Подготовка магистров права для электроэнергетики

(Вершинин А. П., Дмитриев О. В., Попондопуло В. Ф.) («Энергетическое право», 2008, N 1)

ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ ПРАВА ДЛЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

А. П. ВЕРШИНИН, О. В. ДМИТРИЕВ, В. Ф. ПОПОНДОПУЛО

Вершинин А. П., доктор юридических наук, профессор, руководитель магистерской программы юридического факультета СПбГУ «Правовое регулирование отношений в сфере электроэнергетики».

Дмитриев О. В., доктор экономических наук, кандидат юридических наук, директор по правовым вопросам ОАО «ГидроОГК».

Попондопуло В. Ф., доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой коммерческого права СПбГУ, руководитель магистерской программы «Предпринимательское право, коммерческое право».

Общие требования, предъявляемые к высшему профессиональному образованию в России, содержатся в Законе РФ «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г., Постановлении Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. «Об утверждении Положения о государственной аккредитации высшего учебного заведения», Постановлении Правительства РФ от 18 октября 2000 г. «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности», Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования <1>. ——————————— <1> СЗ РФ. 1994. N 18. Ст. 2085.

Специальные требования, предъявляемые к высшему юридическому образованию, также находят закрепление в ряде нормативных правовых актов, например в Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по специальности (квалификация — «Юрист») и направлениям (степени бакалавра и магистра) юриспруденции и соответствующих примерных учебных планах <2>. ——————————— <2> См.: Юридическое образование и наука. 2000. N 1.

По определенным, наиболее актуальным направлениям приняты специальные нормативные правовые акты. Например, Указом Президента РФ от 7 июля 1994 г. утверждена Программа становления и развития частного права в России. Одной из основных задач этой Программы является подготовка специалистов высшей квалификации в области частного права. Как известно, право в России до последнего времени было юридической системой, имеющей в целом публичный характер, построенной на доминировании интересов и воли государства. В структуре юридического образования это проявлялось в ведущей роли публично-правовых учебных дисциплин (по количеству часов, штату преподавателей и т. п.). Появление спроса на юристов — специалистов в области экономики изменило ситуацию. Постепенно учебное время перераспределяется с учетом частноправовых дисциплин, создаются специальные кафедры (предпринимательского, коммерческого права), осваиваются новые учебные программы, вводятся новые курсы и т. п. Специальные образовательные (в т. ч. дополнительные) программы вводятся с целью усиления специализации и повышения качества образования юристов в связи с развитием новых экономических и социальных отношений. Кроме того, активное вхождение страны в мировое сообщество с его стандартами юридического образования и перспективы развития системы высшего образования в Европе предполагают модернизацию высшего образования вообще и юридического образования в частности. Россия активно включилась в реализацию задач, поставленных в Болонской декларации, и вместе с другими странами Европы стремится войти в открытое европейское образовательное пространство равноправным членом. До 2010 г., как это предусмотрено Болонской декларацией, необходимо последовательно осуществить ряд мероприятий, включая переход к двухуровневой последовательной системе подготовки, включающей подготовку 1) бакалавра (продолжительность обучения не менее трех лет) и 2) магистра и (или) доктора с присуждением соответствующей степени. В России многоуровневая модель высшего профессионального образования, являющаяся важнейшим компонентом Болонского процесса, была введена Постановлением Комитета по высшей школе Миннауки России от 13 марта 1992 г. «О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации». Подготовка бакалавров рассматривалась как базовая и предназначена, прежде всего, для продолжения образования в магистратуре или подготовки специалистов. Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. «Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» была уточнена структура высшего профессионального образования: вузам предоставлялась возможность реализовать пятилетние программы подготовки дипломированных специалистов (5 лет обучения), а также вводить программы подготовки бакалавров (4 года обучения) и магистров (6 лет обучения, включая бакалавриат). Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» законодательно закрепил наличие трех видов программ высшего профессионального образования (подготовки бакалавров, специалистов и магистров). В настоящее время рассматривается проект изменений в Законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», который, в частности, предусматривает: введение двух уровней высшего образования: бакалавриат (3 — 4 года), магистратура (2 года) или подготовка специалиста на базе бакалавриата (1 — 2 года); создание условий для ускоренного развития системы непрерывного образования (обучения в течение жизни); дальнейшую интеграцию образования и науки; предоставление прав объединениям работодателей участвовать в формировании требований к перечню и содержанию образовательных программ. Интересен опыт европейских стран. Подготовка юристов в этих странах осуществляется в условиях развитых рыночных отношений и широких международных связей. В условиях объединения Европы возрастает конкуренция среди юристов тех стран, которые вошли в Европейский союз. В европейских странах собственные системы юридического образования воспринимаются достаточно критически, ведутся дискуссии о необходимости реформирования высшего образования. Актуальными являются вопросы практической адаптации и специализации студентов. При этом в Германии, например, обсуждаются возможности сокращения сроков обучения студентов по юридической специальности и перехода на двухуровневую систему образования «бакалавр-магистр». В связи с межгосударственной интеграцией и международной унификацией образования ставятся вопросы о выработке единой модели юридического образования для Европы. Вопросам создания открытого европейского образовательного пространства были посвящены Сорбонская декларация, которую 25 мая 1998 г. подписали министры образования четырех ведущих стран ЕС (Франции, Германии, Италии, Великобритании), и Болонская декларация, которую 19 июня 1999 г. подписали министры образования 29 европейских стран. Учитывая, что Болонский процесс для всех европейских стран — участниц Болонской декларации является процессом совместного поиска путей, связанных с формированием общеевропейского пространства высшего образования, а европейские страны находятся практически в равном стартовом положении, у России имеется реальная возможность влияния на решение указанных вопросов, выработку совместных решений с учетом мнения России <3>. ——————————— <3> Кропачев Н. М., Попондопуло В. Ф., Филиппова М. В., Шевелева Н. А. Система высшего юридического образования в России: состояние и перспективы развития // Правоведение. 2004. N 5. С. 8.

