Ограничение оборота оружия как средство предупреждения преступлений (зарубежный и международный опыт)

(Невский С. А.) («Международное уголовное право и международная юстиция», 2009, N 2)

ОГРАНИЧЕНИЕ ОБОРОТА ОРУЖИЯ КАК СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ (ЗАРУБЕЖНЫЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ)

С. А. НЕВСКИЙ

Невский С. А., профессор кафедры уголовного права и процесса Московского городского университета управления Правительства Москвы, доктор юридических наук, профессор.

Статья посвящена вопросам правового регулирования оборота оружия в различных странах. Автор утверждает, что ограничение оборота оружия является важной мерой по предупреждению преступлений. В работе рассматривается опыт США, Японии, Финляндии, Германии в данной сфере, а также анализируются документы Совета Европы и ООН по контролю за оборотом оружия. Широкое распространение оружия и связанный с ним высокий уровень вооруженного насилия составляют значительные проблемы как в России, так и за рубежом. Одним из средств решения данной проблемы является жесткий контроль за оборотом оружия. В связи с этим последние десятилетия характеризуются усилением контроля за оружием, в том числе и в зарубежных государствах. За рубежом существует два мнения об ограничении распространения оружия. Первое — полное его запрещение, что вряд ли осуществимо. Второе — частичное ограничение распространения огнестрельного оружия, что является более реалистичным и приветствуется любым цивилизованным обществом. Подчеркивается, что огнестрельное оружие будет существовать до тех пор, пока существует добро и зло <1>. ——————————— <1> См.: О контроле над огнестрельным оружием в Канаде // Борьба с преступностью за рубежом. 1992. N 9. С. 31 — 32.

Традиционно США считаются «вооруженной» страной, ибо право граждан на владение оружием закреплено во 2-й поправке к Конституции: «Поскольку хорошо организованная милиция необходима для безопасности свободного государства, право народа хранить и носить оружие не должно нарушаться». О степени «вооруженности» американского общества можно судить по следующим цифрам: количество оружия, находящегося в частном владении граждан, с 1973 по 1994 г. увеличилось со 122 до 231 млн. единиц, из которых 82 млн. — пистолеты и револьверы <2>. По данным 2004 г., на руках у граждан США находится 200 млн. единиц огнестрельного оружия — пистолетов, винтовок, охотничьих ружей, 45% американских семей имеет огнестрельное оружие, что незначительно уступает числу мобильных телефонов <3>. В то же время наблюдалась тенденция к росту преступлений с использованием оружия. По словам В. В. Лунеева, в 1993 г. доля насилия с применением оружия составила 95%, в том числе огнестрельного — 68% <4>. По данным 1987 г., ежегодно около 30 тыс. американцев погибали в результате разбойных нападений, совершения самоубийств и небрежного обращения с оружием, сотни тысяч людей получали увечья <5>. ——————————— <2> См.: Полозов В. П. Ответный выстрел // Защита и безопасность. 1998. N 4. С. 22. <3> Бай Е. «Калашников» в моем магазине обойдется вам совсем недорого» // Известия. 2004. 17 сент. <4> См.: Лунеев В. В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М., 1997. С. 224. <5> См.: Законодательные меры по ограничению торговли, приобретения и ношения огнестрельного оружия // Проблемы преступности в капиталистических странах. М., 1987. С. 15.

Юридический комитет Сената США определил 90-е годы как десятилетие кровопролитий и в качестве одной из их причин рассматривает распространенность смертоносного оружия, особенно военного образца, легко попадающего в руки молодых людей <6>. ——————————— <6> См.: Шелли Д. Изучение населения в США: молодежь и смертоносное оружие // Криминологические исследования в мире. М., 1995. С. 162.

Сложившаяся ситуация потребовала пересмотра взглядов на вопросы распространения оружия в США. Еще в 1968 г. Конгрессом США был принят Федеральный закон «О контроле за оружием», установивший ограничения на продажу оружия некоторым категориям лиц: совершившим преступления; наркоманам; иностранцам, нелегально въехавшим в страну. В ряде штатов также были приняты некоторые законы, ограничивающие оборот оружия. Следует заметить, что правовое регулирование оборота оружия в различных штатах неодинаково. В округе Колумбия (г. Вашингтон) в 1976 г. был принят Закон о регулировании и контроле за распространением огнестрельного оружия, запретивший приобретение, продажу, передачу другим лицам, владение ручным огнестрельным оружием (пистолетами) всем гражданским лицам округа, за исключением жителей округа, уже имеющих такое личное оружие, зарегистрированное по всем правилам <7>. ——————————— <7> См.: Иншаков С. М. Зарубежная криминология. М., 1997. С. 45.

