Правовой конфликт в образовании: практика регулирования и альтернативные механизмы разрешения

(Кирилловых А. А.) («Адвокат», 2012, N 10)

ПРАВОВОЙ КОНФЛИКТ В ОБРАЗОВАНИИ: ПРАКТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ И АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗРЕШЕНИЯ

А. А. КИРИЛЛОВЫХ

Кирилловых Андрей Александрович, юрисконсульт Вятской государственной сельскохозяйственной академии, преподаватель Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права (Кировский филиал).

В статье А. А. Кирилловых рассмотрены некоторые аспекты правового регулирования разрешения конфликтов, возникающих между участниками образовательного процесса, и предложены альтернативные механизмы примирительных процедур в сфере образования.

Ключевые слова: конфликт, образование, медиация, омбудсмен, правовой спор, профсоюз, обучающийся.

Legal conflict in education: regulatory practice and alternative resolution methods A. A. Kirillovykh

In the article of the legal adviser of Vyatka State Agricultural Academy, lecturer of the Saint-Petersburg Institute for International Economic Relations, Economics and Law (Kirov Branch) A. A. Kirillovykh some aspects of legal regulation of conflict resolution that arise between participants of educational process are considered and alternative mechanisms of conciliation procedures tailored for education are proposed.

Key words: conflict, education, mediation, the Ombudsman, a legal dispute, trade union, student.

Введение в конфликтологию

Современное образование является одной из основополагающих отраслей «социального хозяйства», поскольку выступает институтом социализации личности, основой профессионального становления и роста человека. Магистральное направление в обеспечении общественного прогресса предполагает потребность в постоянном повышении образовательного уровня граждан, периодическом обновлении знаний, развитии институтов непрерывного образования. Концептуальное развитие системы образования в России воспринимает международные стандарты, положительный западный опыт в организации образовательного процесса и сопутствующих ему элементов. В связи с этим актуализируется вопрос о формировании образовательных практик, определяющих механизмы обеспечения и реализации прав всех участников образовательной системы, и прежде всего обучающихся, защиты их интересов. Однако особенно остро вопрос о соблюдении прав и гарантий субъектов образовательных отношений возникает в условиях конкретных противоречий, обоюдных разногласий, зачастую перерастающих в конфликтные ситуации. Место и роль конфликта в социальных отношениях трудно переоценить. Неслучайно сегодня конфликт рассматривается как форма общественной жизни и даже выступает в качестве основы общественного развития. Как полагает В. М. Сырых, «общественные изменения происходят всегда и везде, поэтому любое общество наполнено несогласием и конфликтами, которые необходимо исследовать, контролировать и разрешать» <1>. Конфликтология как область общественного знания изучает вопросы природы конфликтов и практических подходов к их разрешению с учетом знаний социологии, психологии, этики. ——————————— <1> Сырых В. М., Зенков В. Н., Глазырин В. В. и др. Социология права: Учебник / Под ред. проф. В. М. Сырых. М., 2004. С. 245.

Конфликт всегда возникает при реализации общественного и (или) частного интереса, поскольку в основе любого общественного отношения всегда лежит неудовлетворенный интерес. При этом роль защиты интереса в конфликтных ситуациях отводится конкретным правовым регуляторам. В общем-то, как ни парадоксально, конфликтная среда явилась одной из важных социальных предпосылок возникновения права. В связи с этим С. С. Алексеев справедливо отмечает, что социальная среда, в которой возникает и функционирует право, изначально конфликтна, поскольку речь идет о неисчислимом множестве «социальных единиц», зачастую имеющих противоположные устремления, интересы, цели и тенденции развития <2>. ——————————— <2> Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия: опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 221, 222.

Право и социальный конфликт генетически связаны, поскольку конфликт выступает одним из факторов, породивших право <3>. ——————————— <3> Параскевова С. А. Конфликтные отношения в гражданском праве: исторический аспект // История государства и права. 2006. N 8.

В целях размежевания и правового опосредования отдельных типов социального взаимодействия, имеющих полярную природу, предлагается обособлять систему нормативного регулирования конфликтов и сотрудничества, в связи с чем отдельные системы норм могут именоваться соответственно «конфликтное право» и «право сотрудничества». Конфликтное право представляется при этом как особый тип правового регулирования, связанного с отношениями борьбы, соперничества или конфликта <4>. ——————————— <4> Трофимов В. В. Конфликтное право и право сотрудничества // Журнал российского права. 2011. N 9. С. 40 — 48.

Собственно юридическая конфликтология <5> как наука позволяет выявить методы, способствующие снижению риска появления конфликтов и нахождению оптимальных способов их урегулирования, развивая досудебные методы разрешения споров и совершенствуя судебную систему. ——————————— <5> Основы юридической конфликтологии получили обоснование и развитие в научных трудах известных российских правоведов. См., например: Жеребин В. С. Проблемы правовой конфликтологии: Дис. … д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 2001. С. 395; Худойкина Т. В. Юридический конфликт (теоретико-прикладное исследование): Дис. … д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 2002. С. 488.

Однако изучение образовательных конфликтов с точки зрения их правового опосредования пока не получило должного отражения в науке и осуществляется в основном в междисциплинарном аспекте, предполагающем целый комплекс предметных областей. Поэтому очевидной становится потребность в определении не только собственно юридической категории конфликта в образовании, но и в разработке ряда процессуальных элементов конфликтов, определяющих конкретные правовые инструменты их разрешения.

Конфликт: общая категория и юридический (правовой) контекст

С учетом общего понимания конфликт — это столкновение двух или более сторон, осознающих рассогласованность своих целей. При этом конфликт — это всегда противоборство сторон с противоречивыми интересами. Именно противоборство сторон, т. е. совершение сторонами определенных действий, направленных друг против друга, следует понимать как конфликт <6>. ——————————— <6> Волков А. М. Правовые конфликты в недропользовании: Монография. М.: Щит-М, 2009. С. 8.

В. Н. Кудрявцев тоже определяет конфликт как проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон <7>. Тем не менее данное противоборство не всегда явно выражено, т. е. не проявляет себя. Собственно сам конфликт, как отмечается, может носить латентный (скрытый) характер, не проявляющий себя во внешних действиях его сторон. Однако от этого он не исчезает, поскольку в любое время из «тлеющего» конфликт может перейти в активную форму. ——————————— <7> Юридическая конфликтология / Под ред. В. Н. Кудрявцева. М., 1995. С. 5.

Помимо общих признаков конфликта В. В. Долинская выделяет: 1) наличие как минимум двух сторон; 2) противоположность интересов и целей сторон; 3) причинение или возможность причинения ущерба одной стороной другой стороне путем достижения своей цели; 4) законность интересов сторон <8>. Полагаем, что это значительно уточняет суть конфликта в части конкретных юридических последствий спорящих сторон. ——————————— <8> Долинская В. В. Понятие корпоративных конфликтов // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. N 6. С. 4 — 11.

