О необходимости совершенствования порядка задержания, предусмотренного в проекте Федерального закона «О полиции»

(Чупилкин Ю. Б.) («Российская юстиция», 2010, N 12)

О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОРЯДКА ЗАДЕРЖАНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО В ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ПОЛИЦИИ»

Ю. Б. ЧУПИЛКИН

Чупилкин Ю. Б., кандидат юридических наук, доцент кафедры процессуального права Северо-Кавказской академии государственной службы.

Статья посвящена порядку задержания, предусмотренному в проекте Федерального закона «О полиции». Автором высказывается ряд предложений по совершенствованию законопроекта.

Ключевые слова: проект Федерального закона «О полиции», задержание.

The article is devoted to the order of detention provided for in the draft federal law «On Police». The author makes a number of proposals to improve the bill.

Право каждого гражданина Российской Федерации на свободу и личную неприкосновенность закреплено в ч. 1 ст. 22 Конституции РФ. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ). Возможность ограничения личной свободы и неприкосновенности российских граждан путем задержания определяется рядом федеральных законов РФ. Так, задержание подозреваемого предусмотрено главой 12 УПК РФ, задержание обвиняемого, для обеспечения явки в суд для принятия судом решения о заключении под стражу, закреплено в ч. 3 ст. 210 УПК РФ, а задержание осужденного определено п. 18 ст. 397 УПК РФ и ст. ст. 46, 48, 58 УИК РФ. В административном порядке предусматривается кратковременное задержание лица сроком до 3 часов, по делу об административном правонарушении в целях обеспечения его правильного и своевременного рассмотрения, исполнения постановления в виде административного ареста (ст. ст. 27.3 — 27.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Процесс задержания можно разделить на несколько этапов: 1) захват на месте (фактическое задержание) <1>; 2) доставление задержанного лица в орган дознания; 3) нахождение лица в правоохранительном органе до принятия решения о его дальнейшей судьбе (если лицо подозревается в совершении преступления, то решение следователем о возбуждении уголовного дела и о задержании лица в порядке ст. 91 УПК РФ должно быть принято не позже 3 часов с момента доставления к следователю). ——————————— <1> Момент фактического задержания — фактическое лишение свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 15 ст. 5 УПК РФ).

В этой связи важное значение приобретает порядок задержания, предусмотренный в проекте Федерального закона «О полиции» (ст. 14 проекта ФЗ «О полиции» <2>), поскольку именно сотрудникам милиции (полиции) по долгу службы, во всех случаях, определенных федеральными законами, приходится осуществлять физический захват и доставление задержанных в дежурную часть или в орган предварительного расследования. Дальнейшее разбирательство в отношении фактически задержанного лица происходит в правоохранительном органе в соответствии с порядком, установленным федеральным законодательством. ——————————— <2> Разработка данного Закона вызвала оживленный интерес среди общественности см.: http://zakonoproekt2010.ru/.

Возьмем конкретную ситуацию. Сотрудники милиции (полиции) в ходе несения службы являются очевидцами убийства, соответственно, они осуществляют физическое задержание правонарушителя и доставляют его в дежурную часть для разбирательства. Дальнейшее задержание лица, в порядке ст. 91 УПК РФ, возможно только следователем в рамках возбужденного уголовного дела. Таким образом, сотрудники патрульно-постовой службы не имеют право производить задержание в порядке ст. 91 УПК РФ и могут не знать уголовно-процессуальное законодательство, но полицейские обязаны знать процедуру фактического задержания лица; основания для фактического задержания лица; основания для применения силы и оружия к задерживаемому лицу; права задержанного; порядок разъяснения прав задержанному; срок доставления и передачи фактически задержанного в правоохранительный орган; порядок оформления протокола задержания. Поэтому в проекте ФЗ «О полиции» необходимо закрепить понятие задержания, которое должно отражать специфику задержания, присущую полиции. Подобное задержание правильно будет назвать полицейским. Предлагаю следующий вариант редакции: «Полицейское задержание — это принудительное действие, применяемое в случаях, предусмотренных настоящим Законом, которое заключается в ограничении свободы лица на передвижение, допускающее заключение его под стражу, включающее в себя фактическое задержание лица и немедленное доставление его в правоохранительный орган. По факту задержания должно быть проведено разбирательство и принято решение в течение 3 часов с момента доставления задержанного». Представляется правильным исключить из проекта ФЗ «О полиции» отсылочные нормы, например: «…на основаниях, в порядке и на срок, которые предусмотрены Федеральным законом» (п. 1 ч. 1 ст. 14 проекта ФЗ «О полиции»); «…на основаниях, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях» (п. 5 ч. 1 ст. 14 проекта ФЗ «О полиции») и т. п. Вместо подобных формулировок должны быть перечислены основания для задержания, предусмотренные ст. 91 УПК РФ и ст. 27.3 Кодекса об административных правонарушениях. ФЗ «О полиции» должен быть эффективным инструментом в руках полицейских, направленным на предупреждение, пресечение и выявление правонарушений. В связи с чем представляется целесообразным дополнить ст. 14 проекта ФЗ «О полиции» следующим основанием: «Лицо может быть задержано и доставлено в орган полиции для проведения проверки обстоятельств происшествия, выяснения причастности к совершенному деянию, установления в деянии признаков преступления». В проекте ФЗ «О полиции», как в прочем и в Законе «О милиции», и в УПК РФ, не урегулирован правовой статус фактически задержанного лица. В практической деятельности это приводит к тому, что до составления протокола задержания в порядке, предусмотренном ст. ст. 91, 92 УПК РФ, подозреваемые в совершении преступления лица, часто содержатся в органе дознания по надуманным основаниям. С момента фактического задержания лица полицейский должен разъяснить задержанному лицу его права, на что неоднократно указывалось в специальной литературе <3>. Обратил на это внимание и Президент РФ <4>. ——————————— <3> Следует отметить, что учеными-процессуалистами данное предложение высказывалось неоднократно, например см.: Давлетов А., Подлесная И. С какого момента возникает право задержанного на защитника? // Российская юстиция. 1998. N 11; Чупилкин Ю. Б. Гарантии прав задержанного лица до возбуждения уголовного дела // Законность. 2008. N 12. <4> Дмитрий Медведев объяснил смысл названия «полиция» // http://www. vesti. ru/ 23 сентября 2010.

