Наркомания и противодействие наркопреступности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (обзор по итогам международной научно-практической конференции)

(Федулова Н. И.) («Наркоконтроль», 2008, N 3)

НАРКОМАНИЯ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ (ОБЗОР ПО ИТОГАМ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ)

Н. И. ФЕДУЛОВА

Федулова Н. И., г. Владивосток.

9 — 10 сентября 2008 г. во Владивостоке (Приморский край) прошла международная научно-практическая конференция «Наркомания и противодействие наркопреступности в Азиатско-Тихоокеанском регионе» (International theoretical and practical conference «Narcomania and counteraction to drug criminality in the Asian Pacific Region»), организаторами которой выступили администрация Приморского края и Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков при содействии Дальневосточного государственного университета. Конференция вызвала большой интерес не только в России, но и в других странах. В общей сложности на нее прибыло более 350 участников из 12 стран: Армении, Бангладеш, Вьетнама, Индии, Китая, Республики Корея, США, Таиланда, Украины, Филиппин, Японии. Россия была представлена учеными и практиками из многих субъектов Федерации, различных ведомств и учебных заведений. Участники форума получили изданные к конференции материалы о наркоситуации в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации (ДФО) <1>, что позволило сделать более конкретным обсуждение многих вопросов. ——————————— <1> См.: Федоров А. В., Ролик А. И., Епихов А. А., Левин С. А., Малый К. Ф. Наркомания и противодействие наркопреступности в Азиатско-Тихоокеанском регионе: Информационно-справочные материалы к международной научно-практической конференции (г. Владивосток, 9 — 10 сентября 2008 г.). Владивосток, 2008.

Перед началом конференции были оглашены приветствия директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков В. П. Иванова и председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по охране здоровья О. Г. Борзовой. С приветственным словом к участникам конференции обратился губернатор Приморского края С. М. Дарькин. Как он отметил, конференция такого масштаба, посвященная противодействию наркопреступности, проводится в Приморском крае впервые и выбор Владивостока в качестве площадки для научно-практической конференции мирового уровня не случаен. Приморский край в силу своего географического положения находится в центре стран АТР, на пересечении транзитных путей, имеет развитую транспортную инфраструктуру, тесные экономические и туристические связи с соседними странами. В то же время Приморье является одним из наиболее криминализированных регионов страны в плане распространения наркомании и наркопреступности. Уровень наркозависимости населения края из расчета на 100 тыс. населения по итогам 2007 г. в 1,8 раза превышает общероссийские показатели и в 1,6 раза — средний показатель в Дальневосточном федеральном округе. Количество наркобольных в Приморском крае составляет 50% от общего числа наркобольных, зарегистрированных в ДФО. По уровню наркопреступности в расчете на 100 тыс. населения по итогам 7 месяцев 2008 г. Приморский край занимает 6-е место в России и 3-е место в ДФО. Тем не менее в Приморье в последние годы удалось реализовать целый комплекс антинаркотических мер, результатом которых стало последовательное снижение количества больных наркоманией, состоящих на учете. Активная работа правоохранительных органов, медицинских работников, педагогов, общественности под эгидой краевой антинаркотической комиссии позволила решить ряд проблемных вопросов как в сфере правоприменительной практики, так и в области развития профилактической работы, лечения и реабилитации больных наркоманией. Выступивший с докладом «100 лет противодействия незаконному обороту наркотиков» статс-секретарь — заместитель директора ФСКН России А. В. Федоров отметил символичность того, что антинаркотическая конференция состоялась накануне столетия с момента проведения первого международного форума, посвященного проблемам борьбы с наркоманией, — Шанхайской опиумной комиссии. «В середине XIX — начале XX века широкое немедицинское потребление наркотиков начало перерастать в серьезную социальную проблему, потребовавшую принятия законодательных мер, ограничивающих их оборот, и решение о созыве Шанхайской опиумной комиссии было объективно обусловлено потребностью