Как представляется, определенное значение в понимании сущности конфликта отводится его структуре, позволяющей рассмотреть детали (структурные элементы) данной категории и одновременно определить наличие либо отсутствие конфликта как такового в каждом конкретном случае. Структурные характеристики конфликта представляют собой его составные элементы, отсутствие хотя бы одного из которых сводит конфликт на нет либо существенно меняет его характер. В структуру конфликта обычно включают субъектов, объект, субъективную сторону (социально-психологический механизм конфликта) и объективную сторону (инцидент, поведенческие формы субъектов конфликта). Субъекты конфликта — это его участники (противоборствующие стороны, «противоборствующие силы») <9>. Например, инцидент предстает в виде инициирования активных действий против оппонента, с точки зрения правового конфликта может быть представлен фактом подачи иска или выдачи ордера на арест. ——————————— <9> Параскевова С. А. Гражданское правонарушение в характеристике социального конфликта // Социальное и пенсионное право. 2006. N 3.

Среди всех видов конфликтов необходимо особо выделить социальный конфликт. Под ним понимают такой тип социального взаимодействия людей, причиной которого являются противоречия между потребностями, интересами, целями, социальным статусом, ролями, функциями социальных объектов <10>. ——————————— <10> Старыгина П. С. Организационно-управленческие механизмы регулирования социальных конфликтов: нормативно-правовой аспект: Автореф. дис. … канд. соц. наук (22.00.08). М., 2004. С. 7.

Понятию «социальный конфликт» в науке уделено достаточно пристальное внимание, что нашло отражение в работах Р. Дарендорфа, Э. Гидденса, П. Сорокина, современных российских конфликтологов А. Г. Здравомыслова, А. В. Дмитриева, В. Н. Кудрявцева, Г. И. Козырева, В. И. Сперанского, Ю. Г. Запрудского и др. В литературе представлено множество определений понятия «социальный конфликт», в основе своей опирающихся на общеизвестные критерии. Обобщив все дефиниции, можно сделать вывод: при определении этого понятия чаще всего происходит попытка подвести данную категорию под более широкую категорию противоречий, что оставляет в стороне изучение специфики собственно конфликтных отношений. Однако именно содержание конкретной группы конфликтных взаимодействий представляет наибольший интерес для полного понимания сущности отдельных конфликтов и поиска адекватных методов их регулирования. Между тем, оставляя за рамками наших рассуждений содержательную часть конфликта, попробуем взглянуть на социальный конфликт через призму правового феномена его опосредования. Как полагает В. Ф. Яковлев, практически любой социальный конфликт можно рассмотреть в сфере права, применительно к сложившемуся в данном обществе комплексу взглядов, идей, концепций, обычаев и традиций, касающихся правозначимых ценностей, правопонимания и представлений о должном правопорядке <11>. И здесь весьма интересным выглядит сложившееся представление о сущности юридического конфликта в системе определенных общественных отношений. ——————————— <11> Яковлев В. Ф. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений. Смоленск, 2000. С. 20.

Юридическим следует признавать любой конфликт, в котором спор так или иначе связан с правовыми отношениями сторон (их юридически значимыми действиями или состояниями) и, следовательно, субъекты, либо мотивация их поведения, либо объект конфликта обладают правовыми признаками, а конфликт влечет юридические последствия. По мнению А. В. Дмитриева, юридическим конфликтом выступает такое противоборство сторон, при котором хотя бы один из его элементов (субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона) обладает юридическим характером, причем данное противоборство должно иметь возможность его предотвращения, приостановления, прекращения, а еще лучше — разрешения юридическими средствами и с помощью юридических процедур <12>. ——————————— <12> Дмитриев А. В. Конфликтология: Учебное пособие. М., 2002. С. 54, 55.

Более широкое представление о конфликте как правовом явлении связано с включением в категорию «конфликт» оснований его возникновения. Как полагает А. Б. Зеленцов, фактический конфликт предстает в виде правового конфликта, в содержательную часть понятия которого органически включается и само правонарушение <13>. Правонарушение является элементом социального конфликта, с неизбежностью вовлекающим этот конфликт в сферу правового воздействия. Неправомерное поведение субъекта можно охарактеризовать как конфликтогенный фактор, переводящий нормально протекающее взаимодействие субъектов в плоскость конфликтного взаимодействия. Собственно само правонарушение, как и вытекающая из него ответственность виновного субъекта, рассматриваются как стадии развития правового конфликта. ——————————— <13> Зеленцов А. Б. Конфликты в управлении и управление конфликтами. Опыт комплексного исследования предмета и форм административной юрисдикции: Монография. М.: Изд-во РУДН, 2001. С. 87.

Опыт рассмотрения особенностей конфликтов в отдельных отраслевых правопорядках позволяет установить как особенности содержания конфликтов, так и их общеправовые черты. Например, в сфере гражданского права конфликт чаще всего предстает в неправомерных действиях субъектов либо правомерных, но объективно нарушающих чужой интерес. При этом признаки гражданско-правового конфликта фиксируются в гражданском законодательстве в виде возможных конфликтных ситуаций, характеризующихся указанным поведением субъектов <14>. Правомерные действия могут составлять поведение субъектов гражданского права, но не могут, безусловно, свидетельствовать о наличии социального конфликта в гражданско-правовой сфере. В то же время неправомерные действия (гражданские правонарушения) с безусловностью свидетельствуют о наличии социального конфликта в сфере гражданского правопорядка, требующего разрешения гражданско-правовыми средствами. ——————————— <14> Параскевова С. А. Определение гражданско-правового конфликта // Гражданское право. 2006. N 3.

Как полагает С. В. Куров, «защита прав, свобод, законных интересов субъектов сферы образования должна служить целям локализации социального конфликта, устранения неблагоприятных последствий от него, по возможности снятия (устранения) нарушения права, угрозы посягательства на него» <15>. ——————————— <15> Куров С. В. Характеристика юридической защиты прав и законных интересов субъектов сферы образования // Право и образование. 2010. N 11.

Очевидно, что подобные общие характеристики присущи конфликту в любой области права, в которой находят отражение конфликтные ситуации и правовое регулирование их разрешения.

Методика разрешения конфликта: правовые аспекты

В трудах зарубежных ученых представлен достаточно большой фактический материал в сфере разрешения конфликтов, методики их разрешения на различных уровнях <16>. Эти разработки весьма полезны для развития и дальнейшего совершенствования отечественного конфликтного права, поиска причин возникновения конфликта и механизмов их разрешения. Однако вполне очевидно, что появление конкретного конфликта (и даже его необходимость) кроется в самом образе поведения субъектов общественного взаимодействия. ——————————— <16> См., например: Coser L. The Functions of Social Conflict. L.: Glencoe, 1956. 197 p.; Dahrendorf R. The Modern Social Conflict: An Essay on the Politics of Liberty. L.: Weiden feld; Nicolson, 1988. XVI. 219 p.; Deutsch M. The Resolution of Conflict. New Haven. L., 1973. 398 p.; Folger J. P., Poole M. S., Stutman R. K. Working through Conflict: Strategies for Relation ships, Groups and Organizations. 3rd ed. N. Y.: Longman, 1997. 318 p.

