Административно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ

(Кривоносов А. Н.) («Административное и муниципальное право», 2009, N 12)

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ

А. Н. КРИВОНОСОВ

Кривоносов Анатолий Николаевич — кандидат юридических наук, заместитель первого проректора Российского государственного социального университета, почетный работник прокуратуры, заслуженный юрист Московской области.

В статье рассматриваются правовые и организационные проблемы противодействия незаконному обороту наркотических средств и прекурсоров, направления деятельности подразделений и служб органов внутренних дел в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков.

Ключевые слова: наркотик, прекурсоры, органы внутренних дел, милиция, оборот, наркомания, наркотики, противодействие, пропаганда, наркоман, государственная антикоррупционная политика.

Administrative and Legal regulation of Internal affairs Agencies activity in the Sphere of Struggle with Illicit Traffic of Narcotic Drugs and Psychotropic Substances A. N. Krivonosov

The article is devoted to the legal and organizational issues of a struggle with illicit traffic of narcotic substances and precursors. The author of the article described the forms of activity of departments and agencies of internal affairs in the sphere of struggle with illicit traffic of narcotic drugs.

Key words: drug, precursor, internal affairs agencies, militia, drug trafficking, drug addiction, drugs, struggle, propaganda, drug abuser, state anti-corruption policy.

Наряду с такими социальными пороками, как пьянство и алкоголизм, все социально опаснее становится порок, именуемый наркоманией. Наркомания (в переводе с греческого narke — «оцепенение» + мания <1>) — заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества. Наркотические средства и психотропные вещества являются давним спутником человеческого общества. Когда-то их потребление носило культовый характер, используя одурманивающие свойства различных наркотических средств, жрецы, шаманы погружали верующих в глубокий сон, сопровождающийся галлюцинациями. Второй сложившийся исторически тип потребления наркотических средств и психотропных веществ — медицинский. Третий тип, представляющий повышенную общественную опасность, обусловлен целями наслаждения. Именно данный тип и ряд связанных с ним действий, таких, как: ——————————— <1> См.: Толковый словарь иностранных слов / Составитель Н. Л. Шестернина. М., 1998. С. 192.

— выращивание; — изготовление, — хранение; — перевозка, — сбыт наркотических средств и психотропных веществ являются противоправными и наказуемыми. В нашей стране проблема наркомании на протяжении десятилетий замалчивалась, статистические данные о ней не публиковались. Между тем в конце двадцатого столетия употребление наркотических средств и психотропных веществ получило широкое распространение, и это самым серьезным образом сказывается на социально-психологической атмосфере в обществе, отрицательно влияет на экономическое развитие нашей страны и правопорядок. В связи с этим государство вынуждено адекватно реагировать на существующую проблему и осуществлять свою политику в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Меры, предпринимаемые Российским государством в данном направлении, сконцентрированы на установлении строгого контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, на постепенном сокращении числа больных наркоманией, а также на сокращении количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Международное сообщество и Российское государство устанавливают правовые основы деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. Законодательство об обороте наркотических средств, психотропных веществ и об их прекурсорах состоит из норм, содержащихся в международных договорах, ратифицированных Российской Федерацией: Женевской конвенции «О запрещении незаконной торговли наркотическими средствами» 1935 г., Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г., Конвенции о психотропных веществах 1971 г., Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., УК РФ, КоАП РФ, Федеральном законе от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» <2>, Федеральном законе от 22 июня 1998 г. «О лекарственных средствах» <3>, Федеральном законе от 25 сентября 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др. ——————————— <2> См.: Собрание законодательства РФ. 1998. N 2. Ст. 219. <3> См.: Собрание законодательства РФ. 1998. N 26. Ст. 3006.

Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в области противодействия их незаконному обороту, которая строится на принципах: — государственной монополии на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; — лицензирования всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; — координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; — приоритетности мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, стимулирования деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду; — государственной поддержки научных исследований в области разработки новых методов лечения наркомании; привлечения негосударственных организаций и граждан к борьбе с распространением наркомании и развитию сети учреждений медико-социальной реабилитации больных наркоманией; — развития международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ на многосторонней и двухсторонней основах. Наркотические средства и психотропные вещества употребляют по-разному: введение в организм путем курения, вдыхания через нос, принятия внутрь путем внутривенных, внутримышечных, подкожных инъекций и другими способами. Наркотическими средствами признаются определенные вещества растительного или синтетического происхождения, лекарственные препараты, содержащие наркотические вещества, которые оказывают специфическое (стимулирующее, возбуждающее, угнетающее, галлюциногенное) воздействие на центральную нервную систему. Под психотропными веществами понимают природные или синтетические вещества, оказывающие стимулирующее или депрессивное воздействие на центральную нервную систему человека, включенные в соответствующие списки международных конвенций — Венскую конвенцию о психотропных веществах 1971 г., Конвенцию ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. Перечень психотропных веществ, оборот которых в России запрещен либо ограничен, содержится в Перечне наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации. В него включены: амобарбитал (барбамил), фенметразин, пентобарбитал, декстрометорфан (диморфан), этаминал натрия и др. Установление конкретного вида и названия наркотического средства или психотропного вещества является весьма важным при рассмотрении дел о незаконных действиях с ними. Для их определения требуются специальные познания, необходимо располагать заключением биологической или химической экспертизы об отнесении тех или иных объектов к наркотикам или психотропным веществам (п. 1 Постановления от 27 мая 1998 г. N 9 Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» <4>). Заключение экспертизы нельзя заменить ни справками работников сельскохозяйственных и медицинских учреждений, ни показаниями обвиняемого о том, что ему известен характер соответствующего вещества. ——————————— <4> См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. N 7. С. 4.