международного объединения усилий государств в противодействии наркотизации населения. Работа Комиссии положила начало международному сотрудничеству в борьбе со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом, способствовала развитию инициатив, которые три года спустя — в 1912 г. завершились подписанием международной конвенции об опиуме в Гааге. С принятием этой конвенции контроль за оборотом наркотиков установлен как институт международного права на многосторонней основе». Таким образом, он отметил, что «именно Азиатско-Тихоокеанский регион стал колыбелью для нового направления развития международного права, оказавшего существенное влияние на развитие национальных законодательств о контроле над наркотиками». В своем докладе А. В. Федоров также констатировал, что появление российского антинаркотического законодательства во многом было обусловлено развитием ситуации именно в АТР: «В связи с распространением начиная с 80-х годов XIX в. курения опия и посевов мака в Западной Сибири и на российском Дальнем Востоке был принят Указ о мерах борьбы с опиокурением от 7 июня 1915 г., дополнивший уголовный закон, а именно — Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, 1864 г. ст. 57-17, предусматривавшей ответственность за производство посевов мака в пределах Приамурского генерал-губернаторства, Забайкальской области и Иркутского генерал-губернаторства, и ст. 57-18, согласно которой денежному взысканию подвергались владельцы и арендаторы земель в случае обнаружения на них посевов мака, произведенных с их согласия или ведома хотя бы и другими лицами. Этим же Указом Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, издания 1885 г., дополнялось новой статьей — ст. 869-2, устанавливающей, что виновные в изготовлении, приобретении, хранении и сбыте курительного опия, а равно трубок и других приспособлений для его курения подвергаются заключению в тюрьму на срок от четырех месяцев до одного года и четырех месяцев и денежному взысканию не свыше 500 руб. Тому же наказанию подвергаются и лица, виновные в предоставлении помещения для опиокурения». Указ о мерах борьбы с опиокурением обычно принято считать первым российским законодательным актом об уголовной ответственности за наркотики. Подводя итоги столетнего противостояния наркоугрозе на Дальнем Востоке, докладчик уделил особое внимание активизации в последние годы наркотрафика героина из Афганистана. По приведенным в его выступлении данным, «за непродолжительный период производство опиума в Афганистане выросло в несколько раз. Если в 1984 г. в Афганистане было собрано всего 41,5 тонны опия сырца, а в 1989 г. — около 650 тонн, то в 2005 г. Афганистан произвел — 4100 тонн опия-сырца, в 2006 г. — более 6000 тонн, а в 2007 г. — уже 8100 тонн». Как было отмечено, в страны АТР поступает до 15% от всего объема произведенного Афганистаном героина, что провоцирует рост наркопреступности и в целом негативно сказывается на уровне криминализации территории. Так, например, в 2006 г. правоохранительными органами Приморья было зарегистрировано 404 факта изъятия героина, через год, в 2007 г., их число возросло до 783, а за 8 месяцев этого года уже отмечено 847 фактов. С сообщениями на пленарном заседании конференции выступили заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по охране здоровья Э. Г. Глубоковская, главный федеральный инспектор по Приморскому краю аппарата полномочного представителя Президента РФ в ДФО С. Е. Лелюхин, ректор Дальневосточного государственного университета В. И. Курилов, генеральный консул Японии во Владивостоке К. Масаеси. Сделали доклады заместитель руководителя аппарата Государственного антинаркотического комитета А. А. Беклемишев («Роль Государственного антинаркотического комитета и антинаркотических комиссий субъектов Федерации в координации работы по профилактике незаконного оборота наркотиков и распространения наркомании в ДФО») и руководитель Центра ДВГУ по профилактике наркомании и деструктивных воздействий Л. И. Романова («Тенденции изменения характеристики наркоситуации на Дальнем Востоке»). По оценкам выступивших на конференции специалистов, практически все страны АТР в определенное время столкнулись с проблемой распространения наркомании и наркопреступности. Это связано с историческими, климатическими, демографическими и экономическими характеристиками Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. И