Научно-практический семинар «Национальная безопасность и миграция. Российский аспект»

(Редакционный материал)

(«Миграционное право», 2008, N 3)

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

И МИГРАЦИЯ. РОССИЙСКИЙ АСПЕКТ»

29 мая 2008 г. в Москве в Государственной Думе Федерального Собрания состоялся международный научно-практический семинар «Национальная безопасность и миграция. Российский аспект». Организаторами семинара выступили Комитет по безопасности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Национальный антикриминальный и антитеррористический фонд.

Цели семинара:

— проведение дискуссии по проблемам влияния современных миграционных процессов на состояние национальной безопасности;

— анализ новых вызовов и угроз, вызванных глобализацией мировых миграционных процессов;

— оценка состояния противодействия торговле людьми в Российской Федерации;

— выработка предложений по приоритетам российской миграционной политики.

В работе семинара приняли участие руководители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Российской Федерации, представители законодательных собраний субъектов Российской Федерации, представители научных кругов России и зарубежных стран, общественные деятели, специализирующиеся на исследовании проблем современной миграции, включая проблемы противодействия незаконной миграции и торговле людьми.

А. С. Куликов (председательствующий) отметил, что на состояние национальной безопасности России влияют все составляющие миграции: эмиграция, иммиграция и трафик. Наиболее активная общественная дискуссия выстраивается вокруг нелегальной миграции и транзита. Между тем Россия многое теряет в связи с оттоком собственного населения за рубеж. Несмотря на то, что в последние годы этот процесс проявляет себя менее интенсивно, тем не менее его последствия ощутимы. Прежде всего потому, что на эмиграцию решаются молодые, экономически перспективные, хорошо образованные и востребованные в науке и экономике других государств. Основная мотивация большинства отъезжающих — неуверенность в гарантиях продолжения научных исследований и приложения своих способностей в отечественном народнохозяйственном комплексе; низкая цена интеллектуального труда; неустойчивость социальной ориентированности государственной политики.

Неблагоприятную перспективу представляет и внутренняя миграция российского населения, особенно исход из районов Восточной Сибири и Дальнего Востока. А. С. Куликов обратил внимание на то, что в азиатской части России, равной 1/3 всего континента, в настоящее время проживает всего один процент населения Азии. В то время как именно в Азии располагаются государства с самым многочисленным населением и высокоактивным демографическим потенциалом — Китай, Индия и др. Поэтому безотлагательно необходима разработка государственной политики в области защиты национальной безопасности, в том числе территориальной целостности, эффективного использования природных ресурсов, повышения заинтересованности населения в освоении новых территорий, в том числе репатриантов.

Анализируя состояние иммиграции, А. С. Куликов уделил особое внимание аспектам, представляющим криминологический интерес. В частности, к таковым относится нелегальная миграция. Нелегальные мигранты трудно встраиваются в жизнь российского общества. Как правило, они не имеют востребованной профессии, не владеют языком, более того, они изначально не мотивированы на приложение собственных усилий, чтобы занять достойное место в новой экономической и этнической среде. Это генерирует факторы социальной напряженности. Особую опасность представляет иммиграция, которая не просто ведет маргинальный образ жизни, но пополняет преступные группировки, обеспечивает интересы теневой экономики, наркоторговли и иной криминальной деятельности. Целые сферы жизни контролируются этническими преступными группами, в связи с чем представляют очевидную опасность для общества и трудность для правоохранительных органов связи с высокой конспирацией и закрытостью.

Докладчик отметил, что Россия является и принимающей страной, и страной, через территорию которой проходят коридоры транзита нелегальных мигрантов в Западную Европу и другие государства. Основная проблема и причина — отсутствие надлежащей пограничной инфраструктуры на значительной протяженности государственной границы. Но даже имеющиеся пункты пропуска в большинстве своем не имеют подразделений иммиграционного контроля. Следовательно, даже законно попадающие в Россию иностранцы и лица без гражданства, не легитимизировавшие свой последующий статус, имеют возможность по истечении срока пребывания остаться вне поля зрения иммиграционных подразделений и пополнять ряды нелегалов.

Торговля людьми как одно из постыдных явлений современной цивилизации, по мнению А. С. Куликова, проблема не только России, но всего мирового сообщества. Докладчик обратил внимание на необходимость усиления ответственности потребителей живого товара, поскольку согласно законам рынка спрос определяет предложение. Внимание экспертов и практиков сосредоточено на проблеме противодействия незаконному трафику, социальной помощи жертвам работорговли. Между тем неуязвимыми остаются приобретатели рабов.

