Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением военной службы, установленные федеральным законодательством о противодействии коррупции и о государственной гражданской службе Российской Федерации (о некоторых проблемах правовых ограничений военнослужащих, установленных статьей 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»)

(Козлов В. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2011, N 5)

ОГРАНИЧЕНИЯ, ЗАПРЕТЫ И ОБЯЗАННОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОХОЖДЕНИЕМ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ И О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, УСТАНОВЛЕННЫХ СТАТЬЕЙ 27.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»)

В. В. КОЗЛОВ

Козлов В. В., кандидат юридических наук.

Рассмотрены ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральными законами «О противодействии коррупции» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в отношении военнослужащих.

Ключевые слова: военнослужащий, антикоррупционные запреты, обязанности.

Restrictions, prohibitions and obligations associated with military service… V. V. Kozlov

Considered restrictions, prohibitions and obligations established by federal law «On Combating Corruption» and «On State Civil Service of the Russian Federation» to the military.

Key words: soldier, anti-prohibitions, obligations.

В связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г., а также принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» на военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, органов уголовно-исполнительной системы, прокуратуры и иных федеральных государственных служащих распространены ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральными законами «О противодействии коррупции» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Согласно ст. 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на военнослужащего, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и ст. ст. 17, 18 и 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению военнослужащим обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности или обеспечению безопасности Российской Федерации. Внесенные изменения привели к появлению некоторых противоречий в действующем военном законодательстве и, по мнению автора настоящей статьи, требуют пояснений, конкретизирующих распространенные на военнослужащих нормы вышеназванных федеральных законов. Прежде чем произвести анализ указанных изменений, следует уточнить понятийный аппарат по рассматриваемым вопросам. В отличие от обязанностей военнослужащих, которые достаточно полно исследованы, запреты и ограничения, связанные с прохождением военной службы, не нашли должной оценки в научной литературе, а действующее законодательство не дает определения указанным правовым категориям. В настоящее время военное законодательство Российской Федерации определяет только ограничения прав и свобод военнослужащих в различных сферах, которые опосредуются запретами и выражаются формулировками «не вправе», «не должен» и др. (см., например, п. 2 ст. 1, ст. 6, ст. 7, п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Ограничения, связанные с прохождением военной службы, в отличие от ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы, законодательством Российской Федерации не выделены в отдельную правовую категорию. Согласно Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ограничения означают, что при наличии или возникновении определенных обстоятельств, предусмотренных в законодательстве, гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий, уже занимающий государственную должность, должен быть освобожден от этой должности и уволен с гражданской службы в связи с несоблюдением ограничений, установленных законодательством (ст. 16, п. 13 ч. 1 ст. 33). Соблюдение указанных ограничений, связанных с государственной гражданской службой, обязательно как для граждан, желающих поступить на данную службу, так и для сторон служебного контракта. Ограничения, связанные с прохождением военной службы — это установленные нормами военного права обстоятельства, при наличии или возникновении которых военнослужащие не могут проходить военную службу и подлежат увольнению, а граждане (иностранные граждане) не могут поступить на военную службу. Запреты, связанные с прохождением военной службы, представляют собой правовые нормы, определяющие действия, несовместимые с исполнением обязанностей военной службы, установленные действующим законодательством в целях эффективного и качественного исполнения военнослужащими функций в сфере обороны и безопасности государства, а также в целях исключения со стороны военнослужащих коррупционных проявлений и иных злоупотреблений служебным положением, нарушение которых влечет юридическую ответственность военнослужащих, в том числе может быть основанием для досрочного прекращения военно-служебных отношений. Понятие «ограничения, связанные с прохождением военной службы», следует отличать от понятия «правовые ограничения военнослужащих», так как правовые ограничения — это более широкое понятие, означающее установленную действующим законодательством систему правоограничивающих норм, обусловленных задачами, принципами организации и функционирования военной службы, направленных на обеспечение должного исполнения военнослужащими функций в сфере обороны и безопасности государства, нарушение или несоблюдение которых влечет правовые последствия. В систему правовых ограничений входят: — запреты; — ограничения, опосредованные юридическими фактами; — обязанности; — юридическая ответственность. Рассмотрим более подробно некоторые из распространенных на военнослужащих антикоррупционных ограничений. На военнослужащих распространены следующие обязанности, установленные Федеральными законами «О противодействии коррупции» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: 1) обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Эта обязанность предусмотрена ст. 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». К данному вопросу журнал «Право в Вооруженных Силах» обращался неоднократно, поэтому на этой проблеме мы не будет подробно останавливаться <1>. Отметим только аспект, связанный с ответственностью военнослужащих. Согласно ч. 8 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» невыполнение государственным служащим вышеназванной обязанности является правонарушением, влекущим освобождение государственного служащего от замещаемой должности либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этих целях п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» дополнен подп. «е.1», предусматривающим возможность досрочного увольнения военнослужащего с военной службы в связи с нарушением запретов, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных п. 7 ст. 10 и ст. 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Непредставление сведений о доходах либо представление недостоверных сведений может послужить причиной такого увольнения с военной службы; ——————————— <1> Корякин В. М. Обязанность военнослужащего представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 3; Он же. Подай сведения о доходах и служи спокойно (комментарий к указам Президента Российской Федерации о порядке подачи некоторыми категориями военнослужащих сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера) // Там же. N 9.

