Дискуссионные вопросы правовой природы информационных услуг

(Ситдикова Л. Б.) («Российская юстиция», 2008, N 9)

ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ

Л. Б. СИТДИКОВА

Ситдикова Л. Б., кандидат юридических наук, профессор кафедры гражданского права и процесса Академии труда и социальных отношений (г. Москва).

Отсутствие законодательного определения понятия «информационная услуга» приводит к тому, что вопрос отнесения того или иного вида услуг к информационным является проблематичным. Информационные услуги даже не выделены в отечественном классификаторе среди видов услуг, а различные авторы относят к информационным услугам как услуги по сбору и обработке информации, так и консультационные услуги, услуги по передаче информации по каналам связи (услуги связи), услуги по обслуживанию информационных систем, а также издательскую деятельность, связанную с распространением печатных изданий. Если исходить из ст. 2 Закона об информации <1>, то в объеме информационных отношений следует выделять отношения, связанные с предоставлением информации, и отношения, связанные с распространением информации. ——————————— <1> Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.

Предоставление информации подразумевает действия, направленные на получение или передачу информации определенному кругу лиц, и осуществляется в порядке, установленном соглашением лиц, участвующих в обмене информацией. Однако критерии выделения информационных услуг из комплекса различных отношений по предоставлению (получению или передаче) информации законодателем не регламентированы, что зачастую приводит к их неправильной квалификации. Основным критерием выделения информационных услуг из отношений, складывающихся по предоставлению (получению или передаче) информации, необходимо считать вербализацию информационных потребностей в виде информационного запроса. Именно наличие или отсутствие данного критерия является определяющим в правильной квалификации отношений по предоставлению информации. С этой целью необходимо рассмотреть различные виды предоставления информации и выделить из них информационную услугу. Так, Ю. Е. Сиднева, рассматривая информационные услуги в системе экономических отношений, приходит к выводу, что производство и продажа компьютерных программ, баз данных, а также телекоммуникационные услуги (услуги связи) следует включать в сферу информационных услуг <2>. Ряд авторов также относят к информационным услугам услуги по передаче информации — услуги связи <3>. Не отрицая целевую направленность услуг связи на обеспечение возможности информационного обмена между ее пользователями, тем не менее, по нашему мнению, данный вид услуг нельзя относить к информационным ввиду отсутствия в нем функционального признака — информационного запроса. Услуги связи являются только средством передачи информации. В то же время при их оказании в качестве сопутствующих услуг оказываются ряд информационных, что стирает грань между ними. Особенно это ярко выражено при оказании такого вида универсальных услуг связи, как Интернет. ——————————— <2> Сиднева Ю. Е. Информационные услуги в системе экономических отношений (теоретический аспект): Автореф. … канд. эконом. наук. Уфа, 2001. С. 62 — 64. <3> Василенко Л. А. Рынок информационных услуг. М., 1996. С. 23 — 27; Иофис М. В. Формирование рынка информационных услуг: Дис. … канд. эконом. наук. М., 1998. С. 41 — 42.

Следующей заслуживающей внимания является точка зрения Л. П. Фомичевой, что «…предоставление системы «Гарант» (базы данных и программного обеспечения) пользователям осуществляется на основе договора о возмездном оказании информационных услуг на определенный срок» <4>. Аналогичной позиции придерживается и Р. Н. Мородумов <5>. Приведенные утверждения авторов требуют уточнения. ——————————— <4> Фомичева Л. П. Ваша организация приобретает справочно-правовую систему «Гарант» // СПС «Гарант». 2002. <5> Мородумов Р. Н. Договор возмездного оказания информационных и консультационных услуг: Дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2004. С. 132.

