Государственная антинаркотическая политика России и противодействие незаконному обороту наркотиков в Дальневосточном федеральном округе
(Ролик А. И.) («Наркоконтроль», 2010, N 4)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ <*>
А. И. РОЛИК
——————————— <*> Rolik A. I. State anti-drug policy of Russia and counteraction of illegal turnover of drugs in the Far Eastern federal district.
Ролик А. И., кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации (г. Владивосток).
В статье рассматриваются вопросы реализации государственной антинаркотической политики в России на примере Дальневосточного федерального округа и анализируется развитие наркоситуации в этом регионе в последние годы.
Ключевые слова: государственная антинаркотическая политика, наркоситуация, наркопреступность, наркобизнес, наркомания, наркоманы, Дальневосточный федеральный округ.
In article questions of realization of the state antinarcotic policy in Russia on an example of Far East federal district are considered and narcosituation development in this region last years is analyzed.
Key words: the state antinarcotic policy, a narcosituation, narcocriminality, narcobusiness, a narcotism, addicts, Far East federal district.
Криминальный наркотизм на рубеже XX — XXI вв. стал острейшей проблемой мирового социума, приобрел угрожающие для безопасности мировой цивилизации масштабы и затронул практически все страны, включая Российскую Федерацию. Распространение наркомании и связанной с ней наркопреступности, особенно в организованных формах, является сегодня фактором подрыва демографического, социально-экономического и оборонного потенциала России. В современных условиях наблюдаются дальнейшая глобализация и рост наркопреступности, налаживание устойчивых контрабандных поставок крупных партий наркотиков, установление международных связей, обеспечивающих безопасность наркобизнеса <1>. Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ 12 мая 2009 г. N 537, наркомания и деятельность транснациональных организованных наркогруппировок определены как источники угроз национальной безопасности <2>. ——————————— <1> См.: Ролик А. И., Романова Л. И. Наркомания и наркотизм — острейшие проблемы мирового социума // Наркоконтроль. 2009. N 2. С. 8. <2> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 20. Ст. 2444.
По оценкам специалистов, в настоящее время в России число лиц, регулярно потребляющих наркотики, колеблется в пределах 2 — 2,5 млн. человек в возрасте от 18 до 39 лет, что составляет почти 2% населения страны. При этом наркомания каждый год продолжает набирать обороты. За последние пять лет количество наркоманов в России возросло примерно в 3,5 раза. В среднем каждый год количество больных наркоманией увеличивается на 30 тыс. человек, подавляющее большинство которых страдают опийной и героиновой наркоманией. Среди наркобольных растет доля женщин. По данным официальной статистики, в Российской Федерации зарегистрировано: в 2004 г. — 342719, в 2005 г. — 343509, в 2006 г. — 350267, в 2007 г. — 356188, в 2008 г. — 358120, а в 2009 г. — 356087 больных наркоманией. Наркоситуация в России предопределяется прежде всего героиновым давлением из Афганистана. С 2001 г. производство опиатов в Афганистане, по данным ООН, выросло более чем в 40 раз и составляет до 8 тыс. тонн в год. Приблизительно 92% героина в мире изготавливается из мака, выращенного в Афганистане <3>. И есть основания прогнозировать дальнейшее резкое ухудшение этих показателей. Так, в непосредственной близости от России, на севере Афганистана, а также на территории государств Средней Азии складированы гигантские запасы опиатов. По данным ООН, запасы опиатов достигают 12 тыс. тонн. Этого объема наркотиков хватит для ежедневного употребления на 100 лет количеству наркоманов, равному по численности сегодняшнему населению России <4>. ——————————— <3> См.: Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2007 г. ООН, Нью-Йорк, 2008 // URL: http://www. unodc. org. <4> См.: Иванов В. П. НАТО превращается в «демократическую альтернативу ООН». Интервью «Российской газете». 23.10.2009 // URL: http// www. rg. ru/ 2009/ 10/ 23/ afganistan — oon — site — anons. html.
