О понятии «правовое просвещение»

(Миронова Ю. В.) («Административное право и процесс», 2013, N 2)

О ПОНЯТИИ «ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ»

Ю. В. МИРОНОВА

Миронова Юлия Владимировна, адъюнкт факультета научно-педагогических кадров Владимирского юридического института ФСИН России.

Статья рассматривает понятие «правовое просвещение» в контексте научных знаний: философии, педагогики, лингвистики, юриспруденции. В ходе данного анализа автор дает собственное понятие «правовое просвещение».

Ключевые слова: правовое просвещение; правовая культура; термин, определение, понятие, анализ, концепция.

About the definition of «the legal education» J. V. Mironova

The article considers the term «the legal education» in the different science: philosophy, pedagogics, linguistics, juridical. The same time gives the author definition «the legal education».

Key words: legal education/enlightenment; legal culture; term, definition, analyze, conception.

В настоящее время значение процессов, связанных с повышением правовой культуры и уровня правосознания российских граждан, неуклонно набирает обороты <1>. Как справедливо отмечает В. В. Стреляева, что особенно стало популярно и актуально в последние десятилетия, когда наша страна (в связи с переходом к рыночной экономике и активной ориентации политического пути на демократическое развитие государства и общества) стала активно воспитывать в гражданах убеждения, что знание права, участие в праве, правовая воспитанность — это необходимые элементы успешной жизнедеятельности, экономического благосостояния нации вообще и отдельных лиц <2>. ——————————— <1> Согласно О. А. Долгополову правовое сознание (правосознание) — необходимый элемент правового воспитания — состоит в определенных позитивных представлениях, взглядах, ценностных ориентациях, установках, которые лежат в основе правовой культуры. Последняя, в свою очередь, представляет собой практическое соблюдение, исполнение и использование юридических норм. См.: Долгополов О. А. Организация правового воспитания в современной России: Дис. … канд. юрид. наук. Рязань, 2004. С. 43. <2> Стреляева В. В. Правовое воспитание в условиях становления правового государства: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 38.

Однако в результате отсутствия четко установленной системы организации правового воспитания в России «происходит увеличение процента тяжких преступлений, количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, правовой нигилизм, рост преступности, что является серьезной помехой созданию правового государства, уменьшающей реальную силу права, его активную роль в обществе, не позволяющей гражданам в полной мере осуществлять предоставленные законом возможности. Общество в настоящее время, как никогда ранее, нуждается в новом ценностном сознании, отвечающем современным реальностям. В результате чего возникла острая необходимость в формировании позитивного правосознания <3>. ——————————— <3> Долгополов О. А. Указ. соч. С. 56.

В научной литературе неоднократно и справедливо подчеркивалось, что формирование и развитие правосознания личности и социальных групп осуществляются в результате сложного взаимодействия социальных факторов (социально-экономических и политических условий, культурной и идейной жизни, нравственной атмосферы и состояния законодательства) и целенаправленной идеологической, воспитательной деятельности общества <4>. ——————————— <4> Симоненко А. В. Криминологические проблемы воспитания и его роль в предупреждении преступлений: Дис. … докт. юрид. наук. М., 2000. С. 125.

Однако, как писал Б. А. Кистяковский, «право должно действовать и иметь силу совершенно независимо от того, какие политические направления господствуют в стране и в правительстве. Право по самому своему совершенствованию стоит над партиями, и поэтому создавать для него подчиненное положение по отношению к тем или другим партиям — это означает извращать его природу» <5>. Все вышесказанное дает основание утверждать о том, что любое правовое государство или государство, стремящееся к таковому, должно быть в первую очередь заинтересовано в усилении роли высокого уровня правовой культуры своего населения, его наделении знаниями и убеждениями о необходимости существования права как главного регулятора общественных отношений. При этом не только государство, но и вся нация, проживающая на его территории, в лице предков, граждан, живущих здесь и сейчас, а также потомков, должны ставить перед собой эти высокие духовные цели. И если правовое воспитание — это основной метод воздействия на правовую культуру граждан со стороны государства и его органов, то более широкая по своему значению категория правового просвещения ставит целью повышение уровня правосознания граждан со стороны не только уполномоченных субъектов, но и всего общества в целом. ——————————— <5> Кистяковский Б. А. Социальные науки и право. М., 1916. С. 412.

Как писал выдающийся отечественный педагог В. А. Сухомлинский, «воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимолетно» <6>. Именно поэтому разлаженная система организации правового просвещения в обществе может повлечь за собой несогласованные действия его членов и привести к отнюдь не запланированным результатам. ——————————— <6> Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1978. С. 14.

Рассмотрение категории «правовое просвещение» с точки зрения историко-философских концепций позволяет сделать вывод о его глобальной роли в мировой политико-правовой мысли. Таким образом, становится ясно, что, адаптируя философские взгляды на современный язык, правовое просвещение понимались как процесс распространения правовых знаний и правовой культуры в широких массах населения. При этом, по логике просветителей, воспитание вытекало из общих представлений о просвещении как одном из необходимых элементов его процесса. Однако при изучении современной теоретико-правовой и педагогической трактовки правового просвещения мы столкнулись с рядом трудностей по его разграничению со смежными категориями, и в первую очередь с правовым воспитанием. Так, в энциклопедической литературе просвещение, как правило, трактуется с трех позиций: 1) распространение знаний, образования; 2) система образовательных учреждений в стране; 3) прогрессивное идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму в Европе в 18 в. (век Просвещения) <7>. ——————————— <7> Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад, М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М.: Большая российская энциклопедия, 2003. С. 221.