База данных в соответствии с ГК РФ является как объектом авторского права, так и объектом смежных прав. Статья 1260 ГК РФ определяет базой данных совокупность представленных в объективной форме самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины. Составитель либо иной автор производного или составного произведения (антологии, энциклопедии, базы данных, атласа, газет, журналов или другого подобного произведения) приобретает авторское право на осуществленный им подбор или расположение материалов, независимо от правовой охраны произведений, на котором основано производное или составное произведение. Необходимо отметить и подход законодателя, что право изготовителя базы данных рассматривается не как специальное право, а как право смежное с авторским, а в ст. 1334 ГК РФ вводится также количественный (арифметический) критерий — у изготовителя базы данных возникает на него исключительное право, если создание базы данных требует существенных затрат (финансовых, материальных, организационных или иных) или если база данных содержит не менее десяти тысяч самостоятельных информационных элементов (материалов). Возмездное предоставление информации, содержащейся в базах данных, в настоящее время осуществляется путем реализации экземпляров баз данных и его программного обеспечения, а также обеспечением доступа пользователей к базам данных. Реализация экземпляров баз данных и их программного обеспечения осуществляется на основании договора купли-продажи информационной продукции. При этом переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, выраженной в этой вещи, за исключением случаев, предусмотренных законом. Поэтому лицо, правомерно приобретшее экземпляр базы данных, приобретает право собственности на ее носитель, а в отношении содержащихся в базе данных материалов вправе без разрешения правообладателя их извлекать и осуществлять последующее использование в личных, научных, образовательных и иных некоммерческих целях в объеме, оправданном указанными целями, и в той мере, в какой такие действия не нарушают авторские права изготовителя базы данных и других лиц. В процессе эксплуатации экземпляра базы данных возникает потребность в постоянной актуализации материалов, составляющих базу данных. Поэтому изготовители баз данных, осуществляя коммерческую реализацию ее экземпляров, одновременно предлагают обслуживание данной информационной системы, включающее ряд информационных услуг. В качестве иллюстрации возможности заключения договора на информационное обслуживание может служить пример приобретения справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» в виде экземпляра информационного банка данных с программным обеспечением, где информационное обслуживание данной системы осуществляется по договору возмездного оказания информационных услуг. В пакет информационного обслуживания системы «КонсультантПлюс» входят услуги по регулярному обновлению комплекта системы, оперативной помощи и консультации, услуги предоставления по индивидуальному заказу редких документов, доставка бюллетеней «КонсультантПлюс» и других информационных материалов, индивидуального информирования по различным правовым вопросам и т. д. <6>. Таким образом, в процессе информационного обслуживания справочно-поисковой системы посредством оказания информационных услуг удовлетворяются информационные потребности субъектов. ——————————— <6> См. официальный сайт компании «КонсультантПлюс»: www. consultant. ru.

Другим видом предоставления информации, содержащейся в базах данных, является обеспечение доступа к ней, на основании договора возмездного оказания информационных услуг. Предоставление информации по информационному запросу с использованием баз данных может происходить различными способами, одним из которых является предоставление оператором информационной системы необходимой информации, содержащейся в базе данных, потребителю информации (конечному потребителю или информационному посреднику). Такой способ характерен при предоставлении информации ограниченного доступа. Примером такого вида услуг может служить предоставление информационной услуги в виде кредитного отчета Бюро кредитных историй <7>. ——————————— <7> Федеральный закон РФ от 30.12.2004 N 218-ФЗ «О кредитных историях» (в ред. 24.07.2007) // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 44; 2007. N 31. Ст. 4011.

Другой способ обеспечения доступа к базам данных предполагает, что потребитель информации самостоятельно выполняет большинство операций по поиску необходимой информации с баз данных информационного терминала, которым может быть какое-либо специальное оборудование (чаще всего персональный компьютер или интеллектуальный терминал), позволяющее пользователю получить необходимую информацию. При этом получение необходимой информации с базы данных осуществляется на основании запроса при помощи специальных программных средств, в режиме реального времени, и доступ может быть как локальным (внутрисетевым), так и удаленным (интерактивным). В первом случае пользователь работает с терминалом, который подключен напрямую к серверу, содержащему базу данных, а удаленный доступ предполагает, что база данных может находиться в удаленном от пользователя месте, и для их соединения требуется информационно-телекоммуникационная сеть, например Интернет. Предоставление доступа к базам данных предполагает послесеансовую обработку полученной информации путем ее распечатки на принтере или записи на электронный носитель. Выполнение операции по записи полученной информации на материальный носитель может производиться потребителем информации самостоятельно или с помощью услуг других лиц. В последнем случае услуги по переводу полученной информации на различные виды носителя должны рассматриваться как возмездное оказание информационных услуг. Вопросы предоставления информации также связаны и с деятельностью библиотек. Библиотеки являются местом сосредоточения значительной части информационных ресурсов общества и одним из основных мест оказания информационных услуг. Несмотря на то что основной задачей библиотечного обслуживания является создание условий для реализации гражданами РФ гарантированного государством права на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, тем не менее в последнее время набирает процесс формирования платных библиотечно-информационных услуг, развитие которых не должно противоречить их уставной деятельности. В их числе приоритетный доступ к новым поступлениям, выдача фондовых документов из читального зала на дом, предоставление изданий конъюнктурной тематики, подбор документов по заявленным критериям, тематическое информирование, составление библиографических материалов, выполнение фактографических справок, аннотирование и реферирование, подготовка дайджестов, редактирование библиографических описаний, индексирование авторских работ, ксерокопирование и запись информации на электронные носители <8>. Создание электронных каталогов, полнотекстовых баз данных и электронных изданий в библиотеках, обеспечение удаленного доступа к ним привело к активному развитию электронной доставки документов (ЭДД). ——————————— <8> Клюев В. К. Экономика библиотеки в актуальных рыночных понятиях: В 2-х ч. Часть 2 / Госкомнауки России; Институт повышения квалификации информационных работников; Московский государственный университет культуры. М., 1997. С. 41.

