Криминологическая оценка антинаркотической политики современной России

(Макаров А. В., Федоренко Т. А.) («Наркоконтроль», 2012, N 1)

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ <*>, <1>

А. В. МАКАРОВ, Т. А. ФЕДОРЕНКО

——————————— <*> Makarov A. V., Fedorenko T. A. Criminological valuation of anti-narcotic policy of the contemporary Russia. <1> Журнал продолжает публикацию статей, посвященных антинаркотической политике. См.: Федоров А. В. Государственно-правовая антинаркотическая политика Российской Федерации и изменения законодательства о контроле за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и противодействии их незаконному обороту // Наркоконтроль. 2007. N 3. С. 2 — 12; Реализация уголовно-правовой политики по противодействию незаконному обороту наркотиков // Наркоконтроль. 2007. N 4. С. 2 — 7; Тенденции развития российской антинаркотической политики на современном этапе // Наркоконтроль. 2011. N 4. С. 5 — 14; Черкесов В. В. Деятельность ФСКН России по реализации новой антинаркотической политики // Наркоконтроль. 2007. N 2. С. 2 — 7; Ролик А. И. Государственная антинаркотическая политика России и противодействие незаконному обороту наркотиков в Дальневосточном федеральном округе // Наркоконтроль. 2010. N 4. С. 2 — 7; Иванов В. П. О формировании правовых институтов реализации новой национальной антинаркотической модели // Наркоконтроль. 2011. N 4. С. 2 — 4.

Макаров А. В., декан юридического факультета ФГБО УВПО «Забайкальский государственный университет» (г. Чита), доктор юридических наук, профессор.

Федоренко Т. А., начальник отдела аналитического обеспечения в сфере антинаркотической деятельности в субъектах Российской Федерации Управления Государственного антинаркотического комитета по Дальневосточному федеральному округу (г. Хабаровск).

В работе рассмотрена последовательность формирования антинаркотической политики России за период с 1993 г. по настоящее время. Дана характеристика тенденций изменения наркоситуации в период реформирования антинаркотического законодательства и разработки концептуальных и стратегических направлений государства в современный период.

Ключевые слова: антинаркотическая политика, наркопреступность, наркозависимость, Концепция государственной политики по контролю за наркотиками, Стратегия государственной антинаркотической политики, Государственный антинаркотический комитет.

The article considers sequence of formation of anti-narcotic policy of Russia from 1993 up to the present time. The author gives characteristics of tendencies of changing of narcotic situation during the period of reform of anti-narcotic legislation and working out of conceptual and strategic courses of state during contemporary period.

Key words: anti-narcotic policy, narcotic criminality, narcotic addiction, Conception of state policy of control of narcotics, Strategy of State Anti-narcotic Policy, State Anti-narcotic Committee.

Проблема злоупотребления алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами в России на рубеже XX и XXI вв. приобрела угрожающий характер эпидемии, создающей серьезную угрозу здоровью общества, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. На сегодняшний день складывающаяся в России наркоситуация продолжает оставаться крайне тяжелой, продолжает расти количество наркозависимых и уровень смертности от наркомании. В силу вышеизложенного в последнее время проблема противодействия наркомании в России приобрела не просто общенациональный характер, но и стала масштабной политической проблемой, требующей от государства определения и реализации основных направлений политики, адекватной возникшей угрозе. В этом контексте требует особого внимания выработка антинаркотической политики, предполагающей меры предупреждения наркопреступности и наркозависимости <2>. ——————————— <2> Этим вопросам была посвящена проведенная 29 сентября 2011 г. на базе Московской государственной академии имени О. Е. Кутафина международная научно-практическая конференция «Антинаркотическая политика: история, современное состояние, перспективы». См.: Антинаркотическая политика: история, современное состояние, перспективы: Международная научно-практическая конференция. М.: Юрист, 2011. 280 с.