Представитель правительства Москвы В. Н. Угримов предложил посмотреть на проблему миграции с точки зрения ее опасности в случае конфликтных ситуаций в мегаполисах, имеющих сложную и многопрофильную инфраструктуру. Работа с иммиграцией требует такого внимания от власти, чтобы делать жизнь иммигранта привлекательной, а не занимать позицию обороны против мигрантов. Он привел положительные примеры работы московского правительства в этой сфере и назвал ряд объективно существующих проблем.

Представитель Федеральной миграционной службы С. В. Еремин остановился на тех аспектах реализации Концепции миграционной политики, которые, с одной стороны, направлены на создание условий максимального благоприятствования миграции и натурализации тех категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, чье пребывание в России отвечает ее интересам, с другой стороны — на формирование эффективной системы противодействия незаконной миграции. Кардинальным условием позитивных изменений в работе ФМС России и ее влиянии на миграционную ситуацию явилось изменение федерального законодательства, регулирующего эту сферу. К числу наиболее значимых выступающий отнес:

— разграничение компетенции органов внутренних дел и территориальных органов ФМС России по реализации возложенных на нее задач в сфере миграции;

— уведомительный характер и учет иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания;

— упрощение процедуры получения разрешения на работу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;

— установление миграционной квоты, что позволяет учитывать количественные и качественные характеристики трудовых мигрантов, регулировать миграционные потоки на федеральном и субъектном уровне;

— дифференциация санкций за административные правонарушения, связанные с нарушением законодательства в сфере миграции и другие.

Это способствовало росту в четыре раза легальной миграции в 2007 г., повышению налоговых сборов от вовлеченных в общественное производство до 50 млрд. рублей.

Представитель ФМС России изложил ряд проблем законодательного и практического характера, связанных с дальнейшим регулированием вопросов выдворения, депортации, реадмиссии. На сегодняшний день международные договоры о реадмиссии Россией заключены с Литовской Республикой, Европейским Сообществом, также подписаны с Украиной, Узбекистаном и Норвегией. Работа продолжается заключением двусторонних протоколов, детализирующих механизм реализации этих договоров, хотя далеко не все государства участвуют в этой работе, не желая брать на себя расходы и ответственность в связи с приемом незаконных мигрантов.

Много внимания выступающий уделил сотрудничеству в рамках СНГ, что для России представляет важное значение, так как основную массу иммигрантов она получает из государств Содружества.

Отдельно докладчик остановился на опыте формирования государственной информационной системы миграционного учета иммигрантов, прибывающих воздушным транспортом.

Представителем Института социально-экономических проблем народонаселения Е. В. Тюрюкановой сделан обстоятельный анализ экономической составляющей, связанной с миграцией. В выступлении отмечено позитивное влияние законодательных изменений на состояние трудовой миграции, которая, по мнению докладчика, в 2007 г. увеличилась в полтора раза (с 10 до 15%). Однако это означает лишь то, что примерно 85 — 90% общего массива миграции не контролируются. Происходящие изменения эксперт оценила как безусловно положительные и правильные. Но отметила ряд проблем, которые уже обнаружились, в частности, в структуре миграции по странам происхождения. Так, увеличилась доля иммигрантов, культурно более далеких России, прибывших из стран Средней Азии. Это состояние сохранится и потребует от государства более точной селективной позиции в разработке соответствующих программ.

Е. В. Тюрюканова обратила внимание участников семинара на то, что три четверти прибывающих в Россию — выходцы из беднейших слоев сельского населения не имеют никакого образования, и, следовательно, их профессиональный капитал имеет нулевой показатель и не участвует в конкуренции за рабочие места. Это качественное состояние мигрантов является своеобразным вызовом безопасности, так как использование их на неквалифицированных и малооплачиваемых рабочих местах приводит к углублению малозатратной ниши в экономике производства, не стимулирует работодателя к модернизации производства, а все, вместе взятое, является тормозом для повышения производительности труда.

Докладчик особо остановилась на проблемах нарушения прав мигрантов (от низкой зарплаты до незаключения трудовых контрактов, изъятия паспортов, условий быта, низкой роли правосудия в защите прав иммигрантов и др.), которые сохраняют риски в сфере миграции. Спрос на дешевый труд будет сохраняться, если не изменить экономическое законодательство, во многом вынуждающее работодателя к поиску дешевой рабочей силы. Следовательно, борьба с теневой миграцией требует в том числе и экономических регуляторов. Пример — квотирование трудовой миграции, которое сформировано таким образом, что обращения на получение работы не могут быть приняты к рассмотрению, так как либо квота закончилась, либо пропущен срок подачи заявки.

