О причинах современного российского молодежного экстремизма

(Мусаелян М. Ф.) («Российская юстиция», 2009, N 4)

О ПРИЧИНАХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА

М. Ф. МУСАЕЛЯН

Мусаелян М. Ф., кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

Автор статьи анализирует современную криминальную ситуацию в сфере молодежной экстремистской преступности в Российской Федерации, исследует основные причины, порождающие экстремизм и способствующие его росту, приводит примеры из правоприменительной практики. Современный российский экстремизм, составными элементами которого выступают нетерпимость, ксенофобия, национализм и фашизм, отрицая этническое и религиозное многообразие, составляющее важнейший фактор исторического развития России, нарушает права человека, препятствует достижению гражданского согласия, подрывает устои демократического государства и представляет реальную угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев, выступая 6 февраля 2009 г. на расширенном заседании коллегии МВД России, отметил рост в 2008 г. в России количества преступлений экстремистского характера на треть и обратил внимание на то, что экстремизм — это исключительно большая опасность, способная расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное общество <1>. ——————————— <1> См.: Галимова Н. Медведев ополчился на «спекулянтов». Как отделить экстремистов от недовольных? // Московский комсомолец. 2009. 7 февраля. С. 2; Баранов А. Дмитрий Медведев — милиции: Законы о коррупции есть — действуйте! // Комсомольская правда. 2009. 7 февраля. С. 2.

В последние годы в Российской Федерации предпринят ряд правовых и организационных мер по противодействию экстремизму. Однако анализ криминальной ситуации в сфере экстремистской преступности показывает, что количество преступлений против жизни и здоровья, совершаемых из экстремистско-националистических побуждений, не сокращается. Так, по данным Московского бюро по правам человека, в 2007 г. в Российской Федерации зафиксировано 230 случаев нападений и конфликтов на почве национальной ненависти и ксенофобии, в которых погибли 74 человека, 317 получили ранения, а в 2008 г. — 300 нападений, в результате которых погибли 122 человека <2>. По данным ФСБ России, за 10 месяцев 2008 г. только на территории Центрального федерального округа Российской Федерации зафиксировано 135 преступлений экстремистской направленности, что практически вдвое выше показателей аналогичного периода 2007 г. <3>. По данным ГУВД Москвы, в 2008 г. в Москве зафиксировано 95 фактов нападений на лиц неславянской национальности (по данным СКП РФ — более 80 <4>), в том числе 47 убийств и 46 случаев причинения тяжкого вреда здоровью из националистических побуждений. Количество преступлений по мотивам национальной ненависти за 2008 г. в Москве увеличилось на 30% по сравнению с 2007 г. В январе — начале февраля 2009 г. в Москве уже зарегистрировано 16 нападений на национальной почве, обезврежено 4 экстремистских группировки <5>. По данным Московского бюро по правам человека, по состоянию на 2007 г. по национальному признаку жертвы ксенофобной агрессии подразделяются следующим образом <6>: русские, узбеки, таджики, азербайджанцы, армяне, киргизы, цыгане, корейцы, кабардинцы, дагестанцы, калмыки, вьетнамцы, буряты, чеченцы, татары, якуты, афганцы, иранцы, грузины, ингуши, выходцы из Африки, выходцы из арабских стран, евреи, китайцы, малазийцы, турки, индусы <7>. ——————————— <2> См.: Новоселова Е. Многонациональная ненависть (опубликованы данные о проявлениях ксенофобии в России) // Российская газета. 2008. 11 января. С. 12; Правозащитники: в убийстве Маркелова есть нацистский след // Московский комсомолец. 2009. 23 января. С. 2. <3> См.: Феклюнин С. Председатель Национального антитеррористического комитета России, директор ФСБ РФ Александр Бортников о росте экстремизма в Центральной России // Московский комсомолец. 2008. 28 ноября. С. 3. <4> См.: Фочкин О. Преступления на национальной почве // Московский комсомолец. 2009. 6 февраля. С. 3. <5> См.: Александров Г. Понаехали? Понарежем? На 30% увеличилось число нападений на приезжих-неславян // Аргументы и факты. 2009. 4 — 10 февраля. С. 18; По Москве марширует Гитлерюгенд. В фашистские формирования новобранцы приходят прямо из школ // Московский комсомолец. 2009. 22 января. С. 4. <6> Очередность национальностей представлена исходя из количества погибших и пострадавших. <7> См.: Новоселова Е. Многонациональная ненависть. Опубликованы данные о проявлениях ксенофобии в России // Российская газета. 2008. 11 января. С. 12.

