Проблемы и отдельные направления совершенствования межведомственного взаимодействия в предупреждении и раскрытии хищений предметов, имеющих особую ценность

(Басков В. А.)

(«Российский следователь», 2006, N 3)

ПРОБЛЕМЫ И ОТДЕЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ

И РАСКРЫТИИ ХИЩЕНИЙ ПРЕДМЕТОВ, ИМЕЮЩИХ ОСОБУЮ ЦЕННОСТЬ

В. А. БАСКОВ

В. А. Басков, соискатель ВНИИ МВД России.

На протяжении последнего десятилетия проблемы предупреждения и раскрытия хищений предметов, имеющих особую ценность, приобрели особую актуальность. Одной из особенностей этого вида преступности в России является ее высокий уровень латентности. Хотя в структуре имущественных преступлений посягательства на культурные ценности составляют небольшую долю, в своем большинстве они наносят огромный моральный и материальный ущерб.

Абсолютное большинство зарегистрированных хищений совершается преступными группами. Наиболее ценные предметы антиквариата похищаются организованными преступными группами. Для большинства лиц, совершивших хищения культурных ценностей, характерен молодой возраст и высокий образовательный уровень. Хищения совершаются гражданами Российской Федерации, и лишь по некоторым уголовным делам установлена причастность к их организации и совершению граждан и подданных других государств. Сбыт похищенного совершается как в пределах Российской Федерации, так и за рубежом.

Проникновение в отечественную преступность иностранного компонента, являясь частью общей тенденции глобализации, отличается разнообразием форм и видов. Произошла интеграция разрозненных российских групп в транснациональные криминальные структуры, совершающие хищения предметов антиквариата, их контрабанду, сбыт и рассматривающие Россию в качестве наиболее перспективного источника обогащения. Интеграция преступности идет более быстрыми темпами по сравнению с интеграцией усилий по борьбе с ней в Российской Федерации.

Транснациональная преступность ставит перед правоохранительными органами ряд правовых и организационных проблем, решение которых требует нетрадиционного мышления, политической воли и желания сотрудничества, значительных затрат усилий и ресурсов.

Борьба с хищениями культурных ценностей, их незаконным вывозом из России носит комплексный характер. Основные усилия правоохранительных органов в первую очередь должны быть направлены на выявление и пресечение устойчивых каналов незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации предметов культурного и исторического наследия народов России.

В этих условиях работа по линии борьбы с контрабандой подразделениями правоохранительного блока таможенных органов строится и осуществляется в тесном взаимодействии с другими правоохранительными органами и в первую очередь с ФСБ и МВД России. Так, в результате проделанной совместной работы в 1995 — 2001 гг. задержано свыше 63 тыс. предметов, представляющих культурно-историческую ценность. Только в 2001 г. — более 6 тыс.

За первое полугодие 2002 г. по фактам контрабанды культурных ценностей возбуждено 46 уголовных дел, 23 дела о нарушении таможенных правил (НТП). Изъято 768 предметов, представляющих культурно-историческую ценность.

Кроме того, в 1999 — 2002 гг. был проведен целый комплекс оперативно-розыскных мероприятий по выявлению лиц, специализирующихся на контрабанде культурных ценностей.

Предметы, контрабандно перемещаемые через границу, имеют различное происхождение. Объектами посягательств все чаще становятся крупнейшие государственные хранилища произведений искусства, и причастны к ним нередко бывшие или действующие сотрудники. В последние годы были похищены из Эрмитажа — уникальная ваза стоимостью около 500 тыс. долларов США; из Русского музея — картины Филонова; из Российской государственной библиотеки — рисунки и офорты стоимостью около 4 миллионов долларов США, а также редчайшие рукописи и книги; из Российской национальной библиотеки — раритетные фолианты; из Российской исторической публичной библиотеки — редкие книги; из Музея музыкальной культуры им. Глинки — две уникальные скрипки работы немецких и итальянских мастеров; из Тимирязевской академии — коллекция минералов и инструментов стоимостью около миллиона долларов США; из Воронежского музея — горельеф императора Максимилиана (возвращен в 2002 г. из-за рубежа). При этом значительная часть украденного предназначается к контрабандному вывозу за рубеж.

