Информационная открытость органов внутренних дел и ее критерии

(Мазитов Р. Р.) («Адвокатская практика», 2009, N 1)

ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ЕЕ КРИТЕРИИ

Р. Р. МАЗИТОВ

Мазитов Р. Р., преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин ДВЮИ МВД России.

В соответствии с Планом мероприятий по проведению административной реформы в 2006 — 2008 гг. в Министерстве внутренних дел Российской Федерации была проведена выработка критериев информационной открытости органов внутренних дел, являющихся важной составляющей в системе мероприятий по внедрению механизмов управления органами внутренних дел по результатам их деятельности. Решение этой задачи послужило шагом к повышению эффективности деятельности ОВД и совершенствованию информационной политики, направленной на развитие системы информирования населения о направлениях деятельности органов государственной власти в области охраны общественного порядка и обеспечения безопасности <1>. ——————————— <1> См.: Концепция реформирования системы правоохранительных органов Российской Федерации // Российские новости. 2008. 28 фев.

Правовую основу обеспечения информационной открытости органов государственной власти, в том числе и органов внутренних дел, составляют Конституция Российской Федерации <2>; Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» <3>; Закон Российской Федерации «О государственной тайне» <4>, Постановление Правительства Российской Федерации «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти» <5>, Приказ МВД России «Об информационном совете Министерства внутренних дел Российской Федерации» <6>, Приказ МВД России «Об утверждении состава Общественного совета при Министерстве внутренних дел Российской Федерации» <7>, Приказ МВД России «Об утверждении Концепции совершенствования взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2005 — 2008 годы» <8> и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также приказы и распоряжения МВД России. ——————————— <2> См.: Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). <3> См.: Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации». <4> См.: Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне». <5> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. N 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти». <6> См.: Приказ МВД России от 5 декабря 2005 г. N 992 «Об информационном совете Министерства внутренних дел Российской Федерации». <7> См.: Приказ МВД России от 11 мая 2007 г. N 419 «Об утверждении состава Общественного совета при Министерстве внутренних дел Российской Федерации». <8> См.: Приказ МВД России от 5 сентября 2005 г. N 718 «Об утверждении Концепции совершенствования взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2005 — 2008 годы».

