассамблее здравоохранения).

С понятием «лудомания» мы столкнулись совсем недавно. Что значит это явление? Актуальна ли данная проблема для нашего общества? Каковы последствия лудомании? В чем состоят основная опасность и негативные последствия азартных игр? Для того чтобы разобраться в данных вопросах, следует заострить внимание на таких понятиях, как «девиантное поведение», «делинквентное поведение подростков», «аддиктивное поведение и его профилактика» и пр. [2, с. 450], [3, с. 480], [3, с. 432], [1, с. 38].

Девиация (от лат. deviatio) — отклонение от курса, эталона, среднего, нормального значения.

Девиантное поведение — это специфический способ передачи, усвоения, закрепления и проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальных норм и ожиданий; способ, в арсенале которого специфические приемы самовыражения (сленг, стиль, символика, мода, манера, поступок и т. п.).

Делинквентное поведение — система поступков (или отдельные поступки), противоречащих принятым в обществе правовым нормам, но не влекущих за собой уголовной ответственности. Это провинности, отличающиеся от криминальных проступков отсутствием состава преступления.

Аддиктивное поведение (от англ. addiction — пагубная привычка, порочная склонность) — одна из форм отклоняющегося (девиантного) поведения. Выражается в двух формах: химической и нехимической зависимости.

Аддиктивное поведение связано:

— с употреблением определенных психоактивных веществ;

— с сосредоточенностью на некоторых видах деятельности;

— с жаждой острых ощущений.

Химическая аддикция связана с формированием стремления к уходу от реальности, которое происходит из-за искусственного изменения субъектом своего психического состояния путем приема некоторых психоактивных веществ. Виды химической аддикции: алкоголизм, наркомания, токсикомания.

Нехимическая аддикция выражается в сосредоточенности на некоторых видах деятельности, что сопровождается сильными, субъективно приятными эмоциональными переживаниями. Виды нехимических аддикций: экстремизм, религиозный фанатизм, сексуальные аддикции. С нашей точки зрения, к нехимическим аддикциям следует отнести также и лудоманию.

Несмотря на столь различные виды аддиктивного поведения, у всех лиц, склонных к нему, имеются единые психологические особенности [1, с. 42]:

— рассогласование психологической устойчивости в случаях обыденных отношений и кризисов;

— снижение переносимости трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций выражается в постоянном желании «встряхнуться», испытать яркие впечатления;

— скрытый комплекс неполноценности, подавляемый гиперкомпенсаторной реакцией и сочетающийся с внешне проявляемым превосходством.

До настоящего времени при организации профилактики девиантного поведения молодежи проблема лудомании не учитывалась. Никаких исследований и экспериментальных работ в данном направлении не проводилось.

Некоторые исследователи-медики считают, что игромания — не болезнь и заразиться от другого человека и заболеть ею невозможно. В соответствии с моделями диагностики и лечения психических, а также поведенческих расстройств в изолированном виде как первичное нарушение эти расстройства практически не встречаются. Чаще всего они проявляются как симптомы расстройства влечений при других заболеваниях — аффективных, органических, личностных, поэтому в данном случае актуальной является дополнительная диагностика.

Лудомания, так же как и психопатия, находится в области подсознательного, она не лечится медикаментозно, является хронической болезнью. Можно смело сказать, что игромания может передаваться при общении, в тот момент, когда игроки склоняют свое окружение к азартной игре. Создаваемая в России инфраструктура игрового бизнеса предопределяет вовлечение широких слоев населения с различным социальным статусом, возрастом, степенью личностного развития. Результат может быть самым плачевным — человек остается без средств к существованию, происходит процесс психологической и социальной дезадаптации, чреватый тем, что уводит человека от социально значимой деятельности и провоцирует суицидальное и криминальное поведение.