Как отмечается А. В. Федоровым, «процесс системного формирования в Российской Федерации антинаркотического законодательства сопровождался признанием выделения самостоятельного направления правовой политики, получившего наименование государственно-правовой политики противодействия наркотизации российского общества <3>, антинаркотической политики <4>, наркополитики <5>, государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ в области противодействия их незаконному обороту <6>, обусловил рассмотрение ряда фундаментальных положений, касающихся этого вида правовой политики» <7>. ——————————— <3> См.: Тонков Е. Е. Государственно-правовая политика противодействия наркотизации российского общества. СПб., 2004. <4> Фролова Н. А., Зазулин Г. В. Актуальные вопросы антинаркотической политики: отечественный и зарубежный опыт: Научно-практическое издание. М.-СПб., 2003. <5> См.: Наркополитика различных стран Европы. Позиция России // Зазулин Г. В. Наркоэпидемия. Политика. Менеджмент. СПб., 2003. С. 24 — 30. <6> Так этот вид политики назван в ст. 4 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». <7> Федоров А. В. Государственно-правовая антинаркотическая политика и проблемы противодействия наркомании и наркотизму в Российской Федерации // Ролик А. И., Романова Л. И., Федоров А. В. Современная наркопреступность: криминологические, уголовно-политические и уголовно-правовые аспекты: Монография / Под ред. и с пред. А. И. Коробеева. Владивосток, 2009. С. 44.

Национальной основой концепции контроля за оборотом наркотиков явились десятки законодательных и подзаконных актов. Основополагающим правовым документом в российском антинаркотическом законодательстве является Конституция Российской Федерации <8>. В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации регулирование оборота (в частности, производства) наркотических средств и психотропных веществ отнесено к ведению Российской Федерации. ——————————— <8> Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 2003.

В целях выработки единой государственной политики в сфере контроля за оборотом наркотиков и борьбы с наркопреступностью еще в 1993 г. Верховным Советом Российской Федерации была утверждена Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации <9>. В этой Концепции, по мнению А. В. Федорова, впервые в Российской Федерации нашел отражение «комплексный подход к формированию и реализации антинаркотической политики», были определены «концептуальные основы государственно-правовой антинаркотической политики в организационных и законодательных аспектах» <10>. ——————————— <9> См.: Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации, утвержденная Верховным Советом Российской Федерации Постановлением от 22 июля 1993 г. N 5494-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 32. Ст. 1265. <10> Федоров А. В. Антинаркотическая политика и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации (теоретический аспект) // Научные проблемы национальной безопасности Российской Федерации. Вып. 4. К 15-летию образования Совета Безопасности Российской Федерации. М., 2007. С. 135.

В рамках реализации концептуальных положений Конституции Российской Федерации и Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации принят Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» <11>, который, в частности, определил принципы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту. ——————————— <11> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 2. Ст. 219; 2002. N 30. Ст. 3033; 2003. N 2. Ст. 167; N 27 (ч. I). Ст. 2700; 2004. N 49. Ст. 4845; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 43. Ст. 4412; N 44. Ст. 4535; 2007. N 30. Ст. 3748; N 31. Ст. 4011; 2008. N 30 (ч. I). Ст. 3592; N 48. Ст. 5515, N 52 (ч. I). Ст. 6233; 2009. N 29. Ст. 3588, 3614; 2010. N 21. Ст. 2525; N 31. Ст. 4192; 2011. N 1. Ст. 16, 29; N 15. Ст. 2039; N 25. Ст. 3532; N 49 (ч. I). Ст. 7019; N 49 (ч. V). Ст. 7061.

С учетом меняющейся обстановки в период с 2006 по 2011 г. в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» внесен ряд существенных дополнений и изменений, касающихся государственной антинаркотической политики, в том числе в п. 2 ст. 4 этого Закона, определяющей государственную политику Российской Федерации в области противодействия незаконному обороту наркотиков, указано, что одним из ее принципов, как и во многих зарубежных странах, является приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду. Развитие антинаркотического законодательства отражает реализацию государственной антинаркотической политики в законодательной сфере. Интенсивность ее развития подтверждается количеством принятых нормативно-правовых актов, которых на сегодняшний день насчитывается более 200 (федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации), регламентирующих вопросы оборота наркотических средств и психотропных веществ, противодействия их незаконному обороту, а также деятельность органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Так, развивая положения Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», Правительство Российской Федерации приняло десятки документов в области контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров <12>. ——————————— <12> См., напр., Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. N 647 «О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным»; от 30 ноября 1999 г. N 1318 «О совершенствовании деятельности Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту» (документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 2008 г. N 156 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»); от 28 июля 2000 г. N 577 «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с этой деятельностью» (документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 644 «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»); от 22 марта 2001 г. N 221 «Об утверждении Перечня инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ, и Правил разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, вывоза с таможенной территории Российской Федерации, уничтожения инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ»; от 21 июня 2002 г. N 454 «О лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» (документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 648 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ»); от 3 сентября 2004 г. N 454 «О запрещении культивирования на территории Российской Федерации растений, содержащих наркотические вещества»; от 23 января 2006 г. N 31 «О создании, ведении и использовании единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту» и др.