Как считает С. В. Куров, разработка механизма защиты прав субъектов сферы образования предусматривает выявление прежде всего юридического содержания защиты, оснований ее применения, уяснение правовой природы юридической защиты <17>. ——————————— <17> Куров С. В. Указ. соч.

Конфликтный способ разрешения противоречий во многом связан с индивидуальными особенностями оппонентов, обусловленных спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми. При этом основными личностными причинами выступают субъективная оценка поведения партнера по бизнесу как недопустимого; недостаточная социально-психологическая и профессиональная компетентность и т. п. <18>. ——————————— <18> Кузбагаров А. Причины возникновения юридического конфликта и примирение конфликтующих как способ их разрешения // Арбитражный и гражданский процесс. 2006. N 3.

В отношении развития социальных систем конфликт позволяет выявить свою сущность различным образом. А. М. Волков, ссылаясь на определенные А. Б. Зеленцовым формы социального взаимодействия (сотрудничество и конфликт) <19>, считает, что конфликт может действовать как стимул и тормоз развития системы, как средство организации и дезорганизации, нарушать существующий порядок и устанавливать новый, т. е. обеспечивать самоорганизацию <20>. ——————————— <19> Зеленцов А. Б. Указ. соч. С. 10. <20> Волков А. М. Указ. соч. С. 11.

Тем не менее нередко конфликт в определенной фазе развития переходит в спор между его участниками. Спор — это результат или следствие конфликта, направление на его разрешение в словесной форме, путем отстаивания своих интересов спорящими (конфликтующими). На данном этапе необходимы конкретные механизмы разрешения спора, поскольку возникают основания для урегулирования противоречий. Выбор же способа и средств разрешения конфликта с использованием юридических норм и процедур указывает о переходе юридического конфликта в спор <21>. ——————————— <21> Кузбагаров А. Указ. соч.

Собственно на рассматриваемой стадии существенное значение приобретает понимание того момента, когда конфликт можно считать разрешенным. Под разрешением конфликта предлагается понимать процесс трансформации всей системы действий противоположных сторон в такое состояние, при котором элементы противостояния утрачивают свое значение, преобразуются и ослабевают <22>. ——————————— <22> Старыгина П. С. Указ. соч. С. 3.

Подобное представление о разрешении конфликта позволяет сделать вывод о различных вариантах достижения поставленных целей, которые не всегда свидетельствуют о полном исчерпании противоречий, оставляя место для промежуточных форм урегулирования. Достаточно тесную связь с формами и методами разрешения конфликтов имеют конкретные процедуры их разрешения. Процедура разрешения конфликтов, с точки зрения альтернативного решения, связывается с неюридическими (неюрисдикционными) способами разрешения споров, перетекающих в плоскость решения собственно юридических вопросов. Необходимо учесть, что юрисдикционные процедуры по урегулированию конфликтов нередко приводят к разглашению конфиденциальной информации или огласке той информации, которую стороны конфликта хотели бы оставить в рамках их личных взаимоотношений. При этом решение конфликтной ситуации в юридической плоскости нередко не соответствует представлению о справедливости, поскольку разрешение конфликта на уровне государственного органа происходит на основе подчинения формальным правилам законодательства. Такая ситуация, по верному замечанию А. А. Брыжинского, ведет к прекращению конфликта силовым решением, но не к его разрешению <23>. ——————————— <23> Брыжинский А. А. Альтернативное разрешение правовых споров и конфликтов в России: Автореф. дис. … канд. юрид. наук (12.00.01). Саранск, 2005. С. 3.

Предлагаемые современные альтернативные способы разрешения конфликтов носят коммуникативно-согласительную природу, представляются в форме переговоров, консенсуса, компромисса и посредничества. Устранение рассогласованности интересов сторон может достигаться также через выбор общей цели. Рациональное управление, по справедливому мнению П. С. Старыгиной, придает конфликтному процессу формы, способные обеспечить минимизацию потерь различного рода. Поэтому этапом управления конфликтом является также структурирование конфликтующих лиц. Инициализация субъектов конфликта, выступающих одновременно носителями несовместимых интересов, является одной важных составляющих деятельности по управлению конфликтами <24>. ——————————— <24> Старыгина П. С. Указ. соч. С. 9.

Особого внимания заслуживает субъектно-деятельностный подход в понимании конфликта, учитывающий выражение активности социального субъекта по отношению к его окружению, таким образом, чтобы в полной мере обеспечить его существование. На завершающей стадии конфликта возможно издание правоприменительного акта, прекращающего его развитие, что будет фиксировать юридическое постконфликтное состояние его сторон. Важно это, на наш взгляд, и потому, что документальное оформление результатов урегулирования будет свидетельствовать о конкретных договоренностях участников спора и поможет в дальнейшем избежать проблем, связанных с юрисдикционным опротестованием его результатов. Говоря о структуре механизме разрешения споров, попутно стоит обратить внимание на некоторые особенности конфликтных ситуаций, возникающих в непосредственных областях человеческой деятельности, а также условий их преодоления и разрешения. Так, в сфере гражданского права конфликт чаще всего предстает в неправомерных действиях субъектов либо правомерных, но объективно нарушающих чужой интерес <25>. При этом правомерные действия могут составлять поведение субъектов гражданского права, но не могут безусловно свидетельствовать о наличии социального конфликта в гражданско-правовой сфере. В то же время неправомерные действия (гражданские правонарушения) с безусловностью свидетельствуют о наличии социального конфликта в сфере гражданского правопорядка, требующего разрешения гражданско-правовыми средствами <26>. ——————————— <25> Параскевова С. А. Гражданское правонарушение в характеристике социального конфликта // Социальное и пенсионное право. 2006. N 3. <26> Параскевова С. А. Указ. соч.

Конфликт может быть вызван не только противостоянием интересов, но и неясностью некоторых законодательных положений, что само по себе может приводить к конфликту между сторонами, по-разному понимающими суть положений нормативного акта применительно к собственным взаимоотношениям. В качестве основных юридических средств преодоления правоприменительных конфликтов являются доказывание, толкование норм права, преодоление пробелов в праве. Преодоление юридического конфликта в обязательном порядке должно предполагать реализацию принципа законности всеми участниками юридического конфликта и лицами, задействованными в его преодолении, прежде всего представителями государственной власти. При выборе правовых средств, направленных на устранение конфликта, следует учитывать системные связи противоречий, их обусловленность закономерностями государственно-правового развития. Так, финансово-правовые конфликты интересов невозможно разрешить и устранить без учета наличия в обществе социальных и политических противоречий. Это неизбежно должно повлечь согласование процедур их разрешения с процедурами устранения конфликтов в конституционном праве <27>. ——————————— <27> Крохина Ю. А. Юридический конфликт в финансовой сфере: причины, сущность и процедуры преодоления // Журнал российского права. 2003. N 9.