Санкт-Петербургский государственный университет, включая юридический факультет, одним из первых вузов России начиная с середины 90-х годов стал вводить многоуровневую структуру высшего образования. В середине 90-х годов на юридическом факультете СПбГУ произошел переход на двухуровневую систему высшего образования. Некоторое время продолжалась также подготовка специалистов, однако с 2001 г. набор для подготовки специалистов был прекращен, последний выпуск специалистов состоялся в 2006 г. В 2006/2007 учебном году в учебный план была включена магистерская программа «Правовое регулирование отношений в сфере электроэнергетики». В настоящее время осуществляется подготовка магистров по 13 специализированным программам: — «Теория и история государства и права, история правовых учений»; — «Конституционное право, муниципальное право»; — «Гражданское право, семейное право, международное частное право»; — «Предпринимательское право, коммерческое право»; — «Трудовое право, право социального обеспечения»; — «Природоресурсное право, экологическое право, земельное право»; — «Уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право»; — «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности»; — «Международное публичное право, европейское право»; — «Административное право, финансовое право»; — «Налоговое право, бюджетное право, банковское право»; — «Гражданский процесс, арбитражный процесс»; — «Правовое регулирование отношений в сфере электроэнергетики». Подготовка магистров права для электроэнергетики на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета обусловлена возросшим значением права и правовых отношений в сфере энергетики. В связи с реформированием отрасли, развитием и усложнением правовых связей необходимость в высококлассных специалистах в области правового регулирования энергетики постоянно растет. Еще недавно юридическая деятельность в российской энергетике практически отсутствовала. В последнее время отрасль активно развивается в условиях реформирования и перехода к рыночным отношениям. Поэтому остро встал кадровый вопрос в сфере правового обеспечения электроэнергетики. В новых организациях юридические отделы попросту не укомплектованы. Развитие компаний и реализация новых проектов требуют существенного пополнения штатов специалистами в сфере юриспруденции. Поэтому проект направлен на создание условий для углубленной и специализированной подготовки юристов, которые после окончания вуза будут обладать более детальными знаниями в правовой сфере электроэнергетики. Это позволит молодым специалистам более эффективно войти в любую компанию энергетической отрасли. Магистратура по энергетике — это пилотный проект для энергетической отрасли. Для самого факультета этот образовательный и научный, межотраслевой и межкафедральный проект позволяет не только объединить потенциал большинства кафедр факультета, но также осуществлять новые научные исследования, участвовать в законопроектной работе по реформированию энергетики и сотрудничать в научно-практическом и экспертном плане с интересными деловыми партнерами. Условием поступления в магистратуру является наличие высшего образования (в т. ч. неюридического). Магистратура — это вторая ступень высшего юридического образования. Вступительные испытания поступающих в магистратуру для лиц, имеющих высшее юридическое образование, проводятся по дисциплине «Предпринимательское право; коммерческое право», поскольку она составляет основное содержание магистерской программы «Правовое регулирование отношений в сфере электроэнергетики». Особенности магистерской программы обусловлены постановкой актуальных правовых вопросов и спецификой экономической деятельности в сфере электроэнергетики. Для лиц, не имеющих квалификацию «Бакалавр» или «Специалист» по юриспруденции, установлено конкурсное испытание в виде межотраслевого экзамена по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, включенным в план подготовки бакалавров по направлению «Юриспруденция», т. е. экзамен по теории государства и права. Магистерская программа «Правовое регулирование отношений в сфере