Правовой режим индивидуальности
(Андрианова В. В.) («Конституционное и муниципальное право», 2012, N 5)
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ <*>
В. В. АНДРИАНОВА
——————————— <*> Andrianova V. V. Legal regime of individuality.
Андрианова Валерия Валерьевна, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин филиала «Угреша» Международного университета природы, общества и человека «Дубна», кандидат юридических наук.
В статье представлена авторская точка зрения на правовые формы самоидентификации личности в российском законодательстве федерального и регионального уровня; обозначены проблемы наполнения группы личных прав и их закрепления.
Ключевые слова: правовой статус; личные права; право на индивидуальность; правовое регулирование элементов самоидентификации личности.
The article contains the authors’ point of view on legal forms of self identity of a personal within Russian legislation in federal and regional levels. Pointed out specific features of the filling of personal right group and its fixation.
Key words: legal status; personal rights; identity right; legal regulation of personal self identity elements.
Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН, Парижская хартия для новой Европы от 21 ноября 1990 г. говорят о том, что пренебрежение и презрение прав человека ведут к варварским актам; естественные права человека и основные свободы с рождения принадлежат всем людям, они неотъемлемы и должны быть гарантированы законом; их соблюдение и полное осуществление — основа свободы, справедливости. Полнота закрепления естественных прав и обязанностей в конституции, отраслевом законодательстве характеризует уровень демократичности и цивилизованности государства, его правовой характер. Следует согласиться с тем, что «мы до сих пор имеем слабое представление о таких естественных правах человека, как право на частную жизнь, свобода брачного выбора, право на индивидуальность… Само понятие «право на индивидуальность» было под запретом, ибо оно буквально означает «право на неравенство» <1>. ——————————— <1> Кузнецов Э. В. Право на индивидуальность: к истории вопроса // История государства и права. 2009. N 10. С. 26.
В свое время немецкий философ А. Шопенгауэр писал, что, живя же в обществе, не следует отворачиваться от той или иной индивидуальности, раз она определена и дана природой, какой бы великой, дурной или смешной она ни была. Никто не может изменить свою индивидуальность — свой характер, ум, темперамент, внешний облик. Живя с людьми, необходимо признавать каждого, считаться с его индивидуальностью, какова бы она ни была <2>. ——————————— <2> Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М., 1990. С. 96.
В современном мире постепенно приходит осознание необходимости того, что индивид должен развиваться сообразно сложившемуся социальному и культурному контексту. В свою очередь, государство обязано предоставлять правовые формы для самореализации человека не только в политической жизни, а во исполнение конституционной идеологии — в сфере развития личности в гражданском обществе <3>. ——————————— <3> Комарова В. В. Актуальные вопросы современного конституционного права России // Материалы конференции «Конституция и инновационные подходы в праве» в Международном университете природы, общества и человека «Дубна». М., 2010. С. 17; Комарова В. В. Теории демократии, гражданское общество и непосредственное народовластие в современной России // Научные труды РАЮН: В 3 т. Вып. 8. Т. 1. М., 2008. С. 19; Комарова В. В. Механизм народовластия современной России: Монография. М.: Формула права, 2006. С. 43.
Конституционно-правовой статус индивидуальных идентичностей в России может быть рассмотрен через призму основ гражданской идентичности (ст. 6 Конституции РФ). Так, в ст. 26 Конституции РФ закреплены возможности в выборе национальной и языковой идентичности. Конституционно закреплены права и свободы на обладание и реализацию таких форм идентичности, как конфессиональная, территориальная, коллективистская, имущественная, профессиональная, семейная, гендерная, — статьи 28, 27, 30, 8, 9, 36, 37, 38 Конституции РФ <4>. ——————————— <4> Губогло М. Н. К изучению идентичностей. Вопрос теории // Этническая мобилизация и межэтническая интеграция. М., 1999. С. 280 — 282.
По мнению современных авторов, «право на непохожесть, право на различия, право на самобытность в современном праве обеспечивается посредством главным образом трех прав — права индивида на национальную принадлежность, права индивида развивать собственную культуру и пользоваться родным языком и права меньшинств (индивидуальное и коллективное) на самобытность» <5>. ——————————— <5> Напсо М. Б. Права народов и права человека: к вопросу о правомерности конституционного закрепления коллективных и индивидуальных этнических прав // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 10. С. 24.