Прокурорские проверки, проведенные в субъектах Российской Федерации, свидетельствуют о наличии во многих из них неформальных организаций и группировок экстремистской направленности с участием молодежи — скинхеды, Русское национальное единство (РНЕ), Национально-державная партия (НДПР), Национал-большевистская партия (НБП), идеологической основой деятельности которых является пропаганда расовой и национальной исключительности, стремление к вытеснению, а в ряде случаев и к физическому уничтожению неславянских национальностей на территории России <8>. В настоящее время в Российской Федерации действуют разрозненные, порой противоречивые по своим псевдоидеологическим позициям более 300 молодежных экстремистских организаций (группировок) со строгой дисциплиной и иерархией <9>. Как отметил министр МВД России Р. Нургалиев 6 февраля 2009 г. на расширенном заседании коллегии МВД России, именно дестабилизация социально-политической ситуации в стране является главной целью экстремистских группировок <10>. ——————————— <8> См.: Фридинский С. Н. Молодежный экстремизм как особо опасная форма проявления экстремистской деятельности // Юридический мир. 2008. N 6. <9> Как отметил министр МВД России Р. Нургалиев 6 февраля 2009 г. на расширенном заседании коллегии МВД России, в настоящее время на учете в МВД России состоит 302 неформальных молодежных объединения с признаками экстремистских убеждений. Он обратил внимание на то, что молодых людей вовлекают в экстремистские группировки для участия в нарушениях общественного порядка, убийствах людей иных национальностей «за деньги, но чаще за сомнительные ценности и лозунги» (См.: Галимова Н. Медведев ополчился на «спекулянтов». Как отделить экстремистов от недовольных? // Московский комсомолец. 2009. 7 февраля. С. 2). <10> См.: Галимова Н. Медведев ополчился на «спекулянтов». Как отделить экстремистов от недовольных? // Московский комсомолец. 2009. 7 февраля. С. 2.

Членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, нередко — несовершеннолетние лица 14 — 18 лет. По данным ГУВД Москвы, в 2008 г. в Москве была пресечена деятельность 5 молодежных экстремистских группировок: Салищева — Исакина, Александрова — Сухарева, Берсеньева (Лютого), Михайлова, «МОБ-88», в которые входили 28 человек в возрасте от 15 до 21 года. Члены указанных группировок совершили 36 преступлений из националистических побуждений, в том числе 28 убийств. Организаторам этих группировок было предъявлено обвинение по ст. 282.1 УК РФ («Организация экстремистского сообщества») <11>. ——————————— <11> См.: Александров Г. Понаехали? Понарежем? На 30% увеличилось число нападений на приезжих-неславян // Аргументы и факты. 2009. 4 — 10 февраля. С. 18.