Весной 1990 г. в США в очередной раз разгорелись дебаты по вопросу усиления контроля за огнестрельным оружием, толчком к которым явилось убийство одного и ранение пятерых американских граждан в апреле 1990 г. в Атланте (штат Джорджия). Результаты проведенного в 1989 г. опроса общественного мнения показали, что 78% опрошенных одобряют регистрацию огнестрельного оружия федеральными властями, 20% — против этого, а 2% — воздерживаются от конкретных предложений. По мнению представителя ассоциации, выступающей за пресечение насилия, связанного с применением огнестрельного оружия, стремление большинства американцев однозначно — ужесточить контроль за приобретением и ношением оружия <8>. ——————————— <8> См.: Проблемы преступности в капиталистических странах. 1990. N 12. С. 4 — 5.

Принятым в сентябре 1994 г. Законом «О контроле над насильственной преступностью» в США были запрещены производство, продажа и хранение 19 видов полуавтоматического оружия (необходимо заметить, что ранее администрацией Д. Буша был наложен запрет на импорт автоматического оружия) <9>. ——————————— <9> См.: Никифоров А. С. США: сентябрьский (1994 г.) Закон о контроле над насильственной преступностью // Криминологические и уголовно-правовые идеи борьбы с преступностью. М., 1996. С. 93.

В сентябре 2004 г. в США истек 10-летний запрет на приобретение 19 видов полуавтоматического оружия. По прогнозам ряда сотрудников полиции, это бесспорно повлияет на рост преступности. Одновременно этим обеспокоено население: согласно социологическим опросам большинство американцев выступают за запрет «штурмового» оружия, как считают опрошенные, после отмены запрета оружие в магазинах США станет дешевле и опаснее <10>. ——————————— <10> См.: Шаповалов А. Заверните автомат Калашникова // Рос. газета. 2004. 15 сентября.

В соответствии со ст. ст. 921 — 929 Кодекса федеральных законов США N 18 запрещены торговые операции, которые распространяются на территорию более чем одного штата и предусматривают поставку, транспортировку, получение или обладание огнестрельным оружием следующим лицам: против которых выдвинуты обвинения; осужденным за преступления, предусматривающие тюремное заключение на срок более одного года; скрывающимся от правоисполнительных органов; незаконно использующим марихуану и другие подавляющие или стимулирующие лекарственные препараты, лекарства, содержащие наркотики, или любые другие препараты, распространение которых контролируется законом; которые в судебном порядке признаны душевнобольными или были направлены в лечебные заведения для душевнобольных; уволенным из Вооруженных сил за неблаговидные поступки; бывшим гражданам США, отказавшимся от американского гражданства; иммигрантам, незаконно находящимся в США. В соответствии со ст. 922 указанного Кодекса огнестрельное оружие не может быть продано или получено лицами, в отношении которых есть решение суда, которое содержит: запрещение для данного лица физически или морально преследовать, или угрожать близким людям либо их детям, или вести себя таким образом, что близкий человек будет иметь основания для боязни получения им либо его ребенком физических ранений; заключение о том, что данное лицо представляет собой реальную угрозу физической безопасности такого близкого человека либо его ребенка; решение, запрещающее использование, попытку использования или угрозу использования физической силы по отношению к близким людям либо детям, в результате чего возможно, с достаточной степенью вероятности, нанесение физических повреждений. Контроль за оборотом огнестрельного оружия в США возложен на специальный орган — БАТО, который является агентством Государственного казначейства США. Обязанности БАТО заключаются в осуществлении правового принуждения, регулировании отраслей по производству алкоголя, табака, огнестрельного оружия и взрывчатых веществ, обеспечении сбора федеральных налогов на стрелковое оружие и т. п. Помимо этого, Бюро оказывает помощь федеральным, региональным и местным агентствам по правовому принуждению в снижении уровня преступности и насилия посредством борьбы с незаконными перевозками и уголовно наказуемым применением огнестрельного оружия, расследует нарушения федеральных законов о взрывчатых веществах, регулирует отрасли по производству алкоголя, табака, огнестрельного оружия и взрывчатых веществ, выдачу лицензий и разрешений, собирает налоги на огнестрельное оружие и др. <11>. ——————————— <11> См.: Об опыте подготовки работников правоохранительных органов США к расследованию взрывов // Информационный бюллетень Следственного комитета МВД Российской Федерации. 1995. N 1. С. 98 — 99.