По доле населения, вовлеченного в злоупотребление опиатами, Россия опережает государства Евросоюза в среднем в 5 — 8 раз, а, например, Германию — в 20 раз. Этот скачок произошел менее чем за двадцать лет. По оценке Директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков В. П. Иванова, Россия за последние годы стала абсолютным мировым лидером — рынком сбыта и потребителем опиатов, прежде всего героина афганского производства. Каждые сутки в стране от героиновой наркомании умирают 82 человека призывного возраста, т. е. каждый год 30 тыс. человек, что в два раза больше, чем за десять лет войны в Афганистане. Почти 90% наркоманов в нашей стране зависят от афганских опиатов, которые поступают через территорию Таджикистана (примерно 60%). Остальное идет через Киргизию, Узбекистан и Казахстан. Наркотрафик стал существенным негативным фактором демографической ситуации и ударом по генофонду России, поэтому проблему производства и поставки героина из Афганистана необходимо сегодня рассматривать как цивилизационный вызов России и фактически полномасштабную против нее героиновую наркоагрессию, а также угрозу международному миру и безопасности <5>. ——————————— <5> См.: Иванов В. П. О причинах и последствиях «афганского наркотрафика» для Российской Федерации, законодательных и иных мерах по защите общества от наркоагрессии // Наркоконтроль. 2009. N 1. С. 2 — 4; Героиновым оптовикам надо давать срок наказания от 20 лет до пожизненного // Комсомольская правда. 2009. N 32; Выступление на международном форуме «Афганское наркопроизводство — вызов мировому сообществу» 9 июня 2010 г. // URL: http://www. fskn. gov. ru/fskn/intex/news/.
Если в 2004 г. всеми правоохранительными органами было зарегистрировано 150096 наркопреступлений, то в 2009 г. — 238527 наркопреступлений, т. е. в 1,6 раза больше. Удельный вес наркопреступлений от числа всех выявленных в стране в 2009 г. преступлений также увеличился и составил 8% <6>. ——————————— <6> См.: Сводный отчет по России «О состоянии преступности и результатах расследования преступлений за январь — декабрь 2009 г. » (статформа МВД России N 494), Сводный отчет по России «О результатах работы правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих веществ за январь — декабрь 2009 г.» (статформа МВД России N 126).
В том, как нарастает наркодавление на Россию, можно убедиться на примере развития наркоситуации в Дальневосточном федеральном округе (ДВФО), являющимся восточными ее воротами в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом уместно напомнить, что именно в рамках Шанхайской опиумной комиссии в 1909 г. в этом регионе произошло объединение усилий государств в противодействии надвигающейся наркоугрозе, формирование системы международного контроля над наркотиками <7>. ——————————— <7> См. подробнее об этом: Федоров А. В. К столетию Шанхайской опиумной комиссии 1909 г. // Наркоконтроль. 2008. N 4. С. 38 — 40; 100 лет противодействия незаконному обороту наркотиков // Наркомания и противодействие наркопреступности в Азиатско-Тихоокеанском регионе: Мат-лы межд. науч.-практ. конф. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2009. С. 13 — 19.
На Дальнем Востоке России наблюдаются те же основные тенденции, что и в России в целом, но есть и своя специфика. Географическое и геополитическое расположение ДВФО, его значительная территория, все виды границ огромной протяженности, разветвленная транспортная инфраструктура, в том числе международного значения, а также протекающие в нем социально-экономические процессы обуславливают особенности наркоситуации, которая в последние годы характеризуется стабильно высокими уровнями наркопреступности и наркозаболеваемости, значительно превышающими среднероссийские показатели <8>. ——————————— <8> См.: Романова Л. И. Тенденции в изменениях характеристики наркоситуации на Дальнем Востоке // Наркомания и противодействие наркопреступности в Азиатско-Тихоокеанском регионе: Мат-лы межд. науч.-практ. конф. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2009. С. 30.