хотя в каждой стране, как отметили выступившие, сложились свои специфические особенности, связанные с распространением в них наркотиков, расширение экономического, культурного и туристического обмена привело к консолидации преступных группировок, специализирующихся на торговле наркотиками, налаживанию ими новых каналов наркотрафика и, как следствие, к появлению новых угроз безопасности государств региона. Обстоятельный доклад сделал заместитель директора департамента уголовного права Юридического института Китайской академии социальных наук Лю Женьвень, рассказавший об антинаркотической политике Китая, в основу которой положена идея о том, что «наркотики — это беда, рожденная самими же людьми». Взятый правительством КНР курс «искоренить наркотики» является одной из самых главных задач, стоящих перед населением страны. Он предусматривает такие основные направления, как «начальная профилактика, комплексное воздействие, полный контроль и запрет». В частности, под начальной профилактикой подразумевается всесторонняя пропаганда вреда наркотиков как в образовании, так и в повседневной жизни. Комплексное воздействие — это ориентация политики, экономики, закона, науки, культуры, образования и медицины на борьбу с наркотиками. Жесткие меры борьбы с наркотиками предусмотрены, в частности, 12 статьями Уголовного кодекса КНР, предусматривающими ответственность за преступления в сфере наркотиков: контрабанду, сбыт, перевозку, изготовление, хранение, выращивание, транспортировку, насильственный прием наркотиков и сильнодействующих медицинских препаратов, помощь в укрытии лиц, торгующих наркотиками, и т. д. В 2007 г. возбуждено 56 тыс. уголовных дел (на 36,8% больше, чем в прошлом году) о наркопреступлениях и задержано 67 тыс. подозреваемых (на 36,3% больше, чем в прошлом году). Члены китайской делегации отметили в докладах, что спрос на героин в КНР в последние годы заметно снизился, а на новые виды наркотиков возрос. В качестве примера, иллюстрирующего эту тенденцию, были приведены данные по изъятию наркотических средств на территории КНР. Согласно этим данным, в 2007 г. в Китае было изъято: героина 4,6 тонны (на 35,5% меньше, чем в 2006 г.), опия — 1,2 тонны (на 48% меньше, чем в 2006 г.), «льда» — 5,8 тонны (на 3,9% меньше, чем в 2006 г.), «льда» в таблетках — более 7,5 млн. штук (на 86,4% больше, чем в 2006 г.), «экстази» — более 2,2 млн. штук (почти в 5 раз больше, чем в 2006 г.), амфетаминов — 6 тонн (почти в 4 раза больше, чем в 2006 г.). Большой интерес вызвали доклады доцента департамента социального обеспечения и наркологической реабилитации Университета Элджи Республики Корея Кын Хо Джо «Современное эпидемиологическое состояние и реабилитация наркозависимых в Южной Корее», профессора кафедры уголовного права Юридического института ДВГУ, руководителя центра ДВГУ по профилактике наркомании и деструктивных воздействий, доктора юридических наук Л. И. Романовой «Тенденции изменения наркоситуации на Дальнем Востоке», главного врача Приморского краевого наркологического диспансера, заслуженного врача России Л. Д. Михалевой «Об основных тенденциях распространения наркомании в Дальневосточном федеральном округе и стратегии развития наркологической службы». Как сообщила Л. Д. Михалева, на начало 2008 г. в Приморском крае состоял под наблюдением с диагнозом «наркомания» 9401 человек, из них 1387 женщин. При этом реальное число потребителей наркотиков значительно выше, о чем свидетельствуют, например, данные о водителях автотранспортных средств, по результатам медицинского освидетельствования которых было выявлено наркотическое опьянение. Так, в 2007 г. из 778 водителей, задержанных в г. Владивостоке в состоянии наркотического опьянения, только 18 человек состояли на учете в наркологическом диспансере. Оценивая криминологические характеристики и перспективы развития наркоситуации в Приморском крае, а также роль и место Приморского края в противодействии наркомании и наркопреступности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, начальник Управления ФСКН России по Приморскому краю, заслуженный юрист России А. И. Ролик в своем докладе «Роль и место Приморского края в противодействии наркомании и наркопреступности в Азиатско-Тихоокеанском регионе: криминологическая характеристика и перспективы развития наркоситуации» подчеркнул, что Приморье сегодня интересует международные преступные наркогруппировки