В целях реализации правительственных решений федеральными органами исполнительной власти были приняты ведомственные нормативные правовые акты в рассматриваемой области <13>. ——————————— <13> См., в частности, Приказы Минэкономразвития России от 28 сентября 2000 г. N 46 «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с этой деятельностью» и от 11 января 2001 г. N 7 «О выдаче копий лицензий на ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ» и др.

Вместе с тем состояние нормативно-правовой базы в сфере противодействия наркомании, несмотря на происходящие изменения, до настоящего времени требуют корректировки, а многие вопросы еще не имеют никакого адекватного регулирования. Исходя из того что эффективная политика противодействия наркотизации должна исходить не только из правовых ограничений в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, но и опираться на принципы взаимодействия органов государственной власти и личности на основе достижения единых целей, возникла необходимость поиска и реализации адекватных и эффективных мер. В качестве одной из таких мер и призвана выступить оптимизация законодательства в рассматриваемой сфере. Дуумвират государства и личности является основой социального государства. Это положение отражено в Конституции Российской Федерации, которая определяет, что государственная социальная защита, социальная поддержка и социальная помощь гражданам являются одним из атрибутов государственности. В связи с этим надлежащая координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также общественных объединений в рамках организации противодействия наркомании становится непременным условием эффективного решения рассматриваемых проблем. Во исполнение этого положения Указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» <14> был образован Государственный комитет Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, впоследствии преобразованный в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России). ФСКН России, являясь федеральным органом исполнительной власти, призвана осуществлять функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту. ——————————— <14> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 12. Ст. 1099.

При этом под государственной антинаркотической политикой подразумевается целый комплекс мероприятий предупредительно-пропагандистского, воспитательного, правового, медицинского и иного характера, проводимых тремя уровнями власти: федеральной, региональной и местной. Тем не менее до последнего времени проблемы, связанные с предупреждением распространения наркотиков, противодействием их незаконному обороту, лечением больных наркоманией и их социальной реабилитацией, на общегосударственном уровне решались федеральными органами исполнительной власти самостоятельно в рамках выполнения своих функций в пределах установленной компетенции без взаимосвязи с работой других ведомств. Основной причиной такого положения дел явилось отсутствие в стране ясной последовательной стратегии противодействия наркомании, единой системы противодействия. Создание такой системы, формирование соответствующей политики стало одной из первоочередных задач государственной важности. Реализуя положения Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации 1993 г. о «…создании специального Комитета при Президенте (Правительстве) Российской Федерации…» для организации, координации и взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций и религиозных объединений в сфере противодействия наркомании, Указом Президента России от 18 октября 2007 г. N 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров» был создан Государственный антинаркотический комитет Российской Федерации <15> (далее — Комитет). ——————————— <15> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 43. Ст. 5167; 2008. N 41. Ст. 4655.

Образование Комитета явилось завершающим этапом в выстраивании целостной системы координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, наделенной механизмом принятия обязательных решений и контроля за их исполнением. Сохраняя за ФСКН России правоохранительные и координирующие полномочия в сфере борьбы с наркопреступностью, Комитет, консолидируя имеющиеся государственные ресурсы, призван обеспечить комплексную деятельность органов исполнительной власти федерального, регионального и местного уровня по реализации единого замысла противодействия незаконному обороту наркотиков с использованием качественно иных принципов, будучи наделенным для этого соответствующими полномочиями. Комитету предоставлено право принятия решения по вопросам деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере государственного управления по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и осуществления контроля за их исполнением. Комитет уполномочен заслушивать на своих заседаниях должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и давать оценки эффективности их работы. Среди задач Комитета установлены: — координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и организациями; — разработка мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков, в том числе и профилактических, а также повышение эффективности реализации федеральных целевых программ в указанной сфере и др. Практика деятельности Государственного антинаркотического комитета за прошедшие с момента его создания годы свидетельствует о целенаправленном и широкомасштабном решении вопросов противодействия наркомании, профилактики правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков, лечения и социальной реабилитации и ресоциализации больных наркоманией, координации деятельности государственных органов всех уровней, обеспечения взаимодействия с органами местного самоуправления, общественными организациями и религиозными объединениями. Таким образом, Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1374 завершил логическое построение наиболее оптимальной формы взаимодействия и организации координации всех заинтересованных сторон в сфере противодействия наркомании, заложенной в основные положения Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации 1993 г. Однако необходимо констатировать, что 15 лет, потраченные на создание системы, не остановили развития наркомании, которая в это же время разрослась до «апокалиптических размеров» <16>. ——————————— <16> См.: Из выступления председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России В. П. Иванова на выездном совещании в г. Ханты-Мансийск, 1 декабря 2010 г. // Наркология. 2010. N 12.

