Уголовная ответственность за невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ)

(Русанов Г. А.) («Новый юридический журнал», 2012, N 3)

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕВОЗВРАЩЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО, ИСТОРИЧЕСКОГО И АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ДОСТОЯНИЯ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (СТ. 190 УК РФ)

Г. А. РУСАНОВ

Русанов Г. А., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и прокурорского надзора Государственного университета Министерства финансов Российской Федерации.

Статья посвящена вопросам уголовной ответственности за невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран. В статье дается уголовно-правовая характеристика данного состава, рассматриваются спорные вопросы квалификации.

Ключевые слова: культурные ценности, невозвращение, уголовная ответственность.

Criminal liability for nevozvrashcheniye on the territory of the Russian Federation of subjects of art, historical and archaeological property of the people of the Russian Federation and foreign countries (art. 190 of the Criminal Code of Russian Federation) G. A. Rusanov

Rusanov G. A., candidate of jurisprudence, associate professor of criminal law and public prosecutor’s supervision of the State University of the Ministry of Finance of the Russian Federation.

The article presents the criminal law characteristic of a given composition, are considered controversial questions of qualification.

Key words: cultural values, failure to return or criminal responsibility.

Общественная опасность данного преступления заключается в том, что при его совершении несвоевременно возвращаются на территорию государства предметы художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, в результате чего граждане Российской Федерации лишаются закрепленного Конституцией РФ права на знакомство с данными предметами. За многовековую историю России было создано и сохранено огромное число произведений искусства, предметов, связанных с важнейшими историческими событиями как в российском, так и в общемировом измерении. Данные предметы являются объектом неподдельного интереса со стороны зарубежных коллекционеров, которые часто готовы заплатить большие деньги за обладание культурными ценностями русских мастеров. Существенно изменившиеся к началу 90-х годов XX века экономические основы российского общества и общий кризис, растянувшийся на длительный период, способствовали массовому вывозу из страны ценностей, в том числе картин и скульптур известных мастеров, редких икон. Как правило, эти произведения покидали пределы нашей страны незаконно. В этой связи борьба с преступлениями в отношении культурных ценностей приобрела для страны особое значение <1>. ——————————— <1> Ранее нами уже было указано на необходимость совершенствования законодательства в области уголовно-правовой охраны культурных ценностей. См.: Русанов Г. А. Уголовно-правовые проблемы совершенствования законодательства в области борьбы с преступлениями в отношении культурных ценностей // Российская юстиция. 2010. N 1.

Вопрос о непосредственном объекте преступления является в литературе дискуссионным. Ю. И. Сучков считает непосредственным объектом данного состава преступления охраняемые уголовным законом общественные отношения в сфере внешнеэкономической деятельности, регулирующие установленный порядок возвращения культурных ценностей на территорию Российской Федерации, ранее вывезенных за границу и подлежащих обязательному возвращению в установленный срок в соответствии с действующим российским законодательством и международными соглашениями <2>. Л. Д. Ермакова указывает на то, что непосредственным объектом всех таможенных преступлений являются общественные отношения в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля <3>. ——————————— <2> Сучков Ю. И. Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности. М., 2006. С. 298. <3> Уголовное право. Часть Особенная / Под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, А. И. Рарога, А. И. Чучаева. М., 2006. С. 300.

Представляется, что более точным будет определение основного непосредственного объекта преступления как общественных отношений, обеспечивающих правила законного ввоза и вывоза предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран. Дополнительным непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие право гражданина на осуществление его культурных прав, предусмотренных Конституцией РФ. Предмет преступления — предметы художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран. Сразу же возникает вопрос о соотношении предмета контрабанды культурных ценностей и предмета данного преступления. Предмет контрабанды культурных ценностей объединяет более широкий круг предметов по отношению к предмету невозвращения на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов; к последним относятся не все предметы, отнесенные к культурным ценностям, а только те, которые составляют художественное, историческое и археологическое достояние народов РФ и зарубежных стран и не подлежат вывозу через таможенную границу РФ без обязательного их обратного ввоза <4>. ——————————— <4> Вопрос о признаках «культурных ценностей» как предмета преступления, применимых для уголовного права, был ранее нами исследован. См.: Русанов Г. А. Понятие культурных ценностей и критерии отнесения предмета к культурным ценностям в науке уголовного права // Российская юстиция. 2008. N 4. С. 31 — 33.

К предметам художественного достояния, согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» <5>, относятся художественные ценности, в том числе: картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы; гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов; изделия традиционных народных художественных промыслов; составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства; старинные книги, издания, представляющие особый интерес отдельно или в коллекциях; редкие рукописи и документальные памятники; архивы, включая фото-, фоно-, кино — и видеоархивы; уникальные и редкие музыкальные инструменты; почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях; редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология; другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры. ——————————— <5> Российская газета. 1993. 15 мая.