Продолжила дискуссию Паона Грициела, заместитель координатора проекта предотвращения торговли людьми Международной организации по миграции, которая посвятила свое выступление вопросам деятельности московского представительства в сфере противодействия незаконной миграции и торговле людьми.

Эксперт Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Т. В. Холщевникова остановилась на проблеме торговли людьми, в том числе в сфере законодательного обеспечения противодействия работорговле.

Докладчик отметила, что торговля людьми признана преступлением, за совершение которого торговцев людьми можно подвергнуть уголовному наказанию. А защита жертв торговли людьми, заключающаяся в определенных законом мерах, в целях физической и социальной защиты от депортации на время проведения следствия, оказание медицинской, юридической и иной помощи, к сожалению, в нашем законодательстве не разработана, поэтому очень многие торговцы людьми уходят от ответственности.

Т. В. Холщевникова отметила, что информирование общества о существующей проблеме признается достаточным для адекватного формирования общественного мнения. Торговля людьми — очень многоплановое явление. Наиболее опасным направлением является торговля детьми и женщинами. И именно этой опасной стороне способствует то, что в последнее время увеличилось количество брошенных детей. Только в московских родильных домах матери ежегодно оставляют 800 младенцев. Эти дети оказываются в наиболее тяжелом положении, поскольку они находятся в больнице и многие из них до трехлетнего возраста даже не зарегистрированы в статусе гражданина.

Разрабатывается пакет нормативных документов, в том числе и предложения к национальному плану противодействия торговле детьми и по изменению ситуации с бездомными и беспризорными детьми. Чтобы эту проблему решить, должны быть объединены усилия и Президента, и Правительства, и Государственной Думы, поскольку катастрофическое положение с детьми оставляет их наиболее уязвимыми. Количество брошенных, беспризорных детей способствует и большой детской преступности. В частности, почти 40% всех преступлений, совершенных малолетними, совершаются выходцами из семей, в которых либо нет родителей, либо один родитель.

Директор Института глобализации М. Г. Делягин отметил, что есть некоторые перекосы в подаче информации. Например, на фоне общего мирового экономического кризиса, от которого страдает 3/4 населения, СМИ транслируют рекламу, отражающую не достижимые большинством высокие стандарты потребления развитых стран. Для бедных слоев, включая иммигрантов, этой служит сигналом быть готовым на все, чтобы добыть средства к существованию.

Особый взгляд выступающего на сохранение этноконфессионального равновесия в обществе связан с проблемой не столь иммиграции, сколько влияния российских граждан, не вписывающихся в традиции и культуру тех местностей, которые они избрали своим новым местом жительства. В этом, по его мнению, заключается одна из причин конфликтности в отдельных регионах России. Приведенные примеры переноса кавказских традиций на территорию центрально-европейской части и столицы, в частности, М. Г. Делягин использовал в качестве доказательства при обсуждении причин эмиграции коренного населения и нарушения общественного спокойствия населения.

Докладчик обратил внимание, что есть некие легальные бизнес-структуры, которые не принимают на работу представителей иных национальностей, кроме сложившейся в данной компании. В некоторых городах (например, Нижний Новгород) вообще невозможно вписаться в сетевую торговлю. Такой мононациональный бизнес создает ситуацию, которую можно назвать «порчей» рынка труда. К этой же деформации отнес и использование малоквалифицированного труда на высокотехнологичных стройках, занятие диаспорами некоторых сфер в органах муниципального управления и т. п.

Выступающий высказал точку зрения, которая не рассматривает наращивание миграции как способ выживания государства. По его мнению, легализация миграции способствует деформации своего общества. А спасение общества, равно как и его болезни, зависит от социально-экономических факторов. Ими же и излечивается.

Ведущий эксперт по стратегическому развитию Северо-Кавказского региона С. А. Липина обстоятельно изложила результаты исследования по проблеме «Приоритеты миграционной политики в республиках Северного Кавказа в свете обеспечения национальной безопасности России». Взгляд автора обращен к экономическим факторам, определяющим нынешнее состояние региона. Она отметила, что уцелевшая после реформ слабая промышленная и социальная база, неравные стартовые возможности, резкий спад добывающего производства, банкротство значительного числа предприятий стали факторами, усилившими и без того ощутимую трудоизбыточность в республиках. Большинство людей оказались не подготовленными к преодолению негативных социальных явлений. Безработица усиливалась с нарастающим потоком мигрантов из конфликтных зон, из горных и труднодоступных районов на равнинные участки, что создало угрозу этнической стабильности и перераспределению сфер влияния в отраслях хозяйственной деятельности.

