М. Ю. Лермонтов: дуэль или убийство?

(Белых В. С.) («Культура: управление, экономика, право», 2013, N 1)

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ: ДУЭЛЬ ИЛИ УБИЙСТВО? <*>

В. С. БЕЛЫХ

——————————— <*> Bely’kh V. S. M. Yu. Lermontov: duel of murder?

Белых Владимир Сергеевич, профессор УрГЮА.

В статье проанализирован вопрос о том, можно ли считать дуэль М. Ю. Лермонтова, результатом которой явился летальный исход для поэта, убийством. Публикация посвящена значительному событию в истории России XIX в. В материале отмечено, что повод для дуэли — это случайная ссора, а причина гибели М. Ю. Лермонтова гораздо глубже.

Ключевые слова: М. Ю. Лермонтов, Мартынов, дуэль, убийство, поэт, император, масонство.

The author of the article analyses if the duel of M. Yu. Lermontov, that resulted in death of the poet, can be considered a murder. The article concerns the important event in the Russian history of XIX century. The author notes that the pretext for the duel was an accidental quarrel and the reason for it and the cause of death of M. Yu. Lermontov are much more serious.

Key words: M. Yu. Lermontov, Marty’nov, duel, murder, poet, Emperor, masonry.

Среди таинственных историй, связанных с жизнью великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, наиболее острым и дискуссионным является вопрос о дуэли поэта с Мартыновым и причинах его гибели в расцвете сил и творчества. В литературе были высказаны различные, порой самые противоположные предположения и выводы о последнем этапе жизни поэта. Например, по одной из версий Лермонтов пал жертвой заговора масонов <1>. Это предположение иногда муссируется в литературе, хотя известно, что русское масонство начиная с конца XVIII в. подвергалось гонениям со стороны правительства <2>. Однако правительственные гонения выглядят весьма странно даже на первый взгляд. Так, в литературе можно встретить мнение о такого рода преследованиях в период царствования Екатерины II. В действительности же наблюдается расцвет масонства в указанный период. Русское масонство Екатерининской эпохи — это духовное движение, оказавшее существенное влияние на культурную и общественную жизнь русского общества <3>. В России Екатерининской эпохи одним из основных руководителей и идеологов циннендорфской, или шведско-берлинской, системы был Николай Иванович Новиков, русский просветитель и видный общественный деятель. Трагична судьба этого великого просветителя и издателя. По Указу императрицы Екатерины II от 1 августа 1792 г. он был арестован за «колобродство, нелепые умствования и раскол». В Указе было сказано: «Подвергнуть Новикова нещадной казни. Но, следуя сродному ей (императрице. — В. В.) человеколюбию… запереть его на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость…» <4>. Но надо строго различать дело Новикова и дело масонства. Новиков пострадал очень сильно, конечно, не за масонство, а за свои политические и общественные идеалы <5>. ——————————— <1> По мнению профессора Н. И. Сенченко, директора Книжной палаты Украины, Пушкин и Лермонтов были убиты масонами «Великого Востока Франции». Об этом якобы позволяют судить масонские архивы, которые во время Второй мировой войны случайно попали в СССР. URL: http://www. dancor. sumy. ua/articles/community/31998. <2> См.: Масонство в его прошлом и настоящем / Под ред. С. П. Мельгунова и Н. П. Сидорова. М., 1991. Т. 2. С. 118 — 134. <3> См.: Белых В. С. Главные деятели масонских лож Екатерининской эпохи // История государства и права. 2011. N 13. С. 45 — 48. <4> Масонство в его прошлом и настоящем… М., 1991. Т. 1. С. 224. <5> Масонство в его прошлом и настоящем… Т. 2. С. 119.

Другой пример из истории: император из рода Романовых Павел I (Павел Петрович) царствовал недолго — пять лет (был убит в 1801 г.). Однако успел за эти годы породниться с масонами. С 29 декабря 1798 г. он — великий магистр Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский крест) <6>. Далее, на другой день после смерти Екатерины Великой он освободил из тюрьмы Новикова и всех замешанных в деле мартинистов <7>. В то же время император предложил братьям-масонам более не собираться до его особого повеления. Практически русские масоны были обречены на безгласное существование. Поэтому существует версия о том, что заговор и убийство Павла I есть месть масонов за нарушение клятвы ордена каменщиков. ——————————— <6> См.: Русское масонство. 1731 — 2000 гг. Энциклопедический словарь. М., 2001. С. 620. <7> См.: Шильдер Н. К. Император Павел I. М., 2007 (Великие династии России. Романовы). С. 288 — 289.

И наконец, третий пример из истории: император Александр I Благословенный взошел на престол 12 марта 1801 г. и принял на себя обязательства управлять народом «по закону и по сердцу своей премудрой бабки» (Екатерины Великой) <8>. Александр продолжил линию своего отца и подтвердил ранее существовавший запрет на проведение масонских собраний. Тем не менее император не преследовал членов масонских лож и фактически не чинил каких-либо препятствий при создании и организации деятельности орденов свободных каменщиков. В период с 1803 по 1805 г. число лож растет с небывалой быстротой. Так, в 1803 г. под председательством сенатора П. И. Голенищева-Кутузова (родной брат фельдмаршала М. И. Кутузова) открывается в Москве тайная ложа «Нептун». Состав ложи был немногочисленным, но ее члены принадлежали к родовитому московскому дворянству, подмосковным помещикам. В их числе были и профессора университетов, и молодые офицеры. Деятельность ложи отличалась железной дисциплиной ее членов, простотой обрядов и фанатизмом. Идейное направление ложи «Нептун» — розенкрейцерство <9>. Итак, при Александре тайные общества (в том числе масонские ложи. — В. С.) составлялись так же легко, как теперь акционерные компании, и даже революционного в них было не больше, как в последних <10>. ——————————— <8> См.: Великий князь Николай Михайлович. Император Александр I; Ключевский В. О. Александр I. М., 2007 (Великие династии России. Романовы). 320 с. <9> См.: Белых В. С. Русское масонство в период царствования Александра I // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2010. N 3. Т. 4. История. С. 102. <10> См.: Великий князь Николай Михайлович. Император Александр I; Ключевский В. О. Александр I. С. 308 (автор раздела книги — В. О. Ключевский).

Михаил Юрьевич Лермонтов — великий поэт России — был далек от масонства и декабристов. Известны, например, его встречи с некоторыми участниками декабрьского восстания на Сенатской площади. Однако эти встречи не привели к дружбе либо к душевному родству во взглядах на происходящие политические и социально-экономические события в России. По крайней мере, не надо искать сенсаций в поисках причин и исполнителей гибели поэта. Масонство — это, конечно, не благотворительная организация, но и не ОПС! Кстати, о масонском заговоре говорили и пишут до сих пор в связи с гибелью Александра Сергеевича Пушкина. В биографии первого поэта России есть фрагменты, свидетельствующие о его вхождении в масонскую ложу «Овидий» <11>. Более того, некоторые авторы усматривают в гибели Пушкина месть вольных каменщиков за недостойное поведение брата-масона. По одной из версий, Пушкин разорвал отношения с масонством, за что и поплатился жизнью. ——————————— <11> См.: Белых В. С. Гибель Пушкина: заговор или роковое стечение обстоятельств? // Культура: управление, экономика, право. 2012. N 2. С. 5 — 10.