2) обязанность уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (ст. 9 Федерального закона «О противодействии коррупции»). В целях реализации указанной нормы Закона в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, изданы нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и форму данных уведомлений, например: Приказ ФСБ России от 10 июня 2010 г. N 291 «Об утверждении Порядка уведомления военнослужащими и федеральными государственными гражданскими служащими органов федеральной службы безопасности о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, регистрации таких уведомлений и организации проверки содержащихся в них сведений»; Приказ Министра обороны Российской Федерации от 29 марта 2010 г. N 275 «О порядке уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения федеральных государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации к совершению коррупционных правонарушений»; Приказ Министра обороны Российской Федерации от 11 мая 2010 г. N 444 «О Порядке уведомления Министра обороны Российской Федерации о фактах обращения в целях склонения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации к совершению коррупционных правонарушений» и др. Как и в вышерассмотренном случае, за нарушение указанной обязанности военнослужащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности; 3) обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов; в письменной форме уведомлять своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, а также обязанность в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. ч. 1, 2, 6 ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции»). Обязанность по передаче ценных бумаг также предусмотрена ч. 2 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Вместе с тем, следует отметить некоторое противоречие, так как названной нормой предусматривается обязанность передачи только приносящих доход ценных бумаг и акций. В связи с этим возникает вопрос о возможности урегулирования конфликта интересов, если на военнослужащих распространены противоречивые обязанности. Помимо перечисленных выше, на военнослужащих распространены обязанности, установленные ст. 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которая содержит требования к служебному поведению государственного служащего при осуществлении профессиональной служебной деятельности; например, государственный служащий обязан: исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне (п. 1 ч. 1); осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа (п. 3 ч. 1). Некоторые из этих обязанностей содержат имплицитный <2> запрет; например, государственный служащий обязан: не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей (п. 5 ч. 1); не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство (п. 8 ч. 1), и др. ——————————— <2> Имплицитный — содержащийся внутри, подразумеваемый, внешне не проявляющийся, не выраженный прямо; скрытый, неявный (Комлев Н. Г. Словарь иностранных слов. М., 2006).

Особо следует отметить обязанность соблюдать ограничения, установленные законодательством для государственных служащих. Как уже отмечалось, в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе» под ограничениями понимаются обстоятельства, при наличии или возникновении которых гражданин не может быть принят на государственную службу, а государственный служащий не может находиться на гражданской службе. Например, в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 указанного Закона гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае несоблюдения ограничений, нарушения запретов и неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции». С учетом того что некоторые обстоятельства, с которыми связывают ограничения, наступают вне зависимости от воли сторон (например, при достижении предельного возраста пребывания на службе, наличии заболевания, препятствующего прохождению службы), возникает некоторая неопределенность в возможности соблюдать данные ограничения. По всей видимости, принимая во внимание мнения, высказанные в юридической литературе <3>, в данном контексте «ограничения» следует толковать в более широком смысле — как «правовые ограничения», которые на информационно-правовом уровне включают как ограничения, так и запреты, в том числе связанные с прохождением государственной службы. ——————————— <3> Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Под ред. В. А. Козбаненко. М., 2008.