Постоянно находятся в поле зрения преступных групп частные коллекционеры и собранные ими ценности. До сих пор не найдена коллекция подвергшегося разбойному нападению известного московского коллекционера Магидса (стоимостью 5 миллионов долларов), похищена и лишь частично найдена редкая коллекция орденов и медалей Селиванова (стоимостью 2 миллиона долларов) и т. д.

В нарушение Закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» владельцы ценнейших картин, документальных материалов, антиквариата предпринимают попытки и осуществляют перемещение принадлежащих им предметов за рубеж. Характерным примером в данном случае является вывоз в Нидерланды картин и архива Н. Харджиева (оценены в 4 миллиона долларов, рыночная стоимость на порядок выше).

Основными причинами, создающими благоприятные условия для преступных посягательств на культурные ценности, продолжают оставаться:

— недостаточная координация действий и вследствие этого слабая эффективность деятельности правоохранительных органов по борьбе с организованными преступными группами, совершающими хищения и контрабанду исторических и культурных ценностей, незаконные сделки с антиквариатом;

— отсутствие современных объединенных компьютерных банков данных на лиц, вовлеченных в данную преступную сферу, а также на находящиеся в розыске ценности;

— отсутствие правовой основы для возврата незаконно вывезенных российских ценностей за границу, т. е. отсутствие двусторонних или многосторонних международных соглашений по их возврату, а также различные правовые системы в России и странах, в которые направляется основной поток контрабанды.

Следует также указать и на низкое качество учетных документов, направляемых для постановки на централизованный учет. Так, 15% документов не содержит достаточной информации о похищенных предметах, описания отдельных предметов даны без указания их отличительных особенностей или отсутствуют вовсе, имеют место нарушения Приказа МВД России N 752/дсп 2000 г., утверждающего Наставление «О реформировании и ведении централизованных оперативно-справочных, розыскных, криминалистических учетов, экспертно-криминалистических коллекций и карточек органов внутренних дел Российской Федерации» в части своевременности и полноты постановки на централизованный учет произведений искусства и предметов старины.

Раскрытие, предупреждение и пресечение преступлений, то есть процессуальная реализация принципа неотвратимости наказания, — важнейшие составляющие части деятельности правоохранительных органов.

Большинству следователей незнакомы требования по учету и хранению ценностей, находящихся в различных государственных учреждениях — в музеях, картинных галереях, библиотеках и архивах, что приводит к снижению их активности в организации и проведении профилактических мероприятий.

Например, в «Уставе об управлении Русской Православной Церковью» отмечено, что Епархиальные собрания, приходские советы и собрания несут ответственность за сохранность церковного имущества, в том числе и культурных ценностей.

Отправной точкой нормативно-правовой базы межведомственного взаимодействия правоохранительных органов России и других заинтересованных ведомств можно считать Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1992 г. N 266 «О мерах государственной поддержки культуры и искусства в период экономических реформ». В этом документе впервые органам внутренних дел и органам безопасности Российской Федерации предписывалось создание самостоятельных структурных подразделений по обеспечению защиты объектов исторического, культурного и природного наследия.

В том же году во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 18 декабря 1991 г. N 294 «Об особо ценных объектах национального наследия России» Правительством Российской Федерации от 25 ноября 1992 г. N ЕГ-11-П 41 даны поручения заинтересованным учреждениям и ведомствам, в том числе Министерству безопасности Российской Федерации, об организации оперативного и непосредственного взаимодействия с особо ценными объектами.

В 1993 г. принят Закон Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей», который наряду с законодательством Российской Федерации о государственной границе и таможенным законодательством направлен на защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них. Закон призван способствовать развитию международного, культурного сотрудничества, взаимному ознакомлению народов Российской Федерации и других государств с культурными ценностями друг друга. Кроме того, 26 мая 1996 г. принят Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

В настоящее время правовую основу деятельности правоохранительных органов, осуществляющих поиск похищенных культурных ценностей, составляют принятые в соответствии с указанными выше Законами и Указы Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. N 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» и от 1 июля 1996 г. N 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации», совместный Приказ МВД и ГТК Российской Федерации от 25 ноября 1997 г. N 69/77/425/700 «Об утверждении инструкции по взаимодействию правоохранительных органов Российской Федерации при расследовании и раскрытии преступлений, связанных с посягательствами на культурные ценности России», а также ряд иных документов.

