Профилактика экстремизма — важнейшее направление противодействия экстремизму в Российской Федерации
(Мусаелян М. Ф.) («Адвокат», 2009, N 7)
ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА — ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
М. Ф. МУСАЕЛЯН
Мусаелян М. Ф., старший научный сотрудник отдела уголовного и уголовно-процессуального законодательства; судоустройства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, кандидат юридических наук, член Российской криминологической ассоциации.
Автор исследует проблему профилактики экстремизма как одно из основных и важнейших направлений противодействия экстремизму в Российской Федерации, подвергает анализу сложившуюся криминальную ситуацию, связанную с антиконституционной деятельностью неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности, а также проблему отсутствия в Российской Федерации государственной молодежной политики. В работе обосновывается необходимость усиления целенаправленной работы по профилактике экстремизма (преступлений экстремистской направленности), в том числе среди несовершеннолетних, по искоренению причин, порождающих экстремизм и способствующих его росту в стране. Автор предлагает некоторые практические рекомендации построения профилактической стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации. В настоящее время экстремизм является реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Выступая 6 февраля 2009 г. на расширенном заседании коллегии МВД России, Президент РФ Д. А. Медведев отметил рост в 2008 г. количества преступлений экстремистского характера на треть и обратил внимание на то, что экстремизм — это исключительно большая опасность, способная расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное, общество <1>. ——————————— <1> См.: Галимова Н. Медведев ополчился на «спекулянтов». Как отделить экстремистов от недовольных? // Московский комсомолец. 2009. 7 февр. С. 2; Баранов А. Дмитрий Медведев — милиции: Законы о коррупции есть — действуйте! // Комсомольская правда. 2009. 7 февр. С. 2.
Одним из основных и важнейших направлений противодействия экстремизму в Российской Федерации является его профилактика, т. е. предупредительная работа по противодействию экстремистским проявлениям. Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» <2> принцип приоритета мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, является одним из основных принципов противодействия экстремистской деятельности. В соответствии со ст. 3 названного Закона основными направлениями противодействия этой деятельности являются: 1) принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих ее осуществлению; 2) выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. ——————————— <2> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3031.
Как видим, законодатель отмечает, что противодействие экстремистской деятельности (в том числе деятельности неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности и экстремистских сообществ), преступлениям экстремистской направленности должно быть комплексным, ориентированным на их пресечение не только уголовно-правовыми, но и предупредительно-профилактическими мерами. И это верно, так как одними только уголовно-правовыми запретами и карательными мерами, на наш взгляд, экстремизм искоренить нельзя. Поэтому предупреждение экстремизма путем использования возможностей всех государственных структур и общественных объединений должно стать одним из основных направлений государственной политики в данной сфере. По нашему мнению, отсутствие в настоящее время необходимой профилактики в сфере экстремистской преступности является одной из основных причин безудержного роста экстремизма и национализма в Российской Федерации. Так, по данным Следственного комитета при Прокуратуре РФ в 2008 г. в России зарегистрировано 460 преступлений экстремистской направленности, что на 29% больше, чем в 2007 г. Наибольшее число подобных преступлений совершено в Москве — 93 <3>. По данным ФСБ России, за 10 месяцев 2008 г. на территории Центрального федерального округа Российской Федерации зафиксировано 135 преступлений экстремистской направленности, что практически вдвое выше показателей аналогичного периода 2007 г. <4>. ——————————— <3> См.: Александр Бастрыкин, председатель СКП РФ об экстремизме // Московский комсомолец. 2009. 13 февр. С. 2. <4> См.: Феклюнин С. Председатель Национального антитеррористического комитета России, директор ФСБ России Александр Бортников: о росте экстремизма в Центральной России // Московский комсомолец. 2008. 28 нояб. С. 3.
