Право на образование в истории дореволюционной России
(Свиридович С. Ф.)
(«История государства и права», 2008, N 5)
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ В ИСТОРИИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
С. Ф. СВИРИДОВИЧ
Право на образование в Российском государстве начиная с Древней Руси до событий октября 1917 г., естественно, не оставалось неизменным. В феодальном государстве обычно речь шла о праве на образование лиц мужского пола привилегированных слоев населения. При этом последовательно проводился принцип сословности образования. Принцип сословности остается неизменным и после перехода России к конституционной монархии. Автор подчеркивает, что школьная система была построена на принципах сословности, неравноправности полов. Каждое сословие имело специально для него предназначенные типы школ. Дворянство имело доступ в училище правоведения, пажеский корпус, кадетские корпуса, институты благородных девиц и гимназии. Формально гимназии считались доступными для разных сословий, но фактически большинство учащихся в гимназиях были дворяне. Для духовенства существовали духовные семинарии, духовные училища, епархиальные училища. Для горожан (купцов, ремесленников, рабочих, городской буржуазии) имелись реальные и коммерческие училища и торговые школы. В то же время рабочие и ремесленники, а также крестьяне в основном имели доступ в начальные школы с трех-, четырехгодичным курсом или, в лучшем случае, двухклассные начальные школы с 5-летним сроком обучения или высшие начальные училища. Сложная, отчасти запутанная, система школ делилась на две части: система элементарного образования, не дававшая выхода к среднему и высшему образованию, для низших слоев населения и не связанная с ней система среднего и высшего образования для привилегированных сословий — дворянства, духовенства, буржуазии.
В образовательной политике дореволюционной России существовали два направления: с одной стороны, отражавшее реакционную политику правительства и, с другой стороны, отражавшее политику прогрессивных течений. Прогрессивная педагогическая общественность русского народа и нерусских народов России (Ушинский, Пирогов, Л. Н. Толстой, Агаян, Насыри и др.) выдвинула много педагогических идей, превосходивших западные педагогические теории. Общеобразовательные школы дореволюционной России были очень разнотипными и находились в ведении различных ведомств. Так, в ведении только Министерства народного просвещения было тринадцать типов начальных школ. Имелось много начальных школ в ведении ведомства православного вероисповедания, часть школ — в ведении ведомства учреждений императрицы Марии, часть — в ведении МВД. Еще более пестрой была картина подведомственности средних школ: не было почти ни одного министерства, в ведении которого не находились бы средние школы.
Школа как историческое явление представляет у российского народа в каждую эпоху его культурного развития один или несколько типов. Тип школы определялся всей системой народного образования, задачами, поставленными народом или отдельным его классом, в которые складывается школьная организация под влиянием культурных, бытовых и экономических условий своего существования. Сельская местность до середины XIX в. была исключена из школьного обучения. Всеобщая школьная реформа не проводилась. В 1828 г. ввели трехступенчатую образовательную систему — начальную школу, губернскую школу и университет. Подготовка к высшим формам школьного образования через начальную школу не регулировалась. Только во второй половине XIX в. российское правительство начало создавать систему народного образования, которая постепенно включила в сферу своей деятельности и деревни.
Начальные школы, образовавшиеся в Российской империи в середине 90-х годов XIX в., своей сложной системой отражали результат противоборства двух основных сил, оказывавших влияние на область образования, государства и общества. Противоречивые отношения обеих сил сказывались на существующей системе школ. Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1864 г. стало началом массовой общественной инициативы в области народного образования.
Ключевые позиции в системе российской высшей школы конца XIX — начала XX в. принадлежали учебным заведениям, готовившим кадры обслуживания государственного аппарата империи, а именно университетам, школам университетского типа (юридические, востоковедные, педагогические, медицинские), военным и военно-морским, богословским. Социально они были ориентированы преимущественно на дворянско-чиновничий контингент учащихся, получивших среднее образование в классических гимназиях. Высшая школа России периода империализма была сложной структурой с постоянно менявшимися количественными и качественными показателями. Ее основу составляли государственные учебные заведения, система которых сложилась в основном к концу XIX в. В начале XX в. темпы ее развития замедлились. Полноценному функционированию системы отечественного высшего образования мешали сословные и национальные ограничения, дискриминация женщин, охранительные установки правительства, бюрократизм управления, остаточное финансирование. Отсутствие планового начала вело к диспропорциям в развитии сети университетов и институтов при общей нехватке специалистов всех без исключения профилей.
——————————————————————