Вероятнее всего, представленная точка зрения заужена. Самоидентификация личности раскрывается, помимо указанных и общепризнанных, посредством еще нескольких аспектов: правом на имя, правом на индивидуальную внешность, правом на отнесение себя к определенной социальной, религиозной и культурной группе, правом на смену половой принадлежности; репродуктивными правами; правом на достоинство; правом определять свой образ жизни. Обретая правовую форму, они выступают как конституционные права (личные права и свободы), попадающие в сферу публичного регулирования. Это приводит к тому, что число конструируемых личных прав растет. Например, Л. О. Красавчикова определяет личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, как общественные отношения, которые складываются по поводу духовных нематериальных благ, имеющих внеэкономическую природу, представляющих самостоятельную ценность для их носителя, обладающих функциональным свойством нетоварности, принадлежащих личности как таковой и от нее неотделимых <6>. В гражданском праве предлагаются двухуровневое-четырехуровневое деление неимущественных прав <7>. ——————————— <6> Красавчикова Л. О. Понятие и система личных, не связанных с имущественными прав граждан (физических лиц) в гражданском праве Российской Федерации. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1994. С. 47. <7> Красавчикова Л. О. Указ. соч. С. 67; Малеина М. Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита. М.: МЗ «Пресс», 2000. С. 21 — 22.
Не вдаваясь в проблематику обозначенных классификаций, тем не менее следует разделить высказываемое авторами мнение относительно состава личных неимущественных прав «высшего порядка», обеспечивающих физическое существование, физическое и психическое благополучие гражданина. К ним отнесем право на жизнь, право на здоровье, право на личную неприкосновенность и — право на индивидуальность. Остановимся на характеристике правового регламентирования некоторых аспектов правового проявления индивидуальности и самоидентификации личности. Прежде всего, как элемент самоидентификации личности рассматривают право каждого определять свою национальную принадлежность <8>. ——————————— <8> Губогло М. Н. К изучению идентичностей. Вопрос теории // Этническая мобилизация и межэтническая интеграция. М., 1999. С. 280 — 282.
Это самоидентификация человека, связанная с осознанием им принадлежности к тому или иному народу (этносу), общности по причине духовной связи общим языком, культурой и т. д. По смыслу Конституции РФ человек вправе определить свою национальную принадлежность независимо от этнонационального происхождения, хотя национальность родителей — доминирующий фактор в этом вопросе. Рассматриваемое право относят, и вполне заслуженно, надо отметить, к основным законным интересам личности, т. е. тем интересам, благам и ценностям личности, которые находятся под защитой. В литературе, посвященной конституционному статусу личности, основные законные интересы личности зачастую игнорируются. Тем самым значительно обедняется содержание конституционного статуса личности <9>. ——————————— <9> Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности. М.: НОРМА, 2008.
Институциональной составляющей идеологического многообразия (2) называет К. А. Кононов право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность <10>. ——————————— <10> Кононов К. А. Институциональная природа идеологического многообразия // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 22.
А. И. Зайцев отнес его к основополагающим принципам российского права, нашедшим свое закрепление в общем виде (3) в Конституции Российской Федерации (ст. 17, 19, 21, 23, 26, 34 — 36 и др.), наравне с прямо закрепленными принципами социальной справедливости, равноправия граждан, единства прав и обязанностей, гуманизма, сочетания убеждения и принуждения <11>. ——————————— <11> Зайцев А. И. Комментарий к гл. 46 ГПК РФ «Производство по делам об оспаривании решений третейских судов» // Третейский суд. 2003. N 5(29). С. 19.