Недостаточно учитывались особые условия формирования этноэлиты, национальной творческой и научной интеллигенции, главным образом среднего и старшего поколения, которая в 90-е годы имела свои сильные позиции, авторитет в обществе и влияла на формирование общественной морали. Сегодня эта элита сегментирована по степени политического влияния на местную власть между различными партиями, группами. Именно эти процессы определили многие негативные процессы в республиках.

Главной мишенью агрессивных действий международного терроризма и религиозного экстремизма, националистов и сепаратистов и других деструктивных сил стало славянское население как государствообразующий этнос. В результате грабежей, убийств, насильственных действий, захвата домов, квартир с 1994 г. из Чечни бежало более 200 тыс. русскоговорящего населения. Стала моноэтнической Республикой Ингушетия. Почти вдвое сократилась численность славянского населения в Дагестане. Продолжается до сих пор выезд из других республик. Создание политических, правовых, экономических и иных привилегий для представителей титульных этнических групп, утверждение клановой этнической системы организации бизнеса и власти в сочетании с криминальной приватизацией привело к нарастанию не только неравенства по национальному признаку, но и социальной напряженности на территориях республик. Реальный сектор экономики оказался подорван из-за оттока как русскоговорящего, так и оставшегося без работы квалифицированного титульного населения, что сейчас выражается в явной нехватке кадров в республиках. Возвращение русских в республики Северного Кавказа маловероятно, но даже при желании ему препятствует тот факт, что при получении компенсаций по требованию ФМС переселенцы подписывали документы о том, что никогда не вернутся в Чечню и не потребуют жилье.

В числе факторов, угрожающих безопасности южных регионов России, рассматриваются:

— миграционная агрессия. Основные рекреационные территории (Краснодарский и Ставропольский края), имеющие общегосударственное значение, подверглись избыточной миграции не только со стороны беженцев русскоговорящего населения, но и выходцев из республик, притом не только в хорошо освоенные районы, но и в те, где можно, не прилагая особых усилий, извлекать доходы от эксплуатации природных и рекреационных условий;

— внутренняя нестабильность в кавказских республиках. Ускоренный демографический рост на фоне влияния местных специфических культур и образа жизни усиливают этнополитическую борьбу внутри и между субъектами за экономические и природные ресурсы. Все они являются высокодотационными, нуждаются в финансовой и материальной поддержке центра, не обеспечивают себя продуктами питания и товарами первой необходимости. Уровень безработицы, по данным Росстата, в ряде республик более 50% и выше;

— отсутствие точной статистической базы. Объективности и качеству оценочной информации мешает крайняя разобщенность всех ведомств. Достоверность многих данных сомнительна, подчас численность населения республик преувеличена (например, в Ингушетии число пользующихся льготами по оплате жилья и коммунальных услуг в 1,7 раза превышает численность всего населения Республики);

— высока доля теневого сектора экономики. По данным аппарата полпреда Президента РФ в ЮФО, в 2006 г. доля теневого сектора в ЮФО достигала 50% валового регионального продукта. Каждая республика имеет свою отраслевую теневую специфику с преобладанием мелкотоварного сельского хозяйства, оптовой и розничной торговли.

Регион остается исключительно высокодотационным. При анализе Федеральной целевой программы «Юг России» 2008 — 2012 гг., концепция которой уже была озвучена, получается, что на республики Северного Кавказа приходится 86% общего объема финансовых ресурсов из всех источников финансирования по федеральным целевым программам. При рассмотрении затрат федерального бюджета на шесть Республик (без Чечни, которая финансируется по отдельной программе), т. е. Дагестан, Северную Осетию, Ингушетию, Адыгею, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию приходится приблизительно 88% от общего объема финансирования федеральным бюджетом.

На примере Республики Дагестан С. А. Липина попыталась прогнозировать влияние ФЦП на снижение социальной напряженности, если факторы, вызывающие социальную напряженность в глобальном масштабе, — это и экономический, и политический, и культурный, и экологический. Ее вывод, общий для всех республик: возвращения населения, покинувшего территорию республик за годы конфликтов, не произойдет. Поэтому необходимо выстраивать логику долгосрочного развития республик в соответствии с существующими реалиями.

Заместитель начальника Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России Т. В. Пинкевич рассказала о работе по исследованию угроз криминологической безопасности в связи с событиями в прилегающих республиках Северного Кавказа. Первые исследования были проведены в 1998 — 2000 гг., последние — в апреле 2008 г. Результаты: 64% жителей региона Северного Кавказа оценивают условия своей жизни как потенциально опасные, 36% считают их скорее опасными, чем безопасными. Практически все респонденты считают проблему безопасности особенно актуальной. Немногим более четверти респондентов ощущают страх за свою жизнь и жизнь своих близких. Более половины — считают себя гражданами бдительными и готовыми к сотрудничеству с милицией в деле борьбы с преступностью.