Анализ современной российской молодежной экстремистской преступности позволяет выделить следующие основные причины, порождающие экстремизм и способствующие его росту: 1) распространение в средствах массовой информации экстремистских материалов (например, националистических выступлений в прессе, по телевидению, экстремистских публикаций, фото — и видеоматериалов в Интернете и т. п.). Особо следует отметить наличие в Интернете экстремистско-националистических сайтов, активно пропагандирующих идеологию экстремизма и национализма, содержащих призывы к совершению преступлений экстремистской направленности против людей другой национальности или вероисповедания, иностранных граждан, а также подробные инструкции по изготовлению взрывных устройств, совершению террористических актов, «националистических» убийств и т. п. Кроме того, в Интернете регулярно размещаются фото — и видеоматериалы с шокирующими кадрами казни «нерусских» — своего рода видеопособия для начинающих экстремистов. Учитывая то, что сайты экстремистской направленности создаются, как правило, за пределами России, для противодействия размещению в Интернете информации экстремистского характера, пресечения экстремистско-националистической пропаганды в Интернете прежде всего необходимо создание эффективной международной правовой базы — основы международного сотрудничества государств в данной сфере; 2) существующие негативные тенденции в сфере правоохранительного противодействия экстремистской преступности в Российской Федерации. В частности, это выражается в том, что правоохранительные органы нередко: 1) своевременно не реагируют или даже «не замечают» факты распространения в средствах массовой информации экстремистских материалов; их действия в этой области в основном носят фрагментарный характер и не приносят желаемых результатов; 2) пытаются замалчивать факты совершения преступлений по мотивам расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, не регистрировать их или «списывать» на хулиганские проявления, убийства, не связанные с националистической мотивацией, деяния, совершаемые на «бытовой почве», а следовательно, возбуждать уголовные дела по другим — «не экстремистским» статьям УК РФ. В результате этого статьи УК РФ о преступлениях экстремистской направленности фактически оказываются неработающими. В Москве была пресечена деятельность неформальной молодежной экстремистской организации «Спас», основанной на взглядах псевдопатриотизма, шовинизма и национальной нетерпимости. Члены указанной организации (состав: 8 человек, в том числе несовершеннолетний), действовавшей под видом военно-спортивного клуба, «способом борьбы» избрали не только совершение убийств по националистическим мотивам (совершили 20 убийств), но и совершение террористических актов. Всего ими было совершено 10 взрывов, в том числе и взрыв в августе 2006 г. на Черкизовском рынке Москвы, в результате которого погибли 14 человек, 49 получили ранения. Членам этой организации были предъявлены обвинения только по статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за террористический акт (ст. 205 УК), организацию преступного сообщества (ст. 210 УК), незаконное приобретение, хранение оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ (ст. 222 УК), незаконное изготовление оружия и взрывчатых веществ (ст. 223 УК) <12>. ——————————— <12> См.: Федосенко В. Телефонная бомба: работа Мосгорсуда началась с эвакуации // Российская газета. 2007. 20 декабря. С. 3; Панченко Л. Террористам подложили бомбу // Московский комсомолец. 2007. 20 декабря. С. 2; О взрыве на Черкизовском рынке // Московский комсомолец. 2007. 9 августа. С. 2; Дело о теракте на Черкизовском рынке передано в суд // Московский комсомолец. 2007. 11 декабря. С. 2.

Полагаем, что именно такая преступно непрофессиональная политика правоохранительных органов является одной из основных причин безудержного роста экстремизма и национализма в стране и несопоставимого (угрозе экстремизма) малого количества лиц, привлеченных к уголовной ответственности по статьям УК РФ о преступлениях экстремистской направленности. Так, по данным ФСБ России, в 2008 г. в Российской Федерации за преступления, связанные с экстремистской и террористической деятельностью, было осуждено около 900 человек <13>. ——————————— <13> См.: Московский комсомолец. 2008. 19 декабря. С. 2.

Кроме того, результатом неудовлетворительной работы правоохранительных органов нередко становятся также неоправданно мягкие приговоры в отношении экстремистов и случаи их оправдания судами присяжных. Виновные лица нередко приговариваются к условным срокам наказания или малозначительным штрафам. Суды присяжных либо оправдывают обвиняемых в совершении преступлений экстремистской направленности, либо не признают мотив расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды совершенных преступлений. Безусловно, одной из причин этого являются недоработки и упущения органов расследования. Однако нельзя также не согласиться с профессором Я. И. Гилинским, по мнению которого «систематичность оправдательных вердиктов присяжных по «преступлениям ненависти» отражает и тот факт, что, по данным социологических опросов, 60 — 65% населения поддерживают националистический лозунг «Россия для русских», а присяжные как раз и представляют интересы большинства» <14>. ——————————— <14> См.: Гилинский Я. И. «Преступления ненависти» в современной России // XX Международный балтийский криминологический семинар (Санкт-Петербург, 29 июня — 1 июля 2007 г.). Санкт-Петербург, 2007. С. 10.

