Информация и информационные права человека в системе обеспечения личных прав

(Андрианова В. В.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2011, N 5)

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНЫХ ПРАВ <*>

В. В. АНДРИАНОВА

——————————— <*> Andrianova V. V. Information and informational rights of a man in the system of ensuring personal rights.

Андрианова Валерия Валерьевна, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин филиала «Угреша» Международного университета природы, общества и человека «Дубна», кандидат юридических наук.

Статья посвящена информационному обеспечению группы личных прав и свобод человека и гражданина в России. Действенность механизма реализации группы личных прав зависит от информационного обеспечения. Рассматриваются виды информации, способы их получения, защита информации, касающейся личных прав. Отдельное внимание уделяется регулированию актами субъектов Федерации защиты от информации.

Ключевые слова: личные права, виды информации, право на информацию, свобода от информации.

The article is devoted to informational ensuring the group of personal rights and freedoms of a man and citizen in Russia. The efficacy of mechanism of realization of group of personal rights depends on informational ensuring. The author considers the types of information, methods of obtaining thereof, protection of information relating to personal rights. The special attention is drawn to regulation by acts of the subjects of the Federation of protection of information.

Key words: personal rights, types of information, right to information, freedom of information.

Реализация прав человека, прежде всего личных, как основополагающих для всех других, невозможна без информации, которая является необходимым условием реализации группы личных прав. Если бы человек не получал информацию, поступающую из окружающей среды, не умел бы ее перерабатывать и передавать другим в процессе общения, устанавливая, таким образом, информационные коммуникации, его жизнь, само существование были бы поставлены под вопрос. Например, обеспечение реализации права на тайну личной жизни, по мнению автора, имеет минимум два аспекта в информационном обеспечении: первый — защита информации о личной жизни; второй — предоставление информации для реализации личной жизни. Из конституционного закрепления можно выделить следующие виды информации, по содержанию <1>, необходимые для реализации личных прав: информация о частной жизни (ст. 24); об окружающей среде (ст. 42); об угрозе жизни и здоровью (ст. 41); о деятельности органов власти (ст. 84, 101, 112), о государственной тайне <2>, о правовой информации и др. ——————————— <1> См.: Андрианова В. В. Информация в конституционном и муниципальном праве. М., 2010. С. 25. <2> См.: Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» (в ред. от 11.02.2006) // СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775; 1998. N 5. Ст. 561; 2001. N 24. Ст. 2418, N 38. Ст. 3724; 2002. N 22. Ст. 2074; 2005. N 10. Ст. 807; 04.12.1995. N 49. Ст. 4775.

Разумеется, объем и содержательная специфика получаемой гражданами информации в известной мере находятся в зависимости от способа обеспечения доступа, однако любая информация, находящаяся в распоряжении органов власти и на которую не распространяется режим ограниченного доступа, оказывается принципиально доступной <3>. ——————————— <3> См.: Шевердяев С. Обзор регионального законодательства, регулирующего порядок предоставления гражданам информации // Законодательство и практика масс-медиа. Вып. 12. 2006. Декабрь.

С развитием научно-технического прогресса, с приходом компьютерной эры неизмеримо возросло значение защиты права на неприкосновенность частной жизни в информационной сфере. С одной стороны, в условиях повсеместного внедрения информационных технологий добавился доступ людей к информации, что способствует осуществлению права индивида на свободу информации. С другой стороны, доступ физических лиц к базам персональных данных усиливает риск вторжения в сферу частной жизни и нарушения права на ее неприкосновенность. Таким образом, информационные и телекоммуникационные технологии предельно обострили правовые проблемы, связанные с дилеммой «раскрытие информации — защита частной жизни» <4>. ——————————— <4> См.: Филатов С. Правовое обеспечение защиты личной и семейной тайны в компьютерной информации // Право и жизнь. 2005. N 89(12).

Особое внимание при изучении механизма реализации личных прав в Российской Федерации, по мнению автора, следует обратить на право на доступ к информации, право на защиту информации и право на свободу от информации. Право на доступ и на защиту информации фактически закреплено Федеральным законом от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и защите информации», которым регулируются три законодателем выделенные сферы: 1) осуществление права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; 2) применение информационных технологий; 3) обеспечение защиты информации. Неотъемлемой частью определения является чрезвычайно актуальная, проблемная, но мало исследуемая сфера: право граждан на свободу от информации. Особый аспект — обеспечение прав человека в агрессивной информационной среде <5>. ——————————— <5> См.: Злобин Н. Авторское право… на себя. О выживании в агрессивной информационной среде // CpeDa. 2001. N 12(36). С. 31.

От чего хотел бы и должен быть защищен потребитель информации? <6> ——————————— <6> См.: Китайчик М. М. Право на защиту от информации // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 3.