в двух аспектах: как источник получения значительных объемов наркотиков каннабисной группы (в целом по Дальневосточному региону площади произрастания дикорастущей конопли оцениваются в 6 тыс. гектаров, при этом правоохранительными органами ежегодно в ДФО изымается в среднем 8 — 9 тонн марихуаны, 300 — 350 кг гашиша, 100 — 120 кг гашишного масла; до 2 тонн марихуаны — четвертая часть всего наркоурожая региона — изымается именно в Приморье) и как начало транспортного коридора в Российскую Федерацию. Он, в частности, отметил: «Приморский край стал транзитной территорией, откуда наркотики поставляются в Магаданскую и Сахалинскую области, Камчатский край, в Чукотский автономный округ. Имеющаяся информация также указывает на формирующееся в преступной среде стремление к расширению рынков сбыта производимых в Приморье наркотиков каннабисной группы за счет их контрабанды в соседние приграничные страны, прежде всего в КНР. Это в первую очередь обусловлено экономическими мотивами и сложившейся разницей в ценах на основные виды наркотиков. Так, наркотики каннабисной группы в КНР стоят значительно дороже, чем в Приморье, что объективно создает условия для извлечения сверхприбыли от их контрабанды. В свою очередь, сохраняются определенные предпосылки для массового проникновения в нашу страну таблеток «экстази» и другой «синтетики» уже с территории Китая и других стран АТР, подтверждением чему служит целый ряд операций правоохранительных органов КНР, в том числе совместных с российскими правоохранительными службами, по пресечению деятельности преступных групп и иностранных граждан, занимающихся изготовлением и сбытом амфетаминов. Еще одна проблема обозначилась в последние годы — это транзитная роль Приморского края и других субъектов ДФО в распространении на территории Российской Федерации сильнодействующих веществ китайского производства, которые в больших объемах поступают из КНР под видом биоактивных добавок, а также лекарств для личного потребления. Необходимо подчеркнуть, что сегодня в Китайской Народной Республике многие запрещенные к свободной продаже в России и других странах медицинские препараты, содержащие наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества, имеют свободное хождение». Как подчеркнул А. И. Ролик, «сегодня важно выстраивать антинаркотическую работу с учетом особенностей региона, его транспортных путей и экономических взаимосвязей. Именно тогда поставленная перед органами наркоконтроля задача пресечения международных каналов наркотрафика, противодействия организованным преступным группам и преступным сообществам будет эффективна. Это можно сделать только на основе детального изучения особенностей оперативной обстановки, постоянного обмена информацией и накопленным опытом с нашими соседями из стран АТР, поиска путей совершенствования совместной работы против международных организованных преступных наркогруппировок. Крайне важным является также взаимное исследование комплексных мер противодействия наркоугрозе, применяемых в странах региона, как на уровне законодательства, так и в других сферах общественной деятельности. Не случайно главная цель конференции — совершенствование международного сотрудничества в противодействии наркопреступности и профилактике наркомании в странах Азиатско-Тихоокеанского региона». Помимо пленарных заседаний в ходе конференции работа велась в трех тематических секциях. Первая секция была посвящена уголовно-правовым и криминологическим проблемам противодействия наркопреступности в странах АТР. На данной тематической секции был рассмотрен широкий спектр вопросов: от современной концепции — системы взглядов на контроль за оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, общетеоретических вопросов определения понятий наркобизнеса, наркотизма, поиска новых стратегий борьбы с криминальным бизнесом в сфере незаконного оборота наркотических средств, криминологических аспектов пропаганды наркотиков в молодежных субкультурах (доклады И. А. Полянского, Дальневосточный институт повышения квалификации ФСКН России; В. А. Номоконова, Р. И. Дремлюги, Дальневосточный государственный университет) — до особенностей правового регулирования рынка БАД в России и критериев оценки эффективности борьбы с наркопреступностью с учетом региональных особенностей (доклады А. А. Зенцовой и С. Н. Чеснокова, УФСКН России по Приморскому краю). Интересным для участников секции