Эффективность деятельности органов внутренних дел через призму общественного мнения

(Мазитов Р. Р.) («Российский следователь», 2009, N 20)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Р. Р. МАЗИТОВ

Мазитов Р. Р., преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин ДВЮИ МВД России.

В данной статье автор рассматривает действующие на сегодняшний день формы создания позитивного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел среди населения. Одной из таких форм является информационная открытость органов внутренних дел.

Формирование позитивного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел должно рассматриваться в качестве составной части общей стратегии развития МВД России и включать в себя систему взглядов и подходов МВД России в области принципов и основных направлений работы по повышению репутации и престижа органов внутренних дел и формированию положительного имиджа ее сотрудников. Общественное мнение, гласность и открытость как критерии оценки эффективности деятельности органов внутренних дел имеют большое научное и практическое значение для организации обеспечения безопасности личности, общества, государства от противоправных посягательств. Так, общественное мнение и общественная критика существенно влияют на эффективность как управленческой, так и административно-служебной деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности. Своевременное реагирование милиции на критические замечания и рациональные предложения, высказываемые гражданами в связи с ее деятельностью, способствует не только исправлению ошибок и предупреждению их нежелательных последствий, но и укреплению законности, служебной дисциплины, повышению и ответственности сотрудников милиции. Критические предложения населения, направленные на выявление и устранение недостатков в сфере организации обеспечения общественной безопасности, являются действенным средством предупреждения и пресечения нарушений прав, свобод и законных интересов граждан. Отношения в сфере организации обеспечения общественной безопасности (соотношение государственных и общественных возможностей обеспечения общественной безопасности, проблемы совершенствования правоприменительной деятельности милиции, формы взаимодействия правоохранительных органов с населением и т. д.) всегда динамичны, развиваются в результате разрешения тех или иных социально-правовых противоречий и являются актуальным предметом обсуждения населения. Реализация провозглашенных Конституцией РФ прав граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом находится в прямом соотношении с наличием закрепленных в законе гарантий свободы массовой информации, которые все больше становятся реальностью в условиях активного развития законодательства об информации, информатизации и СМИ, об общественных и религиозных объединениях граждан. Важность решения задач укрепления авторитета и повышения степени доверия населения к милиции посредством информирования общественности определяется тем, что объективное общественное мнение о состоянии правопорядка позволяет более предметно показывать роль милиции в обеспечении защиты интересов человека и государства, укреплении режима законности и правопорядка, реально влиять на формирование общественного мнения о ее деятельности, способствовать воспитанию уважительного отношения к закону и предупреждению правонарушений. К сожалению, сегодня отсутствует уважительное отношение к сотруднику МВД; формирование уважительного отношения к профессии «сотрудник милиции» должно идти через показ в СМИ образа работника МВД как человека, занимающегося делом охраны правопорядка по призванию, важно показать при этом возможности обжалования неправомерных действий сотрудников органов внутренних дел. И поэтому в последние годы общественные связи с органами внутренних дел получили организационно-правовое оформление; расширены контакты со СМИ, творческими союзами и другими общественными объединениями граждан. В ГУВД, УВД создаются и действуют общественные пресс-центры, что открывает широкое участие СМИ в решении правоохранительных задач, обеспечивает целенаправленное формирование объективного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел и повышение их авторитета. Для информирования населения о реальном положении дел в сфере обеспечения общественной безопасности используются «прямые линии» телефонной связи с гражданами, предусматриваются меры по улучшению пропаганды среди населения работы органов внутренних дел и общественных формирований по укреплению законности и правопорядка, охране прав, свобод и законных интересов граждан. Органы внутренних дел с учетом особенностей социально-экономического и культурного развития того или иного региона, сложившихся местных традиций используют различные формы взаимодействия со СМИ, трудовыми коллективами, населением по месту жительства: регулярные встречи (брифинги, пресс-конференции, интервью) руководителей и ответственных работников с представителями СМИ, творческих союзов, организаций и населением для информирования их об особенностях оперативной обстановки, положительных результатах и имеющихся проблемах деятельности органов внутренних дел. Не менее важными являются выступления в центральной и местной печати, по радио, телевидению руководителей и иных ответственных работников МВД, ГУВД, УВД по актуальным вопросам обеспечения общественной безопасности и укрепления законности. Общественное мнение можно рассматривать, как утверждает Е. В. Климовская, в качестве «важнейшего оценочного критерия», а его использование, как далее пишет автор, предполагает различные формы: «встречи сотрудников органов внутренних дел с населением по месту жительства; проведение семинаров, конференций, «круглых столов»; выступления представителей ОВД в средствах массовой информации (пресса, телевидение, радио); опубликование итогов социологических исследований в печати; ознакомление с результатами исследований заинтересованных лиц». В этом следует поддержать вышеназванного автора: опросы граждан «целесообразно децентрализовать, т. е. проводить мониторинги общественного мнения на уровне регионов, с учетом того, что каждый регион сам должен разработать свою систему изучения общественного мнения именно под свои специфические условия. Опросы населения необходимо дополнять опросами самих сотрудников милиции по основным проблемам своей деятельности» <1>. ——————————— <1> Климовская Е. В. Общественное мнение как средство совершенствования деятельности органов внутренних дел // Актуальные проблемы совершенствования деятельности штабных подразделений органов внутренних дел: Труды Академии управления МВД России. 1998. С. 94 — 95.

