Историко-правовые, культурные и этические аспекты адатов горцев Дагестана

(Халифаева А. К., Агакеримова Ч. А.) («История государства и права», 2007, N 5)

ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ, КУЛЬТУРНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАТОВ ГОРЦЕВ ДАГЕСТАНА

А. К. ХАЛИФАЕВА, Ч. А. АГАКЕРИМОВА

Халифаева А. К., Дагестанский государственный университет, доктор юридических наук, доцент.

Агакеримова Ч. А., соискатель кафедры истории государства и права Дагестанского государственного университета.

Еще с доисторического периода ведет свое начало и развитие система адатных отношений, которая в поздние времена, шлифуясь, дополняясь новыми реалиями и фактами, предстала перед горцами как законы жизни, как обычное право. Адаты, бывшие первоначально обычаями, сложились при первобытнообщинном строе и были санкционированы силой общественного мнения сородичей, а также силой рода по отношению к другим родовым союзам. Позже, по мере того как роды распадались на патронимии, в недрах родового общества зарождалась государственная власть, адаты трансформировались в юридические нормы. Превращение родовых норм в юридические теснейшим образом связано с постепенным образованием из распада родового общества органов государственной власти <1>. ——————————— <1> Ладыженский А. М. Адаты горцев Северного Кавказа // http://ippk. edu. mhost. ru/elibrary/elibrary/uro/v18/a18_zakluchenie. htm.

Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет обычай как «общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила общественного порядка» <2>. Более подробную расшифровку можно обнаружить в других источниках: обычай — 1. Источник правовых норм гражданского и торгового права; норма, дополняющая закон в тех случаях, когда соответствующее предписание в законе вообще отсутствует или написано недостаточно полно <3>. 2. Правило социального поведения, передающееся от поколения к поколению, воспроизводящееся в определенном обществе или социальной группе, укоренившееся, вошедшее в привычку, быт и сознание его членов. В качестве основных признаков, которыми, как правило, характеризуется обычай, указывается: определенная продолжительность существования; постоянность соблюдения; определенность и непротиворечие публичному порядку. Обычай служит средством приобщения индивидов к социальному и культурному опыту, регламентирует поведение индивидов, поддерживает внутригрупповую сплоченность <4>. ——————————— <2> Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Издательство «Русский язык», 1975. С. 402. <3> Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. М., 2002 // http://yas. yuna. ru/?1879053312@0805918976. <4> Социологический энциклопедический словарь / Ред.-координатор Г. В. Осипов. М., 1998 // http://yas. yuna. ru/?1879053312@0805918976.

Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона 1897 г. дает нам более подробное определение обычая. Обычай — в обширном смысле всякая подробность или особенность жизни (кроме чисто физиологической или патологической), повторяемая постоянно, периодически или при известных случаях, сознательно или бессознательно (по привычке, преданию и т. д.) большей или меньшей группой лиц или даже одним лицом, как нечто неизбежное, необходимое, полезное или приятное. В этом смысле можно говорить об обычаях племен и народов, а у отдельного народа — об обычаях тех или иных его подразделений, сословий, классов, полов, обществ, профессий, лиц… Весьма распространенным на низших стадиях культуры (а отчасти и на более высоких) был обычай кровной мести. В монографии А. М. Ладыженского предпринята попытка выявить все этапы развития института кровной мести в северокавказских обществах, постепенной замены ее выкупом и зарождения публично-правового наказания. Как отмечал автор, кровная месть основывалась не на принципе товарного эквивалента, а на стремлении смыть обиду <5>. ——————————— <5> Ладыженский А. М. Адаты горцев Северного Кавказа // http://ippk. edu. mhost. ru/elibrary/elibrary/uro/v18/a18_zakluchenie. htm.

С течением времени первоначальный смысл многих обычаев забывается или они получают иное значение, но тем не менее народ часто упорно их держится, потому что в них завет мудрой старины и проявление национальной самобытности. Изучение народных обычаев, часто являющихся пережитками отдаленного прошлого, представляет большой интерес как с точки зрения истории культуры и этнологии, так и отчасти в смысле практическом для уяснения условий и нужд народного быта <6>. ——————————— <6> Энциклопедический словарь. Издатели: Ф. А. Брокгауз (Лейпциг), И. А. Ефрон (Санкт-Петербург). СПб.: Типолитография И. А. Ефрона, 1897. С. 643 — 644.

