Пожарная безопасность на предприятии

(Стюфеева И. В.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 декабря 2011 года

И. В. СТЮФЕЕВА

Стюфеева И. В., юрист.

Вопросам пожарной безопасности всегда нужно уделять должное внимание, ведь последствия ее несоблюдения, как известно, могут быть весьма негативными.

Пожарная безопасность — это состояние защищенности личности и имущества от пожаров. Для достижения на предприятии требуемого уровня пожарной безопасности необходимо соблюдать ее правила.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Закон О пожарной безопасности) обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности лежит на:

— собственниках имущества (если имущество находится в аренде, то указанная обязанность также лежит на собственнике (арендодателе), если иное не установлено договором аренды);

— лицах, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководителях предприятий;

— лицах, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

— должностных лицах в пределах их компетенции.

Согласно Своду правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» все помещения независимо от площади следует защищать соответствующими автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации. Исключение составляют помещения:

— с мокрыми процессами (душевые, санузлы, помещения мойки и т. п.);

— приточные и вытяжные вентиляционные камеры;

— насосной, бойлерной и другие помещения для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;

— категории В4 и Д по пожарной опасности;

— лестничные клетки.

Проверка предприятия на предмет пожарной безопасности

Проверка предприятия на соблюдение требований пожарной безопасности может быть плановой и внеплановой.

Поводом для проведения плановой проверки является наступление периода времени, в течение которого соответствующим органом государственного пожарного надзора запланирована в календарном году проверка объекта надзора. Проводить проверку предприятия вправе только должностное лицо или должностные лица, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного пожарного надзора.

Плановые проверки проводятся:

— по истечении трех лет со дня ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности;

— по истечении трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки.

Иные сроки установлены в отношении предприятий, осуществляющих деятельность в сфере образования, здравоохранения и социальной сфере. В отношении этих предприятий плановые проверки проводятся:

— по истечении двух лет со дня окончания проведения последней плановой проверки — в отношении предприятий, осуществляющих деятельность по оказанию амбулаторно-поликлинической, стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи;

— по истечении одного года со дня окончания проведения последней плановой проверки — в отношении предприятий, осуществляющих дошкольное и начальное общее образование, основное общее и среднее (полное) общее образование, предоставление социальных услуг с обеспечением проживания;

— один раз перед началом каникул — в отношении детских лагерей на время каникул.

Внеплановые проверки проводятся:

— по истечении срока исполнения предписания государственного пожарного надзора;

— при наличии решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;

— при поступлении в орган государственного пожарного надзора сведений от предприятий, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности;

— при поступлении в орган государственного пожарного надзора обращений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного пожарного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты, о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты, о несоответствии объектов защиты требованиям пожарной безопасности, а также требований пожарной безопасности на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда;

— при поступлении поручения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом проверки, а также обеспечить доступ проводящих проверку должностных лиц и участвующих в проверке экспертов в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

Кроме того, при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. При этом следует учесть, что отсутствие руководителя предприятия не является препятствием для осуществления проверки органами государственного пожарного надзора.

Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность, предусмотренную статьей 19.4.1 КоАП РФ, которая устанавливает штрафы в размере до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года.

Независимая оценка пожарной безопасности

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в аккредитованную в установленном порядке организацию с целью проверки пожарной безопасности на предприятии. Однако представленное положительное заключение аккредитованной организации по результатам независимой оценки рисков в области пожарной безопасности на предприятии с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности не является основанием для отмены плановой проверки. Проверка проводится в установленные планом сроки и завершается составлением акта обследования с указанием в нем на наличие указанного заключения.

Положительным моментом проведения независимой оценки рисков в области пожарной безопасности является то, что эта оценка учитывается при планировании проведения плановых проверок: проверки в таком случае планируются не ранее чем через три года. Также в случае поступления в надзорный орган МЧС России заключения о независимой оценке пожарного риска на объекте надзора, выполненного аккредитованной организацией, с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности, до истечения срока исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений, внеплановая проверка с целью контроля исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений не проводится.

Временный запрет деятельности

В ходе проведения проверки должностное лицо, осуществляющее государственный пожарный надзор, вправе при повторном совершении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного частями 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, направить материалы административного дела на рассмотрение в суд для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, а также применить меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности.

Временный запрет деятельности в соответствии со статьей 27.16 КоАП РФ может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно. Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

При временном запрете деятельности должностным лицом, составившим протокол о временном запрете деятельности, производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению должностным лицом юридического лица, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, указанных в протоколе о временном запрете деятельности мероприятий, необходимых для временного запрета деятельности.

Должностное лицо, применившее меру обеспечения производства по делу в виде временного запрета деятельности, может наложить пломбы не на входные двери, а на необходимые для работоспособности предприятия или учреждения помещения и (или) оборудование, чтобы не влиять на устранение нарушений требований пожарной безопасности.

Документация по пожарной безопасности

На каждом предприятии распорядительным документом должен быть установлен соответствующий его пожарной опасности противопожарный режим, в том числе:

— определены и оборудованы места для курения;

— определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

— установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;

— определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;

— регламентированы:

порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;

порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;

действия работников при обнаружении пожара;

— определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение;

— определено лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения.

Учет проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения следует вести в специальном журнале произвольной формы.

В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара.

На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже 1 раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.

Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т. п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время.

Для всех производственных и складских помещений должна быть определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначать на дверях помещений.

Около оборудования, имеющего повышенную пожарную опасность, следует вывешивать стандартные знаки безопасности.

На каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и т. п.).

В зданиях, где не требуются технические средства оповещения людей о пожаре, руководитель объекта должен определить порядок оповещения людей о пожаре и назначить ответственных за это лиц.

Ответственность за нарушение требований

пожарной безопасности

В соответствии со статьей 38 Закона О пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

— собственники имущества (если имущество находится в аренде, то указанная ответственность также лежит на собственнике (арендодателе), если иное не установлено договором аренды);

— лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий;

— лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

— должностные лица в пределах их компетенции.

Все вышеперечисленные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной (ст. 192 ТК РФ), административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ.

Так, в соответствии с частью 6 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, — влечет наложение административного штрафа на граждан от четырех до пяти тысяч рублей, на должностных лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц — от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

За умышленное повреждение или срыв пломбы (печати) статьей 19.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей. Она не распространяется на случаи, предусмотренные частью 2 статьи 11.15 и статьей 16.11 КоАП РФ.

Статьей 219 Уголовного кодекса РФ установлена следующая ответственность. Нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Если же указанное деяние повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц, то оно наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях по статье 19.2 КоАП РФ подведомственно органам внутренних дел (полиции). Дела об административных правонарушениях в сфере пожарной безопасности, предусмотренные статьей 20.4 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный пожарный надзор (статья 23.34 КоАП РФ).

Порядок обжалования действий и документов инспекторов

государственного пожарного надзора

Порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях установлен главой 30 КоАП РФ.

В силу части 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать. В случае если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Как гласит часть 12 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Кроме того, результаты проверки могут быть обжалованы в порядке обжалования ненормативного правового акта в соответствии с действующим законодательством РФ.

Неукоснительное выполнение на предприятии правил и требований пожарной безопасности позволяет не только создать систему обеспечения пожарной безопасности, но и предотвратить возникновение пожара и защитить от него людей и имущество.

——————————————————————