Перейдем к рассмотрению распространенных на военнослужащих ограничений и запретов, установленных Федеральными законами «О противодействии коррупции» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В отношении ограничений следует сказать, что в соответствии с ч. 4 ст. 10 и ч. 6 ст. 12 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» ограничения, а также основания прекращения государственной службы должны устанавливаться федеральными законами о видах государственной службы. Ограничения, связанные с государственной гражданской службой, установленные ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», на военнослужащих не распространены, т. е. в отношении военнослужащих они должны быть установлены Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». При рассмотрении ограничений, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» следует прежде всего обратиться к преамбуле данного Закона, которая не содержит правовых норм, но имеет существенное значение для понимания смысла названного Федерального закона как нормативного правового акта, устанавливающего важнейшие принципы и основы противодействия коррупции, т. е. данный Федеральный закон прямо не устанавливает в отношении военнослужащих каких-либо запретов, ограничений и оснований прекращения контракта о прохождении военной службы, но создает правовые предпосылки для внесения соответствующих изменений в действующее военное законодательство. Например, в вышеназванном Федеральном законе указывается, что одними из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются: введение антикоррупционных стандартов, т. е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (ст. 7). Федеральными законами о видах государственной службы для государственного служащего могут устанавливаться более строгие запреты, ограничения, обязательства, правила служебного поведения (ч. 9 ст. 8). Единственное конкретное ограничение (исходя из формулировки названия) содержится в ст. 12 Федерального закона Федерального закона «О противодействии коррупции». Действие данной статьи распространяется на граждан, замещавших должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данные граждане в течение двух лет после увольнения с государственной службы имеют право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов. Ограничение заключается в том, что несоблюдение указанными гражданами после увольнения с государственной службы требования ч. 2 ст. 12 названного Федерального закона влечет прекращение трудового договора, заключенного с указанным гражданином. Следует отметить, что Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» вышеназванное ограничение установлено в качестве запрета (ч. 3 ст. 17). Рассмотрим далее запреты, распространяющиеся на военнослужащих, установленные ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Указанная статья, несмотря на название «Запреты, связанные с гражданской службой», содержит как запреты, так и обязанности, при этом запреты классифицируются на запреты, распространяющиеся на гражданских служащих (п. 1 ст. 17), и запреты, распространяющиеся на граждан, уволенных с государственной гражданской службы (п. 3 ст. 17). Обязанности и запреты, установленные ч. ч. 2 и 3 ст. 17, нами были рассмотрены выше, в связи с чем рассмотрим запреты, установленные ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона. Следует отметить некоторые проблемы, связанные с распространением на военнослужащих вышеназванных запретов. Во-первых, произошло дублирование некоторых запретов, которые уже были установлены ранее Федеральными законами «О статусе военнослужащих» (п. 7 ст. 10) и «Об обороне» (п. п. 1, 3 ст. 24). Например, запрет на участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом; на осуществление предпринимательской деятельности и др. В связи с этим возникает вопрос о целесообразности их «повторного» распространения на военнослужащих. Во-вторых, новые запреты, установленные п. п. 2, 5, 10 ч. 1 ст. 17 вышеназванного Федерального закона, не отражают специфику прохождения военной службы, в связи с чем возникает вопрос о возможности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности за нарушение таких запретов, как: — быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом и другими федеральными законами (п. 5 ч. 1 ст. 17); — замещать должность гражданской службы в случае избрания на выборную должность в органе местного самоуправления (п. 2 ч. 1 ст. 17); — допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности (п. 10 ч. 1 ст. 17). Соответственно возникает вопрос о возможности досрочного увольнения военнослужащих согласно подп. «е.1» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с нарушением запретов, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных ст. 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». В-третьих, некоторые запреты, предусмотренные ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе», вошли в существенное противоречие с нормами военного права. Например, согласно п. 17 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона государственному служащему запрещено заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. А в соответствии с п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. При этом при любых обстоятельствах запрещено заниматься педагогической и иной деятельностью, если она финансируется исключительно из иностранных источников. На основании рассмотренных вопросов, по мнению автора настоящей статьи, можно сделать следующие основные выводы: — в настоящее время на военнослужащих в соответствии со ст. 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» распространяются запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции»; — запреты, разработанные в отношении государственных гражданских служащих и распространенные на военнослужащих, не в полной мере отвечают требованиям, предъявляемым к военнослужащим. Нормами военного права в настоящее время не установлены некоторые ограничения, наличие которых объективно влияет на качество исполнения военнослужащими функций в сфере обороны и безопасности государства, например, в случае признания военнослужащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; — действующая система правовых ограничений военнослужащих нуждается в совершенствовании, что обусловлено наличием пробелов, противоречий и фрагментарности правового регулирования. Необходимо создать новую систему правовых ограничений военнослужащих, соответствующую новому облику Вооруженных Сил Российской Федерации и в целом военной организации государства. При унификации ограничений, запретов и обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции», следует учитывать специфику военной службы, а в соответствии с Федеральным законам «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливать данные нормы непосредственно федеральным законодательством о виде государственной службы (например, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»), при этом учитывая, но не копируя, практику правового регулирования иных видов государственной службы.

——————————————————————