Прежде всего, следует подчеркнуть, что обычаи дагестанцев сложились в отдаленные времена первобытной эпохи и обслуживали с тех пор многие поколения. Являясь регуляторами жизни, многие обычаи и традиции, вышедшие из глубин народной жизни и построенные первоначально на справедливых моральных, этико-нравственных основах, способствовали не только нормальному функционированию первобытного общества, но и обслуживали в той или иной мере все последующие ступени развития человеческого общества и, наконец, дошли до наших дней, выражая самобытный менталитет дагестанцев и требуя воспитывать новые поколения в духе преданности мудрости предков. Древнейшие юридические памятники адата обнаружены в арабской эпиграфике Нагорного Дагестана. Это надпись 718/1318-19 г. на стене мечети даргинского селения Худуц, стела 757/1356 г. перед входом в соборную мечеть лезгинского селения Курах и надпись XIV в. из даргинского селения Ашты. Это решения местных мусульманских судов (араб. махкама — диван) по поземельным делам. Худуцкая надпись содержит ряд уголовных норм, касающихся кровомщения. В дагестанских арабоязычных рукописях XV — XIX вв. сохранились копии постановлений по поземельным делам согласно адату, а также своды уголовных, поземельных, хозяйственных и межобщинных норм обычного права. Это кодексы адата, записанные по инициативе союзов сельских общин («вольных обществ») — Гидатлинские адаты (XVII в.) — или по приказу местных мусульманских правителей — адаты кайтагского уцмия Рустем-хана и аварского нуцала Умма-хана Справедливого (XVIII в.) <7>. ——————————— <7> Адат // http://zamanaonline. com/enc/adat. htm.

В первой половине XIX в. российские военные начали составлять своды адата со слов его знатоков. В 1865 и 1866 гг. подобная работа была проведена в горных округах Дагестанской области. В ее осуществлении большую роль сыграл будущий генерал-губернатор Дагестана А. В. Комаров. Со второй половины XIX в. началось этнографическое изучение кавказского адата. Основная масса полевых материалов была собрана в XX в. <8>. ——————————— <8> Там же.

Известный дагестанский ученый Б. В. Далгат в статье «Материалы по обычному праву даргинцев» отмечал, что все имеющиеся печатные сборники адатов, «созданные в XIX веке, касаются лишь адатов уголовных или процессуальных. В литературе описание бытовых гражданско-правовых адатов даргинских горцев (мы лишь можем добавить — и остальных народностей) почти не существует», если не считать кое-какие этнографические материалы в «Сборнике сведений о кавказских горцах» (воспоминания муталима А. Омарова и др.). Этот пробел, «хотя бы и в виде сырого материала, а не научно-разработанного очерка», призван был восполнить оригинальный труд Б. В. Далгата <9>. ——————————— <9> Далгат Б. В. Материалы по обычному праву даргинцев // Из истории права народов Дагестана. Материалы и документы. Махачкала: ДФАН, 1968. С. 77.

Так же как и во многих странах, горцы строго соблюдали и соблюдают обычай гостеприимства, обычай куначества, когда гость и хозяин волею обстоятельств становились друзьями. Рядом с куначеством у дагестанцев существовал обычай аталычества. Незыблемым правилом в горах Дагестана во все времена было уважение и почитание старших. Каждый дагестанец считал своим священным долгом чтить старшего по возрасту. Старшее поколение воспринималось как источник мудрости и хранитель традиций народа, опыта, знания, справедливости. Общественная его роль всегда высоко ставилась и ценилась в любом ауле. Обычно ни одно мероприятие не проходило без участия аксакалов — самых почетных и уважаемых людей. Их авторитет и слово были непререкаемы. Неукоснительным законом гор было повиновение родителям и почтение к старшим. Можно привести немало общепринятых норм, свидетельствующих об уважительном отношении к старшим. Когда в комнату входит отец, дедушка или посторонний пожилой человек, младший встает и уступает ему место. За столом первым принимает пищу старший, после него остальные. При встрече на улице старшего каждый почтительно здоровается с ним. Любой старший обязан сделать замечание младшему, если последний ведет себя недостойно. При появлении старшего прекращаются драки и другие неразумные действия (курение, азартные игры и т. д.). Итак, неправовые обычаи дагестанцев касались в основном правил поведения в семье, обрядов, одежды горцев и т. д. Многие доисламские бытовые нормы адата (почитание стариков, сегрегация полов, клановая и аульная эндогамия, обрезание) не противоречили шариату и мирно уживались с ним после перехода горцев в ислам. Обычаи, расходившиеся с предписаниями шариата, вызывали критику со стороны мусульманских ученых и юристов (фукаха). Однако, поскольку процесс исламизации растянулся на Кавказе более чем на тысячу лет, изживание доисламского бытового адата шло крайне медленно <10>. ——————————— <10> Адат // http://zamanaonline. com/enc/adat. htm.

Таким образом, дагестанцы выработали такие морально-этические нормы, такие адаты, которые помогли им выстоять и перейти к цивилизованной жизни. Они в своей основе по сей день функционируют в среде горцев.

——————————————————————