Наркомания, по утверждению одного из авторов монографии «Современная наркопреступность: криминологические, уголовно-политические и уголовно-правовые аспекты» А. В. Федорова, «…стала бедствием общегосударственного масштаба, глобальной проблемой, от решения которой зависит национальная безопасность Российской Федерации…» <17>, а именно — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства <18>. ——————————— <17> См.: Ролик А. И., Романова Л. И., Федоров А. В. Современная наркопреступность: криминологические, уголовно-политические и уголовно-правовые аспекты: Монография / Под ред. и с пред. А. И. Коробеева. Владивосток, 2009. С. 43. <18> См. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 20. Ст. 2444.

Учитывая кардинально изменившиеся обстоятельства и особую значимость проблемы противодействия наркотизации населения, растущие размеры наркомании, угрожающие сохранению генофонда страны, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. сформировала требования к политике противодействия наркотизации общества, определяя, что государственная политика в области противодействия наркопреступности и терроризму формируется Государственным антинаркотическим комитетом и Национальным антитеррористическим комитетом — межведомственными органами, обеспечивающими координацию федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах. Основную роль в повышении уровня координации совместной деятельности призвана сыграть Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. (далее — Стратегия) <19>. ——————————— <19> См.: Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 4. Ст. 3015.

Генеральной целью Стратегии является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства. Достижение генеральной цели Стратегии осуществляется на основе сбалансированного и обоснованного сочетания мер по трем основным направлениям: сокращение предложения наркотиков (силовой блок); сокращение спроса на наркотики путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы; развитие и укрепление международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками. К основным задачам Стратегия относит: — разработку и внедрение государственной системы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации; — создание и реализацию общегосударственного комплекса мер по пресечению незаконного распространения наркотиков и их прекурсоров на территории РФ; — выработку мер противодействия наркотрафику на территорию Российской Федерации; — обеспечение надежного контроля за легальным оборотом наркотиков и их прекурсоров; — создание государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков с приоритетом мероприятий первичной профилактики; — совершенствование системы оказания наркологической медицинской помощи больным наркоманией и их реабилитации; — совершенствование организационного, нормативно-правового и ресурсного обеспечения антинаркотической деятельности <20>. ——————————— <20> Подробнее об этой Стратегии см.: Харабет К. В. Некоторые вопросы разработки концепции антинаркотической безопасности // Наркоконтроль. 2011. N 4. С. 23 — 25.

Используя сформулированное А. В. Федоровым понятие современной российской антинаркотической политики <21>, можно констатировать, что, являясь составной частью внутренней и внешней политики, современная российская антинаркотическая политика, основываясь на положениях антинаркотической стратегии, определяет систему субъектов антинаркотической деятельности; основные направления, цели и средства контроля за оборотом наркотиков и противодействия их незаконному обороту и воздействия на наркопреступность путем формирования уголовного, уголовно-процессуального, административного законодательства, регулирования практики его применения; сокращение спроса на наркотики, лечение от наркомании, реабилитацию и ресоциализацию наркобольных; развитие международного взаимодействия <22>. ——————————— <21> А. В. Федоров указывает, что, «являясь составной частью внутренней и внешней политики, современная российская антинаркотическая политика определяет систему государственных органов, осуществляющих контроль за оборотом наркотиков и противодействие их незаконному обороту, основные направления, цели и средства такого контроля и воздействия на наркопреступность путем формирования уголовного, уголовно-процессуального, административного законодательства, регулирования практики его применения, а также путем выработки и реализации мер, направленных на предупреждение наркопреступлений, связанных с наркотиками, административных правонарушений, сокращения спроса на наркотики, другие аспекты. Включая вопросы профилактики наркомании, лечения от наркозависимости и реабилитации прошедших такое лечение». См.: Федоров А. В. О некоторых итогах реализации новой антинаркотической политики в Российской Федерации // Контроль за оборотом наркотиков и предупреждение преступности в России. СПб., 2005. С. 5; Ролик А. И., Романова Л. И., Федоров А. В. Современная наркопреступность: криминологические, уголовно-политические и уголовно-правовые аспекты: Монография / Под ред. и с пред. А. И. Коробеева. Владивосток, 2009. С. 48; Федоров А. В. Уголовно-правовая политика противодействия незаконному обороту наркотиков как составляющая государственно-правовой антинаркотической политики // Уголовная политика и право в эпоху перемен. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора П. С. Дагеля. Владивосток, 2010. С. 100 — 101. <22> О современной антинаркотической политике см. также: Федоров А. В. Российская антинаркотическая политика: история, современное состояние, перспективы // Антинаркотическая политика: история, современное состояние, перспективы: Международная научно-практическая конференция. М.: Юрист, 2011. С. 7 — 38; Аксенкин А. Л. Правовые основы государственной антинаркотической политики в современной России // Там же. С. 69 — 74; Болотин И. В. Административно-правовые средства реализации Стратегии антинаркотической политики Российской Федерации // Там же. С. 83 — 88; Булавина Е. Н. Современное состояние антинаркотической политики // Там же. С. 89 — 92; Готчина Л. В. Совершенствование государственного управления в антинаркотической политике Российской Федерации // Там же. С. 114 — 122; Зазулин Г. В. Правовые основы антинаркотической политики России: к анализу понятийного аппарата // Там же. С. 137 — 153; Иванов А. В. Антинаркотическая политика и потребление наркотиков // Там же. С. 154 — 159; Федоров А. В. Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ: уголовно-политические, историко-правовые, уголовно-правовые и международно-правовые аспекты: Сборник статей. М.: Юрист, 2011.