В сфере социальных отношений конфликты имеют зачастую особую природу, связанную с потребностью удовлетворения участниками соответствующих отношений жизненно важных благ и потребностей, включая область здравоохранения, образования и т. п. Например, предметом общественных отношений, связанных с оказанием медицинских услуг, представляют взаимодействие сторон, направленное на реализацию потребностей и удовлетворение интересов каждой из них, включающих в себя очень широкий сектор коммуникативных связей пациента с медицинским персоналом, администрацией учреждения, оказывающего медицинскую помощь, страховщиком и т. д. В то же время в конфликтах, возникающих в медицинской сфере, исследователи видят нарушение социальных и экономических интересов, связанных с наличием факта оказания медицинской услуги, независимо от осознанности или неосознанности действий или бездействия стороны (сторон) <28>. ——————————— <28> Михайлова Х. Л. Основные черты конфликта, возникающего при оказании медицинских услуг // Медицинское право. 2008. N 3.

Именно такой многогранный характер отношений придает им особую сложность при их правовом опосредовании, заставляет учитывать те сферы взаимодействий, которые не могут получить механизм регулирования на нормативном уровне. И те ниши взаимоотношений, которые не поддаются формальному правовому регулированию, логично могут быть восполнены неформальными правилами, с использованием адекватных инструментов. Представляется, что большую часть из обозначенных взаимоотношений составляют конфликты, вытекающие из взаимодействия сторон определенной группы правоотношений. Сегодня на первый план выходят процедурные аспекты урегулирования правовых конфликтов. И применительно к сфере образования большое значение приобретают вопросы разрешения споров с учетом особенностей образовательного (педагогического) процесса, в котором конфликты имеют как вертикальный, так и горизонтальный характер <29>. ——————————— <29> Под вертикальным конфликтом мы понимаем отношения «педагог — обучающийся», под горизонтальными «обучающийся — обучающийся», «педагог — педагог».

Современное образовательное законодательство не содержит конкретных положений, направленных на создание механизмов для урегулирования конфликтов, возникающих в сфере образования. Единственная декларативная норма пункта 1 ст. 52 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» <30>, посвященная элементам правового статуса родителей, закрепляет их право защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Поэтому далее представляется необходимым обратить внимание на конкретные правовые институты и инструменты, позволяющие содействовать альтернативной (внесудебной) практике преодоления и разрешения конфликтов в образовательной сфере. ——————————— <30> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1797.

Уполномоченный по правам ребенка: современные модели и опыт адаптации в образовательных организациях

Опираясь на западные модели разрешения конфликтных ситуаций, с учетом повышения роли общественных институтов образования, все чаще встает вопрос о необходимости легализации адаптации института уполномоченного по правам человека в образовании. Принцип универсализма института уполномоченного по правам человека не во всех случаях позволяет эффективно защищать права граждан, принимая во внимание довольно разнообразные сферы общественных отношений, в которых могут возникать конфликтные ситуации. Неслучайно в научных исследованиях предлагалось размежевать предметную сферу деятельности уполномоченных, исходя из субъектного состава наиболее уязвимых категорий лиц. В связи с чем М. А. Дадашевой, в частности, внедрение такой практики виделось в ведении должности специализированного Уполномоченного в субъектах РФ по защите прав и свобод детей, военнослужащих, инвалидов, пенсионеров и т. д. <31>. Недавним нормативным примером внедрения подобного рода предложений можно назвать учреждение поста уполномоченного по правам предпринимателей <32>. ——————————— <31> Дадашева М. А. Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук (12.00.02). Махачкала, 2006. С. 7. <32> Указ Президента РФ от 22 июня 2012 г. N 879 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей» // http://www. pravo. gov. ru, 25.06.2012.

Впервые на нормативном уровне должность Уполномоченного по правам ребенка была введена Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г. N 986 <33> и предусматривала возможность создания вертикальной системы органов с федеральным Уполномоченным в центре и региональными уполномоченными на территориях. По сути, этим Указом была дана рекомендация о создании подобных институтов и в регионах, что активизировало процесс введения такой должности в субъектах РФ. ——————————— <33> См.: Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 г. N 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» // СЗ РФ. 2009. N 36. Ст. 4312.

Отметим, что работу по формированию региональных правозащитных органов можно считать весьма интенсивной, поскольку по состоянию на ноябрь 2010 г. институт Уполномоченного по правам ребенка учрежден в 62 субъектах РФ <34>. ——————————— <34> Государственный доклад Минздравсоцразвития России «О положении детей в Российской Федерации. 2010 год».

Как подчеркивалось, «введение поста Уполномоченного по правам ребенка может способствовать выработке более четкой позиции государства и общества по отношению к детям и молодежи, координации деятельности правозащитных детских, молодежных общественных и государственных организаций, включению в коллегиальные органы по вопросам детства их представителей» <35>. ——————————— <35> Веретенникова Н. Появление Уполномоченного обозначит позицию государства: интернет-доклад по итогам конференции 2003.

Появление института Уполномоченного по правам ребенка и ряда других правозащитных институтов обусловлено в том числе необходимостью России как демократическому и правовому государству следовать некоторым международным актам в сфере охраны несовершеннолетних. Так, 10 мая 2002 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию и План действий под названием «Мир, пригодный для жизни детей». В этом документе, за который голосовала и наша страна, в пункте 34 говорится, что в каждом государстве, где ратифицирована эта Конвенция, необходимо создавать на национальном, региональном уровне службы уполномоченных по правам ребенка. Впервые пост Уполномоченного по правам ребенка появился в Норвегии в соответствии с Законом от 5 марта 1981 г. <36>. Поэтому уполномоченный по правам человека является сравнительно новым институтом в мировой практике. Необходимость создания специализированной системы защиты прав детей, включая дальнейшее развитие института уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, предусмотрена также в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года <37>. ——————————— <36> См.: Институт уполномоченных по правам ребенка. ЮНИСЕФ, 1997. С. 4 — 6. <37> Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2007. N 42. Ст. 5009.

Уполномоченные по правам ребенка в субъектах РФ выполняют важную роль в создании и становлении правозащитных детских, молодежных общественных организаций, включении их представителей в коллегиальные органы по вопросам детства <38>. ——————————— <38> Государственный доклад Минздравсоцразвития России «О положении детей в Российской Федерации. 2010 год».

Выделяя отдельные направления деятельности Уполномоченного по правам ребенка, Т. Ю. Новикова полагает, что главным назначением института уполномоченного являются: — осуществление независимого контроля за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, детских учреждений в части обеспечения прав детей; — защита ребенка, чьи права нарушены государственными органами и учреждениями, их должностными лицами; — содействие восстановлению нарушенных прав детей <39>. ——————————— <39> Новикова Т. Ю. Особенности участия Уполномоченного по правам ребенка в правозащитной деятельности и реализации гражданских инициатив // Юридический мир. 2009. N 12. С. 74 — 76.