Как видно из вышеизложенного, платные библиотечно-информационные услуги явились результатом инициативной профессиональной деятельности, нацеленной на удовлетворение дополнительных потребностей и запросов пользователей средствами библиотеки. Проведенный анализ различных видов предоставления информации позволяет сделать вывод, что отношения по предоставлению информации являются более широким понятием и включают в себя как информационную услугу, так и обязательственные отношения, возникающие из договора купли-продажи. Предоставление информации предполагают действия в поиске, переработке, а также систематизации информации. Поиск информации по информационному запросу осуществляется не только в процессе оказания библиотечно-информационных услуг, но и в виде основной деятельности информационных посредников, назначением которых является ретроспективный поиск информации, предусматривающий поиск сведений об источниках информации, источников информации или самой информации по определенной тематике или проблеме в информационных массивах определенной глубины <9>. ——————————— <9> Родионов И. И. Формирование и развитие рынка информационных услуг и продуктов в условиях глобализации: Дис. … докт. эконом. наук. М., 2003. С. 115.

Наиболее распространены услуги по поиску информации с использованием сети Интернет в виде поиска деловых партнеров, товаров, услуг и предприятий, их реализующих, и т. д. Особенно важен этот вид услуг для потребителей информации, ограниченных во времени для самостоятельного поиска или ввиду отсутствия выхода в Интернет, а в результате предоставления данного вида информационных услуг последние получают нужную информацию почти в той же форме, в какой она размещена в Интернете, или в любой другой, которая будет удобна заказчику. Наглядно предоставление услуг в виде поиска информации прослеживается в маркетинговой, риелторской и в ряде других видов деятельности. Поиск информации осуществляется по запросу и условиям, которые определяются заказчиком по договору возмездного оказания информационных услуг. Информационные услуги, связанные со сбором информации, имеют общие черты с услугами поиска информации. Однако сбор информации характеризуется активным участием исполнителя при предоставлении услуги, т. е. большой степенью ее индивидуализации. Как отмечает М. В. Иофис, «…данный вид услуг отличает направленность на корпоративный рынок» <10>. Сбор информации, характеризующий корпоративный рынок, представлен оказываемыми информационными услугами при формировании баз данных кредитных историй. Наиболее характерно выражен сбор информации и при предоставлении маркетинговых и особенно детективных услуг. ——————————— <10> Иофис М. В. Указ. соч. С. 40 — 41.

Отношения по распространению информации опосредуют действия по распространению информации новостного, массового характера, распространению рекламной информации, а также объявлению физических и юридических лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности средствами массовой информации, почтовых отправлений или электронных сообщений, и направлены на получение или передачу информации неопределенному кругу лиц. Некоторые ученые отношения по распространению информации относят к информационным услугам <11>. С данным утверждением трудно согласиться, и в первую очередь потому, что отношения по распространению информации могут опосредовать различные по своей правовой природе обязательства. Существуют различные точки зрения относительно распространения информации в виде продукции средств массовой информации через сеть розничной торговли. ——————————— <11> Сиднева Ю. Е. Указ. соч. С. 84; Иофис М. В. Указ соч. С. 42.