Помимо этого, деятельность государственных органов по борьбе с незаконными посягательствами на культурные ценности строится на основании Межведомственной программы мер по обеспечению сохранности, усилению борьбы с хищениями и контрабандным вывозом предметов культурного и исторического наследия народов России на 2002 — 2004 гг.

На основе имеющейся нормативно-правовой основы и указанной Программы оперативно-розыскная деятельность по предупреждению и раскрытию хищений предметов, имеющих особую ценность, осуществляется в тесном взаимодействии с Министерством культуры, ФСНП, ФСБ и ГТК России, коллегами из стран СНГ с использованием возможностей Интерпола и партнеров дальнего зарубежья.

Так, например, в 2002 г. Северо-Западной оперативной таможней (СЗТУ) совместно с органами МВД России, ФСБ России и ФПС России выявлена организованная преступная группа, специализирующаяся на контрабанде культурных ценностей. По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 188 УК РФ. В ходе дальнейшей работы по уголовному делу, проведенных обысков были также обнаружены боеприпасы к боевому оружию и детали к огнестрельному оружию (89 штук).

В августе 2002 г. ГУБК совместно с МВД России в рамках операции «Наследие» проведена проверка по факту незаконного вывоза из России произведений живописи художников Кандинского, Клюна и Шагала на общую сумму более 2 миллионов долларов США. В результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий указанные картины были арестованы в Швейцарии, по данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 188 УК РФ.

К одному из самых эффективных профилактических мероприятий в течение последних лет следует отнести комплексные операции «Антиквариат», в которых традиционно наряду с органами внутренних дел участвуют и другие правоохранительные органы — ФСБ, ФТС России. При их проведении, как правило, изымается из незаконного оборота значительное количество предметов, представляющих историческую, научную и культурную ценность, — иконы, картины, старинные монеты, ювелирные изделия и другие, пресекаются и раскрываются преступления, связанные с хищениями таких ценностей.

Например, в ходе операции «Антиквариат» сотрудники Ростовского ГРОВД Ярославской области в три часа ночи задержали на трассе автомашину «УАЗ» под управлением Купчишина. В автомобиле были обнаружены и изъяты 4 мешка с 16 иконами, похищенными из церкви с. Татищев Погост и находящимися в розыске по уголовному делу. Следственно-оперативной группой были установлены лица, совершившие эту кражу, а также ряд других краж икон и иных ценностей из церквей Ярославской и других областей.

Взаимодействие Департамента по сохранению культурных ценностей с правоохранительными органами в сфере предупреждения и борьбы с преступлениями в отношении культурных ценностей осуществляется по следующим направлениям: контроль за реализацией предметов антиквариата, экспертиза задержанных и конфискованных культурных ценностей, экспертиза предметов оружия, имеющего культурную ценность, работа по возвращению культурных ценностей, незаконно вывезенных из страны.

В 2001 г. сотрудниками Департамента по 196 постановлениям таможенных служб, следователей, работников суда, прокуратуры, иных правоохранительных структур по уголовным делам и нарушениям таможенных правил была осуществлена экспертиза 16767 предметов. В их числе более 265 икон и предметов церковной утвари, 42 произведения изобразительного искусства, 309 предметов археологии, 482 предмета нумизматики, 471 предмет декоративно-прикладного искусства и старой коллекционной техники, 886 предметов фалеристики (ордена, медали, знаки), 457 образцов оружия, а также 13283 предмета филателии (марки, знаки почтовой оплаты) и т. п. По запросам таможенных и правоохранительных органов территориальными управлениями было оформлено 263 экспертных заключения на 12046 предметов.

Учитывая, что произведения искусства похищаются целенаправленно для дальнейшего вывоза за пределы России, в этих целях преступниками налаживаются устойчивые каналы контрабанды. Особое значение в этой связи приобретает международное сотрудничество с зарубежными странами и государствами — участниками СНГ, в том числе по каналам НЦБ Интерпола.

