Цели применения медицинского освидетельствования на состояние опьянения в производстве по делам об административных правонарушениях

(Соколов А. Ю.) («Административное право и процесс», 2012, N 6)

ЦЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ НА СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

А. Ю. СОКОЛОВ

Соколов Александр Юрьевич, докторант, заместитель заведующего кафедрой административного и муниципального права Саратовской государственной юридической академии, кандидат юридических наук, доцент.

Исследуются цели и основания применения медицинского освидетельствования на состояние опьянения в производстве по делам об административных правонарушениях. Анализируется порядок применения рассматриваемой меры административного принуждения.

Ключевые слова: меры административного принуждения, производство по делам об административных правонарушениях, медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Goals of medical testing during the administrative proceeding A. Yu. Sokolov

In a scientific article explores the purposes and reasons of medical testing during the administrative proceeding. The procedure of application of the examined measure of administrative compulsion is analysed.

Key words: measures of administrative enforcement, administrative proceeding, medical testing.

Состояние опьянения выступает в производстве по делам об административных правонарушениях одним из обстоятельств, подлежащих выяснению в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ. Выявление состояния алкогольного, наркотического опьянения, а также опьянения, вызванного употреблением психотропных или иных веществ у лиц, совершивших административное правонарушение, осуществляется посредством применения процедуры медицинского освидетельствования. Действующим административно-деликтным законодательством предусматривается необходимость выявления состояния опьянения в нескольких случаях. Так, в соответствии с КоАП РФ такими случаями являются: — совершение лицом ряда правонарушений, предусмотренных статьями Особенной части, где состояние опьянения выступает одним из конструктивных признаков состава правонарушения (управление в состоянии опьянения транспортным средством соответствующего вида: судами морского, внутреннего водного транспорта, в том числе маломерными (ст. 11.9 КоАП РФ), автомототранспортными средствами (ст. 12.8 КоАП РФ); воздушным судном (ст. 11.5 КоАП РФ); появление в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ) и др.); — необходимость выявления состояния опьянения в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность (п. 6 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ); — исчисление срока административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, высчитываемого с момента вытрезвления задержанного (ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ). Применение медицинского освидетельствования на состояние опьянения как меры административного принуждения, выражающейся в одностороннем вмешательстве властного субъекта в волю нарушителя, существенно затрагивает конституционные права и свободы граждан, что обусловливает необходимость ее детального законодательного регулирования. Вместе с тем уровень правового регулирования как материальных, так и процессуальных вопросов реализации медицинского освидетельствования далек от совершенства. Несмотря на нередкие случаи применения рассматриваемой меры, в законодательстве отсутствует определение состояния опьянения. Более того, основания вынесения заключения о состоянии опьянения зависят от вида процедуры медицинского освидетельствования, вида опьянения и вида освидетельствуемого субъекта. Так, заключение о состоянии алкогольного опьянения, в соответствии с п. 16 Инструкции по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы 307/у-05 «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» (далее — Инструкция) <1>, выносится исходя из положительных результатов определения алкоголя в выдыхаемом воздухе. ——————————— <1> Приложение N 3 к Приказу Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения».

Заключение о состоянии алкогольного опьянения лиц, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях и находящихся в тяжелом состоянии, в соответствии с п. 22 Инструкции, формулируется по результатам химико-токсикологического исследования, при наличии абсолютного этилового спирта в концентрации 0,5 и более грамм на один литр крови. Заключение о состоянии опьянения водителей в результате употребления наркотических средств, психотропных или иных, вызывающих опьянение веществ, а также о состоянии любого вида опьянения иных лиц выносится при наличии клинических признаков опьянения и положительной химической реакции на алкоголь либо обнаружении наркотических средств, психотропных или иных вызывающих опьянение веществ или их метаболитов, вне зависимости от их концентрации (количества) (п. 17 Инструкции; Методические указания «Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения» <2>). ——————————— <2> Утверждены Приказом заместителя Министра здравоохранения СССР от 02.09.1988 N 06-14/33-14 // Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».

Изложенные вариации свидетельствуют о том, что в отдельных случаях вывод о состоянии опьянения делается исходя из простого наличия алкоголя, наркотических веществ или иных одурманивающих средств, вызывающих опьянение, в организме человека. Вместе с тем между содержанием алкоголя или иных вызывающих опьянение веществ и состоянием опьянения нет прямой связи, тяжесть опьянения зависит от множества субъективных факторов. Так, под состоянием опьянения в медицине понимается совокупность психических, вегетативных и неврологических расстройств, возникающих в результате острого отравления нейротропными веществами и характеризующихся сменой психического возбуждения торможением с явлениями нарастающего оглушения сознания <3>. ——————————— <3> См.: Словарь медицинских терминов // URL: http://www. magalif. ru/?an=slovar (дата обращения: 15.05.2011).

