Анализ положений проекта Федерального закона «Об обеспечении безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий в Российской Федерации»

(Миронов А. Н.)

(«Административное право и процесс», 2012, N 3)

АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЙ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

«ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПОРТИВНЫХ

И ИНЫХ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

А. Н. МИРОНОВ

Миронов Анатолий Николаевич, доцент кафедры управления и административно-правовых дисциплин Владимирского юридического института ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент.

В статье содержатся предложения по улучшению проекта Федерального закона «Об обеспечении безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий в Российской Федерации».

Ключевые слова: безопасность, регулирование, спорт, правопорядок, правила, субъекты, органы.

Analiz the positions of the project of Federal law «About providing of safety with taking of sport and other mass measures in the Russian Federation»

A. N. Mironov

This article contains proposals on an improvement of the project of federal law «about providing of safety with taking of sport and other mass measures in the Russian Federation».

Key words: safety, regulation, sport, law-guided, subjects, organs.

Принятые в последнее время на уровне Российской Федерации нормативные правовые акты, связанные с подготовкой Российской Федерации к проведению Олимпийских игр в 2014 г., не позволяют обеспечить правопорядок и общественную безопасность при проведении спортивных мероприятий. Так, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, развитии г. Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закрепляет особенности обеспечения безопасности в период проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр, которые могут быть введены Президентом Российской Федерации, к числу которых относятся:

1) установление контролируемых и (или) запретных зон;

2) ограничение на въезд и (или) временное пребывание и проживание граждан;

3) ограничение движения транспортных средств;

4) ограничение полетов летательных аппаратов;

5) ограничение судоходства;

6) усиление охраны общественного порядка и объектов;

7) ограничение на проведение публичных мероприятий, не связанных с Олимпийскими играми и Паралимпийскими играми;

8) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;

9) проведение при проходе (проезде) на контролируемую территорию и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

10) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особенностей оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В развитие данного положения Президент РФ реализовал свои полномочия, приняв Указ, в соответствии с которым с 7 января по 16 апреля 2014 г. при проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи вводятся усиленные меры безопасности.

Часть 2.1 ст. 10 обозначенного выше Закона закрепляет, что порядок обеспечения безопасности при проведении Олимпийских игр осуществляется Правительством Российской Федерации. Единственное, что было сделано Правительством России по настоящее время, так это принято Постановление от 1 июня 2009 г. N 458 «Об обеспечении безопасности олимпийских объектов, предусмотренных Программой строительства олимпийских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта, в период их строительства», целью которого является предотвращение и минимизация угроз безопасности олимпийских объектов. Вопросы обеспечения правопорядка и общественной безопасности в данном Постановлении не затрагиваются.

Десятого августа 2011 г. на сайте Министерства внутренних дел Российской Федерации размещен проект Федерального закона «Об обеспечении безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий в Российской Федерации». Сразу хотелось бы отметить важность разработанного проекта, особенно в связи с предстоящими крупными спортивными мероприятиями международного уровня.

Несмотря на массу положительного, предлагаемый проект не лишен некоторых недостатков.

В соответствии с главой III проекта Федерального закона «Порядок организации обеспечения безопасности в период подготовки и проведении спортивных и иных массовых мероприятий» обязанность обеспечения безопасности возлагается на организаторов проведения мероприятий. Каким образом в соответствии с данными статьями будет обеспечиваться безопасность со стороны организатора и насколько законны будут его действия? Данные положения противоречат и действующему законодательству. Так, п. 19 ст. 6 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» к полномочиям Российской Федерации (а не организатора) относит обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на объектах спорта. Обеспечение безопасности — это прерогатива правоохранителей в первую очередь, а не организаторов спортивных мероприятий.

Необходимо предусмотреть отдельную главу по порядку обеспечения безопасности при проведении международных соревнований.

В проекте Федерального закона не предусматривается взаимодействие с международными организациями, не отражены вопросы контроля и надзора за соблюдением данного законодательства, в первую очередь со стороны органов государственной власти и со стороны организаторов.

Представляется целесообразным закрепить в проекте закона создание автоматизированного банка данных на правонарушителей, склонных к совершению деликтов в ходе спортивных мероприятий. Соединение данных этого банка с данными автоматизированных систем продажи билетов на железнодорожный транспорт и (в случае создания) интегрированным банком данных постояльцев гостиниц и иных мест временного пребывания граждан позволит повысить эффективность как предупредительных, так и оперативно-розыскных и следственных действий, проводимых по фактам совершенных преступлений. Это необходимо предусмотреть в наставлении, которое будет принято МВД России в развитие проекта Федерального закона, или закрепить обязанности по их созданию за специализированными подразделениями.

Необходимость создания спортивной полиции как самостоятельного подразделения органов внутренних дел или как структурного подразделения органов внутренних дел обусловлена:

— действующими нормативными правовыми актами.

Так, п. 19 ст. 6 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» к полномочиям Российской Федерации относит обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на объектах спорта.