Существует мнение, что лудоманы — это ограниченные, несерьезные, склонные к легкой наживе, алчные люди. Однако это совершенно неверное мнение. Игроманами могут быть достаточно энергичные, жизнерадостные, талантливые, стремящиеся к успеху личности. Для них игра — это легкий способ ухода от проблем, именно таким образом они расслабляются, испытывая позитивные эмоции после трудного рабочего дня. В данную группу риска могут попасть юристы, преподаватели, военнослужащие, студенты и школьники, научные сотрудники. Почему один человек попадает в зависимость от азартной игры, а другой нет? В людях генетически заложена потребность в риске, страсти. Она вызывает синдром дефицита удовлетворенности. Избавиться от него пытаются различными средствами: алкоголем, наркотиками, азартными играми. Главная цель — уход от поиска решений реальных проблем. Лудомании подвержены люди, страдающие психическими расстройствами. У 80% игроков «расстройством влечения» страдали кровные родственники старших поколений. Следует учесть, что все азартные игры построены с учетом не физиологии, а человеческой психологии [8, с. 3], [9, с. 2], [10, с. 4].

Поведенческая диспозиция формируется в детстве. Те, кто не наигрался в позитивные игры в детском и юношеском возрасте, кого недолюбили, недопоняли, о ком не позаботились, в ком не закрепили с детства уверенность в себе, — это будущие лудоманы. Играя с ребенком в детстве, мы помогаем ему раскрыть и развить свои природные способности, усвоить общепринятые правила взаимоотношений между людьми, ощутить эмоции, связанные с достижением успеха. Причины, побуждающие ребенка играть, — это любопытство и потребность активно действовать. Именно по этой причине игроманам постоянно чего-то не хватает, возможно, ярких ощущений, особенных эмоционально окрашенных острых переживаний, которые вызывает тот или иной позитивный процесс игры.

Без игры лудоманы испытывают внутренний дискомфорт, угнетенность, апатию, безразличие, пребывают в состоянии стресса. Только вернувшись к процессу игры, к любимому своему занятию, они его снимают. Эти люди могут быть готовы на все ради того, чтобы вернуться в значимое для него состояние, даже пойти на преступление. Человек может стать жертвой лудомании в момент кризисной ситуации. В данную категорию лиц попадают люди экстремальных профессий — военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов (особенно те, кто вернулся из зоны боевых действий), спасатели, профессиональные спортсмены. Если человек успел создать для себя запасные варианты до момента кризиса, тогда он будет находиться и чувствовать себя в безопасности. В противном случае он оказывается в неком психологическом вакууме [6, с. 75].

Исследователи выделяют три стадии развития игровой зависимости: выигрыша (вовлечение в процесс азартной игры); проигрыша (происходит замена мотиваций); отчаяния (желание взять реванш в игре становится единственной целью в жизни). Нет ни лекарств, ни средств, которые смогли бы повлиять на поступки человека, приостановить его тягу и пристрастие к игре. Именно по этой причине мы должны успеть распознать игрока на начальной стадии его зависимости, так как потом помощь практически не понадобится, любые усилия будут сведены к нулю. Противодействия зависимости от игры пока не найдено. Основной опасностью и негативными последствиями азартных игр является нравственная и духовная деградация людей [5, с. 288].

На базе Дальневосточного юридического института МВД России (г. Хабаровск) и Дальневосточного государственного гуманитарного университета (г. Хабаровск) в период с 2004 по 2007 г. проводилось психологическое обследование, были охвачены курсанты 2-го, 3-го, 4-го курсов ДВЮИ МВД России — будущие оперативные работники, следователи (106 человек), студенты ДГГУ, института управления психологии 2-го, 3-го, 4-го курсов — будущие социальные работники, психологи, социальные педагоги (106 человек).

В ходе проведенного исследования нами было установлено, что процент играющих в азартные игры студентов и курсантов одинаков. Но есть те, кто имеет пристрастие к азартным играм. Эту категорию лиц достаточно сложно переубедить, они понимают реальную опасность азартных игр, однако остановиться не могут и не желают. По результатам проведенного исследования выяснилось, что об игромании информация у студентов и курсантов скудная. О термине «лудомания» 100% курсантов не знают, что он означает, среди студентов таких 98%.