В целях обеспечения реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти Правительство Российской Федерации обязало федеральные органы исполнительной власти: — обеспечить доступ граждан и организаций к информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, за исключением сведений, отнесенных к информации ограниченного доступа; — своевременно и регулярно размещать указанные информационные ресурсы в информационных системах общего пользования, в том числе в сети Интернет; — систематически информировать граждан и организации о деятельности федеральных органов исполнительной власти иными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации. Таким образом, степень информационной открытости органов внутренних дел и внутренних войск МВД России должна определяться в соответствии с перечисленными выше нормативно-правовыми актами, а также в соответствии с научно обоснованными критериями. Что же понимается под информационной открытостью органов внутренних дел? В узком смысле этот термин понимается как степень доступности получения информации гражданами (организациями и объединениями) относительно их деятельности. В широком смысле, с одной стороны, способность органов внутренних дел информировать о своей деятельности внешних потребителей информации, с другой — возможность потребителей искать, запрашивать, получать, а также передавать и распространять, в том числе в режиме реального времени, информацию о деятельности органов государственной власти. Речь идет о наличии внутри любого органа государственной власти механизмов обязательного и активного информирования граждан о своей деятельности. Открытость предполагает также относительно широкий доступ ко всем видам информации при минимальных запретах на ее обнародование. При этом под информацией следует понимать широкий спектр документов и материалов, связанных с деятельностью органов внутренних дел, независимо от их форм хранения (бумажной, электронной, иной), источников, даты и места издания. Требования информационной открытости заключаются в следующих положениях. Гарантии открытого, своевременного и беспрепятственного доступа к общественно значимой информации независимо от формы ее хранения. Любое ограничение распространения или другое действие в отношении общественно значимой информации, препятствующее доступу к ней, должно основываться только на законе. В случае отказа от предоставления информации в разумно короткое время должны быть указаны в письменном виде причины, определяющие обоснованность и законность отказа, а также дано право юридического рассмотрения данного вопроса в том или ином виде. Гарантии полноты и сохранности имеющейся в распоряжении органов внутренних дел общественно значимой информации независимо от формы ее хранения. Обеспечение разнообразия источников доступа к общественно значимой информации. Недопустимость распространения общественно значимой информации в качестве источника дополнительных доходов. Соблюдение конфиденциальности лиц, пользующихся информацией или запрашивающих ее, а также права невмешательства в частную жизнь в отношении лиц, информация о которых имеется в распоряжении ОВД. Недопущение ограничений в доступе журналистов к различным источникам информации, а также недопустимость любых форм произвольного контроля над информацией и общественным мнением. Принципы информационной открытости органов внутренних дел: — правовое равенство всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса, основывающееся на конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом; — максимальная открытость (прозрачность) в реализации функций органов внутренних дел, предусматривающая информирование общества об их деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации. Это означает, что любая информация, которой располагают органы внутренних дел, должна быть открыта и доступна, за исключением четко лимитированного перечня информации, не подлежащей общественному доступу; — органы внутренних дел обязаны осуществлять информационную подготовку своих сотрудников, которые должны хорошо знать значение и содержание законодательства о праве граждан на доступ к информации, процедуры реализации права на доступ к информации, содержание источников информации и т. д.; — мероприятия органов внутренних дел, связанные с принятием общественно значимых решений, должны быть открыты для граждан, как и сами решения; — обязательность опубликования органами внутренних дел информации о своей деятельности, в том числе: информации о правовом статусе и целях деятельности, о текущей деятельности, включая решения, связанные с повседневной практикой обслуживания общественных интересов; информации о процедурах, обеспечивающих взаимоотношения с гражданами (процедуры запросов, обжалования действий и т. д.); информации о том, какими информационными ресурсами и источниками информации располагают органы внутренних дел; — ограничение доступа к информации является исключением из общего принципа открытости информации и осуществляется только на основе законодательства с учетом права собственности на информацию. Ответственность за сохранность информации, ее засекречивание и рассекречивание персонифицируются; — объем и состав информации, не подлежащей общественному доступу, должны быть четко и однозначно определены; — процедура получения информации должна быть максимально четкой, простой и эффективной. Запросы на предоставление информации должны рассматриваться в установленные сроки. Срок рассмотрения запроса должен быть определен временем, необходимым для подбора необходимых сведений или подготовки аргументированного отказа в предоставлении информации. Должны быть предусмотрены простые и в то же время надежные механизмы апелляции в отношении фактов непредоставления информации. В обязательном порядке должны быть предусмотрены санкции за намеренное искажение содержания информации <9>. Исходя из вышеизложенного, можно определить и характеризовать критерии информационной открытости органов внутренних дел. ——————————— <9> См.: Мещеряков В. А., Скрыль С. В., Чекалин А. А. Состояние правового регулирования информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел // Наука — производству. 2006. N 3.

1. Доступность — возможность получения гражданами и общественными организациями информации не только относительно самих себя, но и по другим вопросам, затрагивающим интересы общества. 2. Полнота — оптимальное соотношение объема и содержательности информации. Объем информации — наличие исчерпывающих сведений, удовлетворяющих запросы и интерес потребителей информации. Содержание информации — обеспечение качества информации, обоснованности, четкости и ясности изложения. 3. Оперативность — своевременность и быстрота предоставления информации. Своевременность — актуализация распространения информации. Предоставляемая информация должна отвечать требованиям момента и развитию ситуации. Быстрота предоставления информации — установление четких и обоснованных сроков рассмотрения запросов на информацию, а также оптимальная регулярность ее опубликования в различных информационных средах по инициативе самого носителя информации. 4. Прозрачность — обязательность и активность органов внутренних дел по информированию отдельных граждан или населения в целом по вопросам, затрагивающим их интересы в сфере правопорядка. 5. Обязательность — своевременное и объективное информирование населения о государственной политике в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, состоянии борьбы с преступностью, мерах по профилактике правонарушений. 6. Активность — организация конструктивных взаимоотношений с центральными, региональными и ведомственными средствами массовой коммуникации. Проведение комплекса мероприятий информационно-пропагандистского характера, противодействующих информационному давлению, направленному на дискредитацию государства и органов правопорядка. Формирование и поддержка положительного образа сотрудника органов внутренних дел. Пропаганда принципиально новых направлений работы милиции по социальному обслуживанию граждан, расширение диалога с населением путем совершенствования учета и реагирования на замечания, предложения и пожелания граждан, поиск новых форм конструктивного сотрудничества <10>. ——————————— <10> См.: Шинкарев А. И. Социальный контроль в системе обеспечения правопорядка органами внутренних дел. Н. Новгород, 2006.