Необходимо отметить также, что экстремизм — явление, нередко порождающее ответный экстремизм. Поэтому неадекватное реагирование или преступное бездействие правоохранительных органов в борьбе с экстремистской преступностью, вынесение судами неоправданно мягких приговоров в отношении экстремистов или их оправдание судами присяжных порождают в стране ответные экстремистские действия со стороны представителей потерпевших национальностей (в основном национальных меньшинств) и их экстремистско-националистических группировок. Исходя из вышеизложенного необходимо: усилить контроль за регистрацией правоохранительными органами преступлений экстремистской направленности, а также их квалификацией по «экстремистским» статьям УК РФ; более профессионально организовать подбор присяжных заседателей (в том числе и по национальному признаку) для участия в судебных процессах по «экстремистским» деяниям (и не только); проводить целенаправленную работу по повышению ответственности присяжных заседателей. Все это в целом будет способствовать назначению судами справедливых наказаний; 3) отсутствие необходимой профилактики в сфере экстремистской преступности. Противодействие преступлениям экстремистской направленности, деятельности неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности и экстремистских сообществ должно быть комплексным, ориентированным на их пресечение не только уголовно-правовыми, но и предупредительно-профилактическими мерами. Одними только уголовно-правовыми запретами и карательными мерами экстремизм нельзя искоренить, поэтому предупреждение экстремизма путем использования возможностей всех государственных структур и общественных объединений должно стать одним из основных направлений государственной политики в данной сфере. Исходя из этого представляется целесообразным усиление профилактической работы среди несовершеннолетних, проведение мер воспитательно-профилактического характера уже со школьной скамьи. Полагаем, что раннее выявление и принятие необходимых профилактических мер в значительной степени позволят не допустить формирования у подростков стойкой направленности на совершение противоправных экстремистских действий. Подросткам следует прививать основы толерантности путем организации, например, уроков толерантности, просветительских программ (в том числе по телевидению), семинаров, международных фестивалей по вопросам толерантности. В школьные программы необходимо ввести курсы по изучению культур, обычаев, традиций и религий разных народов России, более глубокому познанию их национальных особенностей. Все это должно стать частью общегосударственной образовательной программы. Кроме того, необходимы регулярные встречи и беседы представителей МВД, ФСБ, прокуратуры, отделов образования с подростками в школах, средних и высших профессиональных учебных заведениях и т. п. Полагаем, что именно такие мероприятия наряду с публичными, широко освещаемыми в средствах массовой информации судебными процессами над экстремистами заложат прочную основу для толерантного воспитания будущих поколений, в перспективе сформируют у них устойчивое негативное отношение к экстремистским деяниям, лицам, их совершившим, и будут эффективным способом предотвращения заражения общества «бациллами ксенофобии и нетерпимости» <15>. ——————————— <15> Некоторые шаги в этом направлении уже предпринимаются российскими властями. Так, в Российской Федерации с недавних пор отмечается Международный день толерантности (16 ноября); в ноябре 2008 г. в Москве прошел первый детский фестиваль, посвященный толерантности «Tolerance Team», в котором приняли участие 1200 учащихся московских гимназий, лицеев и школ.

Заметим также, что для эффективной профилактики экстремизма необходима четкая государственная молодежная политика в России: если государство не займется молодежью, ею займутся другие — проповедники ваххабизма, фашизма, национализма. Именно молодежь должна быть проводником идей толерантности, укрепления межнациональных отношений. В связи с этим следует отметить отсутствие в настоящее время федерального закона, регулирующего вопросы государственной молодежной политики в Российской Федерации (действуют Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г. N 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» <16>, а также ряд «местных» законов, например, Закон г. Москвы от 28 января 2004 г. N 4 «О молодежи» <17>). Поэтому сегодня необходимо развитие федеральной законодательной базы о государственной молодежной политике, в частности принятие федерального закона «О государственной молодежной политике в Российской Федерации» (или «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации») <18>. Заметим, что в Советском Союзе был принят и действовал (хотя и недолго) Закон СССР от 16 апреля 1991 г. N 2114-1 «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» <19>. ——————————— <16> См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 25. Ст. 903. <17> См.: Ведомости Московской городской Думы. 2004. N 3. <18> Работа по принятию указанного федерального закона ведется с 1998 г. В частности, 27 октября 1999 г. Государственной Думой был принят и 11 ноября 1999 г. Советом Федерации одобрен федеральный закон «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации», который, однако, был отклонен Президентом Российской Федерации (См.: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 14 апреля 2004 г. N 350-IV ГД «О Федеральном законе «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. N 17. Ст. 1598). <19> См.: Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. N 19. Ст. 533.

Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о существующей сложнейшей криминальной ситуации и негативных тенденциях в сфере экстремистской преступности, которые представляют реальную угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Полагаем, что в этих условиях противодействие экстремизму в Российской Федерации должно вестись по двум основным направлениям: 1) принятие жестких мер по пресечению экстремистских действий антигосударственной направленности, привлечению лиц, причастных к их совершению, к уголовной ответственности по всей строгости закона; 2) проведение целенаправленной работы по профилактике экстремизма, искоренению причин, порождающих экстремизм и способствующих его росту в Российской Федерации.

——————————————————————