Так, в 2004 г. в ДВФО зарегистрировано 20624 больных наркоманией, в 2005 г. — 20162, в 2006 г. — 19457, в 2007 г. — 19020, а в 2008 г. — 19021. В 2009 г. зарегистрировано 18483 больных, что составило 272 в расчете на 100 тыс. населения. Больше всего — 47% зарегистрированных в округе больных наркоманией проживают в Приморском крае, 20,6% — в Хабаровском крае, 16% — в Амурской области <9>. В России в 2009 г. было зарегистрировано 356087 наркобольных, или 251 на 100 тыс. населения. ——————————— <9> При этом уровень распространения наркомании, превышающий средний по округу, отмечается в Приморском крае (429,5 на 100 тыс. населения) и в Амурской области (322 на 100 тыс. населения).
Особенностью округа является то, что доля состоящих на учете опийных наркоманов составляет порядка 52% (Россия — 87%). Это обусловлено как удаленным от основного наркотрафика его географическим положением, так и наличием значительных естественных ареалов произрастания дикорастущей конопли, которая служит основным сырьем для производства наркотических средств каннабисного ряда (марихуана, гашиш, гашишное масло). На территорию округа приходится свыше трети изымаемых в стране гашиша и гашишного масла, при том что его население составляет лишь 4,6% от численности населения России. Расширение производства наркотиков каннабисного ряда в ДВФО тесно связано с ростом активности наркогруппировок и кризисным состоянием сельскохозяйственных районов южной части Дальнего Востока, где наркомания и наркобизнес из криминальной проблемы переросли в социальное явление. Фундаментальным фактором осложнения наркоситуации в ДВФО является трансформация в 1990-е гг. плодородных южных сельскохозяйственных районов округа из житницы Дальнего Востока в депрессивную зону, в которой посевные площади сократились более чем наполовину. Вкупе с социальной катастрофой, когда большинство сельского населения лишилось рабочих мест, это привело к зарастанию брошенных земель коноплей и возникновением вокруг нее по сути альтернативного сельского хозяйства. Таким образом, на юге ДВФО сложилась сельхозиндустрия гашишного наркобизнеса, основу которого составляют заброшенные сельхозземли, зарастающие коноплей, ее переработка в гашиш и последующий сбыт через транспортировку в более богатые северные и островные районы округа <10>. ——————————— <10> См.: Выступление директора ФСКН России В. П. Иванова на совещании в г. Свободный (Амурская область) 9 декабря 2009 г. // URL: http:// www. fskn. gov. ru/ fskn/ about/ management/ obj/ public. htm&id.;
Состояние наркопреступности в ДВФО характеризуется следующими показателями. В 2004 г. зарегистрировано 10171 наркопреступление, в 2005 г. — 11183, в 2006 г. — 13469, в 2007 г. — 15335, в 2008 г. — 14121, в 2009 г. — 13688 наркопреступление. По итогам 2009 г. уровень наркопреступности в округе составил 211 наркопреступлений на 100 тыс. населения, что в 1,3 раза превышает среднероссийский показатель (Россия — 168; Сибирский федеральный округ — 213; Уральский федеральный округ — 171,8; Северо-Западный федеральный округ — 154,5; Южный федеральный округ — 152,1; Приволжский федеральный округ — 151,7; Центральный федеральный округ — 122,5). С этими цифрами корреспондируется и значительное количество судебных приговоров, вынесенных по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, а также число лиц, осужденных за эти преступления. С 2004 г. в округе таких приговоров вынесено более 60 тыс., и сейчас практически каждый седьмой осужденный отбывает наказание за совершение наркопреступлений. В этой связи органами наркоконтроля в ДВФО в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах федерального округа, и всеми правоохранительными органами в настоящее время реализуется система мер, направленных на решение задач государственной антинаркотической политики, создание единого механизма противодействия незаконному обороту наркотиков и распространению наркомании. При этом основные усилия правоохранительных органов в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков в округе сосредоточены на таких основных направлениях, как: — борьба с организованными формами наркопреступности, в том числе международной и межрегиональной; — подрыв ее экономических основ, включая легализацию наркодоходов; — пресечение каналов наркотрафика, в том числе контрабанды наркотиков; — ликвидация разветвленных сетей наркоторговли и наркопритонов; — совершенствование межведомственного взаимодействия по реализации государственной антинаркотической политики, профилактике наркомании и наркопреступности. В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» <11> во всех субъектах округа образованы и активно работают антинаркотические комиссии. На заседаниях комиссий рассматриваются актуальные вопросы организации работы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований по противодействию незаконному обороту наркотиков и распространению наркомании, а также по исполнению региональных и муниципальных антинаркотических программ. ——————————— <11> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 43. Ст. 5167.