В рамках формирования современной антинаркотической нормативной правовой базы в Российской Федерации за последние полтора года принято пять федеральных законов, семь указов Президента Российской Федерации и шестнадцать постановлений Правительства Российской Федерации. По проблемам противодействия наркомании и наркотизму состоялись два заседания Совета Безопасности. Вопросы консолидации всех ветвей и уровней власти России выносились на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. На регулярной основе проводятся заседания Государственного антинаркотического комитета. Наряду с законами Российской Федерации, регламентирующими деятельность государства в сфере противодействия наркомании, необходимо отметить двусторонние и многосторонние международные соглашения о сотрудничестве между органами государственной власти и управления Российской Федерации и правительствами зарубежных стран в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Особое место в иерархии антинаркотического законодательства занимают нормативные акты субъектов Российской Федерации. Наличие подобного рода законодательных актов характерно не для всех регионов России. Наиболее развитым представляется антинаркотическое законодательство в субъектах Российской Федерации, наиболее подверженных наркотизации населения в силу географического положения: приграничные районы Приморского края, Амурской области; заросшие дикорастущей коноплей сельхозугодия Еврейской автономной области, Амурской области, южные районы Республики Саха (Якутия). Принятие такого рода нормативных правовых актов свидетельствует о недостаточности федерального законодательства в этой сфере и подтверждает мнение о том, что существующее нормативно-правовое обеспечение антинаркотической политики не решает всех проблем. Проведение политики — это процесс управления: постановка целей развития, определение алгоритма и мониторинг достижения результатов. В социальной сфере в целом это процедуры малозаметные и зачастую противоречивые. Особенно сложная ситуация с этой точки зрения в сфере антинаркотической деятельности. Если противодействие наркопреступности осуществляют ФСКН России, МВД России и ФСБ России, выполняя свои функции как силовые структуры, то социальные аспекты борьбы с наркоманией, находящиеся в сфере деятельности учреждений здравоохранения, социальной защиты, образования, культуры, по мнению самих же представителей этих органов, не отвечают минимальным требованиям <23>. ——————————— <23> См.: Брюн Е. А. Наша работа сложная // Наркология. 2010. N 8. С. 12 — 19; Онищенко Г. Новости российского и мирового наркологических сообществ // Наркология. 2010. N 8. С. 3; Попова А. Правительство разрешит частным клиникам работать без лицензии // Наркология. 2010. N 8. С. 5; и др.