Однако возможности НЦБ Интерпола используются далеко не в полной мере. На сегодняшний день в международном розыске числится 321 предмет искусства, похищенный в России, начиная с 1991 г. В 1999 г. на учет было поставлено 50 предметов, в 2000 г. — 47, за 6 месяцев 2001 г. — всего лишь 7. Для сравнения — США поставили в розыск 668 предметов, Германия — 794, Италия — 3660.

С 1991 г. с розыска сняты 142 предмета, из них 42 обнаружены за рубежом. В международном розыске находится менее 1% от всех похищенных предметов, что явно недостаточно, поскольку большинство ценных предметов похищается для вывоза в дальнее зарубежье.

Общий объем документов, связанных с культурными ценностями, проходящих по каналам Интерпола, составляет 400 — 450 документов в год.

Вместе с тем в организации межведомственного взаимодействия в предупреждении и раскрытии хищений предметов, имеющих особую ценность, имеется ряд нерешенных проблем, устранение которых будет способствовать дальнейшему совершенствованию борьбы с рассматриваемым видом преступлений.

Так, например, по поступающим в ГУБК из региональных таможенных управлений данным, в последнее время в связи с подписанием Приказа Министерством культуры Российской Федерации от 7 августа 2001 г. N 844 «Об уточнении порядка оформления документации на право вывоза культурных ценностей и предметов культурного назначения с территории Российской Федерации» наметилась тенденция, при которой применяется упрощенный порядок ввоза-вывоза за границу культурных ценностей, что снижает эффективность таможенного контроля и создает предпосылки к незаконному вывозу за границу культурных ценностей под видом авторских работ.

По информации Калининградской оперативной таможни, в регионе существенно возрос поток вывоза за границу художественных ценностей (авторских работ, живописи, графики, литографии, а также предметов резьбы по янтарю), рассматриваемых экспертами в качестве предметов культурного назначения. В 2002 г. контрольными органами Министерства культуры Российской Федерации гражданам Калининградской области оформлено только пять свидетельств на право вывоза культурных ценностей за границу в отношении 18 предметов. Для сравнения в 2001 г. оформлено 123 свидетельства на вывоз 1813 предметов. В то же время возросло количество справок на право вывоза товаров культурного назначения — 74 в отношении 1283 предметов.

Также с целью совершенствования данной работы необходимо заинтересованным ведомствам продолжить разработку и создание дополнительной защитной системы мер по скрытой маркировке музейных ценностей, обязательной принудительной индивидуальной маркировке произведений искусства, вывозимых за пределы Российской Федерации в режиме временного вывоза.

Одним из распространенных упущений в предупреждении рассматриваемых преступлений является то, что в следственных подразделениях по уголовным делам не принимаются в полном объеме меры по установлению истинных условий, способствующих совершению преступлений. Следователи ограничиваются направлением формальных представлений, в которых описываются лишь факультативные условия и обстоятельства. Ответы организаций и учреждений как реагирование на представления следователей в ряде случаев также носят формальный характер, не соответствуют остроте проблемы их форма, содержание и сроки (один месяц) реагирования. При наличии достаточных оснований следственными управлениями не направляются в соответствующие инстанции обобщенные представления.

Забыта такая форма следственной профилактики, как доклады материалов уголовных дел по местам работы обвиняемых, хотя при этом мероприятии, как известно, всегда осуществляется одновременно пропаганда юридических знаний и основ правопорядка. В ряде регионов, например в Ивановской области, органами предварительного следствия практически не используются в профилактике средства массовой информации. В то же время в ГСУ при ГУВД Нижегородской области с 2001 г. по настоящее время активно используется это направление активной и доступной всем категориям граждан профилактики. В профилактических целях сотрудники ГСУ при ГУВД Саратовской области принимают участие в подготовке и выступлениях по местному телевидению в программе «Криминальный Саратов», в которых освещаются результаты расследования по уголовным делам о преступлениях, получивших большой общественный резонанс. Следственным комитетом при МВД России также принимаются различные профилактические меры в целях устранения условий, способствующих совершению названных преступлений: направлялись представления в Министерство культуры России, осуществляются выступления сотрудников на радио и телевидении, проводятся брифинги по указанной тематике.