Что интересовало исследователей? Прежде всего миграционные процессы, терроризм (проблема и сегодня остается актуальной), противодействие торговле людьми, эксплуатация рабского труда.

В конце XX столетия говорили о миграции, которая стимулировалась именно политикой дискредитации русскоязычного населения. С начала XXI столетия из северокавказских республик выезжает титульное население, большая часть оседает на территории Ставропольского края, Ростовской, Воронежской областей. Криминологами доказана повышенная криминальная активность подобных мигрантов. На это же указывают результаты исследований: 43% жителей негативно относятся к появлению мигрантов в их населенных пунктах, 26,8% — на безразличное отношение к данным процессам, 29,4% — высказали недовольство только к отдельным этническим группам мигрантов, а 10% просто затруднялись ответить. Такой вывод следует из информации об организованной преступности, ее деятельности по распространению и незаконному обороту наркотиков, контрабанде, проституции, вымогательстве и мошенничестве и так далее.

Т. В. Пинкевич обратила внимание на ответ ставропольцев, как они оценивают уровень межнациональной напряженности в краевом центре: 14% — считают межнациональные отношения стабильными, 58,3% — уверены, что межнациональная напряженность существует, и 15% считают, что национальная напряженность достигла высокого уровня и возможны конфликты. Больше половины респондентов (61%) чувствуют по отношению к себе агрессию со стороны представителей других национальностей, по мнению 70%, в ближайшее время возможно возникновение массового межнационального конфликта.

Существует еще очень серьезный вопрос — это противодействие религиозному фактору, который играет существенную роль в регионе Северного Кавказа, так как регион отличается повышенной степенью религиозности населения.

Исследователи видят способы влияния на ситуацию, но при разработке государственных программ их мнение не учитывается. В решении проблем, которые возникают на Северном Кавказе по национальному вопросу, по миграции, необходимы выверенные целевые программы, построенные на научных исследованиях.

Выступление В. А. Куликова — генерального директора Национального антикриминального и антитеррористического фонда — организатора семинара было посвящено роли некоммерческих организаций в обеспечении национальной безопасности в сфере противодействия незаконной миграции, привлечении трудовых ресурсов, а также вопросам торговли людьми.

Докладчик отметил, что для обеспечения безопасности внешних границ и внутренних территорий, обслуживания экономических интересов необходимы колоссальные ресурсы. И во все исторические периоды Российского государства использовались миграционные механизмы. Так осваивались Юг России и труднодоступные территории Дальнего Востока, Севера, Сибири. Благодаря использованию миграционных инструментов стала возможной индустриальная революция в XX в.

В настоящее время руководство страны рассматривает миграцию как один из инструментов улучшения экономической ситуации в стране. Чтобы страна могла перейти на современные технологии, постепенно искоренить экспортно-сырьевую доминанту и вернуться к экономике конечного производства, при нынешней демографической ситуации без использования труда мигрантов это вряд ли возможно.

Пик рождаемости, пришедшийся на середину 80-х годов XX в., был результатом демографической политики того времени, происходил на фоне стабильности, относительной уверенности в будущем, выраженных семейных ценностях. С распадом СССР и наступившим затяжным системным кризисом всех сфер жизни общества — политической и экономической, приведшим к резкому снижению уровня и качества жизни, изменению сознания населения и отклонению вектора интереса от технических профессий, от специализации на уровне среднего звена. На фоне усилий, которые предпринимаются по развитию собственного производства, даже при наличии всех видов ресурсов, отсутствие человеческого ресурса не позволяет совершить технологический прорыв национального производства.

В. А. Куликов высказал ряд предложений по совершенствованию практики привлечения трудовых мигрантов в экономику страны путем разработки научно обоснованной и учитывающей реальные потребности программы подготовки специалистов для ВПК и экономики в целом.

Зарубежный опыт (Финляндия, Латвия, где организуются курсы языковой и профессиональной подготовки потенциальных мигрантов) показывает, что будущее нужно готовить сейчас. Это в равной мере относится и к возможным странам-донорам, и странам-реципиентам. Автор видит решение проблемы в создании на базе зарубежных представительств ФМС России центров, аналогичных биржам труда, которые будут вести соответствующую работу с потенциальными иммигрантами. От этого выиграет государство: оно получит полный контроль за трудовой миграцией и возможность перевести ее в цивилизованное русло. Иммигранту будут ясны перспективы и соблюдены его права. Он приобретет необходимый языковой минимум, пройдет соответствующие тесты, выберет место трудоустройства, оплатит медицинскую страховку и внесет залог за возможную депортацию (в случае если он нарушит законодательство) и оправится на выбранное предприятие, которое, в свою очередь, предоставит ему полный комплекс услуг, в том числе проживание, питание и т. д. Эту функцию вполне по силам взять некоммерческим организациям.