оказался опыт комплексной антинаркотической работы в Самарской области, о котором сделал доклад заместитель прокурора Самарской области А. Ф. Галузин, рассказавший о реализации в этом субъекте Федерации уже четвертой региональной антинаркотической программы с общим финансированием 202 млн. руб. На вопросах пресечения и провокации наркопреступлений, допустимости результатов оперативно-розыскной деятельности остановился Д. В. Шатов (прокуратура Приморского края). Проблемам криминализации новых наркотических веществ, а также нестыковкам российского и иностранных законодательств в части списков препаратов и растений, запрещенных или ограниченных к обороту, был посвящен доклад доцента кафедры уголовного права Юридического института ДВГУ А. А. Ширшова. На примере нескольких видов растений и веществ, обладающих психотропным воздействием (шалфея мексиканского и малой гавайской древовидной розы), а также многочисленных объявлений и специализированных страниц в глобальной сети Интернет (посвященных из всего многообразия земной флоры именно этим растениям, с указанием, как и где купить, как приготовить) он раскрыл механизм формирования криминальной субкультуры потребления одурманивающих веществ. В частности, он заявил: «Удивительно, как разные страны, выработавшие массу соглашений о сотрудничестве и взаимодействии, до сих пор не выработали единого списка таких опасных растений… Дело доходит до парадокса. В Интернете продают «травки» (или их части), которые, скажем, в России запрещены, а в другой стране — нет. Или действующие вещества определенного растения включены в списки запрещенных, тогда как само растение легализовано. Тем не менее действие простого отвара из этого растения дает, допустим, галлюциногенный эффект, как в случае с аяхуаску. Вопрос о разработке и обновлении единых списков наркотических, психотропных, сильнодействующих веществ требует решения на международном уровне». Вторая секция была посвящена поиску путей повышения эффективности противодействия наркопреступности и организации сотрудничества спецслужб и правоохранительных органов стран АТР. На секции в том числе были рассмотрены вопросы о роли и месте экспертно-криминалистических подразделений в процессе выявления и расследования преступлений, относящихся к подследственности органов наркоконтроля. Выступивший по этой теме доктор юридических наук А. М. Черенков, руководитель экспертно-криминалистического управления ФСКН России, отметил, что «в настоящее время экспертная служба наркоконтроля страны развивается с учетом задач и приоритетных направлений деятельности ведомства, что обеспечивает активное совершенствование практически всего имеющегося спектра экспертных средств и методов. И если пять лет назад назначались преимущественно физико-химические исследования, то в настоящее время активно используются дактилоскопические, почерковедческие, технико-криминалистические экспертизы, т. е. практически все направления экспертно-криминалистической деятельности. Особое значение в решении задач по противодействию организованному наркобизнесу и подрыву его финансовых основ приобрели такие виды экспертных исследований, как фоноскопические, компьютерно-технические и экономические. Так, впервые в практике правоохранительных органов Российской Федерации с использованием принципиально новых методов и технических средств создана методика идентификации по голосу и речи лиц, говорящих на некоторых языках государств — бывших республик СССР. Впереди — создание языконезависимой универсальной системы идентификации по голосу и речи иноязычного диктора». Серия выступлений на секции была посвящена вопросам противодействия организованным преступным группировкам, в том числе созданным на этнической основе (Н. А. Хромин, региональное управление ФСКН России по Хабаровскому краю; С. Н. Давыдов, Управление ФСКН России по Республике Саха (Якутия); П. П. Герасимов, региональное управление ФСКН России по Магаданской области; Б. И. Мисилевич, Управление ФСКН России по Сахалинской области; В. П. Старовойтенко, УФСКН России по Приморскому краю; И. Н. Баранник, Российская криминологическая ассоциация; М. Л. Мигдальский, Владивостокский филиал Российской таможенной академии), и вопросам выявления и ликвидации межрегиональных и международных каналов наркотрафика. В частности, вопросам взаимодействия таможенных органов ДФО с правоохранительными организациями зарубежных стран