Проблемные вопросы, связанные с противодействием незаконному обороту наркотиков в ДВФО, отчетливо видны на примере организации этой работы в Приморском крае, который по характеристике наркоситуации на протяжении последних двух десятилетий считается одним из самых неблагополучных субъектов округа и традиционно входит в десятку территорий России, где отмечаются наиболее высокие уровни наркотизации населения и наркопреступности. Приморский край активно используется организованными преступными наркогруппировками в качестве перспективного рынка сбыта наркотиков, их перевалочной базы для последующей транспортировки в другие субъекты округа и в качестве территории международного транзита наркотиков в страны Азиатско-Тихоокеанского региона <12>. ——————————— <12> См. подробнее: Ролик А. И. Роль и место Приморского края в противодействии наркомании и наркопреступности в Азиатско-Тихоокеанском регионе: криминологическая характеристика и перспективы развития наркоситуации // Наркомания и противодействие наркопреступности в Азиатско-Тихоокеанском регионе: Мат-лы межд. науч.-практ. конф. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2009. С. 25 — 30.
Каналы доставки наркотиков используются преступными наркогруппировками как для обеспечения наркопотребления в Приморье, так и для последующего транзита наркотиков автомобильным, железнодорожным, авиационным и морским транспортом в другие регионы Дальнего Востока России и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В настоящее время можно выделить четыре основные проблемы и одновременно направления противодействия распространению наркотиков на территории Приморского края: — противодействие поставкам наркотиков опийного ряда афганского происхождения из других регионов России; — борьба с распространением наркотиков каннабисного ряда; — перекрытие каналов поставки наркотиков и сильнодействующих веществ из соседнего Китая; — противодействие ввозу и распространению наркотиков синтетического ряда. Рассмотрим далее каждое из указанных проблемных направлений. 1. Объемы героинового наркотрафика в край из Афганистана через государства Средней Азии и далее транзитом через крупные транспортные центры Урала и Сибири резко возросли в конце 90-х годов прошлого века. Данные процессы тесно связаны с масштабами незаконной миграции, что во многом обусловлено упрощением миграционного законодательства. Ввозом в Приморский край наркотиков опийного ряда занимаются в основном участники преступных группировок из государств Средней Азии и Закавказья (Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Азербайджана) и северокавказских республик (Ингушетии, Северной Осетии — Алании). Анализ наркоделиктов опийного ряда и увеличение объема изымаемых из незаконного оборота этих наркотиков свидетельствуют о доминирующей роли в их поставках в Приморье представителей азербайджанской и таджикской диаспор, а также цыганских кланов. Противодействие героиновому трафику правоохранительными органами осуществляется в рамках совместных межведомственных операций «Героин», «Канал», «Добрая воля». Приведем несколько примеров результативных реализаций последних годов в отношении организованных преступных наркогруппировок. В сентябре 2008 г. Управлением ФСКН России по Приморскому краю совместно с Управлением ФСБ России по Приморскому краю у наркокурьера — гражданина Казахстана изъято около 2 кг героина. В мае 2009 г. Управлением ФСБ России по Приморскому краю во взаимодействии с Приморским ЛУВДТ у наркокурьера и сопровождавшего его гражданина Республики Азербайджан изъято 781,5 г героина. В июле 2009 г. Управлением ФСКН России по Приморскому краю была изъята крупнейшая за последние 10 лет в Приморье партия героина весом 10 кг 600 г, ввезенная таджикской преступной группировкой. В феврале 2010 г. в результате оперативной разработки этнической преступной группы и перекрытия межрегионального канала поставки героина в Приморье в г. Артеме сотрудниками наркоконтроля задержаны двое наркосбытчиков — уроженцев Ингушетии и Северной Осетии — Алании, из незаконного оборота изъято 2 кг героина. Одновременно наркополицейскими во Владивостоке в это же время пресечена деятельность преступной группы, состоявшей из граждан Азербайджана, у которых изъято 2 кг героина, а в конце мая текущего года задержан уроженец республики Северная Осетия — Алания, перевозивший в автомобиле 1 кг героина, приготовленного им к сбыту. Как установлено в ходе следствия, весь этот героин — афганского происхождения и следовал в Приморье транзитом из стран СНГ через Урал и Сибирь. 