Общественное мнение о состоянии общественной безопасности в регионе и (или) в конкретных социальных группах предполагает выявление социальной позиции по поводу того или иного направления правоохранительной политики, которое может быть выражено в СМИ, в групповом сознании. Практическое значение исследований общественного мнения о состоянии общественной безопасности состоит в повышении научного уровня построения эффективной системы информационного обеспечения управленческой и правоприменительной деятельности милиции за счет дополнения социологическими данными информационной базы принятия управленческих решений, особенно на стадии текущего и перспективного планирования. Реальное освещение деятельности органов внутренних дел может быть достигнуто при надлежащих контактах их сотрудников со СМИ, целенаправленном развитии деловых связей с населением для выявления его интересов, положительных и отрицательных оценок правоприменительной практики. В этих условиях крайне необходим исключительно профессиональный подход к освещению проблем обеспечения общественной безопасности, а равно и тех проблем, которые оказывают прямое влияние на результативность выполнения сотрудниками милиции служебного долга. Речь идет о проблемах обеспечения «полноты и своевременности регистрации преступлений и их раскрываемости, материального и морального стимулирования сохранения профессионального ядра сотрудников милиции общественной безопасности, расширения государственного ведомственного и общественного контроля за соблюдением законности, повышения авторитета милиции, смягчения остроты социальных негативных явлений…» <2>. ——————————— <2> Особенности освещения в средствах массовой информации деятельности милиции общественной безопасности // Особенности освещения в средствах массовой информации деятельности различных подразделений ОВД субъектов Российской Федерации, УВДТ: Пособие. М.: ВНИИ МВД России, 2001. С. 35.

Очевидно и то, что преодоление этих и иных сложившихся противоречий возможно лишь при условии создания эффективных форм социального контроля за деятельностью милиции общественной безопасности и повышении роли и значения общественного мнения в объективной оценке результатов ее оперативно-служебной, а подчас и служебно-боевой деятельности. Не менее важной задачей является осознание реальных возможностей участия населения в оказании конструктивной помощи милиции общественной безопасности как с точки зрения реализации своих прав и интересов, так и с точки зрения возможностей предоставления привлекаемым к обеспечению общественной безопасности гражданам служебной информации, специальных средств самообороны и т. д. Таким образом, признается самым эффективным путь искоренения правонарушений в обществе через установление партнерских отношений между милицией общественной безопасности и населением. Остается остро дискуссионным и вопрос о содержании и формах публичного освещения в СМИ не только проблем обеспечения общественной безопасности, но и образа милиции как субъекта социальных отношений. В этой связи в январе 2009 г. Министром внутренних дел был подписан Приказ N 1 «Об утверждении Концепции совершенствования взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2009 — 2014 годы» <3>, в котором сказано, что данный документ был создан «в целях совершенствования взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями, дальнейшей реализации согласованной политики в области формирования у граждан объективной оценки деятельности Министерства, повышения правовой культуры общества, создания положительного образа сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России». В Концепции определены цели, задачи и основные направления совершенствования взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации, политическими партиями, религиозными и иными общественными объединениями на 2009 — 2014 годы. Концепция, основываясь на результатах информационно-пропагандистской работы, полученных в рамках проведения ранее действовавшей Концепции (2002 — 2006 гг.), и необходимости принятия мер организационно-правового и научно-методического характера, направленных на выработку эффективных подходов к организации прямой и обратной информационной связи с обществом, способствующих максимальному использованию возможностей СМИ и общественных объединений в интересах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, сформировала основные принципы информационной политики подразделений системы МВД России. Получило системный характер сотрудничество со СМИ. Созданы условия для обеспечения эффективного участия институтов гражданского общества в разработке основных направлений государственной политики в области внутренних дел, укрепления законности, повышения правовой культуры населения, сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск. ——————————— <3> См.: Приказ МВД России от 1 января 2009 г. N 1 «Об утверждении Концепции совершенствования взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2009 — 2014 годы».