Итак, М. Ю. Лермонтов родился 15 октября 1814 г. (по новому стилю) в Москве. Точное время его рождения неизвестно. В историческом плане это период царствования Александра Благословенного, одержавшего победу над не знавшей поражений армией Наполеона. 7 сентября 2012 г. исполнилось 200 лет со дня Бородинской битвы, которая считается крупнейшим сражением Отечественной войны 1812 г. между русской и французской армиями. Кстати, знаменитое стихотворение поэта «Бородино» было опубликовано в журнале «Современник» в 1837 г. Считается, что замысел стихотворения возник у автора еще в 1830 — 1831 гг., когда на начальном этапе воплощения литературной идеи Лермонтовым было создано стихотворение «Поле Бородина». Конечно, в пылу полемического задора можно предположить, что именно это стихотворение, прославляющее отвагу и победу русской армии, послужило основанием для мести со стороны международного масонства, которое не могло простить поражения французской армии. Но это утверждение из области фантастики. Хотя любая версия о гибели поэта имеет право на существование, какой бы порой абсурдной, на первый взгляд, она ни была <12>. ——————————— <12> В одной из книг, посвященных Лермонтову, Сергей Белоконь пишет: «Жанр предлагаемой читателю работы — версия. Повествование лежит на стыке художественного и научного осмысления материала. Подобный подход, думается, оправдан мизерным количеством достоверных фактов о причинах поединка и последних днях жизни Лермонтова» // Белоконь С. В. Неизбежный жребий. Версия гибели Тенгинского пехотного полка поручика Михаила Лермонтова. Ставрополь, 1997. С. 3.

Другая версия о заговоре — это связь с царским двором. Некоторые исследователи считают, что Лермонтов был убит при вмешательстве императора Николая I, шефа жандармов графа А. Х. Бенкендорфа, начальника штаба Отдельного Кавказского корпуса, полковника А. С. Траскина, жандармского офицера А. Н. Кушинникова. Последний осуществлял в те годы секретный политический надзор в Пятигорске и якобы причастен к убийству Лермонтова <13>. Однако я не разделяю данную точку зрения (гипотезу) о гибели поэта. ——————————— <13> См.: Тайны гибели Лермонтова: хрестоматия версий / Сост. Д. А. Алексеев. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2006. С. 14 — 17 (авторы — И. Кучеров, В. Стешин).

Во-первых, судя по опубликованным материалам, нет доказательств для такого вывода. То, что император Николай I и указанные лица не питали особой любви к Лермонтову, едва ли подлежит сомнению. Но, как верно подметили С. Латышев и В. Мануйлов, для обвинения любого из них в уголовном преступлении необходимы конкретные материалы. Напротив, существует ряд косвенных доказательств об отсутствии политического заговора. Действительно, зачем надо было устраивать сложную «инсценировку дуэли», рисковать тем, что Мартынов или секунданты проговорятся, если можно было убить Лермонтова, например, во время прогулки и свалить все на нападение горцев? Ведь известно, что такие нападения были явлением частым <14>. ——————————— <14> См.: Тайны гибели Лермонтова… С. 59 (авторы — С. Латышев, В. Мануйлов).

Во-вторых, существует версия о том, что Николай I, узнав о гибели поэта, будто бы сказал: «Собаке — собачья смерть». Об этом писал в своих воспоминаниях князь П. П. Вяземский, со слов флигель-адъютанта полковника Лужина <15>. В то же время, как свидетельствует другой источник, император произнес слова: «Жаль, что тот, который мог нам заменить Пушкина, убит» <16>. Однако есть также смешанный вариант этого эпизода. После того как великая княгиня Мария Павловна «вспыхнула и отнеслась к этим словам с горьким укором», император, выйдя в другую комнату к тем, кто остался после богослужения (дело происходило после воскресной литургии), объявил о смерти поэта с горечью. Где же здесь правда, а где вымысел? В любом случае император не терпел дуэлей. Ему приписывают такие слова: «Я ненавижу дуэли; это — варварство; на мой взгляд, в них нет ничего рыцарского» <17>. ——————————— <15> См.: Благой Д. Погибельное счастье (Женитьба, дуэль, смерть) // Душа в заветной лире. 2-е изд., доп. М., 1979. С. 475 — 476. <16> URL: http://www. russkiymir. ru/russkiymir/ru/magazines/archive/2011/07/article0012.html. <17> См.: Белоконь С. В. Указ. соч. С. 90.

Действительно, в России дуэли находились под запретом. С другой стороны, почему нормальный человек должен любить дуэли и рассматривать их в качестве проявления рыцарского благородства <18>? Какими бы причинами дуэль ни была спровоцирована, ее нельзя признать панацеей из возникшей ситуации. Поэтому прав император, характеризуя дуэли как варварство! ——————————— <18> Дуэль — поединок между двумя людьми, цель которого — удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить за нанесенное его чести оскорбление (URL: http://ru. wikipedia. org/wiki/Дуэль). Но вопрос: какой ценой удовлетворить желание?

Известно, что Николай I не питал особых чувств к Лермонтову, по крайней мере, таких, как к Пушкину. И это понятно: ничто человеческое ему не чуждо. Не надо забывать, что Михаил Юрьевич был еще молодой, а по нынешним временам — «начинающий» поэт. О молодости поэта, о его непопулярности как стихотворца можно прочесть в воспоминаниях современников. Так, А. И. Арнольди (генерал от кавалерии, участник Кавказских походов и Русско-турецкой войны 1877 — 1878 гг.) вспоминает: «Мы не обращали на Лермонтова никакого внимания, и никто из нас и нашего круга не считал Лермонтова настоящим поэтом, выдающимся человеком. Тогда еще немногие стихотворения Лермонтова были напечатаны и редкие нами читались… Ведь много лучших произведений Лермонтова появились в печати уже после его смерти» <19>. Зато многие современники отмечали весьма скверный характер поэта. ——————————— <19> См.: Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 2005. С. 250.

В то же время император Николай I, прочитав «Героя нашего времени», написал в путевом дневнике, в форме письма императрице, следующее: «13/25 июня. 10 часов вечера… Я работал и читал всего «Героя», который красиво написан. Потом мы пили чай с Орловым и болтали весь вечер. 14/26. 3 часа дня. Между тем я работал и продолжал читать сочинение Лермонтова и нахожу второй том менее удачным, чем первый. …7 часов вечера… мы входим в Финский залив при свежем попутном ветре. Между тем я читал и закончил «Героя». Я нахожу вторую часть отвратительной…» <20>. Возникает вопрос: почему изменилось мнение императора? ——————————— <20> Тайны гибели Лермонтова: хрестоматия версий / Сост. Д. А. Алексеев. 2-е изд., перераб. и доп. С. 52 (автор — Э. Г. Герштейн); Лермонтов в воспоминаниях современников. С. 295 (цитируется письмо Николая I его супруге Александре Федоровне).