Конституционное право каждого указывать свою национальную принадлежность сегодня имеет в качестве правовой гарантии негативное закрепление обязанности: никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. С юридической точки зрения определение национальной принадлежности не влечет каких-либо правовых последствий, ибо национальность не может явиться основанием для предоставления лицу каких-либо особых привилегий. Конституция РФ (ст. 19) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы и национальности. Во исполнение этой нормы существует определенный правовой механизм гарантирования как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации (например, Определение Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2003 г. N 430-О «По запросу Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан о толковании части 1 статьи 26 Конституции Российской Федерации» <12> по вопросу разъяснения порядка реализации закрепленного права каждого определять и указывать свою национальную принадлежность; Указ Президента РФ от 21 декабря 1996 г. N 1752 (с изм. от 22.10.2009) «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации» <13>). Законодатели субъектов РФ в части закрепления самого права и механизма его реализации в некоторых случаях опережают федеральный уровень. Например, «Устав (Основной Закон) Тамбовской области Российской Федерации» (в ред. от 02.10.2009) <14> указывает, что в области обеспечивается свободное развитие каждого, независимо от его национальной принадлежности, создаются условия для сохранения и развития культуры лицам разной национальности, проживающим на территории области. Аналогичное положение закрепляют Устав (Основной Закон) Томской области от 26 июля 1995 г. (в ред. от 09.06.2007) <15>, Устав Тверской области от 5 ноября 1996 г. (в ред. от 16.07.2009) <16>. ——————————— <12> Определение Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2003 г. N 430-О «По запросу Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан о толковании части 1 статьи 26 Конституции Российской Федерации»// СПС «КонсультантПлюс». <13> Указ Президента РФ от 21 декабря 1996 г. N 1752 (с изм. от 22.10.2009) «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 1996. N 52. Ст. 5914; 2009. N 43. Ст. 5049. <14> Устав (Основной Закон) Тамбовской области (в ред. от 02.10.2009) // Тамбовская жизнь. 1994. N 233. 6 декабря. <15> Устав (Основной Закон) Томской области (в ред. от 09.06.2007) // Томский вестник. 1995. N 154. 30 августа; Официальные ведомости Государственной Думы Томской области (сборник нормативных правовых актов). 1 августа. 2002. Спецвыпуск. <16> Постановление Законодательного Собрания Тверской области от 5 ноября 1996 г. N 436 (в ред. от 16.07.2009) «Об Уставе Тверской области» // Тверские ведомости. 1998. N 98.
Обеспечение субъективного права происходит путем закрепления коллективных прав народов. Так, Российская Федерация гарантирует «права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ» (ст. 69). Правда, здесь четко сформулировано одно лишь право — право народов на сохранение родного языка, при этом создание условий для его изучения и развития гарантируется государством (ст. 68). Следует отметить, что действенным механизмом реализации упомянутой конституционной нормы могли быть правовые основы этновоспитания, отсутствующие сегодня в надлежащем виде. К конституционным гарантиям равноправия народов можно отнести: обеспечение национального равноправия (ч. 2 ст. 19), языкового равноправия (ч. 2 ст. 26, ч. 3 ст. 68), гарантии прав и свобод национальных меньшинств и коренных малочисленных народов (ст. 69, п. «в» ст. 71, п. «б» ст. 72). Законодатели субъектов Федерации закрепляют гарантии прав национальных меньшинств. Например, Устав (Основной Закон) Тамбовской области Российской Федерации (в ред. от 02.10.2009) указывает, что в области гарантируются права лиц, относящихся к национальным и иным меньшинствам, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными законами и законами области. Аналогичное положение закрепляет Устав (Основной Закон) Томской области от 26 июля 1995 г. (в ред. ОТ 09.06.2007) <17>. ——————————— <17> Устав (Основной Закон) Томской области (в ред. от 09.06.2007) (принят решением Томской областной Думы от 26.07.1995 N 136) // Томский вестник. 1995. N 154; Официальные ведомости Государственной Думы Томской области (сборник нормативных правовых актов). 1 августа. 2002. Спецвыпуск.