Подобный подход требует обязательного установления наряду с наличием вызывающих опьянение веществ в организме человека также клинических признаков опьянения во всех случаях выявления состояния опьянения. Отдельные вещества выводятся из организма человека сутками или даже неделями. Более того, технические средства измерения допускают определенную погрешность показаний. Все это несет опасность признания находящимся в состоянии опьянения лица, в организме которого обнаружены алкоголь, наркотические средства или одурманивающие вещества, при отсутствии нарушений функционального состояния, что идет вразрез с целями проведения медицинского освидетельствования. Необходимость установления клинических признаков опьянения влечет за собой потребность в их детальной законодательной регламентации. Кроме того, заключение о состоянии опьянения в результате употребления наркотических средств, психотропных или иных, вызывающих опьянение веществ, должно выноситься только при достоверном лабораторном определении конкретного вещества <4>. Нарушения рассматриваемых положений обоснованно рассматриваются судами <5> как противоречащие ч. 2 ст. 45, ч. 3 ст. 49 Конституции РФ, ст. 1.5, 25.1 КоАП РФ, нарушающие презумпцию невиновности и ограничивающие право гражданина на защиту и представление доказательств в подтверждение своей невиновности. ——————————— <4> См.: п. 17 Инструкции; п. 13 Временной инструкции о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения (утв. Приказом Минздрава СССР от 01.09.1988 N 06-14/33-14 // Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс»). <5> См.: решение Верховного Суда РФ от 9 октября 2008 г. N ГКПИ08-1450 // Верховный Суд РФ: [сайт] // URL: http://www. supcourt. ru (дата обращения: 15.05.2011).

Максимальный порог содержания алкоголя в крови лиц, управляющих транспортным средством <6>, был устранен изменениями, внесенными в КоАП РФ <7> и Правила <8>. Указанные положения напрямую противоречат требованиям Европейского соглашения, дополняющего Конвенцию о дорожном движении, открытую для подписания в Вене 8 ноября 1968 г. <9>. Согласно им, в национальном законодательстве должны быть предусмотрены специальные положения, касающиеся вождения под воздействием алкоголя, а также допустимый законом уровень содержания алкоголя в крови, а в соответствующих случаях — в выдыхаемом воздухе, превышение которого является несовместимым с управлением транспортным средством. Необходимость таких количественных критериев обусловлена возможностью различных погрешностей измерений при проведении освидетельствования, вызванных в том числе наличием в окружающем воздухе летучих горючих веществ, чувствительность прибора к которым не изучена; употреблением медицинских препаратов до применения освидетельствования; а также наличием в крови трезвых лиц небольшого количества эндогенного алкоголя. В целях надлежащего соблюдения международных норм, ратифицированных нашим государством <10>, представляется необходимым вернуть соответствующие количественные значения для определения содержания алкоголя в крови в рамках установленных международным законодательством (до 0,25 мг алкоголя на литр выдыхаемого воздуха). ——————————— <6> В соответствии с примечанием к ст. 27.12 КоАП РФ под состоянием опьянения понималось наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,15 и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха. <7> См.: Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 169-ФЗ «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. N 30. Ст. 4000. <8> См.: Постановление Правительства РФ от 10.02.2011 N 64 «О внесении изменений в Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов» // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 993. <9> БМД. 2008. N 1. С. 3 — 22. <10> От имени СССР Конвенция подписана 8 ноября 1968 г. и ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. N 5938-VIII // Ведомости ВС СССР. 1974. N 20. Ст. 305.

Кроме того, в соответствии с клинической классификацией алкогольного опьянения, принятой в отечественной наркологии <11>, в зависимости от степени интоксикации, выделяются три степени тяжести алкогольного опьянения — легкая, средняя и тяжелая. Субклиническая форма легкой степени алкогольного опьянения, которая во многих странах не исключает вождение транспортных средств и идентифицируется как «отсутствие влияния на психику и поведение», наблюдается при концентрации алкоголя в крови 0,3 — 0,7%. ——————————— <11> См., напр.: Кононенко В. И., Сосин И. К., Моисеев В. И., Рудяга А. В., Сгонникова Т. Б. Клиническая и лабораторная диагностика алкогольного опьянения: Методические рекомендации. Харьков, 1984.

Таким образом, состояние лица, при котором концентрация алкоголя в крови составляет менее 0,3%, не рассматривается в наркологии как алкогольное опьянение. В этой связи применение термина «медицинское освидетельствование на состояние опьянения» является неуместным, поскольку выявлению подлежит не состояние опьянения, а содержание соответствующих веществ в организме. Мы поддерживаем позицию отдельных авторов о необходимости замены понятия «состояние алкогольного опьянения» <12>, используемого при определении объекта освидетельствования. Однако вместо термина «нетрезвое состояние» нам представляется более корректным и отражающим характер производимых действий использование термина «наличие алкоголя в организме». ——————————— <12> Зеренин А. Г., Мостовой С. М. Новое в проведении медицинского освидетельствования для выявления состояния опьянения // Вопросы наркологии. 2010. N 6. С. 56.

——————————————————————