Император вначале надеялся, что главным героем сочинения Лермонтова будет штабс-капитан Максим Максимович, истинный русский офицер, а не Печорин. Поэтому Николай I посчитал, что у Лермонтова не хватило таланта или опыта по-настоящему раскрыть образ штабс-капитана. «Однако капитан появляется в этом сочинении как надежда неосуществившаяся, и господин Лермонтов не сумел последовать за этим благородным и таким простым характером; он заменяет его презренными, очень мало интересными лицами, которые, чем наводить скуку, лучше бы сделали так и оставались в неизвестности — чтобы не вызывать отвращения» <21>. Такие романы, как написал император супруге, портят нравы общества и ожесточают характер людей. ——————————— <21> См.: Лермонтов в воспоминаниях современников. С. 296.

Конечно, каждый имеет право на собственное мнение. «Герой нашего времени» относится к числу книг, которые, пройдя через столетия, сохраняют свою притягательную силу и продолжают волновать умы и сердца многих поколений. Например, Белинский подчеркнул самобытность и оригинальность «Героя нашего времени» и с поразительной смелостью и прозорливостью заявил, что роман представляет собой «совершенно новый мир искусства» <22>. Напротив, в статье С. О. Бурачка «Разговор в гостиной», опубликованной в журнале «Маяк» (1840), утверждается, что в «Герое нашего времени» «нет ни религиозности, ни народности», что образ Печорина является клеветой на русскую действительность, «на целое поколение людей», что «в натуре этакие бесчувственные, бессовестные невозможны». В итоге публицист, критик, прозаик, издатель, кораблестроитель заключал: «В ком силы духовные хоть мало-мальски живы, для тех эта книга отвратительно несносна» <23>. Единственным исключением из числа «отвратительных и грязных» героев, по мнению Бурачка, является образ Максима Максимовича. ——————————— <22> См.: Найдич Э. Э. «Герой нашего времени» в русской критике. URL: http://feb-web. ru/feb/lermont/texts/selected/gnv/gnv-163-.htm. <23> Там же.

Как видно, мнение Бурачка совпало с отзывом Николая I. Но в отличие от Бурачка, император решил отправить молодого и подающего надежды поэта на Кавказ с целью повышения его профессионального уровня. «Счастливый путь, господин Лермонтов, пусть он, если это возможно, прочистит себе голову в среде, где сумеет завершить характер своего капитана, если вообще он способен его постичь и обрисовать» <24>. Таковы напутственные слова царя! ——————————— <24> См.: Лермонтов в воспоминаниях современников. С. 296.

Третья версия — заговор его недоброжелателей, которых у Лермонтова было хоть отбавляй. Причины здесь самые разные. Безусловно, Михаил Юрьевич, несмотря на свою молодость, обладал незаурядным талантом. В своих воспоминаниях И. А. Арсеньев, московский знакомый (по одной из версий — дальний родственник), писал: «Одаренный от природы блестящими способностями и редким умом, любил преимущественно проявлять свой ум, свою находчивость в насмешках над окружающею его средою и колкими, часто очень меткими остротами оскорблял иногда людей, достойных полного внимания и уважения» <25>. Далее читаем: «Как поэт Лермонтов возвышался до гениальности, но как человек он был мелочен и несносен» <26>. И не только. И. А. Арсеньев отмечал другую непривлекательную черту поэта — он был завистлив. Особенно эта черта проявлялась в отношениях с женщинами. «Будучи очень некрасив собой, крайне неловок и злоязычен, он, войдя в возраст юношеский, когда страсти начинают разыгрываться, не мог нравиться женщинам, а между тем был страшно влюбчив» <27>. Как говорится, по-родственному. ——————————— <25> Там же. С. 28. <26> Там же. С. 29. <27> Там же. С. 29.

Эти же качества характера поэта можно встретить в воспоминаниях его товарищей по пансиону и школе юнкеров, а также всех тех, кто знал его или слышал о нем. Конечно, можно закрыть глаза и обойти стороной эту тему, поскольку гениальное творчество поэта заслоняет собой все или почти все. Психологический портрет поэта — это самостоятельный предмет исследования <28>. Однако в контексте уяснения причин дуэли и гибели Лермонтова немаловажное (если не сущностное) значение принадлежит оценке внутреннего мира поэта. Действительно, характер Лермонтова был очень своеобразный. Современники поэта изображают его совершенно разным: одним он представляется раздражительным и желчным, другим — живым и веселым. Князь М. Б. Лобанов-Ростовский вспоминал о Лермонтове: «С глазу на глаз и вне круга товарищей он был любезен, речь его была интересна, всегда оригинальна и немного язвительна. Но в своем обществе это был настоящий дьявол, воплощение шума, буйства, разгула, насмешки…» <29>. Итак, ангел и дьявол. Не случайно в поэзии Лермонтова сочетаются стихи об ангеле и демоне. ——————————— <28> См.: Знаки одаренности поэтов. Характеристика Лермонтова. URL: http://www. pojety-znaki-daren-nosti. ru/index. php? option=com_content&view;=article&id;=346&Itemid;=168. <29> См.: Лермонтов в воспоминаниях современников. С. 278.

Наряду с трудным (мягко говоря) характером у Лермонтова постоянно присутствовало чувство вечной необходимости, чувство рока — «фатализм». Отсюда бесстрашие поэта, игра его со смертью. Как пишет один из биографов поэта, историк литературы П. А. Висковатов, «Лермонтов со всей страстностью натуры бросился испытывать волнения боевой жизни. Его интересовали и кавказский солдат, и казак, и горец, привлекала опасность» <30>. В свою очередь, барон Л. В. Россильон, подполковник Генерального штаба, вспоминал: «Гарцевал Лермонтов на белом, как снег, коне, на котором, молодецки заломив белую холщовую шапку, бросался на чеченские завалы. Чистое молодечество! Ибо кто же кидался на завалы верхом? Мы над ним за это смеялись» <31>. Кроме того, барон нелицеприятно характеризовал Лермонтова, который якобы хотел казаться чем-то особенным и хвастал своею храбростью. ——————————— <30> См.: Висковатый П. А. Михаил Юрьевич Лермонтов: биография. М., 2004. С. 235. <31> См.: Лермонтов в воспоминаниях современников. С. 282.

