Современное состояние и нормативно-правовое регулирование отношений в сфере оказания информационных услуг
(Ситдикова Л. Б.) («Гражданское право», 2009, N 3)
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ <*>
Л. Б. СИТДИКОВА
——————————— <*> Sitdikova L. B. Contemporary state and normative-law regulation of relations in the sphere of rendering information services.
Ситдикова Любовь Борисовна, заведующая кафедрой гражданско-правовых дисциплин Московского института экономики, менеджмента и права, кандидат юридических наук, доцент.
Отсутствие полноценной законодательной базы и единство мнений ученых по вопросам правового регулирования отношений в сфере оказания информационных услуг, а также различная правоприменительная практика по исследуемой проблематике явились основанием для поиска новых подходов к решению указанных проблем в свете части 4 ГК РФ. Ключевые слова: услуги, информационные услуги, оказание услуг, договор возмездного оказания услуг.
Lack of full-fledged legislative base and unity of opinions of scientists with regard to the issues of legal regulation of relations in the sphere of rendering information services and various law-application practice on the said problem was the ground for the search of new approaches to solution of the said problems in light of part 4 of the Civil Code of the RF. Key words: services, information services, rendering of services, contract of paid services.
В современном гражданском праве России услуги признаются в качестве одной из ведущих категорий в системе объектов гражданских прав. Длительное отсутствие законодательной базы и четкой правовой регламентации деятельности участников в предоставлении возмездного оказания услуг, в том числе вопросов юридической ответственности, а также многочисленные нарушения со стороны недобросовестных субъектов послужили законодательному закреплению в гл. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) договора на возмездное оказание услуг. При этом следует отметить, что особое место среди общественных отношений, складывающихся в связи с оказанием возмездных услуг, занимают отношения, обусловленные оказанием информационных услуг. С возникновением новых информационных технологий сфера информационных услуг значительно расширилась. Важнейшим источником информации стали базы данных, содержащие научно-техническую, торгово-коммерческую, библиографическую, статистическую и профессиональную информацию. Вместе с тем следует отметить, что информация является одним из сложнейших общественных явлений, поэтому неудивительно, что процесс ее правового регулирования достаточно сложен. Изучение действующего законодательства, касающегося регулирования отношений, связанных с информацией, свидетельствует об отсутствии достаточно разработанной законодательной базы для регулирования информации как гражданско-правовой категории. Применение вычислительной техники и современных телекоммуникационных систем позволило собирать, хранить большие объемы информации в базах данных, быстро обрабатывать и передавать их с огромной скоростью. Внедрение технологий удаленного доступа к базам данных привело к тому, что они стали основными источниками информационного обеспечения пользователей. Такое динамичное развитие информационных услуг требует и установления отвечающих этому развитию правовых норм. В этой связи возникает неоднозначный подход исследователей к вопросу отнесения различных видов деятельности, связанных с информационными технологиями, к информационным услугам, и в первую очередь это относится к созданию и распространению различных баз данных и программного обеспечения к ним, а также использованию информационных телекоммуникационных сетей. Так, Ю. Е. Сиднева, рассматривая информационные услуги в системе экономических отношений, приходит к выводу, что производство и продажу компьютерных программ, баз данных, а также телекоммуникационные услуги (услуги связи) следует включать в сферу информационных услуг <1>. Ряд авторов также относят к информационным услугам услуги по передаче информации — услуги связи <2>. Не отрицая целевую направленность услуг связи на обеспечение возможности информационного обмена между ее пользователями, тем не менее, по нашему мнению, данный вид услуги нельзя относить к информационной ввиду отсутствия в ней функционального признака — информационного запроса. Услуги связи являются только средством передачи информации. В то же время при их оказании в качестве сопутствующих услуг оказывается ряд информационных, что стирает грань между ними. Особенно ярко это выражено при оказании такого вида универсальных услуг связи, как Интернет, который ориентирован не только на информационный обмен, но и в значительной степени на получение необходимой информации по информационному запросу с различных баз данных. ——————————— <1> См.: Сиднева Ю. Е. Информационные услуги в системе экономических отношений (теоретический аспект): Автореф. дис. … канд. экон. наук. Уфа, 2001. С. 62 — 64. <2> См.: Василенко Л. А. Рынок информационных услуг. М., 1996. С. 23 — 27; Иофис М. В. Формирование рынка информационных услуг: Дис. … канд. экон. наук. М., 1998. С. 41 — 42.
Поэтому в качестве следующего вопроса необходимо рассмотреть создание и распространение различных баз данных информации и программного обеспечения к ним. Заслуживающей внимания является точка зрения П. П. Фомичевой о том, что «предоставление системы «Гарант» (базы данных и программного обеспечения) пользователям осуществляется на основе договора о возмездном оказании информационных услуг на определенный срок» <3>. Аналогичной позиции придерживается и Р. Н. Мородумов <4>. Приведенные утверждения авторов требуют уточнения. ——————————— <3> Фомичева Л. П. Ваша организация приобретает справочно-правовую систему «Гарант» // Опубликовано в СПС «Гарант», 2002. <4> См.: Мородумов Р. Н. Договор возмездного оказания информационных и консультационных услуг: Дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2004. С. 132.