2. В силу своих природно-климатических условий Приморский край является естественным ареалом произрастания южноманьчжурской конопли, отличающейся высокой степенью содержания наркотических средств и являющейся сырьем для производства наркотиков каннабисного ряда — марихуаны, гашиша, гашишного масла. Доступность и относительная дешевизна каннабисных наркотиков являются основной причиной того, что потребление растительных наркотиков местного производства широко распространено в большинстве районов Приморья. При отсутствии альтернативных законных источников заработка культивирование наркосодержащих сортов конопли и производство из нее наркотиков стали одной из основных статей дохода для жителей глубинки. В условиях кризиса сотни сельских жителей видят в наркобизнесе легкий способ зарабатывания денег. Трудоемкость выращивания конопли относительно невысока, а на черном рынке она имеет цену, несопоставимую с сельскохозяйственной продукцией. Несмотря на то что правоохранительными органами постоянно ведется работа по выявлению и ликвидации плантаций каннабиса, нередкими стали случаи, когда в отдаленных населенных пунктах культивированием наркокультуры занимается значительное число местных жителей, которые живут исключительно за счет выращивания конопли, продавая приготовленные из нее наркотики оптом наркодилерам. По имеющимся в правоохранительных органах данным, в последнее время незаконное выращивание конопли и изготовление из нее концентрированных наркотиков в Приморском крае, как правило, курируется организованными преступными группами. При этом выявление незаконных посадок конопли с каждым годом становится все более затруднительным, так как они с неиспользуемых земель сельхозназначения перемещаются в труднодоступную таежную глубинку. Борьба с производством и распространением наркотиков каннабисного ряда осуществляется правоохранительными органами в рамках межведомственной оперативно-профилактической операции «Мак», направленной на ликвидацию посевов наркотикосодержащих растений и пресечение преступной деятельности в сфере оборота производимых из них наркотиков. Традиционно она проводится с мая по ноябрь. За время проведения операции в 2009 г. в Приморском крае выявлен 431 очаг произрастания наркотикосодержащих растений общей площадью 48,09 га, на которых уничтожено более 3616 т наркотикосодержащих растений. Из незаконного оборота изъято 6759,5 кг наркотических средств, в том числе 6724,6 кг марихуаны и 15,4 кг гашишного масла. Каждый год органами наркоконтроля выявляются и ликвидируются в районах края организованные преступные группы, занятые культивированием конопли и производством из нее наркотиков. В августе-сентябре 2009 г. объемы изъятых Управлением ФСКН России по Приморскому краю наркотиков, заготовленных наркогруппировками в Спасском, Чугуевском, Ханкайском районах для поставки в города и населенные пункты края, составили от десятков до сотен килограммов. Так, в Ханкайском районе у наркодельцов одновременно были изъяты две особо крупные партии марихуаны весом 1270 кг и 1490 кг. Подобные промышленные масштабы заготовок свидетельствуют о высокой степени организованности наркобизнеса, контролирующего каналы поставок и сети распространения таких объемов наркотиков. 