Фатализм Лермонтова проявляется в разных формах. Так, граф В. А. Сологуб вспоминает последнюю встречу с поэтом в Петербурге. Лермонтов по просьбе Софьи Карамзиной и гостей вечера прочитал отрывок из «Демона». «Когда он кончил, слезы потекли по его щекам, а мы, очарованные этим едва ли не самым поэтическим его произведением и редкой музыкальностью созвучий, стали горячо его хвалить. «Это по-пушкински», — сказал кто-то из присутствующих. «Нет, это по-лермонтовски, одно другого стоит», — вскричал я. Лермонтов покачал головой. «Нет, брат, далеко мне до Александра Сергеевича, — сказал он, грустно улыбнувшись, — да и времени работать мало остается; убьют меня, Владимир» <32>. Предчувствие Лермонтова сбылось: в Петербург он больше не вернулся; жить ему осталось несколько месяцев. ——————————— <32> См.: Лермонтов в воспоминаниях современников. С. 305 — 306.

Рассказывали, что перед последним отъездом из Петербурга Лермонтов якобы побывал у той самой гадалки (Кирхгоф), которая напророчила Пушкину смерть от «белого человека». Поэт спросил ее, когда он вернется в столицу и получит ли отставку. Гадалка ответила, что в Петербург он больше не вернется, а отставку вскоре получит такую, после которой ничего уже просить не будет… <33>. Пожалуй, в этом рассказе больше вымысла, чем правды. Хотя в биографии поэта встречается столько мистики и пророчеств как относительно себя, так и судьбы России, что хватит не на одно исследование его жизни. ——————————— <33> См.: URL: http://www. lebed. com/2002/art3049.htm.

Воистину пророческим для судьбы России можно назвать культовое стихотворение М. Ю. Лермонтова «Предсказание», написанное им 3 (15) июня 1830 г. Хотелось бы обратить внимание уважаемого читателя, что стихотворение было написано за 87 лет до Октябрьской революции 1917 г. <34> В поэтической ткани стихотворения хорошо видны нити прошлых исторических событий (например, «падение короны» французского короля Карла X 2 августа 1830 г.) <35>. Однако юный поэт пишет не о Франции, а о России («Настанет год, России черный год, когда царей корона упадет»). Возможно, с богословской точки зрения у поэтов и писателей нет и не может быть пророческого дара. Пророчество же дело не человеческое, а Божественное: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1: 21). ——————————— <34> См.: URL: http://www. zoroastrian. ru/node/596. <35> Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров). URL: http://www. pravoslavie. ru/answers/39152.htm.

Теперь перейдем непосредственно к дуэли. Смерть Лермонтова — одно из самых загадочных событий из жизни русских классиков. Что послужило причиной дуэли между Лермонтовым и Мартыновым? От кого последовал вызов? Возникает множество вопросов, которые в свое время сформулировал авторитетный исследователь жизни поэта, советский писатель, литературовед, телеведущий И. Л. Андроников в статье «Строки из писем 1841 года» <36>.

——————————— <36> См.: Белоконь С. В. Указ. соч. С. 162 — 163.

Начнем с того, что в наиболее распространенной версии дуэли Лермонтова и Мартынова фигурирует ссора, которая произошла между ними 14 июля 1841 г. в доме Верзилиных. Вот как описывает эту ссору А. П. Шан-Гирей, троюродный брат, один из ближайших его друзей: «14 июля, вечером, собралось много в доме Верзилиных; общество было оживленное и шумное; князь С. Трубецкой играл на фортепьяно, Лермонтов сидел подле дочери хозяйки дома, в комнату вошел Мартынов. Обращаясь к соседке, Лермонтов сказал: «Мадемуазель Эмилия, берегитесь, вот приближается свирепый горец». Причем это было сказано довольно тихо, за общим говором нельзя было бы расслышать и в двух шагах. Но князь Трубецкой в эту самую минуту встал; все как будто по команде умолкло, и слова le farouche montagnard раздались по комнате. Когда стали расходиться, Мартынов подошел к Лермонтову и сказал: «Господин Лермонтов, я много раз просил вас воздерживаться от шуток на мой счет, по крайней мере в присутствии женщин». Ответ Лермонтова: «Полноте, вы действительно сердитесь и вызываете меня?» Мартынов: «Да, я вас вызываю» <37>. Таким образом, ссора состоялась 14 июля. Вызов последовал от Мартынова. Далее А. П. Шан-Гирей отмечает, что на другой день, т. е. 15 июля, у подошвы Машука состоялась дуэль на расстоянии 12 шагов. Мартынов выстрелил первый; пуля попала в правый бок, пробила легкие и вылетела насквозь. Лермонтов был убит наповал. По мнению троюродного брата, все остальные варианты на эту тему — одни небылицы, не заслуживающие внимания. Весьма категорично. В этой связи посмотрим на мнение других современников Лермонтова, а также исследователей дуэли и гибели поэта <38>. ——————————— <37> См.: Лермонтов в воспоминаниях современников. С. 26. <38> Список публикаций о дуэли и гибели Лермонтова см.: Тайны гибели Лермонтова: хрестоматия версий. С. 314 — 334.

Надо сразу же подчеркнуть, что среди современников и исследователей жизни и гибели Лермонтова нет единства во взглядах по вопросу дуэли поэта. Тем не менее распространенным является мнение о том, что основная причина дуэли между Лермонтовым и Мартыновым — это скверный характер поэта. А. И. Арнольди следующим образом отзывается о поединке Лермонтова и Мартынова: «Мы все, его товарищи-офицеры, нисколько не были удивлены тем, что его убил на дуэли Мартынов, которому столько неприятностей делал и говорил Лермонтов; мы были уверены, что все равно кто-нибудь убил бы на дуэли; не Мартынов, так другой кто-нибудь» <39>. Вопрос: какие неприятности делал и говорил Лермонтов? За что его так возненавидел Мартынов? ——————————— <39> См.: Лермонтов в воспоминаниях современников. С. 251.

Среди близких друзей и товарищей Лермонтова было принято называть друг друга какими-либо прозвищами. Так, в памяти А. М. Миклашевского, товарища по Благородному пансиону и Школе юнкеров, сохранилось, что Лермонтова почему-то прозвали «лягушкой» <40>. Главное же прозвище Лермонтова — «горбатый Майе (Mayeux)», персонаж которого дошел из Парижа и с которым Лермонтов (со слов графини Е. П. Ростопчиной) имел много сходства. А. А. Столыпин, родственник и друг Лермонтова, известен под прозвищем «Монго», которое было дано ему от клички собаки, принадлежащей Столыпину <41>. Одним словом, давать прозвища было не только в духе Лермонтова, но и других лиц из окружения поэта. Однако справедливости ради надо отметить, что Лермонтов был мастер по прозвищам и эпиграммам. ——————————— <40> Там же. С. 137. <41> По другой версии, прозвище Столыпину «Монго» придумал сам Лермонтов при написании произведения под названием «Монго». См.: Висковатый П. А. Указ. соч. С. 183.