Следует отметить деятельность БАТО в международной области. Сектор международных операций (СМО) БАТО в соответствии с Программой по международному обороту оружия (получила официальный статус программы в рамках всего БАТО в 1974 г.) осуществляет координацию деятельности по вопросам, носящим международный характер, с другими ведомствами. СМО является специализированным подразделением, отвечающим за представление филиалам Бюро и штаб-квартире технической информации о международной программе по контролю за оборотом огнестрельного оружия и поддержание связи с иностранными правительствами и посольствами по вопросам оборота оружия, а также занимается надзором за деятельностью иностранных филиалов Бюро и лиц, командированных за границу. СМО был сформирован в 1991 г. для осуществления Программы по международному обороту оружия. В США создана Корпорация по контролю за оружием — общественная организация, ведущая активную деятельность, направленную на ограничение распространения оружия. Наряду с существованием указанной Корпорации в США имеется ряд общественных организаций, выступающих в защиту права граждан свободно владеть оружием <12>. ——————————— <12> См.: Иншаков С. М. Указ. соч. С. 249.

В Люксембурге по состоянию на 2004 г. на 450 тыс. населения страны было зарегистрировано в общей сложности 74302 единицы огнестрельного оружия. При этом «вооруженность» люксембуржцев составила 16,7 единицы на 100 человек населения, что не превышает среднего показателя по Европейскому союзу (17 ед.). Выдачей разрешения на владение и ношение огнестрельного оружия в Люксембурге занимается Министерство юстиции. Процедура получения разрешения включает в себя несколько этапов и занимает не менее трех месяцев, значительная часть из которых уходит на изучение полицией личности гражданина, приобретающего оружие. В первую очередь для получения разрешения заинтересованное лицо должно представить убедительную мотивировку необходимости хранения или ношения оружия. После чего полиция проверяет, не заводилось ли на протяжении последних нескольких лет против этого гражданина уголовных или административных дел. Большая часть разрешений в Люксембурге выдана на ношение оружия (9329 разрешений на 44513 единиц). Остальные почти 30 тыс. единиц разрешено хранить только дома. Разница в количестве разрешений на ношение и числе стволов объясняется тем, что многие люксембуржцы приобретают редкие виды оружия исключительно для хранения в коллекции. Из всех видов оружия на коллекционное приходится более 40%, на спортивное — 35%, на охотничье — 21%. 2,7% оружия от общего количества относится к категории спецоружия (пистолеты). Для владения им требуется особое разрешение. Право на ношение пистолета могут получить такие категории граждан, профессиональная деятельность которых может быть связана с риском для жизни, — судьи, прокуроры, следователи, врачи некоторых специальностей, а также управляющие АЗС. На протяжении последних лет количество выдаваемых спецразрешений постоянно снижалось. Инкассаторы и сотрудники правоохранительных органов проходят отдельную, более сложную, процедуру получения профессионального разрешения на ношение оружия. Следует особо подчеркнуть, что законодательство Люксембурга запрещает частным лицам владеть, носить и хранить автоматическое стрелковое оружие <13>. ——————————— <13> См.: К вопросу о выдаче разрешений на владение огнестрельным оружием в Люксембурге: Информация посольства России в Люксембурге от 4 сентября 2003 г. (исх. N 163).