Западный опыт деятельности Уполномоченного по правам ребенка предлагает различное представление его компетенции: начиная только от рассмотрения индивидуальных жалоб, подаваемых детьми (Финляндия), в том числе защиты детей в целом (Норвегия), и заканчивая деятельностью по расширению прав и интересов всех детей (Швеция). Естественно, что более широкий охват деятельности уполномоченного требует соответствующей вертикали уполномоченных, способных контролировать все уровни системы защиты несовершеннолетних. По многим аспектам представляется, что эффективность работы Уполномоченного по правам ребенка в субъекте заключается в содействии восстановлению прав как отдельных детей, так и групп детей, чьи права нарушаются, непосредственно по месту жительства (пребывания) ребенка. Законодательство допускает несколько форм организации деятельности Уполномоченного по правам ребенка, среди которых федеральная, муниципальная и общественная. Как полагает Т. Ю. Новикова, наиболее предпочтительна первая форма, поскольку она позволяет акцентировать внимание органов государственной власти на проблемах детства, что обусловлено прямой связью с парламентом страны <40>. ——————————— <40> Новикова Т. Ю. Указ. соч.

Отметим, что практика организации работы уполномоченных по правам ребенка в региональном размере весьма различна и ориентирована на учет конкретных потребностей и значения омбудсмена в рамках конкретной территории. Так, можно обнаружить создание института уполномоченных в классическом парламентском варианте (Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Кемеровская область), в рамках исполнительной ветви власти (Новгородская, Калужская, Ивановская, Самарская и Саратовская области), на уровне муниципальных образований (Екатеринбург, Арзамас), а также на общественных началах (Ивановская и Новгородская области, г. Волжский). Однако обобщение территориального опыта деятельности уполномоченного по правам человека, свидетельствует о том, что омбудсмен осуществляет защиту прав граждан только в отношении региональной власти. Например, Закон Кировской области от 9 ноября 2009 г. N 442-ЗО «Об Уполномоченном по правам человека в Кировской области» <41> предусматривает, что уполномоченный замещает государственную должность Кировской области. В свою очередь, уполномоченный по правам ребенка назначается и освобождается от должности Законодательным Собранием Кировской области большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Кировской области (п. 2 ст. 29). Такой механизм назначения уполномоченного позволяет провести объективную оценку профессиональных качеств предлагаемой кандидатуры, однако одновременно не снимает проблемы формирования общественной составляющей данного института и обеспечения независимости от конъюнктурных решений. ——————————— <41> Сборник основных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области. 2006. N 6 (126).

Как отмечал первый Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации А. И. Головань, «наша задача состоит в том, чтобы помогать регионам создавать этот институт. В том числе убеждать, что изначально он создавался как самостоятельный, а не в структуре Уполномоченного по правам человека и тем более не в структуре исполнительной власти, а также давать методики и рекомендации» <42>. ——————————— <42> См.: Интервью ИА REGNUM Новости с А. И. Голованем, Уполномоченным по правам ребенка при Президенте России // URL: http://www. volgograd. ru/news/common/2009/251027.news.

С этим, на наш взгляд, следует согласиться, поскольку функции уполномоченных достаточно часто не находят должной реализации в силу конкретных административных барьеров, определяемых должностным положением омбудсмена и вертикальными управленческими связями. Несмотря на отмеченные проблемы модели уполномоченного в системе исполнительной власти, полагаем, что эффективность правозащитной деятельности наиболее вероятна в случае ее приближения непосредственно к населению отдельных публично-правовых образований. Данный факт вряд ли можно оспаривать. Для решения задач, стоящих перед уполномоченными, вполне справедливым следует считать предложение о создании уполномоченными в субъектах РФ своих представительств в муниципальных образованиях и общественных приемных при Уполномоченном по правам человека в РФ. Российская практика деятельности уполномоченных при реализации общественной модели значительным образом изменяет ее благодаря соединению с элементами публичного контроля. Причем с муниципального уровня организации деятельности уполномоченные постепенно переходят на локальный уровень, т. е. конкретных образовательных учреждений. Так, Уполномоченный по правам человека в Московской области координирует работу представителей Уполномоченного в муниципальных образованиях и уполномоченных по защите прав образовательного процесса в образовательных учреждениях Подмосковья <43>. В этой связи весьма примечателен опыт Ростовской области, где в общеобразовательных учреждениях созданы так называемые школьные уполномоченные, находящиеся в ведении муниципалитета. Такой двойственный статус омбудсмена, по мнению администрации Ростовской области, «будет способствовать усилению общественной составляющей их организационно-управленческой деятельности, повышению уровня правовой культуры участников образовательного процесса, своевременному оказанию помощи детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации» <44>. ——————————— <43> Титкина М. В. Бесплатная юридическая помощь на территории Московской области: состояние и проблемы оказания. Место уполномоченного по правам человека в субъекте РФ в создаваемой системе бесплатной юридической помощи населению // Социальное и пенсионное право. 2010. N 4. С. 36 — 38. <44> URL: http://www. donland. ru/departments/news. asp? Id=12400&departmentId;=9446.

Защиту прав и интересов обучающихся в общеобразовательном учреждении обеспечивают все педагогические работники. Функции по урегулированию и предупреждению конфликтных ситуаций между обучающимися, учителями и родителями возложены на классного руководителя, ряд других специалистов. Активизация экспериментальной работы по введению в школы уполномоченных по правам участников образовательного процесса обратила на себя внимание профильных органов управления образованием. Как отмечается в письме Минобрнауки России от 8 августа 2011 г. N 06-1389 <45>, основная задача деятельности школьных омбудсменов заключается в формировании правового пространства в школах, развитии гражданско-правовой культуры участников образовательного процесса как составной части целостной системы учебно-воспитательной работы. ——————————— <45> См.: письмо Минобрнауки России от 8 августа 2011 г. N 06-1389 «О работе школьных омбудсменов» // Администратор образования. 2011. N 19.

Стоит заметить, что школьные омбудсмены, как правило, являются педагогами школ, работают на общественных началах и проходят соответствующее обучение на курсах по подготовке уполномоченных.

Медиация (посредничество) в образовании

Начиная с конца прошлого века исследование переговоров и посредничества как методов альтернативного разрешения конфликтов активно проводится в различных направлениях научного знания и областях человеческой деятельности <46>. ——————————— <46> См, например: Аллахвердова О. В. Медиация как метод разрешения конфликтов в России // Социальный конфликт. 1999. N 2; Андреев В. В. Процесс посредничества в решении социального конфликта: Дис. … канд. соц. наук. Новочеркасск, 1999; Виноградова Е. А. Альтернативное разрешение споров // Вестник ВАС РФ. 1997. N 8; Зайцев А. И., Кузнецов Н. В., Савельева Т. А. Негосударственные процедуры урегулирования правовых споров: Учебное пособие. Саратов, 2000; Иванова Е. Н. Медиация на поле брани // Третейский суд. 2000. N 2; Кармин А. С. Конфликтология. СПб., 1999; Шаленко В. Н. Посредничество: Монография. М., 1997.