Выступающий остановился на проблеме торговли людьми в контексте того, что из России в качестве живого товара вывозятся здоровые женщины в репродуктивном возрасте, которые в рабстве утрачивают способность, а в связи с полученными психическими травмами — и желание к деторождению. Реабилитация этой группы населения тоже могла быть делом некоммерческих организаций, даже в большей мере успешной, чем если ее бы вели органы власти. За рубежом к этой российской проблеме внимание куда более выраженное, чем в нашей стране, и это большой минус.

Также докладчик высказал пожелание, чтобы законодатель активнее включился в разработку базового федерального закона о противодействии торговле людьми, потому как внесения изменений в уголовное законодательство явно недостаточно для противодействия этой проблеме.

Представитель Российского государственного социального университета А. Ю. Ястребова поддержала В. А. Куликова в том, что трудовую миграцию он рассматривает в разрезе гуманитарной, человеческой, а не абстрактной категории. Она отметила, что безопасность самого мигранта связана с тем, насколько он информирован и согласен с тем, что ждет его в Российской Федерации. Именно поэтому поднятые В. А. Куликовым вопросы об агентствах, биржах труда заслуживают внимания и являются актуальными настолько, что позволят решить проблемы как самого иммигранта, так и государства. Подготовку надо начинать до того, как человек вступил на территорию Российской Федерации. Определять потребности и цели въезда человек должен еще до того, как он пересечет наши границы.

Представитель Российской академии наук А. М. Юнусов отметил, что обсуждаемая тема вплотную касается всех — мигрантов, граждан страны пребывания. Оглядываясь в прошлое, выступающий отметил, что в советский период, когда вопрос малой заселенности отдельных территорий тоже был актуален, для всех союзных республик были выделены некоторые квоты по заселению определенных областей России. Но, несмотря на идеологизацию этого вопроса, на мощный аппарат государственного влияния, и тогда эта проблема не была решена.

Сегодня на ситуацию влияют:

— отсутствие демографического планирования, предполагающего улучшение общей демографической ситуации в стране;

— неэффективное геополитическое планирование и регулирование;

— отсутствие этнокультурного планирования;

— отсутствие инвестиционного планирования;

— отсутствие планирования системы международного разделения труда и т. д.

Для национальной безопасности немаловажно оценить иерархию иностранцев, которые никогда никаких этнических, исторически длительных контактов с народом России не имели (например, вьетнамцы, китайцы). По отдельным исследованиям мы видим, что есть такая категория иностранцев, которая прибывает в Россию и решает специальные стратегические задачи, например в Приморском крае, Калининградской области. Когда большие регионы (территории) заполняются представителями тех национальностей, которые вообще никогда не были дружественно настроены к России, к русскому народу, это вопрос национальной безопасности, на этом нужно делать акцент.

Назрела такая необходимость — на базе академических институтов РАН создать комиссию из компетентных ученых с целью выработки программ действий по оптимизации миграционных процессов в Российской Федерации.

От Федерации мира и согласия выступил ее президент В. И. Камышанов. По его мнению, необходимо обратить внимание на то, каким образом формируется имидж России через решение проблем миграции и отношение к мигрантам в России. В основном речь о двух аспектах, которые нужно отметить: миграции как социального процесса и трудовой миграции. Многие из трудовых мигрантов (до 80%) — временные люди, которые приезжают сюда заработать, поддержать экономически свою семью и вернуться домой. По тому, каким образом они почувствуют Россию, как с ними здесь будут обходиться, как с ними будут работать государственные службы, особенно органы внутренних дел, сложится впечатление о России.

Особая ответственность СМИ в этом вопросе. Практически нигде на те левизионных каналах за рубежом открыто не демонстрируются элементы, связанные с формированием ксенофобии, ненависти. У нас, включив телевизор, можно увидеть инструкцию, как вести себя с мигрантами, как их ненавидеть и выгонять. Мы должны ставить вопрос о законодательном преследовании создателей таких программ за выведение на экран подобных вещей. Это просто преступление против общества и против национальной безопасности государства.

В. И. Камышанов также сообщил, что в рамках Межпарламентской ассамблеи обсуждается вопрос о подготовке мигрантов в странах происхождения, хотя сами эти страны такой заинтересованности не имеют.