В Финляндии в 2001 г. был принят новый Закон об оружии, резко ограничивший оборот оружия в стране. Выдачей лицензий на владение огнестрельным оружием занимается полиция, кандидат на получение лицензии подвергается при этом строгой длительной проверке. Если ранее некоторые категории граждан могли получить разрешение на хранение и ношение короткоствольного оружия, то новый Закон разрешает хранить и носить при исполнении должностных обязанностей короткоствольное оружие только сотрудникам полиции, специальных служб и при сопровождении ценных грузов сотрудникам охранных структур (инкассаторам). В целом сотрудники охранных структур могут иметь лишь газовое оружие. Остальные категории граждан права на хранение и ношение короткоствольного огнестрельного оружия не имеют. По оценке полиции, на руках у населения Финляндии находятся десятки тысяч единиц нелицензированного огнестрельного оружия, оставшегося главным образом со времен войны. Новый Закон дал возможность гражданам, добровольно сдавшим такое оружие, не нести ответственности за владение им <14>. ——————————— <14> См.: Письмо Посольства России в Финляндии от 3 июля 2003 г. (исх. N 165).

В Германии на основании Закона от 11 октября 2002 г. о новом регулировании совокупности норм, регулирующих торговлю, приобретение, хранение, ношение и применение оружия, 1 апреля 2003 г. вступил новый Закон о хранении оружия. Согласно новому Закону установлен возрастной ценз для приобретения и хранения огнестрельного оружия. Для спортивной стрельбы — возрастной ценз от 18 до 21 года, для спортивного оружия малого калибра и одноствольных ружей определенного калибра, которые допускаются к применению правилами стрелкового спорта, возрастной ценз остается 18 лет, для охотников возрастной ценз увеличен с 16 до 18 лет (возраст, с момента которого несовершеннолетний может получить охотничий билет после сдачи экзамена). Лица, не достигшие 25 лет, для получения разрешения на приобретение огнестрельного оружия должны представлять медицинское свидетельство о пригодности по складу характера к хранению оружия. В интересах общественной безопасности должен быть обеспечен государственный контроль за использованием оружия обществами стрелкового спорта исключительно по назначению. Этот вопрос должен решаться федеральным административным ведомством при содействии отраслевого комитета, в состав которого наряду с представителями органов власти федерации и земель входят представители обществ стрелкового спорта. Новый закон о хранении оружия запрещает хранение многозарядных винтовок для стрельбы дробью, поскольку подобные виды оружия особо опасны в связи с разрушительным действием на близком расстоянии, а для охоты и спорта многозарядные винтовки не используются. Запрещено ношение определенных видов оружия и боеприпасов, а разрешение в порядке исключения входит в компетенцию Федерального управления уголовной полиции. Принятие Закона от 11 октября 2002 г. о новом регулировании совокупности норм, регулирующих торговлю, приобретение, хранение, ношение и применение оружия, обусловило не только принятие нового Закона о хранении оружия, вступившего в силу с 1 апреля 2003 г., но и внесение изменений и дополнений в 15 различных законов <15>. ——————————— <15> См.: Weerth Carsten. Das deutsche Waffenrecht wird geregelt // Kriminalistik. BRD. 2003. N 1. S. 39 — 43.

Главной идеей японского законодательства является полный запрет на приобретение и владение физическими и юридическими лицами ручным стрелковым оружием «для самообороны, коллекционирования и других целей в силу смертоносных свойств оружия и опасности причинения ранений, увечий и смерти», запрещен также оборот имитационного оружия, внешне похожего на настоящее, а также конструктивно схожих с настоящим оружием модельных пистолетов и револьверов с учетом возможностей их переделки в боевое оружие. Таким образом, в Японии не признается право на владение оружием в целях самообороны. Исключение сделано только для исполнения предписанных законом служебных обязанностей в полиции, силах самообороны и охране императорской семьи. Правовое регулирование оборота охотничьего оружия (гладкоствольного и нарезного) такое жесткое, как и в отношении ручного стрелкового оружия, что делает его фактически недоступным для широкого круга японских граждан. Разрешение на его приобретение и ношение дают исключительно комиссии общественной безопасности префектур для целей спортивной охоты, отстрела больных и опасных птиц и хищных зверей или для спортивных стрельб по мишеням. При этом комиссия общественной безопасности проводит тщательную проверку заявителя. Гражданин, получающий лицензию, в обязательном порядке должен пройти соответствующую подготовку и сдать экзамен по обращению с огнестрельным охотничьим оружием. Применение охотничьего оружия в целях самообороны запрещено <16>. ——————————— <16> См.: О законодательном регулировании оборота огнестрельного оружия в Японии: Справка Посольства России в Японии от 12 мая 2003 г. (исх. N 366).