Посредничество рассматривается как процедура, направленная на мирное разрешение конфликта, устранение его причин и последствий, которая может быть завершена достижением соглашения <47>. ——————————— <47> Гвоздарева М. В. Посредничество как метод альтернативного разрешения корпоративных конфликтов: Автореф. дис. … канд. соц. наук (22.00.08). М., 2006. С. 16.

Надо сказать, что практика медиативных процедур используется так широко, что затрагивает не только сферу частного, но и публичного порядков, выступая в качестве превентивных мер в рамках реализации раннего предупреждения конфликтов и обеспечения стабильной международной безопасности. Причем посредничество на международном уровне уже перешагнуло способ достижения мирных соглашений и рассматривается как форма превентивной дипломатии на стадии предотвращения очагов насилия <48>. ——————————— <48> Семкина Ю. Н. Посредничество как международно-правовое средство мирного разрешения споров: Автореф. дис. … канд. юрид. наук (12.00.10). М., 2010. С. 9.

Правовая природа посредничества выражается в независимости посредника и отвлечении его от собственно вопросов исследования доказательств и фактов, приводимых сторонами конфликта. Как отмечается, посредничество — способ вмешательства нейтральной третьей стороны, целью которого является оказание содействие процессу переговоров между конфликтующими сторонами. Главная задача посредника — организовать контакты и переговоры, помочь найти формулу согласия <49>. ——————————— <49> Старыгина П. С. Указ. соч. С. 13.

Обобщение основ системы медиации в гражданско-правовых отношениях позволило некоторым исследователям обнаружить основные принципы медиативных процедур. Так, С. В. Калашниковой выделены организационные принципы (добровольность и нейтральность) и процедурные принципы (самостоятельность сторон, конфиденциальность, сотрудничество и равноправие) <50>. ——————————— <50> Калашникова С. В. Медиация в сфере гражданской юрисдикции: Автореф. дис. … канд. юрид. наук (12.00.15). Екатеринбург, 2010. С. 7.

Западный опыт построения медиативных процедур в большей степени ориентирован на принципы самоорганизации, т. е. саморегулирования при наличии государственного контроля. Соотношение публичного и частного элементов в организации деятельности медиаторов позволяет обеспечить максимальные гарантии их независимости как института гражданского общества при одновременном обеспечении профессионализма медиаторов. Следует учесть, что заграничная практика использования института медиации давно нашла свое использование в конкретных организациях и применяется на уровне локальных споров между субъектами трудовых правоотношений. Само урегулирование разногласий с участием посредника может применяться до возникновения индивидуального правового спора. Как отмечает С. В. Калашникова, «организация и проведение примирительных процедур по конфликтам внутри компаний могут обеспечиваться «штатными» медиаторами или специальными внутрикорпоративными службами медиации» <51>. ——————————— <51> Калашникова С. В. Указ. соч. С. 23.

Примечателен зарубежный опыт урегулирования конфликтов при помощи посредничества. Статистика английского Центра эффективного разрешения споров (Center for Effective Dispute Resolution) показывает, что 85% споров завершались заключением мирового соглашения (при средней продолжительности посредничества в полтора дня), 6% были мирно урегулированы в течение трех месяцев после проведения посредничества <52>. В свою очередь, статистика по странам Северной Америки показывает, что в результате проведения процедуры посредничества конфликты успешно разрешаются в 80 — 90%, а оставшиеся неразрешенными 10 — 20% споров рассматриваются в государственных правоохранительных органах, что позволяет разгрузить судебную систему <53>. ——————————— <52> Коннов А. Ю. Понятие, классификация и основные виды альтернативных способов разрешения споров // Журнал российского права. 2004. N 12. С. 121. <53> Старыгина П. С. Указ. соч. С. 13.

Количественные показатели разрешения корпоративных споров специальными органами посредничества в России, представленные в отдельных исследованиях, также говорят о весьма эффективной роли таких структур в корпоративном миротворчестве. В частности, при непосредственном участии Объединенной комиссии по корпоративной этике, созданной РСПП, в корпоративных спорах на стадии примирительных процедур с помощью посредничества было разрешено 45% возникающих споров <54>. ——————————— <54> Гвоздарева М. В. Указ. соч. С. 21, 22.

В современной литературе выделяют различные модели медиации, и в большей степени на разрешение отмеченных особенностей конфликтов в образовательной среде направлена так называемая терапевтическая модель медиации <55>. Основной целью подобного рода медиации является восстановление дружественных отношений сторон, и медиатор, безусловно, должен обладать не только компетентностными, а также знаниями в области психологии. ——————————— <55> Калашникова С. В. Указ. соч. С. 16.

Хотя процессуальная сторона терапевтической медиации в большей степени тяготеет к созданию специальных навыков и условий для нормальной коммуникации участников спора, логичным ее результатом может стать решение конкретной проблемы с одновременным восстановлением нормальных отношений сторон спора, способствующих возможности в дальнейшем сотрудничать, осуществлять совместную деятельность. В этих условиях медиация, не проводя деления участников на виновников конфликта и тех, кто оказался втянутым в него не по своей воле, способствует выстраиванию оптимальной модели взаимодействия. На международном уровне школе отводится наиважнейшая роль в предоставлении детям возможности обсудить происходящее с ними и в том числе необходимости максимальной защиты детей от прямого контакта с насилием. Как известно, на практике речь идет о психическом насилии, формы которого весьма разнообразны: угрозы в адрес обучающегося; преднамеренная изоляция обучающегося; предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту; оскорбление и унижение достоинства; систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия; постоянная негативная характеристика обучающегося; демонстративное негативное отношение к обучающемуся и т. д. Поэтому создание института посредничества непосредственно в образовательном учреждении в разрешении в первую очередь педагогических конфликтов позволяет в большей степени содействовать разрешению спора с учетом интересов конфликтующих сторон. Стоит отметить, что регулирование отдельных процедур посредничества предлагается передать на уровень посредника и конфликтующих сторон, при этом в законодательном порядке должны определяться квалификационные требования профессиональных посредников <56>, что, на наш взгляд, вполне логично и отражает конкретные особенности самих конфликтных ситуаций, традиций разрешений спорных вопросов в отдельном учебном заведении. ——————————— <56> Брыжинский А. А. Альтернативное разрешение правовых споров и конфликтов в России: Автореф. дис. … канд. юрид. наук (12.00.01). Саранск, 2005. С. 12.

Примирительная комиссия по урегулированию образовательных конфликтов

Урегулирование конфликтов на уровне конкретной организации (в корпоративной среде) рассматривается как один из составных элементов корпоративного управления, где наряду с процессом установления баланса между экономическими и социальными целями осуществляется поиск механизмов социального взаимодействия <57>. При этом процедуры разрешения конфликтов в стенах образовательного учреждения, как правило, связываются с элементами восстановительного правосудия <58>. В связи с этим целесообразным представляется обратить внимание на практику некоторых учреждений, адаптировавших инструменты примирительного разрешения образовательных конфликтов. ——————————— <57> Гвоздарева М. В. Указ. соч. С. 20. <58> В предложенном контексте термин «восстановительный» означает восстановление нарушенной социально-психологической ситуации, восстановление социальных связей, восстановление способности к развитию. Восстановительный подход в правосудии дает возможность исправить ситуацию, т. е. восстановить ситуацию в широком смысле этого слова — восстановить отношения в социальной системе, восстановить возможность конструктивного взаимодействия всех участников ситуации // http://orientir. ucoz. com/publ/vosstanovitelnyj_podkhod/1-1-0-13.