Также в педагогической литературе и словарях термин «просвещение» рассматривается как понятие и явление, синонимичное «народному образованию» <8>. ——————————— <8> Снигирева М. В. Общественные ресурсы в педагогических технологиях правового просвещения: Дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. С. 56.

Следует отметить, что и в лингвистических словарях мы находим аналогичные суждения, в которых просвещение понимается как распространение знаний, образования. Просветить — сообщить кому-нибудь знания, распространить где-нибудь знания, культуру, пропустить сквозь кого-чего лучи, свет для исследования внутренностей. Просветиться — получить знания, культурные навыки, подвергнуться просвечиванию <9>. ——————————— <9> Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Издательство «Русский язык», 1978. С. 570.

При этом образование трактуется как синоним обучения, просвещения <10>. ——————————— <10> Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: Ок. 11 000 синоним. рядов. 11-е изд., перераб. и доп. М.: Рус. яз., 2001. С. 277.

В данном случае, как мы видим, просвещение тесно связывается с понятием «образование» и выступает как «процесс его распространения». Если рассмотреть категорию «образование», то в тех же источниках мы находим: «Образование — процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования — обучение и самообразование» <11>. ——————————— <11> Кравченко А. И. Культура и культурология: Словарь. Екатеринбург: Деловая книга, 2003. С. 645.

Обучение представляет собой процесс овладения знаниями и умениями, навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. д. В ходе обучения усваивается социальный опыт, формируется эмоционально-ценностное отношение к действительности <12>. ——————————— <12> Кравченко А. И. Указ. соч. С. 646.

В свою очередь, обучение тесно связано с воспитанием — целенаправленным воздействием институтов образования и других учреждений, обеспечивающих формирование представителей новых поколений. Воспитание является составной частью процесса социализации и представляет собой целенаправленную передачу этических норм и правил достойного поведения старшим поколением — младшему <13>. Здесь, как мы видим, осуществляется сравнение воспитания с общим процессом социализации, где первое выступает одним из элементов, характеризующихся своей целенаправленностью. Отсюда следует вывод, что процесс социализации — нечто более широкое, включающее в себя весь накопленный поколениями потенциал методов, средств и целей по организации социализации в обществе. Тогда как воспитание пользуется лимитированным объемом средств и методов и ставит перед собой конкретизированные, ограниченные временными рамками цели. ——————————— <13> Кравченко А. И. Указ. соч. С. 237.

Таким образом, общепедагогическая концепция такова: понимая под процессом социализации просвещение, следует, что воспитание является его составной частью. А просвещение рассматривается как направление передовой общественной мысли, связанное с деятельностью по распространению разными способами передовых знаний и идей, служащих социальному прогрессу, развитию образования и науки <14>. ——————————— <14> Снигирева М. В. Указ. соч. С. 60.

Именно поэтому, понимая просвещение как процесс социализации личности, как справедливо отмечает М. В. Снигирева, он предполагает распространение моральных ценностей, культуры, правовых принципов на более широкие слои населения; длительный процесс приобщения новых поколений к утвердившимся нормам, взглядам, идеям, через которые общественное сознание осваивает процесс своей саморегуляции <15>. ——————————— <15> Снигирева М. В. Указ. соч. С. 61.

В педагогической мысли просвещение видится гораздо шире понятия «образование» и заключается не только в распространении образования установленными в науке технологиями, которое определяет более строгими целями и методами, но и основывается на свободном отборе информации из разных источников, в том числе задействуя общественные ресурсы. Отталкиваясь от сказанного выше, под правовым просвещением М. В. Снигирева понимает трансляцию и ретрансляцию правовых знаний, культуронаследование, преемственность и взаимовлияние общечеловеческих моральных ценностей, правовых идей, приобщение человека к историко-культурному наследию предшественников. Общественные ресурсы при этом оптимизируют процесс усвоения знаний, умений, навыков <16>. ——————————— <16> Снигирева М. В. Указ. соч. С. 75.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что правовое просвещение — это категория, заимствованная из таких наук, как философия и педагогика, и является производным от термина «просвещение», что, несомненно, при изучении искомого явления нельзя сбрасывать со счетов, не учитывая наработанный опыт указанных наук в теории государства и права. С учетом вышесказанного считаем необходимым дать авторское определение исследуемого нами явления. Правовое просвещение — это деятельность по трансляции и ретрансляции на широкие слои населения передовых правовых знаний, идей, моральных ценностей, правовой культуры, правовых принципов, служащих социальному прогрессу, развитию правового образования и науки с помощью разнообразных средств и методов, приобщение человека к историко-правовому наследию предшественников с целью его правовой социализации.

——————————————————————