Направления деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению распространения наркотических средств и психотропных веществ. В соответствии с Законом РФ «О милиции», Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», одной из приоритетных в современный период задач органов внутренних дел является предупреждение и пресечение распространения наркотических средств и психотропных веществ. Эта деятельность органов внутренних дел России является одним из направлений борьбы с преступностью. Каждое структурное подразделение органов внутренних дел в силу специфики его деятельности осуществляет ряд задач по предупреждению и пресечению распространения наркотических средств и психотропных веществ в соответствии со своей компетенцией. Так, законодательством Российской Федерации на органы внутренних дел возложены задачи по предупреждению и пресечению распространения наркотических средств и психотропных веществ, которые осуществляются по следующим направлениям: — выявление и перекрытие источников и каналов поступления наркотических средств и психотропных веществ в незаконный оборот; — предупреждение и пресечение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, раскрытие преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, привлечение виновных к уголовной ответственности и расследование данных преступлений; — предупреждение и пресечение административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, привлечение виновных лиц к административной ответственности и исполнение административных взысканий, которые применены за правонарушения, связанные с нарушением установленного законодательством порядка оборота наркотических средств и психотропных веществ; — разработка нормативных правовых актов, регламентирующих порядок оборота наркотических средств и психотропных веществ; — выявление и учет лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, и применение к ним мер воспитательного характера; — наблюдение за процессом социальной адаптации и реабилитации лиц, судимых за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ; — выяснение и устранение причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотических средств и психотропных веществ; — проведение мероприятий, направленных на профилактику несанкционированного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ; — организация взаимодействия как между службами и подразделениями органов внутренних дел, так и другими заинтересованными органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными формированиями в сфере предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Для непосредственной работы по выполнению перечисленных задач в системе органов внутренних дел имеются специальные подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, которые входят в службу криминальной милиции. Вследствие малочисленности сотрудников по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, слабых оперативных позиций, недостаточного их технического оснащения, отсутствия должного взаимодействия с другими подразделениями и службами органов внутренних дел эффективность их работы не отвечает предъявляемым требованиям. С учетом обострения проблемы, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в стране, МВД России предпринят комплекс мер по повышению эффективности борьбы с наркопреступностью и решению проблем, стоящих перед органами внутренних дел в этой сфере. Практика противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ свидетельствует о том, что подразделениям и службам органов внутренних дел отводится весьма значительная роль. Данные подразделения и службы органа внутренних дел осуществляют административную деятельность, направленную на предупреждение и пресечение распространения наркотических средств и психотропных веществ, и применяют предусмотренные действующим законодательством меры административно-правового характера, в числе которых центральное место занимают меры административного принуждения. Система мер административного принуждения, применяемых подразделениями и службами милиции общественной безопасности, подразделяется на четыре группы: меры административного предупреждения; меры административного пресечения; меры административно-процессуального обеспечения и административные взыскания. Меры административного предупреждения, применяемые подразделениями и службами милиции общественной безопасности (участковыми уполномоченными; сотрудниками патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности и др.) для противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, включают: — проверку у граждан и должностных лиц документов, удостоверяющих личность, если есть достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения, связанного с наркотическими средствами или психотропными веществами; — личный досмотр граждан, досмотр вещей и транспортных средств, перевозимых грузов в порядке, определенном действующим законодательством, в местах произрастания и культивирования наркотикосодержащих растений; — осмотр помещений, земельных участков, где произрастают наркотикосодержащие растения; — осуществление надзора за ходом социальной адаптации лиц, судимых за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров; — опечатывание помещений в целях воспрепятствования использованию наркотических средств и психотропных веществ в противоправных целях или их хищению, дача официального предостережения, письменных предписаний об устранении выявленных нарушений и др. К мерам административного пресечения, применяемым службами и подразделениями милиции для противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, относятся: — доставление; — административное задержание; — отстранение от управления транспортным средством лица, находящегося в состоянии опьянения; — задержание транспортного средства, изъятие наркотических средств или психотропных веществ. Меры административного пресечения, применяемые сотрудниками милиции для противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, дифференцируются исходя из целей, характера и объекта воздействия на следующие группы: — меры административного пресечения, применяемые к личности; — меры пресечения имущественного характера; — меры пресечения финансового характера. Меры административного пресечения, применяемые сотрудниками милиции в целях противодействия незаконному распространению наркотических средств и психотропных веществ, являются наиболее распространенным видом мер административного принуждения, используемых в пресечении преступлений и административных правонарушений, связанных с наркотическими средствами и психотропными веществами. К группе мер административно-процессуального обеспечения, применяемых сотрудниками служб и подразделений милиции общественной безопасности для противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, следует отнести: привод, доставление, административное задержание, медицинское освидетельствование; изъятие вещей и документов, имеющих отношение к незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ. Данная группа мер административного принуждения направлена на принудительное ограничение свободы передвижения лица и процессуальное обеспечение выполнения им своих обязанностей, а также на получение доказательств (установление обстоятельств и условий совершения административного правонарушения и личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении). Административные наказания применяются за целый ряд административных правонарушений, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Так, в КоАП РФ предусмотрена ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 6.8), потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.9), пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (ст. 6.13), нарушение правил оборота инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 6.15), и др. Органы внутренних дел выявляют различные административные правонарушения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ. Международное сотрудничество в области борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Важнейшим условием эффективной борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ является международное сотрудничество РФ с правоохранительными органами зарубежных государств. Необходимость такого сотрудничества обусловлена тем, что более 50% различного рода наркотических средств и психотропных веществ поступает в Россию из-за рубежа (стран Западной Европы, Ближнего Востока, Средней Азии). При этом следует иметь в виду, что к традиционным поставщикам наркотиков из стран так называемого «золотого полумесяца» — Афганистана, Пакистана и др., резко увеличивших объемы ввозимых наркотиков в последние годы, активно стремятся выйти на российский рынок наркокартели из стран Латинской Америки: Перу, Колумбии, Панамы и ряда других стран. В современный период российские границы с бывшими союзными республиками весьма прозрачны для наркодельцов из республик бывшего СССР, оттуда поступают украинская маковая соломка и среднеазиатский опийный мак, гашиш, марихуана и др. В этих условиях исключительное значение приобретает сохранение и развитие деловых связей и многостороннего сотрудничества с правоохранительными органами и соответствующими службами иностранных государств, равно как и между ведомствами, имеющими отношение к производству, хранению, транспортировке и сбыту наркотических средств и психотропных веществ медицинского и научного назначения. В программных документах по борьбе с наркоманией предусматривается: заключение многосторонних и двусторонних договоров и соглашений с другими государствами и прежде всего с государствами — участниками СНГ в области контроля наркотиков и борьбы с распространением наркомании; расширение сотрудничества с международными организациями, занимающимися борьбой с распространением наркотических средств и психотропных веществ, активизация сотрудничества в рамках Программы ООН по международному контролю наркотических средств и психотропных веществ; проведение переговоров с США, ФРГ, Италией, Великобританией, Швейцарией, Голландией и другими странами с целью налаживания практического взаимодействия по вопросам пресечения «отмывания» наркодоходов, содействия их конфискации, постановки этого направления сотрудничества на договорно-правовую основу; установление и поддержание на постоянной основе контактов с правоохранительными органами и специализированными службами зарубежных государств по вопросам организации противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ; участие в международных семинарах-совещаниях по данной проблеме и др.

——————————————————————