Разделим подарок
(Шипунова Е.)
(«ЭЖ-Юрист», 2010, N 27)
РАЗДЕЛИМ ПОДАРОК
Е. ШИПУНОВА
Ева Шипунова, кандидат юридических наук, адвокат.
Я собираюсь разводиться с мужем, у нас есть совместный ребенок-инвалид. У мужа имеется квартира, которая ему досталась в дар (дарственная). Другого жилья у меня нет, есть еще ребенок (по этому ребенку я мать-одиночка). Можем ли мы претендовать на раздел квартиры?
О. Киселева, г. Красноярск
Часть 2 ст. 256 ГК РФ закрепляет, что «имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также полученное одним из супругов во время брака в дар или в порядке наследования, является его собственностью». При этом предусмотрено исключение из общего правила о принадлежности дара только одному супругу (одаряемому): «…имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в течение брака за счет общего имущества супругов или личного имущества другого супруга были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и т. п.)».
Таким образом, можно заключить (при условии что в период брака не производились за счет общего имущества супругов вложения, значительно увеличивающие стоимость квартиры), что квартира принадлежит на праве собственности только супругу и претендовать на раздел жилого помещения автор вопроса не вправе.
Пунктом 4 ст. 60 СК РФ оговорено, что «ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка». Следовательно, ни ребенок-инвалид, ни тем более другой ребенок (поскольку он, скорее всего, не был усыновлен супругом) также не имеют прав собственности на квартиру.
Вместе с тем, исходя из установленной семейным законодательством обязанности родителя по содержанию своего ребенка, норм п. п. 12, 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.95 N 713, определяющих, что регистрация несовершеннолетних детей осуществляется по месту жительства родителей; и учитывая тот факт, что автор вопроса не имеет другого жилого помещения, представляется, что ребенку-инвалиду принадлежит право пользования жилым помещением, которое при необходимости может быть подтверждено в судебном порядке.
Данный вывод подтверждается ответом на вопрос N 4 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2007 г. от 07.11.2007, согласно которому «в силу установлений Семейного кодекса Российской Федерации об обязанностях родителей в отношении своих детей право пользования жилым помещением, находящимся в собственности одного из родителей, должно сохраняться за ребенком и после расторжения брака между его родителями».
Полагаем, что автор вопроса и ее первый ребенок не только не смогут претендовать на раздел жилого помещения, но могут и утратить право пользования квартирой, поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 31 ЖК РФ «в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника не сохраняется». Следовательно, после расторжения брака автор письма и ее первый ребенок могут быть выселены из жилого помещения.
Однако ч. 4 ст. 31 ЖК РФ содержит исключение из приведенного выше правила: «…если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда».
Таким образом, учитывая необеспеченность жилым помещением и наличие на иждивении несовершеннолетних, автору вопроса следует включить в исковое заявление требование о сохранении права пользования жилым помещением за собой и ребенком.
Судебная практика, применяя нормы ч. 4 ст. 31 ЖК РФ, идет по пути сохранения права пользования жилым помещением за бывшим членом семьи на определенный срок (например, в силу Определения Московского областного суда от 17.04.2008 N 33-1546 право пользования было сохранено за бывшей супругой до 17.04.2010, а Определением Московского областного суда от 06.07.2006 N 33-8097 право пользования было сохранено за дочерью бывшей жены истца до 01.01.2010).
——————————————————————