Под предметами исторического достояния понимаются исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей. Под предметами археологического достояния понимаются предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок. При этом перечень культурных ценностей, определяющих предмет данного преступления, ограничен также ст. 9 Закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей», где перечислен перечень неподлежащих вывозу из России культурных ценностей: — движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, независимо от времени их создания; — движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; — культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей Российской Федерации. По решению уполномоченных государственных органов данное правило может быть распространено на иные музеи, архивы, библиотеки; — культурные ценности, созданные более 100 лет назад. Объективная сторона состава, предусмотренного ст. 190 УК РФ, заключается в невозвращении на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, объективная сторона состава, предусмотренного ст. 190 УК РФ, заключается в деянии в форме бездействия. Временный вывоз культурных ценностей — перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей, находящихся на территории Российской Федерации, с обязательством их обратного ввоза в оговоренный срок (ст. 5 Закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей»). Решение о возможности временного вывоза культурных ценностей принимается государственными органами в соответствии с Законом. При этом решение о возможности временного вывоза культурных ценностей, находящихся на постоянном хранении в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, иных государственных хранилищах культурных ценностей, может быть принято только с согласия Министерства культуры Российской Федерации, Государственной архивной службы России или соответствующего органа исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение, ходатайствующее о временном вывозе культурных ценностей. Ходатайство о временном вывозе культурных ценностей подается собственником культурных ценностей или уполномоченным им лицом в федеральную службу по сохранению культурных ценностей. О принятом решении заявителю должно быть сообщено не позднее чем через три месяца после официального приема ходатайства. Решение федеральной службы по сохранению культурных ценностей может быть оспорено собственником заявленных к временному вывозу культурных ценностей в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством. Временно вывозимые культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, иных государственных хранилищах, не могут быть использованы в качестве обеспечения кредита или служить предметом залога. При принятии решения о возможности временного вывоза культурных ценностей федеральной службой по сохранению культурных ценностей выдается свидетельство на право временного вывоза культурных ценностей. Свидетельство на право временного вывоза культурных ценностей является основанием для пропуска указанных ценностей через таможенную и Государственную границы Российской Федерации. Временный вывоз культурных ценностей без указанного свидетельства запрещается. При временном вывозе культурных ценностей государственными и муниципальными музеями, архивами, библиотеками, иными государственными хранилищами культурных ценностей к заявлению о временном вывозе культурных ценностей прилагаются: — договор с принимающей стороной о целях и условиях временного вывоза культурных ценностей; — документ, подтверждающий коммерческое страхование временно вывозимых культурных ценностей с обеспечением всех случаев страховых рисков, либо документ о государственной гарантии финансового покрытия всех рисков, предоставленный страной, принимающей культурные ценности; — документально подтвержденные гарантии принимающей стороны и гарантии государственных органов страны назначения в отношении сохранности и возврата временно вывозимых культурных ценностей. При временном вывозе культурных ценностей иными юридическими и физическими лицами, органами власти и управления, должностными лицами к заявлению о временном вывозе культурных ценностей прилагаются: — свидетельство о внесении временно вывозимых культурных ценностей в установленные законом Российской Федерации охранные списки или реестры; — подтверждение об извещении соответствующего государственного органа, взявшего культурные ценности на государственную охрану, об их временном вывозе; — договор с принимающей стороной о целях и условиях временного вывоза культурных ценностей; — документально подтвержденные гарантии принимающей стороны и гарантии государственных органов страны назначения в отношении сохранности и возврата культурных ценностей. Временный вывоз культурных ценностей может быть осуществлен при условии заключения между ходатайствующей стороной и федеральной службой по сохранению культурных ценностей договора о возврате временно вывозимых культурных ценностей. Содержащееся в указанном договоре требование возврата культурных ценностей обеспечивается залогом временно вывозимых культурных ценностей с оставлением предмета залога у залогодателя, осуществляемом в соответствии с Законом Российской Федерации «О залоге» (ст. 28 — 30 Закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей»). Состав невозвращения является формальным, то есть оконченным с момента несовершения действий по возвращению предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, при этом под невозвращением понимается оставление их на территории иностранного государства по истечении обусловленного договором срока. Срок же возвращения культурных ценностей устанавливается в договоре о возврате временно вывезенных культурных ценностей, который заключается между организацией или лицом, вывозящим ценности, и их владельцами <6>. При этом такое возвращение должно быть обязательным в соответствии с законодательством. ——————————— <6> Лопашенко Н. А. Преступления в сфере экономики. М., 2006. С. 547.

С субъективной стороны деяние характеризуется прямым умыслом, т. е. лицо осознает, что, нарушая сроки возвращения указанных в статье предметов, не возвращает их на территорию РФ и желает совершения указанного бездействия. Субъект преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ, является специальным — физическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности (16 лет в данном случае), ответственное за возвращение указанных предметов на территорию РФ.

Библиографический список:

1. Лопашенко Н. А. Преступления в сфере экономики. М., 2006. 2. Сучков Ю. И. Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности. М., 2006. 3. Уголовное право. Часть Особенная / Под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, А. И. Рарога, А. И. Чучаева. М., 2006.

——————————————————————