электроэнергетики», как и другие магистерские программы, рассчитана на два года. Для подготовки по рассматриваемой магистерской программе уже проведено два набора: один — в феврале (8 человек), другой — в сентябре (8 человек). Для сравнения: в магистратуру юридического факультета СПбГУ ежегодно принимается около 120 человек; около половины из них изъявляют желание обучаться по программе «Предпринимательское право, коммерческое право», значительное число магистрантов (15 — 20 человек) изучает программы «Гражданское право, семейное право, международное частное право», «Налоговое право, бюджетное право, банковское право» и «Гражданский процесс, арбитражный процесс»; остальные магистерские программы набирают по 6 — 7 человек. Каждая магистерская программа включает 10 обязательных дисциплин. Кроме того, студенту магистратуры предоставляется возможность выбора еще из 13 дисциплин. Магистерская программа «Правовое регулирование отношений в сфере электроэнергетики» была согласована с руководством и ведущими специалистами РАО «ЕЭС России». Она включает следующие обязательные дисциплины: — «Введение в энергетическое право»; — «Проблемы корпоративного управления в компаниях электроэнергетики»; — «Имущественные комплексы в сфере электроэнергетики»; — «Договоры в сфере электроэнергетики»; — «Налоговые правоотношения в сфере электроэнергетики»; — «Антимонопольное законодательство и практика его применения в сфере электроэнергетики»; — «Правовые основы деятельности российских электроэнергетических организаций на внешних рынках»; — «Экологические требования, предъявляемые к организации деятельности предприятий электроэнергетики»; — «Судебная защита прав участников отношений в сфере электроэнергетики»; — «Международно-правовые основы сотрудничества государств в сфере электроэнергетики». Кроме того, магистрантам предлагается 13 дисциплин по выбору, среди которых имеются как общие дисциплины, например дисциплина «Правовое обслуживание и защита интересов предпринимателей», так и специальные дисциплины: — правовой режим земель энергетики; — ценные бумаги в электроэнергетике; — правовое регулирование трудовых отношений в энергетической отрасли. По каждой дисциплине читаются лекции (16 часов), проводятся практические занятия (16 часов). Занятия проходят в два дня. На самостоятельную работу отводится пять дней недели. Самостоятельной работе в магистратуре придается особе значение, ее необходимо рационально организовать. С этой целью на юридическом факультете СПбГУ создана компьютеризированная библиотека с выходом в Интернет (около двухсот рабочих мест, оборудованных компьютерами). По ряду дисциплин, изучаемых бакалаврами и магистрами, в частности по дисциплинам магистерской программы «Правовое регулирование отношений в сфере электроэнергетики», разрабатываются электронные учебно-методические комплексы (УМК), включающие образовательные ресурсы (тексты, методики, задачи, тесты, глоссарий, хрестоматию и ряд других), необходимые для дистанционного и самостоятельного изучения соответствующей учебной дисциплины. Подготовка магистров существенно отличается от подготовки бакалавров по многим параметрам, в частности, здесь необходим более зрелый теоретический и практический уровень подготовки, умение самостоятельно анализировать законодательство и практику его применения, навыки ведения переговоров и разработки юридических документов, выбор альтернативных способов разрешения споров и защиты прав и т. п. Студенты должны быть более самостоятельными и активными в ходе подготовки и проведения занятий: от них требуется не только постоянная готовность к активному участию в дискуссиях и диалогах при обсуждении вопросов занятий, но и регулярные выступления с научными сообщениями, комментариями законопроектов и законов, обобщениями практики применения законодательства. Для этого необходима соответствующая организация учебного процесса: предварительная запись, ограниченный по количеству состав группы, наличие учебных пособий, предварительная постановка вопросов и распределение заданий и т. п. Значительная часть учебного времени отводится на самостоятельную