Устав Тверской области от 5 ноября 1996 г. (в ред. от 16.07.2009) указывает, что жителям, проживающим компактно в административно-территориальных образованиях области, сохраняющим национальный язык и национальные традиции и обычаи, в соответствии с законодательством Российской Федерации и области обеспечиваются: свободное изучение и использование родного языка; развитие национальной культуры, традиций и быта; создание национальных групп в детских дошкольных учреждениях, национальных классов в школах и других средних учебных заведениях; получение информации на родном языке; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни. Однако встречаются понятия, законодательно не закрепленные. Так, Устав (Основной Закон) Оренбургской области от 25 октября 2000 г. N 724 <18> в своей преамбуле упоминает национальную самобытность и достоинство народов, населяющих Оренбургскую область. Конституция Республики Алтай (Основной Закон) (в ред. от 27.11.2007) <19> закрепляет, что оскорбление национального достоинства преследуется по закону.
——————————— <18> Устав (Основной Закон) Оренбургской области (принят решением Законодательного Собрания Оренбургской области от 25.10.2000 N 724) // Бюллетень Законодательного Собрания Оренбургской области. 25 октября 2000 г. (22-е заседание). <19> Конституция Республики Алтай (Основной Закон) (в ред. от 27.11.2007) // Ведомости Государственного Собрания — Эл Курултай Республики Алтай. 1997. Июнь. N 21. С. 9; Звезда Алтая. 2007. 1 июня. N 127 — 128.
В центре социальной напряженности в первую очередь оказались вопросы, касающиеся национальной идентификации, перспектив развития этничности, способов обретения независимости, взаимодействия различных этнонациональных и конфессиональных сообществ. Этнические аспекты глобализации приобретают все большую значимость. В особенности это касается сохранения естественного культурного многообразия, самобытности, этнического самоутверждения (и не только политического) <20>. ——————————— <20> Напсо М. Б. Указ. соч.
Вторым аспектом, позволяющим личности самоидентифицироваться, по нашему мнению, является отнесение себя к определенной культурной группе. Следует отметить, что современные преобразования повышают значимость института прав человека в сохранении и развитии его духовно-творческого потенциала как важнейшего компонента общей стратегии выживания. Однако защитить этноиндивидуальность человека, его право быть национально выраженным и разделять исконные ценности посредством только института прав человека в условиях глобализации становится все труднее. Главная причина заключается в том, что реализация индивидуальных культурных прав не позволяет сохранить уникальность самой культуры. Для этого необходима защита самих этнических групп как носителей самобытных культур, что требует установления соответствующих прав народов. Только это обеспечит реальное многообразие стилей жизни и придаст истинный смысл свободе выбора индивида в вопросах самоидентификации <21>. ——————————— <21> Там же.
Иной аспект, о котором начали говорить еще в конце прошлого столетия, — культурная экспансия, как фактор, влияющий на формирование индивидуальности и самоидентификацию личности <22>. ——————————— <22> См.: Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Российские вести. 1997.25 декабря. N 239.
Угроза национальной безопасности и интересам Российской Федерации, особенно в пограничной сфере, обусловлены, в том числе, экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию. Л. Н. Васильева справедливо отмечает, что «резко негативно надо отозваться о ситуациях, когда идет навязывание иных культурных ценностей, замещение ими национальных, традиционных ценностных подходов и моделей поведения либо ясно прослеживается желание привести национальную, самобытную культуру одного народа к ее деградации» <23>. ——————————— <23> Васильева Л. Н. К вопросу о мерах по противодействию культурной экспансии иностранных государств на территорию Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 3.
В правовой плоскости обозначенной проблемы можно назвать как нормативную основу защиты литературного языка — русского как государственного языка Российской Федерации — Федеральный закон от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», который направлен, в том числе, на защиту и развитие языковой культуры; Концепцию государственной национальной политики Российской Федерации; Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» предусматривает развитие и национальных, исторически сложившихся в этнических группах населения, имеющих социально-культурную направленность и развивающихся в пределах одного субъекта Российской Федерации видов спорта. В заключение хочется отметить следующее. Закрепив права и свободы высшей ценностью государства, Российская Федерация взяла повышенные обязательства перед своими гражданами. Во исполнение этой основы конституционного строя государство предпринимает определенные шаги. Задача науки в обозначенной сфере — дать теоретическую основу и предложить способы внедрения новых для России прав и механизмов их реализации.
——————————————————————