Законодательные меры по ограничению оборота оружия, без сомнения, необходимы. Однако, как справедливо считают специалисты, «рамки его распространения должны определяться реальными потребностями общества. И для того, чтобы их правильно установить, необходимо провести объективную оценку той степени риска, которую принимает на себя общество, разрешая применять огнестрельное оружие, взвесить меру ограничения прав и свобод граждан, определить те преимущества, которые общество получит от введения законов по контролю над огнестрельным оружием, и, наконец, взвесить, насколько устанавливаемый законодательством контроль будет реальным, действительным» <17>. ——————————— <17> О контроле над огнестрельным оружием в Канаде // Борьба с преступностью за рубежом. 1992. N 9. С. 26 — 27.

На международном уровне вопросы контроля за оборотом оружия регламентируются Европейской конвенцией о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами (Страсбург, 28 июня 1978 г., подписана Россией 10 декабря 1999 г.) <18>, заключенной в рамках Совета Европы в целях введения более эффективных методов контроля за перемещением огнестрельного оружия через государственные границы. ——————————— <18> См.: Участие органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в международном сотрудничестве: Сб. документов. Вып. 3. М., 2000. С. 133 — 141.

Конвенция предусматривает два вида контроля за приобретением оружия частными лицами: 1) уведомление о торговых операциях (гл. 2). В этом случае государство, продающее оружие иностранцу, должно уведомить об этом страну, гражданином которой он является. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы уведомление предшествовало торговой операции или связанному с ней перемещению оружия; если это не удается, уведомление делается впоследствии в возможно короткие сроки. В уведомлениях, в частности, указываются: данные о личности, номер паспорта или удостоверения личности и адрес лица, которому огнестрельное оружие продано, перемещено или каким-либо другим образом передано, либо лица, которое перемещает огнестрельное оружие на территорию другого государства на постоянной основе и без перехода права собственности, тип, марка и технические данные огнестрельного оружия, его номер и другие отличительные знаки; 2) двойное разрешение (гл. 3). Оружие продается частному лицу за границей только с разрешения компетентных органов его страны и страны, где оно приобретается. Статья 3 Конвенции оговаривает право каждой договаривающейся стороны издавать законы и правила в отношении огнестрельного оружия при условии, что они не должны противоречить положениям Конвенции. В соответствии с этим Конвенция имеет и материальное (уголовно-правовое) значение для унификации внутреннего уголовного законодательства об ответственности за незаконный оборот оружия <19>. ——————————— <19> См.: Лукашук И. И., Наумов А. В. Международное уголовное право. М., 1999. С. 163.

Важным правовым средством в отношении огнестрельного оружия является документ Европейского союза «Совместные действия» 1998 г., обновленный в 2002 г., предусматривающий меры по усилению контроля за огнестрельным оружием и боеприпасами к нему, совершенствованию национальных механизмов регулирования его оборота и оказанию технической и финансовой помощи обратившимся за ней странам в уничтожении излишних запасов оружия. Наиболее полно направления политики Евросоюза в рассматриваемой сфере были сформулированы в Стратегии по борьбе с незаконным накоплением и оборотом легкого и стрелкового оружия и боеприпасов, утвержденной Советом ЕС 15 — 16 декабря 2005 г. Одним из главных инструментов реализации политики Евросоюза в сфере противодействия незаконному обороту оружия является принятая 18 июня 1991 г. Директива Совета ЕС 91/477/EEC, основной целью которой является установление минимальных стандартов гармонизации национальных законодательств государств-членов в сфере изготовления, приобретения, владения и транспортировки гражданского огнестрельного оружия внутри ЕС. Директива ввела классификацию огнестрельного оружия, подразделив его на 4 категории, установив требования для торговцев оружием о порядке и сроках хранения информации о проданном оружии, и определила порядок транспортировки оружия частными лицами из одной страны ЕС в другую с использованием единого европейского пропуска. В 2007 г. Советом ЕС и Европейским парламентом была одобрена еще одна Директива, вносящая изменения и дополнения в указанную ранее Директиву и направленная на приведение законодательства ЕС в соответствие с Протоколом ООН по огнестрельному оружию 2001 г. В соответствии с ней в странах ЕС должен быть введен запрет на приобретение оружия лицами, не достигшими 18-летнего возраста, предусматривается обязательная маркировка для всех видов огнестрельного оружия и комплектов боеприпасов к нему, ужесточение правил торговли оружием, создание национальных компьютерных баз данных по огнестрельному оружию, в которых в течение 20 лет будут храниться сведения об оружии, в том числе о бывших и настоящих владельцах <20>. ——————————— <20> См.: О политике ЕС в сфере борьбы с незаконным оборотом огнестрельного оружия: Справка постоянного представительства Российской Федерации при Европейских сообществах (г. Брюссель) от 21 апреля 2008 г. (исх. N 1015).