Что касается Мартынова, то у него в целом были безобидные прозвища: «Мартышка», «Горец с длинным кинжалом», «Кинжал» и т. д. У Мартынова появилось еще одно прозвище — «Маркиз де Шулерхоф». Шулерство в карточной игре сурово осуждалось в военной среде, и Мартынову, быть может, не оставалось ничего другого, как досрочно выйти в отставку, хотя бы на время. Роковое стечение обстоятельств (ссора с Мартыновым) произошло в доме Верзилиных. В небольшом (по сравнению с А. С. Пушкиным) донжуанском списке Лермонтова значится и Эмилия Александровна Верзилина <42>. Сказать, что у Лермонтова были сильные чувства к мадемуазель Эмилии (прозванной «розой Кавказа»), было бы не совсем верно. Между Эмилией и поэтом («Маешкой», имя, которое он носил в школе) был очередной роман (флирт), но не больше. Некоторые исследователи жизни поэта упрекают Эмилию за то, что она якобы хотела испытать привязанность Лермонтова и отдала предпочтение красавцу Мартынову. Тем самым она поссорила Лермонтова и Мартынова, что в конечном итоге стало причиной дуэли. ——————————— <42> См.: Очман А. В. Женщины в жизни М. Ю. Лермонтова. М., 2008. 224 с.

Все это не заслуживает особого внимания, и не надо искать женщину там, где ее нет и быть не может. Для справки: Эмилия Александровна (урожденная Клингенберг) вышла замуж за Акима Павловича Шан-Гирея, близкого родственника и друга поэта. Воистину пути Господни неисповедимы! Некоторые исследователи усмотрели «женский след» (шерше ля фам) в связях поэта с Натальей Мартыновой, кто-то называл Надежду Петровну Верзилину, а некоторые обратили свои взоры на Екатерину Григорьевну Быховец (в замужестве Ивановская, очень дальняя родственница Лермонтова). Кроме «женского следа» называется еще один повод для обид Мартынова. Это альбом карикатур и шаржей на разных людей из компании Лермонтова. Но больше всего рисунков (эпиграмм) было посвящено Мартынову <43>. ——————————— <43> См.: URL: http://lermontov. niv. ru/lermontov/bio/dueli. htm.

Вместе с тем даже на первый взгляд приводимые доводы и причины дуэли и гибели Лермонтова выглядят весьма прозаическими. Не случайно А. С. Траскин, полковник, с 1839 г. начальник штаба войск на Кавказской линии, усомнился в истинности причин дуэли (шутки, эпиграммы, карикатуры). «Их раздражение заставляет думать, что у них были и другие взаимные обиды» <44>. ——————————— <44> См.: Лермонтов в воспоминаниях современников. С. 451.

На этом фоне появилась новая версия дуэли между Лермонтовым и Мартыновым. О ней говорили современники поэта, говорят исследователи и биографы поэта разных времен. Речь идет о загадочном письме, которое было передано Лермонтову отцом и сестрой Мартынова для передачи ему. Однако Лермонтов сообщил Мартынову, что на одной из станций его обокрали и в числе украденных вещей находились посылки и дневник сестер, а также пакет от его отца — с деньгами 300 руб. Деньги Лермонтов передал Мартынову. Как говорится, дальше — больше. Мартынов получил письмо от отца, в котором он задает интересный вопрос: почему Лермонтов мог знать, что в пакете были деньги? Ведь вручая ему пакет, отец ни слова не сказал о них <45>. ——————————— <45> См.: Лермонтов в воспоминаниях современников. С. 468 — 469 (воспоминания доктора Пирожкова, случайного знакомого Н. С. Мартынова). Одни называют 300 руб., другие — 500 руб.

Здесь следует согласиться с мнением профессора А. В. Очмана, что злополучная история с письмами не может быть главным основанием вызова поэта на дуэль из-за отдаленности причины от следствия. Каким же адским терпением надо обладать, чтобы четыре года ждать удобного повода для реализации мести. Возможно, Мартынов хотел найти в качестве оправдания для роковой дуэли более основательную причину, чем шутки Лермонтова <46>. ——————————— <46> См.: Последняя дуэль. Лермонтова погубил фатализм: Материалы международной научной конференции «Дуэль и гибель М. Ю. Лермонтова в историко-культурном аспекте». URL: http://www. pglu. ru/information/smi/index. php? ELEMENT_ID=3041.

Действительно, если даже допустить, что любопытство могло побудить Лермонтова распечатать чужое письмо, то немыслимо, чтобы он — умный человек — мог подумать, что дело останется нераскрытым. Прав Павел Александрович Висковатый, когда пишет: «Не проще ли было бы уж и не отдавать денег, пока не выяснилось бы, что таковые были в пакете, и тогда возвратить их. Не говорим уже о том, что весь рассказ о письме противоречит прямому и честному характеру поэта» <47>. Значит, кому-то это надо и выгодно! ——————————— <47> См.: Висковатый П. А. Указ. соч. С. 396.

Несколько слов о Николае Соломоновиче Мартынове. Общеизвестно, что он получил прекрасное образование, был человек весьма начитанный и с ранней молодости писал стихи. Он почти одновременно с Лермонтовым поступил в юнкерскую школу, где был обычным партнером поэта по фехтованию. Прослужив некоторое время в кавалергардском полку, Мартынов в 1837 г. отправился добровольцем на Кавказ и участвовал в экспедиции кавказского отряда за Кубань. Был награжден орденом Святой Анны 3-й степени с бантом. К моменту столкновения с Лермонтовым имел чин майора в отставке <48>. Однако имеются характеристики современников, а также исследователей. Здесь голоса разделились на тех, кто явно симпатизирует Мартынову, и тех, кто считает его подлецом, чистейшим сколком с Дантеса, убийцы поэта. ——————————— <48> URL: http://ru. wikipedia. org/wiki/Мартынов Николай Соломонович.

Во-первых, Мартынов был не просто однокашником и сослуживцем поэта, а одним из близких его товарищей. Дружеские отношения были у Лермонтова и с семьей Мартынова. Небезынтересно привести следующее воспоминание Мартынова о Лермонтове: «Умственное развитие его было настолько выше других товарищей, что и параллели между ними провести невозможно. Беспристрастно говоря, я полагаю, что он был добрый человек от природы, но свет его окончательно испортил» <49>. Да, картина маслом: добрый и умный Лермонтов убит своим близким приятелем Н. С. Мартыновым. ——————————— <49> См.: Лермонтов в воспоминаниях современников. С. 408, 410.

Во-вторых, среди тех, кто принимал участие в организации дуэли, были самые близкие друзья и товарищи Лермонтова. Это, в первую очередь, А. А. Столыпин (Монго), который горячо любил своего талантливого и очень неуравновешенного родственника и не раз спасал его в жизни. Монго был рядом с Маешкой во время первой ссылки на Кавказ за сочинение непозволительных стихов «Смерть поэта». Алексей Столыпин был секундантом Михаила Лермонтова на первой дуэли с французским подданным де Барантом <50>. ——————————— <50> См.: Висковатый П. А. Указ. соч. С. 285 — 304.