В настоящее время членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, нередко — несовершеннолетние лица 14 — 18 лет. Как отмечает председатель Следственного комитета при Прокуратуре РФ А. Бастрыкин, большинство преступлений экстремистской направленности совершается несовершеннолетними, «сознание которых отравлено националистической пропагандой» <5>. Поэтому в целях пресечения роста экстремистской преступности в Российской Федерации и обуздания криминальной ситуации в данной сфере представляется целесообразным усилить профилактическую работу среди несовершеннолетних путем проведения мер воспитательно-профилактического характера уже со школьной скамьи. Подобная работа по противодействию экстремистской деятельности должна осуществляться в первую очередь со стороны федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции в приоритетном порядке должны осуществлять профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение угрозы экстремизма (ст. 5 Закона «О противодействии экстремистской деятельности»). ——————————— <5> См.: Александр Бастрыкин. Указ. соч. С. 2.
Полагаем, что раннее выявление и принятие необходимых профилактических мер в значительной степени позволят не допустить формирования у подростков стойкой направленности на совершение противоправных экстремистских действий. Подросткам следует прививать основы толерантности путем организации, например, уроков толерантности, просветительских программ (в том числе по телевидению), семинаров, международных фестивалей по вопросам толерантности. В школьные программы необходимо ввести курсы по изучению культур, обычаев, традиций и религий разных народов России, более глубокому познанию их национальных особенностей. Все это должно стать частью общегосударственной образовательной программы. Кроме того, необходимы регулярные встречи и беседы представителей МВД, ФСБ, прокуратуры России, отделов образования с подростками в школах, средних и высших профессиональных учебных заведениях и т. п. Думается, именно такие мероприятия наряду с публичными, широко освещаемыми в средствах массовой информации судебными процессами над экстремистами заложат прочную основу для толерантного воспитания будущих поколений, в перспективе сформируют у них устойчивое негативное отношение к экстремистским деяниям, лицам, их совершившим, и будут эффективным способом предотвращения заражения общества экстремистско-националистическими идеями <6>. ——————————— <6> Некоторые шаги в этом направлении уже предпринимаются российскими властями. Так, в Российской Федерации с недавних пор отмечается Международный день толерантности (16 ноября); в ноябре 2008 г. в Москве прошел первый детский фестиваль, посвященный толерантности «Tolerance Team», в котором приняли участие 1200 учащихся московских гимназий, лицеев и школ.
Для профилактики экстремистской деятельности необходимо также усилить контроль государства за регистрацией и деятельностью на территории России различного рода общественных и религиозных объединений, движений, иных организаций (например, благотворительных организаций, движений против нелегальной иммиграции, военно-патриотических, военно-спортивных, военно-исторических клубов и т. п.) с целью недопущения экстремистских проявлений в их деятельности. В ст. 9 Закона «О противодействии экстремистской деятельности» предусматривается, что в Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Однако на практике подобного рода общественные и религиозные объединения, иные организации, движения, клубы и т. п. создаются, как правило, с какой-либо определенной, вполне законной целью, хотя в действительности преследуют экстремистско-националистические цели. Заметим также, что в настоящее время в Российской Федерации действуют более 300 молодежных экстремистских организаций (группировок) со строгой дисциплиной и иерархией <7>. ——————————— <7> Подробнее об этом см.: Мусаелян М. Ф. Экстремизм как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Журнал российского права. 2009. N 3. С. 22 — 23.