Во-первых, от информации, которая способна тем или иным образом травмировать его психику (особенно это относится к несовершеннолетним). Во-вторых, несовершеннолетние должны быть защищены от получения такой информации, а также пропаганды и агитации, которая наносит вред их здоровью, нравственному и духовному развитию. В-третьих, потребитель должен быть защищен от недостоверной информации, в том числе от недобросовестной и недостоверной, неэтичной рекламы, а также недостоверной информации нерекламного характера, включая информацию, распространяемую в период избирательной кампании. В-четвертых, от агрессивной по направленности информации: от навязчивой и агрессивной рекламы и иной навязчивой информации, от скрытого информационного (в том числе рекламного) воздействия, от «языка вражды». Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» <7> — практически один из первых актов (ст. 14) устанавливает правовые основы защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей. ——————————— <7> Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (в ред. от 17.12.2009) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3802.

Законодатели субъектов Федерации также предпринимают попытки урегулировать аспект навязывания «нежелательной» информации. Примером может быть Закон Республики Дагестан от 09.11.1999 N 16 (в ред. от 10.07.2006) «О защите личной и общественной нравственности в Республике Дагестан» <8>. Его нормы направлены на укрепление и защиту личной и общественной нравственности от разрушительного влияния образцов и форм современной массовой культуры, культа насилия, жестокости, пьянства, наркомании, порнографии, не соответствующего национальным традициям и моральным ценностям дагестанских народов. ——————————— <8> Закон Республики Дагестан от 09.11.1999 N 16 (в ред. от 10.07.2006) «О защите личной и общественной нравственности в Республике Дагестан» // Собрание законодательства Республики Дагестан. 30.11.1999. N 11. Ст. 3578.

С этой целью законодатель регулирует деятельность физических и юридических лиц по распространению, публичной демонстрации кино — и аудиовизуальных произведений, продаже продукции эротического характера, проведению зрелищных мероприятий, рекламы и реализации алкогольной продукции, табачных изделий и наркотических веществ, способной нанести вред нравственному здоровью населения Республики Дагестан, а также предусматривает ответственность за нарушение требований личной и общественной нравственности. Законом Калининградской области от 18.01.2008 N 217 «О защите населения Калининградской области от информационной продукции, наносящей вред духовно-нравственному развитию» <9> закреплены способы защиты прав и законных интересов населения Калининградской области от информации, представляющей опасность для духовно-нравственного развития. Нормами упомянутого Закона установлен порядок публичной демонстрации кино — и аудиовизуальных произведений и иных представлений, распространение продукции, не рекомендуемой ребенку до достижения им возраста 16 лет; условия продажи и распространения продукции эротического и (или) сексуального характера. Упомянутым Законом запрещено нанесение надписей, изображений, противоречащих общим принципам морали и нравственности. ——————————— <9> Закон Калининградской области от 18.01.2008 N 217 «О защите населения Калининградской области от информационной продукции, наносящей вред духовно-нравственному развитию» // Калининградская правда. 30.01.2008. N 16.

Классификация процедур доступа к информации показывает, насколько многообразны возможности получения гражданами информации <10>: ——————————— <10> См.: Шевердяев С. Обзор регионального законодательства, регулирующего порядок предоставления гражданам информации // Законодательство и практика масс-медиа. 2006. Вып. 12. Декабрь.

1. Обнародование информации: — в средствах массовой информации; — в Интернете <11>; ——————————— <11> См.: Вешняков А. А. Проблемы использования Интернета на выборах в Российской Федерации // Информационное право. 2006. N 3.

— опубликование наиболее важной справочной информации на информационных стендах, расположенных в местах массового скопления людей (остановки транспорта, почтовые отделения и т. п.); — издание справочников и брошюр. 2. Доступ к бумажным и электронным архивам: — непосредственно в местах расположения органов власти; — в библиотеках, школах, почтовых отделениях; — в специально организованных пунктах коллективного доступа. 3. Доступ к заседаниям органов законодательной и исполнительной власти. 4. Письменный запрос о предоставлении информации, направленный: — по обычной почте; — по электронной почте; — по факсу. 5. Устный запрос о предоставлении информации, направленный: — телефонному оператору информационно-справочной службы; — консультанту — служащему органа власти; — должностному лицу при личной встрече в органах власти. Разумеется, объем и содержательная специфика получаемой гражданами информации в известной мере находится в зависимости от способа обеспечения доступа, однако любая информация, находящаяся в распоряжении органов власти и на которую не распространяется режим ограниченного доступа, оказывается принципиально доступной <12>. ——————————— <12> См.: Шевердяев С. Обзор регионального законодательства, регулирующего порядок предоставления гражданам информации // Законодательство и практика масс-медиа. Вып. 12. 2006. Декабрь.

В заключение хочется отметить следующее. Механизм осуществления личных прав может быть оформлен посредством закрепления основных и производных (дополнительных) прав, общих и специальных, индивидуальных и коллективных. В зависимости от роли государства в осуществлении прав человека они могут быть негативными и позитивными. Обязанность законодателя — урегулировать все новые правовые явления, дать им соответствующую оценку и установить правила, по которым должны действовать субъекты этих отношений. Однако в российском правовом пространстве, к сожалению, весьма часто наблюдается ситуация отсутствия правового регулирования общественных отношений, иногда даже целых групп отношений либо их отдельных сторон. Даже при наличии последовательного и логичного, четко закрепленного механизма реализации личных прав, без информации он останется нереализованным.

——————————————————————