3. Одним из основных факторов, влияющих на наркоситуацию в ДВФО, является непосредственная близость Китая, где активно производятся новые виды синтетических наркотиков и лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие вещества, оборот которых в России запрещен. Существующее различие в классификации подконтрольных наркотических средств и психотропных веществ в России и Китае, значительная разница в их стоимости, а также упрощенный безвизовый порядок пересечения границы используются международными преступными группами для контрабандного ввоза в Россию наркотиков и запрещенных в ней сильнодействующих веществ. В настоящее время на российском Дальнем Востоке правоохранительными органами регулярно выявляются факты контрабандного ввоза из Китая наркотических средств опийного и каннабисного ряда, а также метамфетаминов и МДМА («экстази»). Так, имеет место ввоз на территорию Приморья из КНР наркотиков каннабисного ряда организованными преступными группировками. В 2009 г. УФСКН России по Приморскому краю была выявлена и пресечена деятельность членов преступной группировки, организовавшей поставки на территорию края гашиша морским транспортом из г. Далянь провинции Ляолинь КНР. Из незаконного оборота изъято почти 4 кг гашиша китайского производства. Экономический интерес преступных группировок в данном случае основан на значительной разнице цен. Так, например, в Приморском крае розничная цена гашиша в 56 раз больше, чем в провинции Хэйлунцзян. Анализ стоимости других видов наркотиков в Китае и Приморье свидетельствует, что из-за разницы в ценах существует объективная экономическая заинтересованность преступных группировок по увеличению ввоза в Приморский край помимо уже упомянутого гашиша также метамфетамина, «экстази» и эфедрина. Характерной особенностью наркоситуации в ДВФО является рост числа фактов контрабандного перемещения в Россию через границу легально производимых в КНР медицинских препаратов, содержащих в своем составе такие подконтрольные в Российской Федерации сильнодействующие вещества, как сибутрамин, фенобарбитал, псевдоэфедрин. При этом эфедрин и псевдоэфедрин используются наркодельцами в качестве прекурсоров для изготовления синтетических наркотиков метамфетамина и эфедрона. Данный вид контрабанды остается самым распространенным как среди российских туристов, так и граждан Китая, выезжающих в Россию по различным каналам. Так, территориальными органами наркоконтроля в округе в 2008 г. выявлено 46 фактов контрабанды из КНР в Россию сильнодействующих веществ, содержащихся в лекарственных препаратах и биологически активных добавках. В 2009 г. выявлено 60 фактов контрабанды указанных веществ, в том числе 26 фактов — органами наркоконтроля в Приморском крае, которыми изъято 2 кг фенобарбитала, 1 кг сибутрамина, 0,5 кг эфедрина. 4. Наряду с массовым ввозом препаратов, содержащих в своем составе сильнодействующие вещества, в последние годы правоохранительными органами в Приморском крае выявляются факты ввоза на его территорию синтетических наркотиков, производимых в КНР, в том числе МДМА, метамфетамина и амфетамина. Согласно поступающей информации в провинции Хэйлунцзян КНР фиксируется значительный рост производства синтетических наркотиков, что является благоприятным условием для организации их ввоза в Приморье в значительных объемах и далее транзитом в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь в Японию. Кроме международных поставок синтетических наркотиков органами наркоконтроля выявляются и пресекаются межрегиональные каналы их поступления. В марте 2009 г. у организованной преступной наркогруппировки в г. Владивостоке изъята крупнейшая партия синтетических наркотиков — 1,3 кг амфетамина, 4190 таблеток «экстази», а также 1,6 кг кокаина. Эти наркотики поставлялись в Приморье из Москвы. В целях предупреждения незаконного перемещения наркотиков и сильнодействующих веществ через российско-китайскую границу в настоящее время органами наркоконтроля, таможенными и пограничными органами России и Министерства общественной безопасности КНР регулярно проводятся мероприятия, направленные на профилактику данного рода правонарушений. На погранпереходах российской и китайской сторонами организованы соответствующие стенды, усилен контроль со стороны таможенной и пограничной служб за ввозимыми в Россию и КНР веществами и препаратами. Говоря о контрабанде наркотиков, следует отметить, что правоохранительными органами в Дальневосточном федеральном округе регистрируются факты контрабанды не только из КНР, но и из других государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Так, в 2008 г. УФСБ России по Приморскому краю, Дальневосточной оперативной таможней во взаимодействии с Таможенной службой Республики Корея проведена международная контролируемая