Достаточно интересен опыт организации системы восстановительного правосудия в рамках деятельности Общественного центра «Судебно-правовая реформа». Как отмечают специалисты, «концепция восстановительного правосудия… разрабатывается сегодня в мире как система теоретических представлений и набор способов, процедур и приемов работы, используемых в ситуации преступления, конфликта, в обстоятельствах эскалации взаимонепонимания, отчуждения и напряженности в отношениях между людьми и всплеска насилия» <59>. При этом, как полагают некоторые авторы, использование восстановительного подхода необходимо тогда, когда межчеловеческие отношения насыщаются ненавистью и мстительностью, что обрывает возможность протекания нормальной человеческой жизни <60>. Собственно, тем самым формируется некоторая область ювенальной юстиции <61>, предусматривающая защиту прав и законных интересов несовершеннолетних лиц в образовательном процессе. ——————————— <59> Максудов Р. Р. Службы примирения в административном и управленческом контексте // Вопросы ювенальной юстиции. 2011. N 5. С. 14 — 19. <60> Максудов Р. Р. Указ. соч. <61> Чередова О. А. Восстановительное правосудие: перспективы развития в России // http://www. jurnal. org/articles/2010/uri76.html.

На этом фоне восстановительные технологии, получающие тиражирование, представляют собой деятельность группы специалистов, состоящей из работников судебной системы, муниципальных и школьных служб примирения, представляющих в последнем случае общественный элемент урегулирования конфликтов. В связи с этим стоит назвать показательным опыт Волгограда, где в результате инициативы педагогов, методистов, социальных работников и психологов на уровне общеобразовательных учреждений создано 66 школьных служб примирения. Следует учесть, что отдельные перспективы правового закрепления механизмов защиты прав субъектов образовательного процесса могут найти непосредственное отражение в проекте Закона «Об образовании» <62>. В частности, в проекте данному вопросу посвящена статья 46 «Защита прав обучающихся и их родителей (законных представителей)», которой на уровне образовательного учреждения предусматривается создание комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. ——————————— <62> См.: Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. http://mon. gov. ru.

В предмет деятельности данного органа включено урегулирование разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование. Причем предусматриваются паритетные начала в ее работе, что обеспечивается равным числом представителей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. Необходимо отметить, что законодатель отказался от централизованного регулирования организации деятельности этого органа, поскольку решение данных вопросов отдается на уровень локальных нормативных актов образовательного учреждения с условием обязательного их согласования с органами самоуправления обучающихся и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Универсальный характер деятельности комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений подтверждает статья 48 проекта закона «Об образовании», закрепляющая право педагогических работников на обращение в указанный общественный орган. На фоне различного рода институтов, формируемых на уровне образовательных организаций, определенное значение придается службам патронатного воспитания, функционально направленным на организацию и проведение реабилитационно-воспитательной работы с ребенком, оставшимся без попечения родителей. Опыт российских регионов, прежде всего Ростовской области, а также Ленинградской, Саратовской, Иркутской и Пермской областей, Санкт-Петербурга и Москвы показал, что к числу перспективных и эффективных мер по формированию системы защиты прав несовершеннолетних и молодежи относится введение комплексного ювенального суда, ювенальной прокуратуры, ювенальной адвокатуры, уполномоченных по правам ребенка, а также формирование достаточной инфраструктуры органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Общественные организации обучающихся (профсоюзы, студенческие советы)

Наибольшее распространение в сфере профессионального образования получили студенческие общественные организации (органы студенческого самоуправления), создаваемые в целях представления и защиты интересов студентов как наименее защищенных субъектов образовательных правоотношений перед администрацией высшего учебного заведения: студенческие профсоюзы, студенческие советы, студенческие союзы. Известная роль в разрешении спорных и конфликтных ситуаций, возникающих среди обучающихся, принадлежит студенческому совету. Например, в вузах студенческий совет является одной из форм самоуправления образовательного учреждения и создается в целях обеспечения реализации прав обучающихся на участие в управлении образовательным процессом, решения важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развития ее социальной активности, поддержки и реализации социальных инициатив. Помимо сугубо организационных вопросов задачами студенческого совета являются содействие в решении образовательных, социально-бытовых и прочих вопросов, затрагивающих интересы студентов и аспирантов; сохранение и развитие демократических традиций студенчества (см. письмо Минобрнауки России от 10 октября 2006 г. N АФ-234/06 «О Примерном положении о студенческом Совете в образовательном учреждении (филиале) высшего профессионального образования») <63>. ——————————— <63> Официальные документы в образовании. 2006. N 30.

Другим, наиболее традиционным органом общественной инициативы в образовательной среде являются профсоюзы обучающихся. Профсоюзы делают акцент в своей деятельности на решении социальных вопросов студентов, общественные объединения направляют свои усилия в русло поддержки социально значимых инициатив студенческой молодежи. Функции органов студенческого самоуправления определяют представление интересов студентов на всех уровнях (письмо Минобразования России от 2 октября 2002 г. N 15-52-468/15-01-21 «О развитии студенческого самоуправления в Российской Федерация» <64>). ——————————— <64> Бюллетень Министерства образования РФ. 2002. N 12.

Логично предположить, что механизм защиты прав студентов должен быть сопоставим с механизмом защиты прав работников. Отметим, что государство закрепляет правовые нормы, содержанием которых является защита прав и интересов работника, а также организаций работников (профессиональные союзы), представляющих и защищающих трудовые права и материальные интересы своих членов путем заключения коллективных договоров и соглашений о труде на различных уровнях (от организации до государства) <65>. ——————————— <65> Яровая И. О. Основные права студентов, возможности их реализации и способы защиты // Общество и право. 2010. N 3. С. 72 — 74.

В соотношении с российской практикой студенческого самоуправления в вузах опыт общественных организаций обучающихся Великобритании реализуется в деятельности только студенческого совета, функционирующего на инициативных началах, поддерживаемого ректоратом. Его роль — поддержка студентов, консультирование их по вопросам учебы и проживания, организация спортивных и культурных студенческих мероприятий. Профсоюз участвует в разработке и обсуждении локальных нормативных актов, затрагивающих интересы студентов учебных заведений. Обязательства профсоюза устанавливаются коллективными договорами. В коллективных договорах образовательных учреждений администрация учебных заведений совместно с выборными органами профсоюзных организаций, объединениями студентов предусматривают вопросы, затрагивающие интересы студентов, в том числе: — информирование студентов по вопросам, связанным с образовательным процессом, правилами внутреннего распорядка; — организация регулярных встреч со студентами; — обеспечение необходимых и безопасных условий для организации учебного процесса; — установление с участием профсоюзных организаций механизма расходования бюджетных средств, поступающих на социальную поддержку студентов и их поощрение (выделение средств на решение этих вопросов и их перечень устанавливается коллективным договором). Стоит отметить, что перечисленные выше органы студенческого самоуправления не во всех случаях готовы организовать эффективный диалог. Несмотря на это, студенты считают излишним привлечение к решению проблемы третьих лиц, что может способствовать не разрешению конфликта, а его дальнейшей эскалации, в связи с чем предлагается развивать традиционные формы внутривузовской системы защиты прав, в том числе профкомы студентов, а не создавать какую-либо дополнительную структуру (или определенную общественную организацию) <66>. ——————————— <66> См.: Суняева Р. Л. Права студентов, учащихся и абитуриентов. М.: Юрайт-Издат, 2007.