Такой порядок предусмотрен законодательством ряда стран. Так, в США это правило Миранды 1966 г., суть которого сводится к тому, что с момента задержания лицу вручается карточка с основными его правами: 1) все, что вы скажете, может быть использовано против вас; 2) вы можете не давать показания, это ваше право; 3) если у вас нет средств, то вы можете пользоваться услугами адвоката за счет государства; 4) вы имеете право на помощь защитника, консультироваться с ним наедине до начала допроса и после него. Является очевидным закрепление подобного порядка разъяснения прав задержанному лицу как в проекте ФЗ «О полиции», так и в УПК РФ. Помимо указанных прав, задержанному лицу должна быть разъяснена причина его задержания и целесообразно сообщить о том, куда он будет доставлен для разбирательства. Нельзя согласиться с ч. 4 ст. 14 проекта ФЗ «О полиции», предусматривающего, что лицо, подвергнутое задержанию, вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката с момента водворения его в специально отведенное помещение по ряду причин. Во-первых, не понятно о каком специально отведенном помещении идет речь. Во-вторых, такая формулировка противоречит ч. 2 ст. 48 Конституции РФ и п. 3 ч. 3 ст. 49 УПК РФ, согласно которым задержанное лицо имеет право на помощь адвоката с момента фактического задержания. В этой связи уместно вспомнить позицию Конституционного Суда РФ, который в Постановлении от 27.06.2000 N 11-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, в связи с жалобой гражданина В. И. Маслова», указал следующее: «Права подозреваемого возникают у лица независимо от его формального процессуального статуса, в том числе признания задержанным и подозреваемым, если управомоченными органами власти в отношении этого лица предприняты меры, которыми реально ограничиваются свобода и личная неприкосновенность, включая свободу передвижения, — удержание официальными властями, принудительный привод или доставление в орган дознания и следствия, содержание в изоляции без каких-либо контактов, а также какие-либо иные действия существенно ограничивающие свободу и личную неприкосновенность» (выделено мною. — Ю. Ч.). Считаю недопустимой формулировку следующего содержания: «Копия протокола вручается задержанному лицу по его просьбе» (ч. 7 ст. 14 проект ФЗ «О полиции»). Протокол задержания является гарантией обеспечения прав задержанного лица, основанием для обжалования неправомерных действий полицейских, поэтому копия протокола задержания должна вручаться в обязательном порядке задержанному лицу. По мнению автора, представляется правильным в проекте ФЗ «О полиции» определить требования к порядку и форме задержания отдельной статьей. Предлагаю следующую редакцию такой статьи. «Статья 14.1 Порядок полицейского задержания. «1. Протокол о задержании составляется немедленно. В исключительных случаях протокол о задержании должен быть составлен в срок не позднее 3 часов с момента фактического задержания гражданина полицией. В тех случаях, когда лицо задержано гражданами, должностными лицами государственных органов, муниципальных органов, организаций, протокол задержания составляется с момента передачи задержанного гражданина полиции. 2. В протоколе указывается дата и время составления протокола, дата, время и место основания задержания, результаты личного досмотра, досмотра находящихся при гражданине вещей, документов, транспортного средства. 3. В протоколе могут содержаться сведения об иных обстоятельствах задержания. 4. В протоколе задержания отражается факт разъяснения прав и вручение памятки задержанному лицу. 5. В протоколе делается отметка о уведомлении близких или иных лиц о полицейском задержании. 6. Протокол задержания подписывается сотрудником полиции его составившим, и задержанным лицом. В случае если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе делается соответствующая запись. 7. О произведенном полицейском задержании орган полиции, обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания лица. 8. Копия протокола задержания вручается задержанному лицу немедленно с момента составления протокола о задержании». Считаю, что введение данных процедур в проект ФЗ «О полиции» будет способствовать законности в деятельности полицейских при задержании лиц и обеспечивать права и свободы граждан с момента фактического задержания.

——————————————————————