Представитель Дальневосточного центра по изучению организованной преступности В. А. Номоконов остановился на особенностях китайской проблемы. Китайцы, которые приезжают на Дальний Восток и нелегально оседают, контролируются, с одной стороны, своими земляками с материкового Китая, китайскими организованными группировками, а с другой — интегрируются в нашу местную организованную преступность. Создаются совместные банды. А что касается преступников, то они как раз умеют договариваться, находить общий язык в интересах криминального бизнеса. Как это происходит? Подавляющая часть вывозимого из Дальнего Востока леса (60 — 70%) — нелегальный лес, он уходит в Китай. Контролирует этот процесс китайская организованная преступность. Знают ли китайские власти, отслеживают ли они деятельность китайских ОПГ за границей? Вопрос, вероятно, риторический.

В самой России необходимо ужесточить контроль за легальностью происхождения капитала иностранных компаний, прежде всего китайских, которые подают заявки на участие в аукционах, на аренду лесных угодий, разработку полезных ископаемых и т. д.

В. А. Номоконов поддержал ранее высказанную точку зрения, согласно которой наука отстранена от фундаментальных аналитических исследований в части проблем национальной безопасности. Следует инициировать государственный заказ на исследование проблем миграции, миграционной политики и, в частности, по китайской проблеме. Нужно специальное финансирование этих проектов.

Ю. В. Рощин (в 90-е годы был первым заместителем руководителя ФМС России) заметил, что явление миграции всегда сопровождается негативным оттенком, как в России, так и в других странах. Но рассчитывать на нее приходится, так как к 2025 г. трудоспособное население сократится на 16 млн. человек, а к 2050 г. — на 35 млн. За этим стоит то, что мы сегодня по численности населения на седьмом месте, к 2025 г. будем на девятом, а к 2050 г. на четырнадцатом. В это же время мир будет прирастать, будет уже не 6,3 млрд., а порядка 9 млрд. человек. Вырисовывается вполне очевидная геополитическая угроза: как мы отстоим свою державу и можем ли мы быть великой державой, имея такое население? По плотности сейчас мы занимаем около 9 человек на кв. км. А будем занимать, если пойдет процесс чуть больше 6 человек на кв. км? Уже сегодня раздаются голоса, а не объявить ли земли, которые по плотности всего лишь 6 человек на кв. км, ничейными? Поэтому миграция — сегодня важный вопрос, а дальше он будет еще более важный.

В складывающихся реалиях надо управлять эффективно и грамотно миграцией с тем расчетом, чтобы иметь максимальную пользу от миграции и минимизировать ее недостатки. Мы до сих пор не можем принять концепцию государственной миграционной политики. Представляется, что эта концепция должна быть принята на уровне Государственной Думы и утверждена Президентом.

Но, помимо Концепции государственной миграционной политики, надо иметь миграционную стратегию, как основу. Ее суть в том, чтобы максимально компенсировать естественную убыль населения. Миграционная политика должна обеспечить реализацию этой идеи, причем на основе селективного подхода. Необходимо знать, сколько нам надо, кто нам нужен, откуда, как расселять и т. д.

Об оттоке российского населения с восточных территорий. Раньше они эффективно заселялись, что в царское, что в советское время. Население обеспечивалось жильем и работой. Сейчас наоборот. Переселенцам предлагают мизерные «подъемные», сгнившие заброшенные развалины или гостиницу за свой счет. С 2001 по 2005 г. из Сибири выехали 320 тыс. человек, а из Дальневосточного региона — 797 тыс. человек. Если процесс так пойдет дальше, мы потеряем эти районы. Вот второй аспект безопасности.

О внутренней миграции. Во все периоды жизни нашей России внутренняя миграция была главной. Пространства огромные. Население распределено неравномерно. Сейчас внутренняя миграция брошена государством. Раньше этим занимался Госплан, был государственный комитет по использованию трудовых ресурсов. Сейчас нет структуры, которая рассматривает проблемы внутренней миграции и вырабатывает механизмы распределения и использования людских ресурсов.

Большего внимания требует проблема интеграции мигрантов в общество.

Э. М. Иванова поддержала тему толерантности, основываясь на социологических опросах, которые позволяют взглянуть на проблему и с позиции населения, и с позиции иммигранта. Получается, что обе стороны настроены друг к другу отнюдь не толерантно.

В миграционной политике приоритет должен быть на стороне собственного населения, в его интересах. Многие задачи в решении этой проблемы могли бы взять на себя неправительственные организации, в том числе и выступать посредником с правоохранительными органами. Потому что, к сожалению, население считает, что правоохранительные органы не заслуживают доверия, сегодня их боятся не меньше криминала. Взаимодействие власти с неправительственными и некоммерческими организациями должно быть очень тесным в решении этих вопросов, потому что это общая проблема — проблема национальной безопасности. Рассматривать все эти программы нужно именно в интересах национальной безопасности, тогда, может быть, они будут разработаны более системно.

