Особенности правового регулирования безопасности дорожного движения
(Лихов А. Р.) («История государства и права», 2008, N 15)
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
А. Р. ЛИХОВ
Лихов А. Р., соискатель кафедры административного и служебного права Северо-Кавказской академии государственной службы.
Проблема безопасности дорожного движения в общем контексте обеспечения эффективной защиты жизни и здоровья россиян приобрела особую остроту в последние годы и привлекает пристальное внимание как высшего руководства страны, так и гражданского общества в целом. Потери, связанные с ДТП, в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. По официальной статистике, за 10 лет (с 1997 по 2007 г. включительно) на автодорогах России погибло свыше 315 тысяч человек, более 2 миллионов получили травмы в результате ДТП <1>. Главная причина в возрастающей диспропорции между приростом числа автомобилей (в России сегодня насчитывается 300 автомобилей на каждую 1 тыс. населения <2>), не улучшающимся качеством и отсутствием прогресса в расширении дорожной сети и инфраструктуры и существующими проблемами в обеспечении безопасности дорожного движения, в том числе в совершенствовании законодательства, регулирующего данные отношения. ——————————— <1> См.: Анализ безопасности дорожного движения в 2006 году (новостная лента в стиле «Автошкатулка») от 12 марта 2007 г. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Статья В. В. Головко «Новое об административной ответственности в сфере дорожного движения» включена в информационный банк согласно публикации — «Транспортное право», 2002, N 4. —————————————————————— <2> См.: Головко В. В. Новое об административной ответственности в сфере дорожного движения // http://www. consultant. ru/online.
Положение с безопасностью дорожного движения Организация Объединенных Наций характеризует как глобальный кризис. В России негативные последствия автомобилизации приобрели особо опасный характер. Как следствие, вопрос обеспечения безопасности дорожного движения прочно занял место в ряду важнейших социально-экономических задач нашей страны. Масштаб дорожно-транспортного травматизма соответствует масштабу проблемы, угрожающей национальной безопасности, считают в МВД России. И это действительно так, если учесть, что ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях на территории России погибает 33 — 35 тыс. человек и получают травмы различной степени тяжести более 250 тыс. человек. 80% всех происшествий происходит из-за нарушения Правил дорожного движения водителями транспортных средств <3>. Приведенные данные свидетельствуют о наличии признаков системного кризиса в организации деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения. Органы исполнительной власти и местного самоуправления не наделены соответствующими полномочиями и не несут ответственности за состояние безопасности дорожного движения. Как следствие, мероприятия, реализуемые в субъектах Российской Федерации, носят разрозненный характер, не увязаны в единую систему и направлены преимущественно на решение локальных, сиюминутных задач. Положение усугубляется отсутствием у федерального центра реальных рычагов воздействия на обстановку с аварийностью. ——————————— <3> Официальный сайт ГИБДД России: www. gibdd. ru.
В настоящее время начата разработка совместной стратегии и тактики действий всех федеральных министерств, органов исполнительной власти регионов и общественных организаций, участвующих в обеспечении безопасности дорожного движения. Действующие в России различные юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также организаций независимо от их организационной подчиненности и формы собственности. К ним, в частности, относятся правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения и пользования различными видами транспорта. Как известно, единый правовой порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации до настоящего времени определяется Правилами дорожного движения (далее — ПДД), утвержденными Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации полтора десятка лет назад (с последующими изменениями и дополнениями) <4>. Сам по себе этот факт вызывает вопрос о том, почему до сих пор не разработан и не принят федеральный закон о правилах дорожного движения. Ведь речь идет о важнейшей области правовой охраны общественных отношений, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения на всем пространстве крупнейшего государства мира. Говоря о правовой природе отношений, складывающихся в сфере дорожного движения, мы исходим из концепции рассмотрения административной ответственности (за правонарушения в указанной социально-правовой среде) в качестве охранительного правоотношения, предложенной Л. А. Николаевой <5>. ——————————— <4> Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 47. Ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 45. Ст. 5521; 2000. N 18. Ст. 1985; 2001. N 11. Ст. 1029; 2002. N 9. Ст. 931; N 27. Ст. 2693; 2003. N 20. Ст. 1899; N 40. Ст. 3891; 2005. N 52 (ч. III). Ст. 5733; 2006. N 11. Ст. 1179. <5> См.: Николаева Л. А. Административная ответственность как охранительное правоотношение // Административная ответственность: вопросы теории и практики / Под ред. Н. Ю. Хаманевой. М.: ИГП РАН, 2005. С. 24 — 31.
Общественные отношения в области дорожного движения регулируются большим количеством нормативных правовых актов. В частности, Федеральными законами от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» <6>, от 24 июля 1998 г. «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» <7>, Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. «О милиции» <8>, Правилами дорожного движения Российской Федерации, Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения <9>, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» <10>, от 31 июля 1998 г. N 880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» <11>, другими нормативными правовыми актами, имеющими отношение к деятельности, направленной на сокращение уровня аварийности на автомобильном транспорте. Общественные отношения в области дорожного движения регулируются также государственными (отраслевыми) стандартами и СНиПами. В качестве примера можно привести ГОСТ 25478-91 «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки», ГОСТ Р 50577-93 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования», ГОСТ Р 50574-93 «Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования», ОСТ 37.001.269-87 «Транспортные средства. Маркировка» <12> и др. В области дорожного движения действуют, кроме того, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. ——————————— <6> Российская газета. 1995. 26 дек. <7> Российская газета. 1998. 4 авг. <8> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503. <9> См.: Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О Правилах дорожного движения» (с последующими изм. и доп.) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 47. Ст. 4531; www. garant. ru. <10> Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 17. Ст. 1999. <11> Российская газета. 1998. 11 авг. <12> См: Справочная система «КонсультантПлюс».
Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в области дорожного движения, позволяет сделать вывод о настоятельной необходимости консолидации имеющейся нормативно-правовой базы путем разработки и принятия единого кодекса (свода) правил дорожного движения в Российской Федерации. Не так давно в печати появились сообщения о том, что Министерство внутренних дел Российской Федерации разработало свод правил, более четко регламентирующих отношения сотрудников ГИБДД (ГАИ) со всеми участниками дорожного движения <13>. По сути, речь идет о проекте административного регламента, выложенного на сайте МВД России и предполагающего, в частности, обзаведение своими страничками в Интернете всех подразделений ГАИ по субъектам Российской Федерации. Кроме того, Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения федерального министерства готовятся еще несколько административных регламентов по процедурам технического осмотра транспортных средств, сдачи экзамена для получения права управления автомобилями и др. Однако, на наш взгляд, это попытки, не решив более общих вопросов правовой охраны и обеспечения безопасности дорожного движения, свести все проблемы в этой области к дотошной регламентации отдельных процедур. ——————————— <13> См.: Баршев В. ГАИ построят по регламенту // Российская газета. 2008. 13 мая.
——————————————————————