Неотъемлемой частью профилактики экстремизма является также контроль со стороны соответствующих государственных органов (в первую очередь правоохранительных органов) за недопущением распространения в средствах массовой информации экстремистских материалов, например националистических выступлений в прессе и по телевидению, экстремистских публикаций, фото — и видеоматериалов в Интернете и т. п. В связи с этим необходимо отметить, что согласно ст. 13 Закона «О противодействии экстремистской деятельности» на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В Российской Федерации запрещается также распространение экстремистских материалов через средства массовой информации и осуществление ими экстремистской деятельности (ст. 11 Закона «О противодействии экстремистской деятельности»). Несмотря на то что вышеназванный Закон устанавливает запрет на распространение экстремистских материалов (в том числе через средства массовой информации), а также их производство или хранение в целях распространения, правоохранительные органы нередко своевременно не реагируют или даже «не замечают» факты распространения в средствах массовой информации экстремистских материалов. Их действия в этой области в основном носят фрагментарный характер и не приносят желаемых результатов. Особо следует отметить о необходимости предупредительно-профилактической работы по ликвидации экстремистско-националистических и экстремистско-террористических сайтов в Интернете, активно пропагандирующих идеологию экстремизма, национализма и терроризма, содержащих призывы к совершению преступлений экстремистской и террористической направленности против людей другой национальности или вероисповедания, иностранных граждан, а также подробные инструкции по изготовлению взрывных устройств, совершению террористических актов, «националистических» убийств и т. п. Заметим также, что в Интернете регулярно размещаются фото — и видеоматериалы с шокирующими кадрами казни людей другой национальности или вероисповедания (например, «нерусских») — своего рода видеопособия для начинающих экстремистов. Полагаем, что правоохранительные органы должны вести постоянную, целенаправленную предупредительно-профилактическую работу по предотвращению размещения в Сети подобных пропагандистских материалов. В настоящее время в Интернете существует около десяти тысяч сайтов, которые распространяют идеологию экстремизма и терроризма <8>. Учитывая, что экстремистско-националистические и экстремистско-террористические сайты создаются, как правило, за пределами России, для противодействия размещению в Интернете информации экстремистско-националистического и экстремистско-террористического характера и пресечения экстремистско-террористической пропаганды необходимо прежде всего создание эффективной международной правовой базы и международное сотрудничество государств в данной сфере. Заметим, что Закон «О противодействии экстремистской деятельности» предусматривает возможность международного сотрудничества Российской Федерации (в соответствии с международными договорами Российской Федерации) в области борьбы с экстремизмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с экстремизмом (ст. 17). ——————————— <8> См.: Федотова Д. Сотрудники ФСБ примут ислам на вооружение для борьбы с исламистами // Московский комсомолец. 2009. 16 апр. С. 2.
Важнейшей составляющей профилактической стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации является вынесение судами справедливых приговоров по преступлениям экстремистской направленности <9>. ——————————— <9> Неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности является одним из основных принципов противодействия экстремистской деятельности (ст. 2 Закона «О противодействии экстремистской деятельности»).
В связи с этим необходимо отметить, что в последнее время нередко имеют место неоправданно мягкие приговоры в отношении экстремистов и случаи их оправдания судами присяжных, виновные лица приговариваются к условным срокам наказания или малозначительным штрафам. Суды присяжных либо оправдывают обвиняемых в совершении преступлений экстремистской направленности, либо не признают расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду как мотив совершенных преступлений <10>. Безусловно, одной из причин этого является неудовлетворительная работа правоохранительных органов, в частности недоработки и упущения органов расследования. Однако нельзя не согласиться с профессором Я. И. Гилинским, по мнению которого «систематичность оправдательных вердиктов присяжных по «преступлениям ненависти» отражает и тот факт, что, по данным социологических опросов, 60 — 65% населения поддерживают националистический лозунг «Россия для русских», а присяжные как раз и представляют интересы большинства» <11>. ——————————— <10> Полагаем, что именно это является одной из основных причин несопоставимо (угрозе экстремизма) малого количества лиц, привлеченных к уголовной ответственности по статьям УК РФ о преступлениях экстремистской направленности. Так, по данным ФСБ России, в 2008 г. в Российской Федерации за преступления, связанные с экстремистской и террористической деятельностью, было осуждено около 900 человек. См.: Московский комсомолец. 2008. 19 дек. С. 2. <11> См.: Гилинский Я. И. «Преступления ненависти» в современной России // XX Международный балтийский криминологический семинар (Санкт-Петербург, 29 июня — 1 июля 2007 г.). СПб., 2007. С. 10.