В своей реплике Б. А. Лордкипанидзе — представитель центра планирования семьи — просил при разработке миграционных концепций и программ учитывать фактор здоровья прибывающих в Россию. Люди приезжают, не только не зная языка и не имея полноценного образования, они еще являются источником весьма опасных инфекций. Особенно остро эта проблема проявляется в случаях, когда представители диаспоры пополняют свои трудовые ресурсы подпольно, медицинские книжки добывают незаконным путем. Потом эти нелегалы начинают работать на объектах пищевой промышленности, торговой сети и т. д.

Итоги семинара подвел председательствующий — А. С. Куликов. Он отметил, что все выступления носили конструктивный характер. Многие прозвучавшие предложения должны быть доведены до органов государственной власти и рассматриваться ими именно в качестве ответных мер угрозам национальной безопасности.

В частности, участники семинара считают необходимым рекомендовать:

1. Государственной Думе:

— активизировать работу по принятию базового закона о противодействии торговле людьми. Этот закон разработан, находится в Думе. Он концептуально поддерживается почти всеми институтами власти. В рамках этого закона целесообразно предусмотреть создание специального центра по координации деятельности правоохранительных и иных органов в сфере борьбы с торговлей людьми;

— внести изменения и дополнения в законодательство, направленное на формирование понятийного аппарата для правильной юридической квалификации таких деяний, как порнография, торговля людьми, детская проституция. Нуждаются в юридически точных дефинициях категории «незаконный мигрант», «соотечественники», «иммиграционный контроль»;

— в рамках Межпарламентской ассамблеи СНГ развивать и укреплять сотрудничество в выработке международно-правовых механизмов обеспечения эффективного противодействия незаконной миграции, в том числе пресечения торговли людьми. Для этого целесообразно осуществить инвентаризацию существующей нормативно-правовой базы взаимодействия в этой сфере;

— проработать создание условий в странах происхождения по подготовке трудовых мигрантов к выезду в принимающие страны посредством обучения языку, ознакомления с миграционным законодательством, процедурами трудоустройства, правами и обязанностями трудящихся мигрантов в принимающих странах, для чего предложить создание в государствах-донорах агентств (бирж) по организации трудовой миграции, которые могли бы оказывать помощь желающим выехать;

— ускорить разработку практических мер по реализации принятой 5 октября 2007 г. в Душанбе Декларации о согласованной миграционной политике государств — участников СНГ.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

— проработать вопрос о подготовке специальных программ по противодействию торговле людьми, в рамках которых предусмотреть создание центров по защите жертв преступлений в сфере работорговли и сексуальной эксплуатации, оказания помощи гражданам, относящимся к социальной группе повышенного риска;

— разработать критерии получения статистических показателей при исследовании и оценке объемов незаконной миграции и ввести их в качестве общего стандарта измерения для всех сфер применения этих данных;

— принять необходимые меры по наращиванию обеспеченности подразделений Федеральной миграционной службы России и Пограничной службы ФСБ России современной инфраструктурой связи и передачи информации для своевременной передачи полных данных об иммигрантах в территориальные подразделения ФМС России. Это позволит отслеживать пути перемещения и целенаправленность поведения наших гостей и полностью выполнить задачи государства перед мировым сообществом в рамках ратифицированных конвенций и партнерами по соглашениям о реадмиссии;

— проработать вопрос о возможности и условиях эксперимента по привлечению трудовых ресурсов из зарубежных государств для обеспечения устойчивого социально-экономического развития, освоения и заселения регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока с низкой плотностью населения, закрепления этих лиц на долгосрочной основе с возможностью получения в будущем российского или двойного гражданства.

3. Совету безопасности Российской Федерации:

— рекомендовать поставить на обсуждение комплекс вопросов, связанных с проблемой китайской миграции, в том числе криминальной составляющей, представляющей угрозу национальной безопасности России;

— при разработке программ, связанных с реализацией задач по защите национальных интересов и парирования угроз национальной безопасности, учитывать результаты научных исследований, для чего предусматривать финансирование соответствующих исследований в качестве государственного заказа.

4. Федеральной миграционной службе внести предложения по созданию центрального специализированного программно-аппаратного комплекса по сбору, накоплению и обработке информации о качественном и количественном состоянии миграции в Российской Федерации.

По материалам пресс-службы

Государственной Думы Федерального Собрания

Российской Федерации

——————————————————————