по линии контрабанды наркотиков было посвящено выступление В. С. Сафонова (Дальневосточная оперативная таможня — ДВОТ), который на конкретных примерах показал опасность незаконного ввоза сильнодействующих веществ из КНР, где имеют легальный оборот лекарственные препараты и БАДы, в состав которых входят псевдоэфедрин, фенобарбитал, сибутрамин, теофедрин, диазепам. Он отметил, что свыше 80% от общего числа незаконных перемещений подконтрольных веществ приходится на российско-китайское направление и Приморский край используется преступными группировками как перевалочная база для последующего транзита наркотиков. В настоящее время в практике работы ДВОТ в области борьбы с контрабандой наркотиков имеются договоренности в рамках международных правовых актов об обмене информацией и данными о лицах, причастных к незаконному обороту наркотиков, что позволяет вовремя сориентировать таможни Дальневосточного региона. С. В. Сафонов привел примеры удачных совместных операций, в частности когда в июле 2008 г. сотрудниками ДВОТ совместно с Таможенной службой Республики Корея была проведена «контролируемая поставка» синтетических наркотиков транзитом через Корею из Гонконга в Россию, в результате чего изъято 898 таблеток МДМА. Другой приведенный в докладе пример совместной работы таможенных органов России во взаимодействии с коллегами из Республики Корея (в ходе которой в России в 2007 г. было изъято 2 контейнера, где находилось 25,5 тыс. упаковок, содержащих метандиенон, и возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 188 УК РФ) еще раз подчеркнул проблему гармонизации национальных законодательств в сфере оборота наркотических средств, так как эти препараты на территории Республики Корея находятся в легальном обороте. Позитивные примеры международного взаимодействия в практике работы органов наркоконтроля ДФО были приведены в выступления В. И. Платова (УФСКН России по Амурской области), рассказавшего, в частности, что в 2008 г. была пресечена деятельность международной ОПГ, создавшей сеть по сбыту синтетических наркотиков китайского производства, поступавших в Россию через Санкт-Петербург. Отмечалось, что активная работа по пресечению организованных наркогруппировок, действующих в сфере наркобизнеса в Дальневосточном регионе, ставит перед правоохранительными органами вопросы повышения эффективности противодействия легализации наркодоходов. Эти вопросы были подняты в докладе А. Г. Бескоровайного (УФСКН России по Камчатскому краю). Он обратил внимание на то, что законодателем не определены суммы легализованного имущества, которые следует считать малозначительными, нет единой общепризнанной методики доказывания умысла на легализацию, отслеживания и доказывания того, что именно эти денежные средства получены от преступной деятельности. На третьей секции обсуждались вопросы взаимодействия государственных органов с общественными и религиозными организациями в области ранней профилактики и реабилитации наркозависимых. Участники секции (самой многочисленной по составу, на ней участвовали в дискуссии более 90 человек) подчеркнули, что вопросы социальной реабилитации больных наркоманией в нашей стране сегодня требуют четкого законодательного регулирования. Необходимо через правовые механизмы стимулировать у наркобольных желание обращаться за лечением, удерживать их в рамках реабилитационных программ, ведь это длительный курс, и сегодня лишь немногие из тех, кто начал лечение, проходят его до конца. Примечательно, что на секции выступали не только специалисты-наркологи, ученые, но и те, кто сам длительное время потреблял наркотические средства, а сейчас, говоря медицинским языком, находится в длительной ремиссии и пытается помочь другим. Один из них — руководитель Владивостокского филиала благотворительной общественной организации «Преображение» А. Устюжанин — рассказал о работе сети филиалов реабилитационного центра «Преображение», отметив, что здесь большое внимание уделяют социализации личности наркомана. В то же время участвующие в дискуссии специалисты отметили, что в России отсутствует законодательная база для таких организаций. Отсюда определенные трудности во взаимодействии: например, такими организациями и центрами не предоставляется статистика. Это вызывает сложность оценки эффективности негосударственных реабилитационных организаций. Выступившие отмечали, что основная масса больных не хочет проходить