поставка, в результате которой во Владивостоке из незаконного оборота изъято 898 таблеток МДМА («экстази»), следовавших из Гонконга транзитом через Южную Корею. На Дальнем Востоке России присутствует и потенциальная опасность наркоугрозы со стороны КНДР. Отдельное внимание необходимо уделить уголовно-правовым проблемам борьбы с контрабандой наркотиков и сильнодействующих веществ. Анализ практики расследования органами наркоконтроля уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 188 УК РФ, показывает, что процесс доказывания по уголовным делам о контрабанде достаточно непрост и следователям приходится сталкиваться с рядом трудностей при расследовании дел данной категории. Диспозиция ст. 188 УК РФ построена таким образом, что контрабанда должна в обязательном порядке совершаться с прямым умыслом, который характеризуется осознанием общественной опасности действий, совершаемых конкретным лицом, предвидением возможности или неизбежности наступления общественно опасных последствий и желанием их наступления. Иными словами, лицо должно осознавать, что перемещаемые им через таможенную границу предметы запрещены к свободному обороту на территории Российской Федерации. Данный признак состава контрабанды наркотиков и сильнодействующих веществ зачастую труднодоказуем, поскольку, как мы уже отмечали, на территории КНР в свободном обороте находится большое количество лекарственных и иных препаратов, содержащих подконтрольные в России вещества, что при отсутствии соответствующей осведомленности исключает наличие прямого умысла на совершение преступления, предусмотренного ст. 188 УК РФ. В настоящее время в Российской Федерации разработана новая стратегия государственной антинаркотической политики, направленная на обуздание наркоагрессии, снижение спроса на наркотики и их предложения. В соответствии с ее основными направлениями предполагается внесение изменений в действующее законодательство, в частности, касающихся выделения контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, сильнодействующих и ядовитых веществ в самостоятельный состав преступления; введения дополнительных квалифицирующих признаков преступлений, связанных с оборотом наркотиков, в том числе уточнением размеров наркотических средств и психотропных веществ, применяемых в качестве квалифицирующих признаков. Серьезной мерой по предупреждению преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков может стать дифференциация ответственности лиц, виновных в правонарушениях, связанных с наркотиками, с сохранением строгих мер наказания за наиболее опасные деяния и введением лечения как замены наказания для лиц, совершивших малозначительные деяния. Эти и другие меры изложены в Концепции государственной антинаркотической политики Российской Федерации <13>, одобренной Государственным антинаркотическим комитетом 26 июня 2009 г., получили всестороннее рассмотрение на заседании Совета безопасности Российской Федерации 8 сентября 2009 г. по вопросу «Совершенствование государственной политики в области борьбы с распространением наркотиков». Как указал в своем вступительном слове при открытии заседания Президент Российской Федерации, Председатель Совета Безопасности Российской Федерации Д. А. Медведев, «омоложение состава потребителей наркотиков — это действительно реальная угроза для Безопасности нашей страны, самый серьезный вызов здоровью нации, нашей демографической ситуации, и без того крайне сложной, и в целом моральному состоянию всего общества» <14>. Принятые на заседании Совета безопасности Российской Федерации решения предусматривают комплекс мер уголовно-правового, медицинского, профилактического характера и положены в основу реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 690 <15>. ——————————— <13> См.: Концепция Государственной антинаркотической политики Российской Федерации. // URL: http://fskn. gov. ru. <14> См.: Вступительное слово Д. А. Медведева на заседании Совета Безопасности по вопросу «Совершенствование государственной политики в области борьбы с распространением наркотиков» 08.09.2009 // URL: http://www. scrf. gov. ru/news/471.html. <15> См.: Россий ская газета. 15.06.2010.
——————————————————————