Первая дуэль закончилась благоприятным исходом. Де Барант промахнулся, Лермонтов выстрелил в воздух. Дуэль не имела серьезных последствий. К числу близких товарищей поэта относились: князь А. И. Васильчиков, князь С. В. Трубецкой, Л. С. Пушкин, М. П. Глебов, Р. И. Дорохов <51>. Однако никто из них, кроме Васильчикова, не описал последний день жизни поэта. ——————————— <51> Сергей Белоконь весьма оригинально, описывая версии гибели Лермонтова, одновременно называет их и друзьями, и врагами (см.: Белоконь С. Указ. соч. С. 15 — 84).

Поэтому неслучайно исследователи дуэли и гибели Лермонтова чаще всего обращаются к воспоминаниям князя А. И. Васильчикова. Как справедливо пишут Д. Алексеев, Б. Пискарев: «Увы, как это ни прискорбно признать, но все иные свидетельства о дуэли и с юридической, и следственной точек зрения сомнительны и противоречивы. По ним хорошо писать романы и повести, а не вырабатывать версии. В большинстве своем — это письма современников поэта с пересказом из вторых и третьих рук слухов и домыслов, бытовавших в тогдашнем обществе» <52>. Согласимся, очень много домыслов и слухов. И что еще поражает — это погрешности в датах тех или иных событий. ——————————— <52> URL: http://lermontov. niv. ru/lermontov/documents/duel-lermontova/duel-ispytat. htm.

Еще раз напомню, что, по мнению А. П. Шан-Гирея, ссора между Лермонтовым и Мартыновым произошла 14 июля 1841 г. в доме Верзилиных. Но указанная ссора произошла 13 июля, что подтверждается очевидцами этой ссоры, а также материалами следствия и военного суда. Это обстоятельство имеет значение для оценки действий близких друзей и будущих секундантов по примирению сторон. «Так как Мартынов никаких представлений не принимал, — вспоминает П. А. Висковатый, — то решили просить Лермонтова, не придававшего никакого серьезного значения делу, временно удалиться и дать Мартынову успокоиться. Лермонтов согласился уехать на двое суток в Железноводск, в котором вообще он проводил добрую часть своего времени. В отсутствие его друзья думали дело уладить» <53>. Итак, нельзя утверждать, что друзья поэта не предпринимали никаких попыток к примирению сторон. ——————————— <53> См.: Висковатый П. А. Указ. соч. С. 372.

Однако Мартынов был неуступчив и не соглашался на мирный исход ссоры (говоря юридическим языком, спора). В этой связи было высказано предположение, согласно которому Мартынов оказался во власти недоброжелателей Лермонтова, которые при помощи майора в отставке хотели наказать строптивого поэта, «проучить ядовитую гадину» (этим выражением клеймили поэта многие в Пятигорске). Такие предположения имели реальную почву. Например, П. А. Висковатый и другие исследователи приводят случай, когда офицеру С. Лисаневичу, одному из поклонников Надежды Верзилиной, было предложено вызвать Лермонтова на дуэль. Однако последний отказался, заявив, что у него не поднимется рука на такого человека <54>. ——————————— <54> См.: Висковатый П. А. Указ. соч. С. 365.

Условия дуэли до сих пор покрыты тайной завесой. Так, князь Васильчиков на запрос следователей показал следующее: «Дуэль происходила в четырех верстах от Пятигорска у подошвы горы Машук на самой дороге часов в 7 пополудни. По условиям, прежде установленным, майор Мартынов и поручик Лермонтов стали на свои места; от сих мест были отмерены 10 шагов с каждой стороны до барьера, а между барьерами 15; мы, секунданты, зарядили пистолеты и по данному знаку дуэлисты начали сходиться; дойдя до барьера, оба стали; майор Мартынов выстрелил. Поручик Лермонтов упал без чувств и не успел дать своего выстрела, из его заряженного пистолета выстрелил я гораздо позже на воздух. Об условии, стрелять ли вместе или один после другого, не было сказано, по данному знаку сходиться каждый имел право стрелять, когда заблагорассудит» <55>. Точно такие же показания были даны корнетом Глебовым и майором Мартыновым (протоколы допроса). ——————————— <55> См.: Лермонтов в воспоминаниях современников. С. 499 — 500.

Неудивительно, что показания Мартынова и секундантов практически совпали. Имеются неопровержимые доказательства того, что они, находясь под арестом, осуществляли переписку и координировали свои действия перед следствием, выгораживая, прежде всего, себя. Что касается А. А. Столыпина и князя С. В. Трубецкого, то подследственные их не выдали. На то были веские причины. Считается, что их обоих люто ненавидел император Николай I. Таким образом, непонятна роль Столыпина и князя Трубецкого. Официально они — не секунданты; а кто? Выходит, просто свидетели поединка. Однако некоторые исследователи склонны изменить роли участников дуэли: Глебов и Васильчиков были секундантами Мартынова, а «негласными секундантами» Лермонтова были Столыпин и Трубецкой <56>. Но это не доказано. В любом случае такое негласное участие есть нарушение кодекса о дуэлях. ——————————— <56> См.: Тайны гибели Лермонтова: хрестоматия версий… С. 8 (автор — А. Чернов).

Далее, барьер между дуэлистами был установлен на 10 шагах (правда, и здесь существует несколько вариантов: 10, 12 и даже 5 шагов). Одни исследователи говорят, что Лермонтов остался на месте, другие — что подошел к барьеру. При этом важно отметить, что барьер в 10 шагах — это очень малое расстояние, которое исключает возможность промахнуться любому дуэлянту. По одной из версий исследователей, такое расстояние было специально установлено секундантами, дабы напугать дуэлянтов и оказать таким способом на них давление с целью примирения и прекращения поединка. Для сравнения: во время первой дуэли Лермонтова и де Баранта расстояние между ними было 20 шагов (со слов А. А. Столыпина, секунданта Лермонтова). В дневнике молодого офицера П. Дикова отображен поединок у подножия Машука: «Лермонтов хотел казаться спокойным, но на его лице выражалось болезненное состояние. Он поднял пистолет и опустил его тотчас же: «Господа! Я стрелять не хочу! Вам известно, что я стреляю хорошо; такое ничтожное расстояние не позволит мне дать промах. Убить его — то же, что раздавить муху» <57>. Со слов П. Дикова, не очевидца дуэли, «Мартынов задрожал, но промолчал. Лермонтов, взглянув на него, поднял пистолет и выстрелил вверх над его головой». Дальше очередь за Мартыновым; он выстрелил… ——————————— <57> См.: Белоконь С. Указ. соч. С. 144 (дневник П. Дикова).