подготовку, производственную и исследовательскую практику: изучение законодательства и особенностей его применения, научной литературы, подготовку рефератов, а в конечном счете — магистерской диссертации. Формами текущего контроля являются: опрос каждого студента по теме практического занятия, выступление каждого студента с сообщением на избранную тему (например, обобщение юридической практики, анализ конкретного юридического дела, научный доклад и т. п.) и обсуждение этого сообщения в группе. Формами промежуточного контроля являются: аттестация каждого студента по результатам посещаемости практических занятий и активности на них (сделал доклад, выступал в ходе обсуждения доклада, сделанного другими студентами, и т. п.). Итоговый контроль — письменный зачет или письменный экзамен по соответствующей дисциплине. Кроме того, за процессом обучения осуществляется постоянный контроль со стороны федеральных энергетических компаний — потенциальных заказчиков: со стадии согласования образовательных дисциплин, в ходе совместных занятий и прохождения практики, и до выпускных экзаменов. Магистранты также сдают государственный экзамен (письменный) по соответствующей дисциплине, а также защищают выпускную квалификационную работу (магистерскую диссертацию) в ГАК, членами которой являются все заведующие кафедрами (они же, как правило, руководители магистерских программ), а также представители практических органов. Магистрантам, которые успешно выдержали государственные экзамены и защитили выпускную квалификационную работу, присваивается степень «Магистр юриспруденции» с вручением государственного диплома общего образца. Магистерская подготовка на юридическом факультете СПбГУ и по стране в целом находится в стадии становления. Здесь необходимо еще много сделать, чтобы добиться необходимых стандартов образования. Дальнейшее реформирование системы юридического образования потребует времени. Однако это поможет существенно повысить эффективность высшего юридического образования в России, добиться не только формального признания российских дипломов за рубежом, но и реальной возможности при прочих равных условиях устраиваться на работу в любой европейской стране. Развитие и реформирование экономических и правовых отношений соответствующей настройки системы образования. В частности, необходимо шире использовать возможности автономии, которая предоставлена высшим учебным заведениям (ст. 3 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»): самостоятельно принимать решения по внутренней организации, кадровым вопросам, новым учебным программам и т. п.). Это позволяет активизировать различные формы сотрудничества вузов и работодателей, в частности разрабатывать специальные магистерские программы (в т. ч. временного и экспериментального характера). С другой стороны, необходимы систематизация, уточнение и унификация магистерских программ. Общие магистерские программы должны строиться с учетом отраслевого и институционального критериев правовой системы. Так, например, в части систематизации и унификации перечня и содержания магистерских программ было бы правильным переименовать магистерскую программу 521404 — «Предпринимательское право, коммерческое право» в предпринимательское (коммерческое) право. Содержание указанной программы соответственно уточнить и изложить следующим образом: «Особенности правового регулирования предпринимательской (коммерческой) деятельности; основные институты предпринимательского (коммерческого) права; тенденции развития предпринимательского (коммерческого) права; особенности иностранного и международного предпринимательского (коммерческого) права». При этом банковское право, право ценных бумаг и аудит, поскольку они являются институтами предпринимательского (коммерческого) права, также включить в эту программу. Соответственно, необходимо ликвидировать, например, магистерскую программу N 521412 — «Налоговое, бюджетное, банковское право», включив налоговое и бюджетное право в магистерскую программу N 521411 — «Административное, финансовое право», а банковское право — в магистерскую программу N 521404 — «Предпринимательское и коммерческое право». Кроме того, необходимо ликвидировать магистерскую программу N 521413 — «Правовые основы выпуска и обращения ценных бумаг, аудиторской деятельности», включив ее содержание в магистерскую программу N 521404 — «Предпринимательское и коммерческое право». Вместе с тем при создании специальных магистерских программ возможен межотраслевой подход, когда он обусловлен общим предметом (в частности, видом экономической или юридической деятельности: правовое регулирование энергетики или транспорта, финансовые рынки, нотариат, адвокатура и т. д.). Обеспечение доступности образовательных услуг, создание интегративных программ обучения и кооперации учебных заведений является другой важной задачей, которая должна быть решена участниками Болонского процесса к 2010 г. В рамках создания межгосударственного европейского образовательного пространства заключены и успешно реализуются двусторонние соглашения между некоторыми ведущими российскими юридическими вузами и вузами европейских стран. Такие соглашения имеют значение не только для совместной образовательной деятельности, но и распространяются на сотрудничество в области совместных научных исследований и практических мероприятий (экспертизы, консультации для бизнеса и т. п.). В последнее время возник взаимный интерес к углублению научно-образовательного сотрудничества и созданию совместных образовательных программ. Одним из перспективных направлений является разработка международных научно-исследовательских и образовательных проектов в сфере энергетического права, которое на европейском континенте давно уже включено в университетские программы. Поэтому показательным примером для такого сотрудничества может быть подписанное в ноябре 2004 г. Соглашение между Гамбургским университетом и СПбГУ о создании Германо-российского института экономики и права <4>. Важнейшим направлением деятельности института является совместная подготовка магистров по направлению коммерческого права из числа российских и германских студентов, а также студентов других европейских стран, изучающих коммерческое право. Для такой подготовки в рамках кооперации учебных заведений, очевидно, потребуется создание интегративных программ обучения, определение порядка аттестации и подтверждения факта освоения программы обучения в институте <5>. ——————————— <4> Около 20 вузов России имеют совместные образовательные программы с вузами стран Европы и США, позволяющие выдавать совместные дипломы. <5> В настоящее время функции признания и установления эквивалентности зарубежных дипломов закреплены за Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и осуществляются в централизованном порядке. Вузы не обладают полномочиями по осуществлению признания и установления эквивалентности дипломов.

В настоящее время в России не существует специальных актов, регулирующих признание совместных дипломов. Вместе с тем Россия является участником Лиссабонской конвенции по признанию и дополняющими Конвенцию Рекомендациями ЮНЕСКО и Совета Европы о признании совместных степеней (Recommendations on the Recognitions of Joint Degrees), принятых в июне 2004 г. Это позволяет Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки решать вопросы признания совместных дипломов, выдаваемых межвузовскими структурами, включая такие, как Германо-российский институт экономики и права. Более активно следует развивать отношения сотрудничества, включая сотрудничество по подготовке бакалавров, магистров, аспирантов (докторантов), не только между российскими и зарубежными вузами, но и между вузами России. Известно, что в нескольких университетах разрабатываются учебные программы по энергетическому праву. На этой начальной стадии особенно полезны были бы обмен опытом, не только посредством конференций и форумов, но и путем привлечения на контрактной основе преподавателей соответствующих вузов для чтения учебных курсов, взаимное участие в государственных квалификационных комиссиях, студенческий обмен, совместная научно-исследовательская и производственная (в т. ч. педагогическая) практика.

——————————————————————