Осуществление ОРМ на предмет соблюдения ограничений и запретов

(Сокрашкин Э. Г.)

(«Законность», 2013, N 12)

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОРМ

НА ПРЕДМЕТ СОБЛЮДЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ И ЗАПРЕТОВ

Э. Г. СОКРАШКИН

Сокрашкин Эдуард Геннадьевич, старший помощник прокурора Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики.

В статье проанализированы положения законодательства, регламентирующие порядок и основания направления запросов о проведении ОРМ на предмет соблюдения ограничений и запретов, соблюдения требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов государственными и муниципальными служащими.

Ключевые слова: запросы о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничения и запреты, соблюдение требований к служебному поведению, конфликт интересов.

Operational-search measures for compliance with the prohibitions and restrictions

E. G. Sokrashkin

The article analyzes the provisions of the law regulating the procedure and the reasons for the request of conduct for compliance with ORM limitations and restrictions, compliance with the official conduct and settlement of conflicts of interest by state and municipal employees.

Key words: requests for search operations, limitations and restrictions, compliance with the official conduct, conflict of interest.

Ввиду распространенности, латентности коррупционных проявлений на государственной и муниципальной службе, а также приносимого ими ущерба национальным интересам расширена возможность применения такого эффективного инструмента, как оперативно-розыскные мероприятия, не только в пределах уголовного преследования, но и в сфере предупреждения коррупции на государственной и муниципальной службе в системе установленных ограничений и запретов, соблюдения требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Так, Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» (далее — ФЗ от 21 ноября 2011 г.) внесены изменения в Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ «Об ОРД»), в соответствии с которыми оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться не только на предмет достоверности сведений, представляемых государственными и муниципальными служащими либо гражданами, претендующими на должность судьи (как это было предусмотрено в соответствии с внесенными Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ изменениями), но и в части соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, об исполнении установленных обязанностей.

Правовые основы, в том числе алгоритм проведения проверок и пределы полномочий по направлению запросов о проведении ОРМ в части соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, об исполнении установленных обязанностей законодателем, приравниваются к установленному порядку для проверки достоверности сведений о доходах, имуществе и обязательств имущественного характера.

Указанный вывод основывается на том, что порядок проведения проверки достоверности сведений о доходах и соблюдении требований к служебному поведению (ограничения и запреты, обязанности) регламентируется общим одноименным нормативным правовым актом (Указ Президента РФ от 21 сентября 2009 г. N 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», которым утверждено Положение о проверке соблюдения требований к служебному поведению).

В соответствии с п. 19 Положения и ст. 8 ФЗ «Об ОРД» при проведении оперативно-розыскных мероприятий по запросам не могут осуществляться действия, указанные в п. п. 8 — 11 ч. 1 ст. 6 названного Закона. А именно не могут проводиться такие мероприятия, как: обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи.

То есть фактически не проводятся мероприятия, на которые требуется решение суда: ограничение конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища.

Между тем стоит отметить, что ФЗ от 21 ноября 2011 г. не внесены соответствующие изменения в ст. 11 ФЗ «Об ОРД», регламентирующую использование результатов оперативно-розыскной деятельности.

Так, названная статья на настоящий момент предусматривает пределы использования результатов оперативно-розыскной деятельности, как это было в редакции ст. 7 ФЗ «Об ОРД», действовавшей до внесения исследуемых изменений, а именно: результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для принятия решений о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений.

Таким образом, в ФЗ «Об ОРД» введены основания для проведения ОРМ в части соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, об исполнении установленных обязанностей, но при этом не предусмотрены соответствующие нормы для использования результатов этих мероприятий.

Представляется, что, поскольку законом предусмотрены основания для проведения рассматриваемых оперативно-розыскных мероприятий, соответственно, должно быть допустимо и использование их результатов.

В настоящий момент ст. 11 ФЗ «Об ОРД» требует скорейшего дополнения в той части, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы в том числе для принятия решений о соблюдении ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, об исполнении установленных обязанностей.

А до момента внесения названных изменений в целях реализации исследуемого института, на наш взгляд, возможно и необходимо применение аналогии закона. То есть результаты оперативно-розыскных мероприятий в части соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, об исполнении установленных обязанностей могут использоваться на тех же основаниях и в том же порядке, как и результаты мероприятий по проверке достоверности сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Принимая во внимание необходимость применения взвешенного подхода для инициирования подобных проверок, законодатель ограничил круг лиц, полномочных направлять запросы о проведении ОРМ в названной части.

Так, ч. 7 ст. 15 ФЗ от 2 марта 2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации» в интересах муниципальных органов названными полномочиями наделено высшее должностное лицо субъекта Федерации. В отношении государственных служащих полномочиями в названной части в соответствии с п. 14 Положения о проверке соблюдения требований к служебному поведению наделены исключительно федеральные государственные органы (в интересах территориальных органов федеральных государственных органов).

Представляется совершенно логичным, что прокурорам при проведении прокурорских проверок не требуется получения согласия высшего должностного лица субъекта Федерации или руководителя федерального государственного органа для направления запроса о проведении ОРМ, поскольку органы прокуратуры непосредственно занимаются надзорной деятельностью в названной сфере и обладают специальными познаниями для определения достаточных оснований проведения ОРМ.

На наш взгляд, также обоснованно представление органами государственной власти, осуществляющими ОРМ, по поступившему запросу о проведении ОРМ в том числе сведений по результатам ранее проведенных (до поступления запроса) мероприятий с учетом требований ФЗ «Об ОРД» и перечня допустимых оперативных мероприятий (не требующих санкции суда).

Таким образом, анализ показывает необходимость корректировки действующего законодательства и принятия ведомственных распорядительных документов в названной сфере для организации надлежащей работы на указанном направлении. Наличие пробелов в правовом регулировании затрудняет активизацию работы в рассматриваемой сфере и достижение ожидаемых результатов.

——————————————————————