Причиной этого является неотработанность реальных механизмов осуществления эффективной профилактики, реабилитации и ресоциализации в этой области. Предупреждение развития наркомании и наркотизма — сложная и многосторонняя проблема, решение которой возможно лишь при тесном взаимодействии и координации всех задействованных в этой системе сил и средств. Противодействие наркомании — это одновременно международная, межгосударственная, межнациональная, межведомственная, межрегиональная проблема. Но в любом случае на каждом уровне организации взаимодействия эта проблема должна решаться на основе научно разработанной и материально обоснованной программы, которая должна включать в себя меры политического, социально-экономического, правового, медицинского, психологического, педагогического, культурно-воспитательного характера. При этом в обязательном порядке программа должна основываться на региональной специфике субъекта Российской Федерации, к которой относятся как обычаи и традиции, так и географическое положение и др. Осуществляя разработку общей системы подходов и ключевых механизмов реализации Стратегии государственной антинаркотической политики, 11 ноября 2010 г. распоряжением Правительства Российской Федерации в составе перечня ключевых государственных программ утверждена Государственная программа противодействия незаконному обороту наркотиков. Эта госпрограмма направлена на кардинальное снижение спроса на наркотики и развитие системы медицинской и социальной реабилитации больных наркоманией. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. «Об утверждении Положения о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации» явилось следующим шагом в выстраивании антинаркотической политики государства в рамках реализации Стратегии. Таким образом, можно констатировать, что реализуемая на современном этапе антинаркотическая политика России направлена на системное и комплексное обеспечение безопасности и защиту личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз <24> и отражает тенденции современной российской государственно-правовой антинаркотической политики. ——————————— <24> См.: Ролик А. И., Романова Л. И., Федоров А. В. Современная наркопреступность: криминологические, уголовно-политические и уголовно-правовые аспекты: Монография / Под ред. и с пред. А. И. Коробеева. Владивосток, 2009. С. 53.

Конечный успех комплексной антинаркотической политики в России может быть достигнут только в том случае, если в равной степени будут выполнены стоящие на сегодня перед ней сложные задачи. Первая из них — это, прежде всего, создание эффективных механизмов государственного регулирования вопросов по ликвидации предложения наркотиков, как наркодавления из-за рубежа, так и производимых внутри страны марихуаны и различных препаратов на основе легально приобретаемых в аптеках лекарственных препаратов. Эффективное регулирование предполагает действенный контроль за появлением новых нестандартных наркотиков и их своевременное исключение из легального оборота, а также своевременное и четкое планирование и последующую организацию исполнения намеченных мер. В свою очередь, такое планирование невозможно без обоснованной научной базы. Второе — создание эффективных механизмов социально-экономического регулирования основной антинаркотической составляющей, снижение спроса, т. е. создание комплекса мер, направленных на «обнуление» наркорынка. По любому направлению цели государственной политики не могут быть достигнуты, если они находятся в противоречии с социально-экономическими реалиями. Не имеющий постоянного места работы и достаточного для проживания дохода, места жительства, минимальных бытовых услуг человек не будет стремиться к здоровому образу жизни, потому что он не видит себя в будущем. Слом наркорынка находится в прямой зависимости от качества жизни не только в стране в среднем, но и в каждом отдельном регионе, наличия полномасштабных возможностей для самореализации личности каждого молодого человека <25>. ——————————— <25> Цит. по: Иванов В. П. О консолидированных действиях всех ветвей и уровней власти России по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации: Доклад на заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в рамках «правительственного часа», 30 июня 2010 г. // Наркология. 2010. N 9. С. 14.

Эта задача имеет два направления: во-первых, каждого наркозависимого необходимо привести к лечению и вылечить. А во-вторых, каждого человека необходимо вернуть к полноценной жизни, дать ему работу и исключить возможность возвращения в наркосреду. Для этого необходимо создавать сеть реабилитационных центров, которые на новой технологической основе, объединяя усилия государства, общества и бизнеса, кардинально решали бы проблему посредством системы программ реабилитации и ресоциализации. Третье — сбалансированная интеграция в единое мировое пространство, создание новых и повышение эффективности действующих инструментов международного сотрудничества в интересах российского общества. Россия не может строить свою антинаркотическую политику в отрыве от основных мировых тенденций. Укрепление режимов государственной и таможенных границ на сегодняшний день является важнейшим фактором защиты российского общества от наркодавления. Не менее значимым направлением является необходимость разработки и реализации адресных антинаркотических донорских программ в государствах Средней Азии. Фундаментальной задачей для России является решение проблемы афганского наркопроизводства. Россия идет по пути интеграции в мировое сообщество. Вместе с тем любая интеграция предполагает не только получение определенных преимуществ, но и разделение ответственности за решение общих интегральных проблем, поиск оптимального соотношения между национальными интересами отдельного государства и глобальными интересами развития всего человечества <26>. ——————————— <26> Голюк Н. С. Криминологическое обеспечение миграционной политики в ДФО России (региональный компонент): Монография. Хабаровск: Дальневосточный юридический институт МВД РФ, 2008. С. 30.

——————————————————————