Правовым регулированием охвачены все важнейшие направления взаимодействия со СМИ и общественными объединениями. В результате проводимой работы наблюдается устойчивый рост количества информационных материалов в СМИ и, что особенно важно, материалов позитивного характера о деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. В целях учета потребностей и интересов граждан, обеспечения защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики в области внутренних дел установлено взаимодействие с Общественной палатой РФ <4>. ——————————— <4> См.: Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. N 15. Ст. 1277.

По предложению совета Общественной палаты РФ создан Общественный совет при МВД России <5>. Созданы общественные советы при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации. ——————————— <5> См.: Приказ МВД России от 14 декабря 2006 г. N 1025 «Об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации».

В рамках Соглашения о сотрудничестве с Русской Православной Церковью <6> проводятся совместные мероприятия по духовно-нравственному воспитанию сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, профилактике преступности среди несовершеннолетних, участие в других социально значимых акциях. ——————————— <6> См.: Соглашение от 17 ноября 2004 г. Русской Православной Церкви и Министерства внутренних дел Российской Федерации о сотрудничестве.

Совместно с представителями духовных управлений мусульман ведется работа по преодолению радикализма и экстремизма, особенно среди молодежи, предотвращению этнонациональных конфликтов. Во взаимодействии с представителями еврейских региональных общин России реализуются меры по недопущению проявлений ксенофобии и национально-религиозной неприязни. Активно внедряются современные информационные и коммуникационные технологии для информирования населения о деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. В завершающую стадию входит работа над созданием Правоохранительного портала Российской Федерации в сети Интернет, координирующая роль в которой отведена МВД России. Однако, несмотря на принятые меры, сохраняется потребность в совершенствовании взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации и общественными объединениями. Содержание большинства публикаций носит информационный характер, отражая только факты совершения преступлений и меры, принимаемые милицией для их пресечения и раскрытия. У значительной части населения по-прежнему не сформировано доверительное отношение к правоохранительным органам, а значит, и к государству в целом, уважение к законам и общепринятым нормам поведения. Подготовка и распространение пропагандистских материалов, направленных на повышение правовой культуры граждан, воспитание у населения активной гражданской позиции по вопросам предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений, стимулирование практических действий по оказанию содействия органам внутренних дел и подразделениям внутренних войск, ведется на недостаточном уровне. Предполагается, что реализация данной Концепции будет способствовать дальнейшему поступательному развитию взаимодействия подразделений Министерства внутренних дел РФ со СМИ и общественными объединениями, повышению доверия граждан к органам внутренних дел, внутренним войскам и институтам государственной власти в целом, расширению их сотрудничества на новом качественном уровне, формированию современных подходов и выработке механизмов такого сотрудничества, росту социальной активности и правосознания граждан, повышению роли общественных объединений в пропаганде правоохранительной деятельности и обеспечении правопорядка, что в конечном итоге обеспечит успешное выполнение органами внутренних дел и внутренними войсками задач по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка в государстве и обществе.

——————————————————————