Следует иметь в виду, что средства массовой информации являются основным каналом информирования общества о деятельности органов внутренних дел. При этом в полной мере проявляются такие свойства СМИ, как массовость, периодичность, использование постоянно пополняемых информационных ресурсов, выполнение СМИ функций первичных источников информации, применение современных информационных технологий и средств телекоммуникаций. Эти особенности характеризуют СМИ как важнейший социальный институт и объект информационной политики органов внутренних дел. Поэтому построение межорганизационных связей органов внутренних дел со средствами массовой информации может выражаться в конкретных формах взаимодействия с их представителями, которые зависят от имеющихся возможностей в их использовании. Необходимо установление четких схем взаимодействия, регулярности и порядка процедур, прав и обязанностей участников с обеих сторон. Основными направлениями информационно-правового воздействия на местное население со стороны органов внутренних дел являются: — характеристика особенностей конкретной ситуации и соответствующих ей норм и правил поведения; — информирование граждан о происходящих событиях, о мерах по нормализации конфликтной ситуации, а также о деятельности органов внутренних дел в этом процессе; — информирование и отчеты о деятельности органов внутренних дел в процессе регулирования ситуации; — создание позитивных стереотипов поведения во взаимоотношениях с представителями органов внутренних дел <11>. ——————————— <11> См.: Информационное воздействие ОВД на население // http://www. studentu. ru.

Естественно, что доступность, а равно и другие критерии информационной открытости должны быть обеспечены созданием необходимых правовых, организационно-технических и экономических гарантий. Правовые гарантии — обеспечение в соответствии с федеральными законами возможности получения гражданами и организациями своевременного и беспрепятственного доступа к общественно значимой информации независимо от формы ее хранения, без специальной подготовки или опыта. Орган, предоставляющий информацию, обязан обеспечить конфиденциальность лиц, пользующихся или запрашивающих информацию. Не допускается какая-либо цензура или контроль над публикацией информации. Обеспечивается равенство всех участников процесса информационного взаимодействия. Неотъемлемым является право граждан и организаций в рассмотрении обоснованности и законности отказа в получении информации. Организационно-технические гарантии — создание организационно-технологических условий получения информации, обеспечение широкого разнообразия источников доступа к общественно значимой информации, применение современных информационных технологий и средств телекоммуникаций, содействие средствам массовой информации. Пропаганда нормативных актов, касающихся прав граждан на получение информации. Экономические гарантии — финансирование социально значимых информационных систем (беженцы, отдельные разделы законодательства, мигранты). Распространение информации не должно рассматриваться ответственным органом в качестве деятельности, приносящей прибыль. Стоимость получения информации не может рассматриваться в качестве препятствия к реализации права граждан на информацию <12>. ——————————— <12> См.: Федотов И. С. Нормативно-правовое регулирование режима общедоступной информации персонального характера, хранящейся в автоматизированных базах данных // Наука — производству. 2006. N 3.

Важную роль в информационной открытости органов внутренних дел и укреплении взаимодействия между Министерством внутренних дел и журналистами выполняют созданные в 2007 г. в системе МВД России Общественные советы. Одна из главных задач советов, в которые вошли в том числе и представители средств массовой информации, — расширение сотрудничества с медиасообществом и реализация различных совместных информационных и творческих проектов. Отмечая важность этого направления работы на встрече с представителями средств массовой информации 13 января 2009 г., министр внутренних дел РФ генерал армии Р. Нургалиев подчеркнул, что первый приказ, подписанный в МВД в 2009 г., касается именно взаимодействия со средствами массовой информации. Это Приказ от 1 января 2009 г. N 1 «Об утверждении Концепции совершенствования взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2009 — 2014 годы» <13>. ——————————— <13> См.: Пресс-релиз к встрече министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Р. Нургалиева с представителями средств массовой информации 13 января 2009 г.

Целью Концепции является совершенствование взаимодействия МВД России со СМИ и общественностью, создание новых, более оптимальных форм и методов проведения информационно-пропагандистской работы. В связи с этим в ближайшие несколько лет основной акцент в работе пресс-служб органов внутренних дел и внутренних войск будет сделан на активизации пропагандистской деятельности, направленной на формирование правосознания граждан, уважения к законам и общепринятым нормам поведения, доверительного отношения к правоохранительным органам, воспитание активной гражданской позиции по оказанию содействия в предупреждении, пресечение и раскрытие преступлений и правонарушений. Также будет расширяться информационное поле взаимодействия органов внутренних дел с использованием современных информационных и коммуникационных технологий, в том числе сети Интернет, мультимедийных и электронных средств связи со СМИ и общественностью.

——————————————————————