Лишь 10,4% студентов знают, что игромания считается болезнью, среди курсантов этот процент составил 6,5%. Некоторые студенты (4,1%) и курсанты (4,3%) считают, что игромания — это зависимость. К азартным играм абсолютно нормально относятся 89,1% курсантов и 22,6% студентов. Не увлекаются и других не осуждают за пристрастие к азартным играм 84,7% курсантов и 41,5% студентов. Курсанты (4,4%) и студенты (15,1%) считают игроманию аморальным занятием. Осуждают пристрастие к азартным играм 9,4% студентов и 95,6% курсантов. Пристрастие к азартным играм имеют приблизительно 2% студентов и такое же число курсантов. К азартным играм абсолютно нормально относятся и не видят потенциальной опасности и беды 89,1% курсантов и 22,6% студентов.

Существенную роль в предупреждении и борьбе с лудоманией играет воспитание. У каждого ребенка, подростка, студента, курсанта должна быть занятость. Нерациональность распределения своего времени, ненасыщенность ситуациями, незаполненность дня, вакуум — все это в совокупности порождает желание насытить себя эмоциями, в том числе купить их в казино, игровом клубе и других увеселительных заведениях. В данном случае следует обращаться к наиболее эффективным формам воспитания, которые смогут оказать влияние на формирующуюся личность.

Формы воспитания — это внешне выраженные способы организации процесса воспитания. В педагогике их классифицируют по различным основаниям:

1) по количеству воспитанников: индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые;

2) по частным задачам: культурные, спортивные, правовые, военно-патриотические и др.;

3) по особенностям способов проведения: лекции, беседы, дискуссии, обсуждения, коллективная работа, индивидуальные поручения, участие в общественно полезной деятельности, опека, шефство, товарищеская помощь, посещение культурных мероприятий;

4) по месту проведения: формы воспитания в процессе обучения, образования, труда, внешкольной работы и т. д.;

5) по времени проведения: плановые, профилактические, отчеты, подведение итогов и т. д.

Формы воспитания становятся эффективными тогда, когда используются педагогом в соответствии с требованиями принципов воспитания, вписываются в выбранные методы, сочетаются со средствами и приемами воздействия. Иначе они будут формальными, не затрагивающими сознание и чувства воспитанников, а порой будут оказывать отрицательное влияние на их участников, вызывая у них негативную реакцию. Только когда появится интерес, насыщенность дня событиями, цели (дальняя, ближние), занятость, у игромана может отпасть желание снова посетить игровой клуб, казино, что называется, встряхнуться. Однако это только в тех случаях, когда он не является потенциальным лудоманом, когда действительно еще не все потеряно и человек может вернуться к норме.

В целях профилактики различных форм девиантного поведения несовершеннолетних и студенческой молодежи необходим комплекс мер, включающий в себя: беседы, лекции, консультации с разъяснением опасности и вреда пристрастия к азартным играм, психологические тренинги, специальные методики психологической адаптирующей коррекции (для профилактики неврозов различного генеза, депрессий, суицидов). Однако эффективное оказание психотерапевтической и психологической помощи лицам, попавшим в зависимость от азартных игр, возможно, полагаем мы, только при всестороннем, детальном исследовании лудомании.

Литература

1. Бондаренко Т. А. Юридическая психология для следователей: Учеб. пособие. Москва: ЦОКР МВД России, 2007. С. 42.

2. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск, 1998. С. 450.

3. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / Под ред. В. А. Гурьевой. М.: Генезис, 2001. С. 480.

4. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. М.: МЕДпресс, 2001. С. 432.

5. Поздняков В. М. Юридическая психология. М.: Юрист, 2002. С. 288.

6. Психологическое обеспечение деятельности ОВД в экстремальных условиях. М.: МУ МВД России, 2001. С. 75.

7. Ремнев В. И. Актуальные вопросы административной деликтологии в современный период // Актуальные проблемы административной деликтологии. Киев, 1984. С. 3.

8. www. azps. ru.

9. www. casino2000.ru.

10. www. ragonka. de.

——————————————————————