Однако такие записи Петра Дикова явно расходятся с воспоминаниями князя Васильчикова и других современников поэта, а также материалами следствия и суда. По условиям дуэли «каждый имел право стрелять, когда заблагорассудит». Возникает вопрос: стрелял ли Лермонтов (в воздух, вверх над головой Мартынова или вообще не стрелял)? По словам Васильчикова, Лермонтов не стрелял, а пистолет поэта он разрядил позже, выстрелив в воздух. Эти и другие (мягко говоря) неточности преследуют любого исследователя жизни и гибели великого поэта России. Взять, к примеру, высказывание в 1872 г. князя Васильчикова о смертном поединке Лермонтова, в котором он изобразил фигуру поэта, оставшегося неподвижным, заслонившегося рукой и локтем как опытный дуэлист (помня наставления своего друга Столыпина) и поднявшего пистолет дулом вверх. Но уже через несколько лет, когда биограф Лермонтова П. А. Висковатый обратился к Васильчикову с расспросами об обстоятельствах дуэли, последний прибавил одну подробность, опущенную им в предыдущем рассказе: «…все не трогаясь с места, он (Лермонтов) вытянул руку кверху, по-прежнему кверху же направляя дуло пистолета». «Когда я спросил, — замечает Висковатый, — отчего же он не печатал о вытянутой руке, свидетельствующей, что Лермонтов показывал явное нежелание стрелять, князь утверждал, что он не хотел подчеркивать этого обстоятельства, но поведение Мартынова снимает с него необходимость щадить его» <58>. ——————————— <58> См.: Герштейн Э. Г. Отклики современников на смерть Лермонтова. URL: http://feb-web. ru/feb/ler-mont/critics/lsm/lsm-064-.htm; Висковатый П. А. Указ. соч. С. 379 — 380.

Следовательно, Мартынов стрелял в Лермонтова, зная, что тот в него не целится и не выстрелит. «Формально, по дуэльным обычаям, — как пишут С. Латышев, В. Мануйлов, — Мартынов имел право стрелять в Лермонтова, а мысль о том, «на что он руку подымал», не останавливала его» <59>. Поэтому, заключают авторы, мы и называем Мартынова убийцей поэта, а дуэль — убийством. К такому же выводу пришли участники международной научной конференции «Дуэль и гибель М. Ю. Лермонтова в историко-культурном аспекте» (Пятигорск, 2007). Мартынова должно считать «убийцей поневоле». ——————————— <59> См.: Тайны гибели Лермонтова: хрестоматия версий. С. 80 — 81.

Другое обстоятельство дуэли: ни секунданты, ни сами дуэлянты не пригласили врача, ранение предполагалось нетяжелым — скорее всего, в конечность (опытные боевые офицеры могли бы и сами остановить кровь на первое время, а город был рядом) <60>. Да, это одно из предположений исхода дуэли. В эпилоге воспоминаний П. А. Висковатый пишет: «Неожиданный исход дуэли даже для Мартынова был потрясающим. В чаду борьбы чувств, уязвимого самолюбия, ложных понятий о чести, интриг и удалого молодечества Мартынов, как и все товарищи, был далек от полного сознания того, что творится. Пораженный исходом, бросился он к упавшему. «Миша, прости мне!» — вырвался у него крик испуга и сожаления…» <61>. Что же такое случилось? ——————————— <60> См.: Таранов И. Промах майора Мартынова. URL: http://www. lebed. com/2002/art3049.htm. <61> См.: Висковатый П. А. Указ. соч. С. 381.

Сергей Белоконь считает, что вряд ли в тайные планы тройки (читай: Васильчиков, Глебов, Мартынов) входило убийство Лермонтова. Они хотели проучить «выскочку» и пустить ему кровь. Поэтому и врача не пригласили, надеялись на легкую рану. Однако произошло непредвиденное: Мартынов целил в ногу Лермонтова (Грушницкий был ранен именно в ногу), но в кармане мундира у Лермонтова лежало золотое бандо кузины (Екатерины Быховец). Произошел рикошет, и пуля изменила траекторию полета — сквозное поражение грудной клетки поэта <62>. Участники (посвященные) дуэли были в шоке. ——————————— <62> См.: Белоконь С. Указ. соч. С. 174 — 175.

Вторит ему (С. Белоконю) и Игорь Таранов, по мнению которого, «посвященные» участники дуэли планировали проучить Лермонтова и чуть-чуть подстрелить. Все было учтено. Однако вмешалась погода. Накануне вечером над Пятигорском разразилась небывалая на памяти его жителей гроза. Но еще до рокового выстрела Мартынова наступила темнота (грозовая туча). Мартынов долго целился, но в кромешной темноте он прицелился все-таки не туда <63>. Образно говоря, это эксцесс исполнителя (убийство Лермонтова). ——————————— <63> См.: Таранов И. Указ. соч.

Конечно, любая версия гибели поэта имеет право на существование, в том числе и эта. Мы не разделяем ее и считаем маловероятной и даже фантастической. Она (версия) не основана на воспоминаниях современников поэта, участников дуэли и гибели Лермонтова, на материалах следствия и суда. Равным образом мы не являемся сторонниками версии, согласно которой Лермонтов был убит не на дуэли, а кем-то (чуть ли не снайпером). Последовательные сторонники данной версии — И. Кучеров и В. Стешиц — приводят собственные аргументы и доводы в пользу этой версии <64>. Один из аргументов — толкование заключения медицинской экспертизы о ране и смерти поэта. ——————————— <64> Тайны гибели Лермонтова… С. 14 — 37, 94 — 107.

Названные авторы справедливо обратили внимание на то, что пулевое ранение поэта наводит на мысль о выборе места поединка и/или о позициях (росте) дуэлянтов. Исходя из того что Лермонтов и Мартынов во время поединка были обращены лицом друг к другу, то в любой позе мишенью остается передняя часть тела, а раневой канал должен быть направлен к спине <65>. ——————————— <65> Там же. С. 30 и сл.

Здесь мы согласны с мнением С. Латышева и В. Мануйлова о том, что «нельзя игнорировать собранный со дня гибели Лермонтова огромный материал, и решительно нет никакой необходимости измышлять обстоятельства и подробности трагической дуэли на основе неправильно понятого медицинского свидетельства, выданного пятигорским лекарем Барклаем-де-Толли» <66>. ——————————— <66> Там же. С. 59.

Более того, условия и обстоятельства дуэли позволяют обосновать раневой канал без помощи заключения медицинской экспертизы. Во-первых, место дуэли и расположение дуэлянтов: «Противников поставили на скате, около двух кустов: Лермонтова лицом к Бештау, следовательно, выше; Мартынова ниже, лицом к Машуку» <67>. Отсюда Лермонтову приходилось целить вниз, Мартынову вверх, что давало ему некоторое преимущество. Во-вторых, как уже отмечалось нами выше, Лермонтов во время поединка стоял правым боком, вытянув руку кверху и кверху направляя дуло пистолета. После выстрела Мартынова в правом боку поэта «дымилась рана, в левом сочилась кровь…». Улыбка презрения, как пишет князь Н. Голицын в воспоминаниях о похоронах М. Ю. Лермонтова, сохранилась на губах поэта и после смерти. ——————————— <67> См.: Висковатый П. А. Указ. соч. С. 379.