Одновременно профсоюзы не воспринимаются студентами как орган, защищающий их права, поскольку одной из проблем, решаемых с участием профсоюзов, является обеспечение студентов общежитием <67>. ——————————— <67> См.: Суняева Р. Л. Указ. соч.

Поэтому со своей стороны полагаем в целях разрешения образовательных конфликтов использовать ресурсы всех представительных органов самоуправления обучающихся, с организацией их деятельности на паритетных началах с представителями администрации образовательной организации, с привлечением авторитетных для сторон специалистов из сотрудников учебного заведения.

Библиография

Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия: опыт комплексного исследования. М., 1999. Аллахвердова О. В. Медиация как метод разрешения конфликтов в России // Социальный конфликт. 1999. N 2. Андреев В. В. Процесс посредничества в решении социального конфликта: Дис. … канд. соц. наук. Новочеркасск, 1999. Брыжинский А. А. Альтернативное разрешение правовых споров и конфликтов в России: Автореф. дис. … канд. юрид. наук (12.00.01). Саранск, 2005. Веретенникова Н. Появление Уполномоченного обозначит позицию государства // Интернет-доклад по итогам конференции, 2003. Виноградова Е. А. Альтернативное разрешение споров // Вестник ВАС РФ. 1997. N 8. Волков А. М. Правовые конфликты в недропользовании: Монография. М.: Щит-М, 2009. Гвоздарева М. В. Посредничество как метод альтернативного разрешения корпоративных конфликтов: Автореф. дис. … канд. соц. наук. (22.00.08). М., 2006. Дмитриев А. В. Конфликтология: Учебное пособие. М., 2002. Долинская В. В. Понятие корпоративных конфликтов // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. N 6. Жеребин В. С. Проблемы правовой конфликтологии: Дис. … д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 2001. Зайцев А. И., Кузнецов Н. В., Савельева Т. А. Негосударственные процедуры урегулирования правовых споров: Учебное пособие. Саратов, 2000. Зеленцов А. Б. Конфликты в управлении и управление конфликтами. Опыт комплексного исследования предмета и форм административной юрисдикции: Монография. М.: Изд-во РУДН, 2001. Иванова Е. Н. Медиация на поле брани // Третейский суд. 2000. N 2. Институт уполномоченных по правам ребенка. ЮНИСЕФ, 1997. Калашникова С. В. Медиация в сфере гражданской юрисдикции: Автореф. дис. … канд. юрид. наук (12.00.15). Екатеринбург, 2010. Кармин А. С. Конфликтология. СПб., 1999. Коннов А. Ю. Понятие, классификация и основные виды альтернативных способов разрешения споров // Журнал российского права. 2004. N 12. Крохина Ю. А. Юридический конфликт в финансовой сфере: причины, сущность и процедуры преодоления // Журнал российского права. 2003. N 9. Кузбагаров А. Причины возникновения юридического конфликта и примирение конфликтующих как способ их разрешения // Арбитражный и гражданский процесс. 2006. N 3. Куров С. В. Характеристика юридической защиты прав и законных интересов субъектов сферы образования // Право и образование. 2010. N 11. Ляшко А. В. Формы и средства разрешения юридических конфликтов // Право и общество: от конфликта к консенсусу. СПб., 2004. Максудов Р. Р. Службы примирения в административном и управленческом контексте // Вопросы ювенальной юстиции. 2011. N 5. Михайлова Х. Л. Основные черты конфликта, возникающего при оказании медицинских услуг // Медицинское право. 2008. N 3. Новикова Т. Ю. Особенности участия Уполномоченного по правам ребенка в правозащитной деятельности и реализации гражданских инициатив // Юридический мир. 2009. N 12. Параскевова С. А. Гражданское правонарушение в характеристике социального конфликта // Социальное и пенсионное право. 2006. N 3. Параскевова С. А. Конфликтные отношения в гражданском праве: исторический аспект // История государства и права. 2006. N 8. Параскевова С. А. Определение гражданско-правового конфликта // Гражданское право. 2006. N 3. Семкина Ю. Н. Посредничество как международно-правовое средство мирного разрешения споров: Автореф. дис. … канд. юрид. наук (12.00.10). М., 2010. Старыгина П. С. Организационно-управленческие механизмы регулирования социальных конфликтов: нормативно-правовой аспект: Автореф. дис. … канд. соц. наук (22.00.08). М., 2004. Столетова Д. Э. Конфликтное правоотношение в международном коммерческом обороте // Российское правосудие. 2007. N 9(17). Суняева Р. Л. Права студентов, учащихся и абитуриентов. М.: Юрайт-Издат, 2007. Сырых В. М., Зенков В. Н., Глазырин В. В. и др. Социология права: Учебник / Под ред. проф. В. М. Сырых. М., 2004. Титкина М. В. Бесплатная юридическая помощь на территории Московской области: состояние и проблемы оказания. Место уполномоченного по правам человека в субъекте РФ в создаваемой системе бесплатной юридической помощи населению // Социальное и пенсионное право. 2010. N 4. Трофимов В. В. Конфликтное право и право сотрудничества // Журнал российского права. 2011. N 9. Худойкина Т. В. Юридический конфликт (теоретико-прикладное исследование): Дис. … д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 2002. Чередова О. А. Восстановительное правосудие: перспективы развития в России // http://www. jurnal. org/articles/2010/uri76.html. Шаленко В. Н. Посредничество: Монография. М., 1997. Юридическая конфликтология / Под ред. В. Н. Кудрявцева. М., 1995. Яковлев В. Ф. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений. Смоленск, 2000. Яровая И. О. Основные права студентов, возможности их реализации и способы защиты // Общество и право. 2010. N 3. Coser L. The Functions of Social Conflict. L.: Glencoe, 1956. Dahrendorf R. The Modern Social Conflict: An Essay on the Politics of Liberty. L.: Weiden feld; Nicolson, 1988. XVI. Deutsch M. The Resolution of Conflict. New Haven. L., 1973. Folger J. P., Poole M. S., Stutman R. K. Working through Conflict: Strategies for Relation ships, Groups and Organizations. 3rd ed. N. Y.: Longman, 1997.

——————————————————————