Заметим также, что экстремизм — явление, нередко порождающее «ответный экстремизм». Поэтому неадекватное реагирование или преступное бездействие правоохранительных органов в борьбе с экстремистской преступностью, вынесение судами неоправданно мягких приговоров в отношении экстремистов или их оправдание судами присяжных порождают в стране ответные экстремистские действия со стороны представителей «потерпевших» национальностей (в основном национальных меньшинств) и их экстремистско-националистических группировок. Исходя из вышеизложенного полагаем необходимым усилить контроль за регистрацией правоохранительными органами преступлений экстремистской направленности, а также их квалификацией по «экстремистским» статьям Уголовного кодекса РФ; более профессионально организовать подбор присяжных заседателей (в том числе по национальному признаку) для участия в судебных процессах по «экстремистским» деяниям (и не только) <12>; проводить целенаправленную работу по повышению ответственности присяжных заседателей. Все это в целом будет способствовать назначению судами справедливых наказаний, а следовательно, профилактике преступлений экстремистской направленности. ——————————— <12> Естественно, это потребует внесения изменений в соответствующие законодательные акты, в частности в ФЗ от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».
Кроме того, следует отметить, что для эффективной профилактики экстремизма необходима четкая государственная молодежная политика в России: если государство не займется молодежью, ею займутся другие — проповедники ваххабизма, фашизма и национализма. Именно молодежь должна быть проводником идей толерантности, укрепления межнациональных отношений. В связи с этим следует отметить об отсутствии в настоящее время федерального закона, регулирующего вопросы государственной молодежной политики в Российской Федерации. В настоящее время действует Постановление Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. N 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» <13>, а также ряд местных законов, например Закон г. Москвы от 28 января 2004 г. N 4 «О молодежи» <14>. Поэтому сегодня необходимо развитие федеральной законодательной базы о государственной молодежной политике, в частности принятие федерального закона «О государственной молодежной политике в Российской Федерации» (или «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации»). Заметим, что работа по принятию указанного федерального закона ведется с 1998 г. В частности, 27 октября 1999 г. Государственной Думой был принят и 11 ноября 1999 г. Советом Федерации одобрен федеральный закон «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации», который, однако, был отклонен Президентом РФ <15>. Напомним: в Советском Союзе был принят и действовал (хотя и недолго) Закон СССР от 16 апреля 1991 г. N 2114-1 «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» <16>. ——————————— <13> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 25. Ст. 903. <14> Ведомости Московской городской Думы. 2004. N 3. <15> См.: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 апреля 2004 г. N 350-IV ГД «О Федеральном законе «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. N 17. Ст. 1598. <16> Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. N 19. Ст. 533.
Таким образом, профилактика экстремистской деятельности является важнейшим направлением противодействия экстремизму в нашем государстве. Эффективная борьба с экстремистскими проявлениями невозможна без проведения целенаправленной работы по профилактике экстремизма, искоренению причин, его порождающих и способствующих его росту в стране. Именно от тактики опережения, предупреждения и оперативного пресечения криминальной ситуации сегодня многое зависит в сфере противодействия экстремизму в Российской Федерации.
Библиография
Александр Бастрыкин, председатель СКП РФ об экстремизме // Московский комсомолец. 2009. 13 февр. Баранов А. Дмитрий Медведев — милиции: Законы о коррупции есть — действуйте! // Комсомольская правда. 2009. 7 февр. Галимова Н. Медведев ополчился на «спекулянтов». Как отделить экстремистов от недовольных? // Московский комсомолец. 2009. 7 февр. Гилинский Я. И. «Преступления ненависти» в современной России // XX Международный балтийский криминологический семинар (Санкт-Петербург, 29 июня — 1 июля 2007 г.). СПб., 2007. С. 10. Мусаелян М. Ф. Экстремизм как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Журнал российского права. 2009. N 3. Федотова Д. Сотрудники ФСБ примут ислам на вооружение для борьбы с исламистами // Московский комсомолец. 2009. 16 апр. Феклюнин С. Председатель Национального антитеррористического комитета России, директор ФСБ России Александр Бортников: о росте экстремизма в Центральной России // Московский комсомолец. 2008. 28 нояб.
——————————————————————