Так, А. В. Титов в специальном монографическом исследовании высказывает мысль: «…можно даже предположить, что отношения между газетой и подписчиком имеют правовую природу договора возмездного оказания информационных услуг», в то же время автор констатирует: «…если читатель приобретает газету в розницу или получает информацию по телевидению, не внося никакой платы в пользование телекомпании, то содержащаяся в ст. 779 ГК РФ правовая схема оказывается неприемлемой» <12>. Разделяя точку зрения А. В. Титова, нам представляется спорным подход А. Н. Медведева <13>, который в объеме информационных услуг выделяет отношения, связанные с получением информации в виде приобретенных книг и брошюр, а также в виде периодических изданий по подписке. В связи с этим представляет интерес следующее высказывание, сделанное Р. Н. Мородумовым, который, также не соглашаясь с А. Н. Медведевым, отмечает, что указанные действия не следует относить к предмету договора возмездного оказания информационных услуг. Развивая свою позицию, автор говорит, что «…в данном случае возникают отношения купли-продажи материальных объектов, содержащих информацию (дисков, книг и т. п.)… в то время как договор возмездного оказания информационных услуг не имеет своей целью передачу права собственности на информационный ресурс, а направлен на предоставление доступа к определенному объему организационно-упорядоченной информации, с целью выборки необходимой заказчику» <14>. Аналогичной позиции придерживается и законодатель, который в ст. 2 Закона о СМИ определяет, что под распространением продукции средств массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио-, видеозаписей программ. ——————————— <12> Титов А. В. Средства массовой информации как объект гражданско-правовых отношений. М., 2004. С. 63. <13> Медведев А. Н. Учет затрат на информационные, консультационные, маркетинговые и аудиторские услуги. М., 2001. С. 36 — 37. <14> Мородумов Р. Н. Указ. соч. С. 111 — 112.

Необходимо заметить, что по своей правовой природе книги, брошюры, периодические печатные издания и т. д. являются документом (публикацией, или в более широком смысле слова — информационной продукцией), с точки зрения гражданского права — вещью. Согласно ст. 128 ГК РФ вещи и услуги названы в качестве самостоятельных объектов гражданских прав, а с точки зрения формальной логики — однородными понятиями; следовательно, понятие «услуга» не может включать в себя понятие «вещь», и поэтому приобретение вещи осуществляется в рамках гражданско-правового договора купли-продажи либо его разновидности. Представляется, что в случае приобретения книг, брошюр, периодических изданий в местах розничного распространения информации объектом гражданских прав будет выступать материальный носитель с информацией. Если исходить из определений, данных в Законе об информации, данные действия характеризуются как распространение информации с направленностью на ее получение неопределенным кругом лиц. В то же время другим примером формирования законодателем сложной комбинации отношений по распространению информации являются Правила распространения периодических печатных изданий по подписке <15>. Получатель информации, делая выборку необходимых информационных материалов из каталога подписных изданий путем запроса на выбранные периодические издания, осуществляет подписку по договору распространения периодических изданий по подписке, который может предусматривать и доставку подписных изданий до адресата. ——————————— <15> Постановление Правительства РФ от 01.11.2001 N 759 «Правила распространения периодических печатных изданий по подписке» // СЗ РФ. 2001. N 45. Ст. 4271.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) <16> перечень услуг связи включает прочую деятельность почтовой связи, которая предусматривает подписку на газеты, журналы, книги и другие печатные издания, а также доставку газет, журналов и других печатных изданий, т. е. договор подписки на периодическое печатное издание является договором возмездного оказания услуг. Данный вывод подтверждается и законодательным решением, содержащимся в п. 12 Правил распространения периодических печатных изданий по подписке, в соответствии с которым подписчик может отказаться от исполнения договора подписки до передачи очередного экземпляра (экземпляров) периодического печатного издания, при этом подписчику выплачивается цена подписки недополученных экземпляров. Данная норма полностью согласуется с нормой ст. 782 ГК РФ, что также свидетельствует о том, что договор подписки на периодическое печатное издание квалифицируется законодателем как договор возмездного оказания услуг. В настоящее время информационные агентства предлагают электронные издания, которые различаются по наличию печатного эквивалента и могут быть как электронными аналогами печатного издания, так и самостоятельным электронным изданием. Электронные издания распространяются как на магнитных, оптических и (или) магнитно-оптических носителях, так и по электронной почте либо размещаются на сервере издательства. Обладая высокой степенью оперативности и актуальности, электронные печатные издания объединяют в себе преимущества не только газеты (журнала), но и базы данных. С помощью программного обеспечения подписчик может формировать собственную подборку материалов по определенному им запросу. ——————————— <16> Постановление Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС ред. 1)». М., 2002.

Вышеизложенное свидетельствует, что договор распространения периодических изданий по подписке является договором оказания услуг по предоставлению определенного объема информации, в соответствии с запросом и условиями, которые определяются заказчиком, т. е. договором возмездного оказания информационных услуг. Исходя из направленности отношений на определенный круг лиц, правильнее было бы назвать данный вид договора как договор по предоставлению периодических печатных изданий по подписке. Таким образом, отношения по распространению информации осуществляются как по договору возмездного оказания информационных услуг, так и на основании договора купли-продажи периодического или иного печатного (электронного) издания.

——————————————————————