Итак, в заключение настоящего исследования можно сформулировать некоторые промежуточные выводы, которые, безусловно, носят предположительный характер. 1. В литературе были различные версии о дуэли и гибели М. Ю. Лермонтова. Это — масонский след; месть императора и его окружения; заговор его недоброжелателей; заказное убийство поэта; просчеты и ошибки секундантов и др. Любая версия о гибели поэта имеет право на существование, какой бы порой абсурдной на первый взгляд она ни была. 2. Следовало бы проводить разграничение между причинами и поводами дуэли Лермонтова и Мартынова. Повод для дуэли — это случайная ссора, а причина ее и причина гибели Лермонтова гораздо глубже. Вот что пишет по этому поводу П. А. Висковатый: «Стараясь разъяснить причину дуэли, писатели постоянно кружили около второстепенных фактов, смешивая, как это часто бывает, причину с поводом. Поэтому мы встречаемся с рассказами и догадками разного, чисто личного свойства, тогда как причина здесь, как и в пушкинской дуэли, лежала в условиях тогдашней отсталой жизни нашей, неизбежно долженствовавшей давить такие избранные натуры, какими были Пушкин и Лермонтов. Они задыхались в этой атмосфере и в безвыходной борьбе должны были разбиться или заглохнуть. Да, действительно, не Мартынов, так другой явился бы орудием неизбежно долженствовавшего случиться» <68>. Одним словом, была бы причина, а повод всегда найдется. «На каждого Цезаря найдется свой Брут!» 3. Среди множества версий гибели поэта во время поединка наиболее вероятным и соответствующим условиям дуэли является следующий сценарий. Дуэль состоялась, т. е. заказного убийства не было. Секундантов было не два, а четыре. Со стороны Лермонтова — А. А. Столыпин (Монго), князь С. В. Трубецкой, со стороны Мартынова — М. П. Глебов, князь А. И. Васильчиков. Далее, барьер между дуэлистами был установлен на 10 шагах (существует несколько вариантов: 10, 12 и даже 5 шагов). Одни исследователи говорят, что Лермонтов остался на месте, другие — что подошел к барьеру. С точки зрения условий поединка эти нюансы не имеют принципиального значения, поскольку по знаку секунданта сходиться каждый дуэлянт имел право стрелять, даже если он не подошел к барьеру, но не в любое время (как утверждал князь Васильчиков). Стрелять разрешалось между командами секунданта «два» и «три». При этом строго фиксируется промежуток времени — не более 10 — 15 секунд между счетом «два» и «три». В соответствии с кодексом и обычаями о дуэлях противники обязаны беспрекословно подчиняться всем приказаниям секундантов, а те, в свою очередь, должны неукоснительно придерживаться выработанных ими же условий поединка. Секундантам запрещено подавать заранее не оговоренные команды <69>. ——————————— <68> См.: Висковатый П. А. Указ. соч. С. 393. <69> См.: Дуэльный кодекс. URL: http://ru. wikipedia. org/wiki.

«Сходись!» — крикнул М. П. Глебов. По этой команде Мартынов пошел быстрыми шагами к барьеру, тщательно наводя пистолет. Лермонтов остался неподвижен (есть разночтение: подошел ли поэт к барьеру). Со слов Васильчикова, Лермонтов подошел и сказал своему секунданту (кому интересно, официально его секундантом был сам Васильчиков) громко так, что Мартынов не мог не слышать: «Я в этого дурака стрелять не буду» <70>. Между тем Глебов командовал: «Раз. Два. Три!» После счета «Три» дуэлянты продолжали стоять. По правилам противники уже не имели права стрелять, а дуэль либо прекращалась, либо же возобновлялась на прежних условиях <71>. ——————————— <70> См.: Лермонтов в воспоминаниях современников. С. 466. <71> URL: http://lermontov. niv. ru/lermontov/documents/duel-lermontova/duel-ispytat. htm.

В этот момент, как свидетельствует Васильчиков, вмешивается Столыпин. «Стреляйте! — закричал он. — Или я разведу вас!» <72>. В следующее мгновение Лермонтов разряжает свой пистолет в воздух (по одной из версий). Следом гремит выстрел Мартынова, и поэт падает, убитый наповал, не успев схватиться за больное место, как это обычно делают ушибленные или раненые. ——————————— <72> См.: Висковатый П. А. Указ. соч. С. 380.

Как видно, Столыпин (по другой версии — князь Трубецкой) дал незаконную, точнее говоря, не основанную на правилах о дуэли, команду, Мартынов рассудил иначе: Столыпин подал команду на продолжение поединка, а выполнять приказание секундантов надлежит безоговорочно. В свою очередь, стрелять в воздух имеет право только противник, стреляющий вторым. Мартынов вызвал на дуэль Лермонтова, следовательно, он не имеет права стрелять в воздух, а имеет право на «законное мщение». Мартынов выстрелил… Напомним, что писал Мартынов в ответах следователю: «Я вспылил. Ни секундантами, ни дуэлью не шутят: и опустил курок» <73>. Дуэль — это серьезно! ——————————— <73> Фраза Мартынова цитируется во многих статьях о поэте. См.: Лермонтов в воспоминаниях современников. С. 472 (автор воспоминаний — Бетлинг). Кто есть Бетлинг?

Возможно, молчание близких друзей поэта — Столыпина и князя Трубецкого до конца их жизни объясняется в известной мере этим обстоятельством. Михаил Юрьевич Лермонтов погиб в возрасте 26 лет (иногда ошибочно приписывают ему 27 и даже 28 лет). В Лермонтове было два человека. Исследователь последней дуэли Лермонтова В. А. Захаров справедливо пишет: «Для нас Лермонтов — великий поэт и прекрасный художник, нам хочется видеть его зрелым, благоразумным, уравновешенным, словом, наделенным всеми положительными качествами человеком. Лермонтов же обладал трудным характером: был насмешливым, злым на язык, больно обижал своих друзей и знакомых, что, впрочем, часто сходило ему с рук» <74>. В Лермонтове гармонично уживались два начала: ангел и демон, гений в поэзии, прозе и «хулиган чистейшего типа». Лермонтов — ночное светило русской поэзии. ——————————— <74> Захаров В. А. Дуэль М. Ю. Лермонтова: как это было. URL: http://bs-kavkaz. org/2012/08/duel-lermontova.

Однако Лермонтов — демоническая фигура не только в русской поэзии, но и в русской истории. 17 октября 1974 г. писатель-историк Герман Владимирович Смирнов записал в дневник один из своих разговоров с историком Сергеем Николаевичем Семановым. В этот день «Сергей заявил, что Лермонтов — демоническая фигура в русской истории. Летом 1914 года Россия готовилась отметить 100-летие со дня его рождения — и в это лето началась Первая мировая война. Летом 1941 года, когда готовились к 100-летию со дня его смерти, грянула Великая Отечественная. 150 лет со дня рождения Лермонтова отметили в 1964-м — и год завершился снятием Хрущева. Теперь Сергей с ужасом ждет 150-летия со дня его смерти, которое наступит в 1991 году» <75>. Чем был для СССР год 1991-й, теперь все знают… И каких потрясений для России следует ждать в 2014 и 2041 годах? Да поможет России Бог! ——————————— <75> URL: http://www. x-libri. ru/elib/chern012/00000074.htm.

——————————————————————