реабилитацию после курса лечения, средняя продолжительность которого в Приморском крае составляет 13 дней, а для последующей реабилитации требуется до полугода и более. О мерах лечения и реабилитации наркозависимых говорилось в докладах участников конференции из Китая (делегация КНР на конференции имела самое большое и разнопрофильное представительство). Согласно сделанным ими сообщениям в КНР осуществляются жесткие меры по контролю наркотических средств и сильнодействующих медицинских препаратов. В декабре 2007 г. принят Закон КНР «О борьбе с наркотиками», предписывающий государственным органам вести всестороннее наблюдение и компьютерный учет наркозависимых. В городах до уровня уезда создана сеть реабилитационных центров, строятся новые и ремонтируются старые реабилитационные центры. Срок пребывания в специализированных диспансерах, куда наркозависимых помещают по решению Министерства общественной безопасности, в последнее время увеличен с 1 года до 3 лет. На срок реабилитации до 3 месяцев все медикаменты выделяются государством, но в центрах реабилитации все должны заниматься общественно полезным трудом или работать по специальности. В случае отказа от реабилитации наркозависимый по решению администрации города или уезда направляется на общественно полезные работы. А если наркоман не бросает употреблять наркотики, не участвует в общественно полезном труде и не соглашается на диспансеризацию добровольно, его направляют на лечение принудительно. Причем это касается всех категорий населения. Очень большое внимание уделяется специальной антинаркотической агитации, помощи населения в борьбе с наркоманией. При этом обязанности и ответственность за проведение такой работы возлагаются и на государственные, и на общественные организации, а также на родственников наркоманов. Из доклада заместителя начальника кафедры по борьбе с наркотиками Института уголовной полиции КНР Гуань Чуньсин следует, что «помимо административных штрафов, в Китае существует общая база учета наркозависимых, а также специальные учреждения «районы без наркотиков», где проходят курс реабилитации наркозависимые. За 2007 г. 268 тыс. человек прошли курс реабилитации. 69 тыс. человек были задействованы в общественно полезной работе. К концу 2007 г. число медицинских учреждений (больниц) достигло 503, где на данный момент проходят курс лечения 58 тыс. человек». Вопрос о необходимости введения в Российской Федерации мер принудительного лечения и реабилитации вызвал жаркую дискуссию участников секции. И хотя единого мнения по данному вопросу не выработано, все участники дискуссии отметили, что в большинстве стран региона такие меры существуют, широко и успешно применяются. Участниками секции также был представлен доклад об успешном опыте Республики Корея по защите несовершеннолетних от злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами. Как отметил в своем докладе А. А. Мальцев (ДВГУ), в этой стране уровень вовлеченности подростков и молодежи в наркопреступления крайне низкий, так как существует целая система карательных и некарательных мер, направленных на защиту и воспитание несовершеннолетних и молодежи, а за сбыт наркотиков подросткам предусмотрена ответственность вплоть до смертной казни. В целом в рамках третьей секции было высказано много различных предложений о развитии методов и подходов к реабилитации наркозависимых и формах взаимодействия общественных и государственных организаций в указанной сфере. Участники сошлись во мнении, что необходима координация многочисленных направлений профилактической и реабилитационной работы, и в качестве предложения высказали мнение о создании региональных и муниципальных советов по вопросам реабилитации и профилактики. В итоговой резолюции участники конференции обратили внимание на необходимость гармонизации национальных законодательств стран АТР в сфере контроля за оборотом наркотиков, так как различия в правовой оценке тех или иных деяний не позволяют правоохранительным органам сопредельных государств полноценно проводить совместные мероприятия по борьбе с национальным наркобизнесом. Также участники форума предложили организаторам рассмотреть возможность проведения регулярных встреч в данном формате как в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации, так и в других странах региона, которые могут выразить заинтересованность в подобных мероприятиях.

——————————————————————