База данных в соответствии с частью 4 ГК РФ является как объектом авторского права, так и объектом смежных прав. Статья 1260 ГК РФ определяет базой данных совокупность представленных в объективной форме самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины <5>. Составитель либо иной автор производного или составного произведения (антологии, энциклопедии, базы данных, атласа, газет, журналов или другого подобного произведения) приобретает авторское право на осуществленный им подбор или расположение материалов, независимо от правовой охраны произведений, на котором основано производное или составное произведение. ——————————— <5> Пункт 3.2.7 ГОСТ 7.73-96 под базой данных понимает набор данных, который достаточен для установленной цели и представлен на машинном носителе в виде, позволяющем осуществить автоматизированную переработку содержащейся в ней информации (ГОСТ 7.73-96).
Следует обратить внимание и на подход законодателя, в котором право изготовителя базы данных рассматривается не как специальное право, а как право, смежное с авторским, а в ст. 1334 ГК РФ вводится также количественный (арифметический) критерий — у изготовителя базы данных возникает на нее исключительное право, если создание базы данных требует существенных затрат (финансовых, материальных, организационных или иных) или база содержит не менее десяти тысяч самостоятельных информационных элементов (материалов). Возмездное предоставление информации, содержащейся в базах данных, в настоящее время осуществляется путем реализации экземпляров баз данных и их программного обеспечения, а также обеспечением доступа пользователей к базам данных. Реализация экземпляров баз данных и их программного обеспечения осуществляется через сеть розничной торговли на основании договора купли-продажи информационной продукции <6>. Следует также указать, что база данных содержит как информацию свободного доступа, так и обнародованные произведения, охраняемым авторским правом. При этом переход права собственности на вещь не влечет перехода или предоставления интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, выраженные в этой вещи, за исключением случаев, предусмотренных законом <7>. Поэтому лицо, правомерно приобретшее экземпляр базы данных, приобретает право собственности на ее носитель, а в отношении содержащихся в базе данных материалов вправе без разрешения правообладателя их извлекать и осуществлять последующее использование в личных, научных, образовательных и иных некоммерческих целях в объеме, оправданном указанными целями, и в той мере, в какой такие действия не нарушают авторские права изготовителя базы данных и других лиц. ——————————— <6> В условиях современного информационного общества базы данных становятся популярным товаром. В 2000 г. только в Европейском сообществе общий оборот компаний в сфере баз данных и публикации справочников составил 8,2 млрд. евро (см.: Доклад Комиссии ЕС «The EU publishing industry: an assessment of competitiveness» // URL: http://europa. eu. int/comm/enterprise/ict/policy/doc/pira_2003_1046_en. pdf). <7> При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное (см.: п. 2 ст. 1291 ГК РФ).
В процессе эксплуатации экземпляра базы данных возникает потребность в постоянной актуализации материалов, составляющих базу данных. Поэтому изготовители баз данных, осуществляя коммерческую реализацию их экземпляров, одновременно предлагают обслуживание данной информационной системы, включающее ряд информационных услуг. В качестве иллюстрации возможности заключения договора на информационное обслуживание может служить пример приобретения справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» в виде экземпляра информационного банка данных с программным обеспечением, где информационное обслуживание данной системы осуществляется по договору возмездного оказания информационных услуг. В пакет информационного обслуживания системы «КонсультантПлюс» входят услуги: по регулярному обновлению комплекта системы, оперативной помощи и консультации, услуги предоставления по индивидуальному заказу редких документов, доставка бюллетеней «КонсультантПлюс» и других информационных материалов, индивидуальное информирование по различным правовым вопросам и т. д. <8>. Таким образом, в процессе информационного обслуживания справочно-поисковой системы посредством оказания информационных услуг удовлетворяются информационные потребности субъектов. ——————————— <8> URL: www. consultant. ru.
Другим видом предоставления информации, содержащейся в базах данных, является обеспечение доступа к ней на основании договора возмездного оказания информационных услуг. Предоставление информации по информационному запросу с использованием баз данных может происходить различными способами, одним из которых является предоставление оператором информационной системы необходимой информации, содержащейся в базе данных, потребителю информации (конечному потребителю или информационному посреднику). Такой способ характерен при предоставлении информации ограниченного доступа. Примером такого вида услуг может служить предоставление информационной услуги в виде кредитного отчета бюро кредитных историй. Обеспечения доступа к базам данных может предполагать, что потребитель информации самостоятельно выполняет большинство операций по поиску необходимой информации в базах данных с информационного терминала, которым может быть какое-либо специальное оборудование (чаще всего персональный компьютер или интеллектуальный терминал), позволяющее пользователю получить необходимую информацию. При этом получение необходимой информации с базы данных осуществляется на основании запроса при помощи специальных программных средств в режиме реального времени и доступ может быть как локальным (внутрисетевым), так и удаленным (интерактивным) <9>. В первом случае пользователь работает с терминалом, который подключен напрямую к серверу, содержащему базу данных, а удаленный доступ предполагает, что база данных может находиться в удаленном от пользователя месте и для их соединения требуется информационно-телекоммуникационная сеть, например Интернет. ——————————— <9> Интерактивные услуги в широком смысле — информационные услуги, получаемые при помощи интерактивных технологий. В узком смысле интерактивные услуги обозначают услуги, предоставляющие доступ к удаленным базам данных (см.: Маркетинг: Учебник / Под ред. А. Н. Романова. М., 1996. С. 529).
Предоставление доступа к базам данных предполагает послесеансовую обработку полученной информации путем ее распечатки на принтере или записи на электронный носитель. Выполнение операции по записи полученной информации на материальный носитель может производиться потребителем информации самостоятельно или с помощью услуг других лиц. В последнем случае услуги по переводу полученной информации на различные виды носителя должны рассматриваться как возмездное оказание информационных услуг.
——————————————————————