Вопросам взаимодействия, принятия действенных профилактических мер в предупреждении и пресечении хищений документов и иных культурных ценностей посвящен совместный Приказ МВД, Министерства культуры и Федеральной архивной службы России от 25 мая 1998 г. N 315/255/38 «Об утверждении Инструкции по организации охраны объектов, хранящих культурные ценности, подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации».

В целях профилактики и улучшения взаимодействия органов внутренних дел со священнослужителями начальником УВД Вологодской области направлено соответствующее письмо в областное Епархиальное управление Русской Православной Церкви с изложением существующих проблем и предложением по их устранению, которое по форме и содержанию может быть примером для других органов внутренних дел.

Анализ организуемых МВД России оперативно-профилактических мероприятий под условным названием «Антиквариат» свидетельствует о крайне низком уровне участия в них правоохранительных структур России и заинтересованных ведомств. В период проведения таких мероприятий факты незаконного вывоза ценностей выявляются при наличии информации только в органах внутренних дел.

Необходимо также отметить ненадлежащую работу по созданию единой системы каталогизации и специальной обработки предметов, хранящихся в местах отправления религиозного культа, учреждений Минкультуры России, осуществлению их видео — и фотофиксации согласно составленной описи, созданию общей системы учета «Хранитель», обладающей возможностью удаленного доступа в соответствии с приоритетом деятельности пользователей.

Анализ складывающейся ситуации по данному направлению работы показывает необходимость проведения в рамках межведомственного взаимодействия дополнительных мер, направленных на усиление контроля над оборотом культурно-исторического достояния. В этих целях целесообразно уделить основное внимание решению следующих вопросов:

— обеспечению оперативных подходов к каналам незаконного вывоза за рубеж похищенных культурных ценностей и к лицам, к ним причастным, из числа работников ФТС России;

— укреплению оперативных позиций в местах скупки и сбыта похищенных произведений искусства и антиквариата (вернисажи, аукционы, художественные салоны, антикварные магазины);

— выявлению и разработке лиц, постоянно занимающихся скупкой и сбытом похищенных культурных ценностей;

— проработке вопроса о создании единого банка данных, в котором будет информация субъектов оперативно-розыскной деятельности о лицах, связанных с незаконным оборотом культурных ценностей, а также об изъятых и похищенных ценностях;

— получению оперативным или иным путем сведений о наиболее ценных частных коллекциях и принятию мер к созданию каталогов, видео — и фототек произведений изобразительного декоративно-прикладного и народного искусства, представляющих историческую и культурную ценность и хранящихся в этих коллекциях.

Существенно осложняет работу отсутствие нормативного акта, который бы сыграл координирующую роль между правоохранительными органами и заинтересованными ведомствами в их деятельности по предупреждению и раскрытию хищений предметов, имеющих особую ценность.

Действовавшие ранее нормативные акты, например, такой, как Приказ МВД СССР от 20 ноября 1989 г. N 257 «Об утверждении инструкции о порядке учета и проверки похищенных и изъятых номерных вещей, предметов старины и изобразительного искусства», и ряд других руководящих документов, не потерявших своей актуальности и сегодня, отменены, а новые — не разработаны. В связи с этим целесообразно было бы изучить заново изложенные положения этих документов и подготовить новый правовой акт, дополненный в соответствии с современными требованиями.

Стабилизация оперативной обстановки по линии борьбы с хищениями культурных ценностей, как нам представляется, возможна лишь на базе оптимизации организационно-структурного построения системы взаимодействия ведомств и их оперативной готовности к действиям по борьбе с хищениями.

Основная тяжесть работы по данному направлению оперативно-служебной деятельности возложена на подразделения уголовного розыска, в структуре которых на местах созданы специализированные отделы, отделения, группы или выделены специальные сотрудники, отвечающие за данную линию работы. В связи с этим, на наш взгляд, возникает необходимость создания Центра межведомственного взаимодействия в сфере предупреждения и раскрытия хищений культурных ценностей при МВД России (на правах Управления), целью которого являлось бы развитие, укрепление и повышение эффективности взаимодействия правоохранительных структур и заинтересованных ведомств в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений, связанных с хищением культурных ценностей.

——————————————————————