Ратификация Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 33-й сессии в г. Париже 19 октября 2005 г., также требует создания специализированных структур, которые бы занимались данной борьбой.

Статья 10 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, развитии г. Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет особенности, которые могут быть установлены для обеспечения безопасности в период проведения игр, которые должны быть кем-то осуществлены. Распоряжением Правительства РФ от 28 ноября 2007 г. N 1708-р «Об образовании и утверждении состава организационного комитета по подготовке и проведению IV Международных спортивных игр «Дети Азии» на МВД России возложено принять необходимые меры по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности в период подготовки и проведения Международных игр;

— спецификой организации и проведения спортивных мероприятий, что связано с большим скоплением людей, скоростью возникновения различных эксцессов, ограниченным пространством спортивного мероприятия и др.;

— отсутствием специалистов правоохранительной деятельности в спортивной сфере и специфичностью их деятельности. Необходимы знания из различных областей — это знание международного и российского законодательства в спортивной сфере, знание норм административного, уголовного права, тактики предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, связанных со спортивной деятельностью, знание психологии, владение иностранным языком, физическая подготовка и т. д.;

— особенностями правонарушений и преступлений в сфере спорта, в частности их большой латентностью;

— предстоящими международными спортивными мероприятиями, которые должны быть проведены на высоком уровне;

— необходимостью обеспечения безопасности организаторов, участников и зрителей спортивных мероприятий;

— опытом иностранных государств (Англии, Германии, Италии).

Направления работы, которые могут быть реализованы спортивной полицией:

— предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений, совершаемых при организации и проведении спортивных мероприятий;

— выявление лиц, готовящих, совершающих и совершивших правонарушения и преступления при организации и проведении спортивных мероприятий;

— привлечение к административной ответственности лиц, совершивших правонарушения при организации и проведении спортивных мероприятий;

— обеспечение безопасности лиц, организующих и проводящих спортивные мероприятия, а также лиц, принимающих в них участие;

— ведение учетов и баз данных лиц, имеющих отношение к правонарушениям и преступлениям в сфере спорта, и принятие к ним адекватных мер воздействия;

— борьба с коррупцией в сфере спорта;

— координация работы органов, участвующих в охране общественного порядка и общественной безопасности при проведении спортивных мероприятий;

— обмен информацией со спортивными комитетами и союзами по различным видам спорта, как в Российской Федерации, так и за рубежом;

— международное сотрудничество с аналогичными органами других государств при проведении международных мероприятий.

Для создания спортивной полиции потребуется проведение следующей работы, которая должна вестись уже сейчас:

— изменение законодательства;

— принятие нормативных правовых актов в обозначенной сфере;

— выработка превентивных мер воздействия на правонарушителей;

— проведение научных исследований в области правоохранительной деятельности в сфере спорта и разработка на их основе рекомендаций для практической деятельности;

— унификация требований спортивных союзов и ассоциаций;

— разработка учебной программы подготовки специалистов в обозначенной сфере с внесением изменений в государственный образовательный стандарт по специальности «юриспруденция»;

— подготовка сотрудников для данных подразделений.

Данная работа должна быть начата уже сегодня и к проведению Олимпийских игр даст свои результаты.

Более серьезное внимание в законе необходимо уделить требованиям к оборудованию спортивных сооружений в целях обеспечения безопасности.

В качестве примера можно привести некоторые меры, закрепленные в законодательстве Великобритании, предусматривающие жесткие требования к оборудованию спортивных сооружений, которые обязывают собственников спортивных сооружений:

— иметь компьютеризированную систему контроля доступа в спортивное сооружение для обеспечения контроля за проходом зрителей и их количеством;

— обеспечить наличие не только отдельных входов на каждый сектор каждого яруса трибуны, но и отдельный эвакуационный выход, не пересекающийся с зоной входа;

— оборудовать спортивные сооружения только индивидуальными сидячими местами, в полном объеме исключив наличие стоячих мест;

— обеспечить наличие на входах в здание спортивного объекта технических средств досмотра зрителей в количестве, исключающем задержку зрителей при входе;

— оборудовать спортивные сооружения техническими средствами видеонаблюдения, обеспечивающими в полной мере контроль трибун и прилегающей к стадиону территории в радиусе до 400 м, с достаточной разрешающей способностью для идентификации каждого человека, находящегося в зоне действия системы;

— иметь на спортивном объекте в месте, обеспечивающем визуальное наблюдение за внутренней чашей стадиона и трибунами, комнату контроля, оборудованную средствами телефонной связи, радиосвязи и оповещения, мониторами системы видеонаблюдения и монитором системы контроля доступа;

— исключить в оборудовании спортивных сооружений наличие стационарных заградительных барьеров, заграждений и заборов, ограничивающих пути возможной эвакуации зрителей, в том числе из сектора в сектор.

Предложенные нами положения позволят улучшить правовое регулирование обеспечения безопасности при проведении спортивных мероприятий. Кроме того, они могут быть использованы при разработке ведомственных нормативных правовых актов.

——————————————————————