На IX Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Каир, 29 апреля — 8 мая 1995 г.) участниками было выражено общее мнение, что государствам в одиночку трудно регулировать оборот огнестрельного оружия. В этой связи огромное значение имеет международное сотрудничество, особенно в том, что касается пресечения незаконного оборота огнестрельного оружия, в котором нередко участвуют уголовные организации. Конгресс в своих резолюциях предлагает государствам-членам принять эффективные меры для борьбы с незаконной торговлей огнестрельным оружием на основе взаимного сотрудничества, обмена информацией и координации правоохранительной деятельности, с учетом того, что незаконная торговля огнестрельным оружием является широко распространенным видом транснациональной преступной деятельности. Конгресс также рекомендовал Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию просить Генерального секретаря установить и поддерживать тесное сотрудничество с государствами-членами и межправительственными и другими организациями (особенно с Международной организацией уголовной полиции «Интерпол»), занимающимися вопросами регулирования оборота огнестрельного оружия, в частности, посредством регулярного обмена данными и иной информацией (степень регулирования оборота огнестрельного оружия правоохранительными органами, состояние транснациональной незаконной торговли огнестрельным оружием, внутригосударственное законодательство и нормативные акты, касающиеся регулирования оборота огнестрельного оружия, соответствующие меры в области регулирования оборота огнестрельного оружия на региональном и межрегиональном уровнях) <21>. ——————————— <21> См.: Регулирование оборота огнестрельного оружия для целей предупреждения преступности и обеспечения общественной безопасности: Резолюция IX Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Каир, Египет, 29 апреля — 8 мая 1995 г.).

В докладе генерального директора Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию на седьмой сессии Экономического и социального совета ООН (Вена, 21 — 30 апреля 1998 г.) «Реформа системы уголовного правосудия и укрепления правовых институтов: меры по регулированию оборота огнестрельного оружия» было высказано предложение о проведении в государствах — членах ООН широких общенациональных кампаний с призывом сдавать незаконно хранящееся у них огнестрельное оружие. Для сбора и уничтожения такого огнестрельного оружия предлагались следующие меры: объявление амнистии, т. е. сдача незаконно хранящегося огнестрельного оружия без каких-либо уголовных последствий, оформляемая на основе принимаемого в этой связи законодательства; выплата денежных сумм за сдаваемое огнестрельное оружие (программа «Деньги за оружие»); уничтожение сданного или конфискованного огнестрельного оружия; запрет на коллекционирование огнестрельного оружия частным лицам и ограничение коллекционирования огнестрельного оружия музейными коллекциями <22>. ——————————— <22> См.: Мамонтов А. Г., Никитина О. А. Международное сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом оружия. М., 2002. С. 19.

На пятьдесят пятой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 31 мая 2001 г. был принят Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности. Государства — участники настоящего Протокола, «сознавая безотлагательную необходимость предупреждения и пресечения незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему и борьбы с этими деяниями, поскольку такие действия наносят ущерб безопасности каждого государства, региона и мира в целом, создавая угрозу благополучия народов, их социально-экономического развития и права на мирную жизнь», согласились с принятием следующих мер. Каждое государство-участник должно обеспечивать «хранение в течение не менее десяти лет информации, которая касается огнестрельного оружия и, когда это целесообразно и практически возможно, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему и которая необходима для отслеживания и идентификации того огнестрельного оружия, и, когда это целесообразно и практически возможно, таких его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, которые были незаконно изготовлены или находились в незаконном обороте, и для предупреждения и выявления такой деятельности». Распространение оружия в конце XX — начале XXI в. — проблема, имеющая место не только в России, но и во всем мировом сообществе. Естественно, что к данной проблеме неодинаков подход в разных странах, но в условиях современной эскалации вооруженного насилия следует сконцентрировать усилия мирового сообщества в сфере контроля за оборотом оружия.

——————————————————————