Народная культура — основа формирования мировоззрения

(Чижиков В. М.) («Культура: управление, экономика, право», 2008, N 4)

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА — ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

В. М. ЧИЖИКОВ

Чижиков В. М., доктор культурологии, профессор (МГУКИ).

Не прошло и двух десятков лет, как российская правящая элита наконец-то вспомнила о традиционной народной культуре, о том, что более 27% населения страны проживает в сельской местности, а деятельность сельских клубных учреждений, в которых занимаются сегодня самодеятельным народным художественным творчеством около трех с половиной миллионов человек, является единственным источником, обеспечивающим конституционные права граждан на доступ к культурным благам. Примечательно, что вспомнили об этом не в Министерстве культуры, а на самом высоком уровне — на заседании Государственного совета Российской Федерации. От Президента страна узнала, «что пока сегодняшние усилия государства по сохранению и развитию этнокультурной сферы все еще далеко не соответствуют степени ее значимости для общества и государства… Особенно в такой поддержке нуждаются сельские и поселковые клубы. Сегодня их в стране более 50 тысяч, и они являются на местах настоящими центрами культурной жизни — ТАМ, ГДЕ ОНИ, КОНЕЧНО, ЕЩЕ ОСТАЛИСЬ» <1> (выделено нами. — В. Ч.). ——————————— <1> Путин В. В. Вступительное слово Президента Российской Федерации // Материалы заседания Государственного совета Российской Федерации 26 декабря 2006 г. М.: Издательство «ИМХО», 2007. С. 119.

Это действительно так — клубные учреждения на селе действительно еще остались, но то, что осталось, — это лишь меньшая часть того, что было. Несмотря на все потрясения, пережитые деревней за годы коллективизации, войны, административных укрупнений 60 — 70-х годов и разрушительной «перестройки», самобытная и многообразная традиционная культура, как и всякая культура, сохраняет свою масштабность и значение. В России, как ни в одной другой стране, сформировалась и сохраняется уникальная по своему нравственному и эстетическому богатству традиционная крестьянская культура, которая и по сей день удивляет и восхищает современников талантом и мастерством наших предков. Ее особый характер выработан укладом сельской жизни, земледельческим содержанием труда, своеобразным сельским бытом и, конечно же, неповторимой духовной атмосферой деревенской жизни, врожденным природным мировоззрением, особыми формами общения. Сельскому труженику приписывались многие негативные черты и качества, которые он не мог иметь в силу своей природной сути. С одной стороны, усиленно выдвигались и во многом реализовывались теории сближения жителей города и крестьянства, которые должны были слиться в единый класс, стирания различий между городом и деревней. Принижение роли и места крестьянства в жизни общества выражалось в возвеличивании пролетариата как ведущей общественной силы, а крестьянству отводилась роль класса «второго сорта», у которого нет будущего и который должен «раствориться» в рабочем классе. Логикой этого процесса традиционный крестьянский уклад как бы заведомо приносился в жертву индустриализации, идеология культурной революции в деревне строилась на убежденности и вере в преобразовательные возможности науки и техники, искреннем стремлении поскорее преодолеть «идиотизм деревенской жизни» и часто полном незнании деревенской жизни и тем более деревенской культуры. Применение к культуре чисто экономических категорий и экономических оценок мешает раскрыть культуру изнутри, увидеть ее духовную суть, ибо невозможно считать культуру второстепенным и несущественным явлением, которое обрамляет экономические процессы. Нельзя не видеть и то сложное положение, в котором оказалась современная сельская и отечественная культура в целом. Как никогда актуально звучат сегодня слова, написанные Н. А. Бердяевым еще в 1923 г. о том, что демократия понизила качественный уровень культуры и умела лишь распределить, а не творить культурные ценности <2>. Свидетельства последних десяти лет позволяют сделать вывод, что демократизация культуры в России действительно повсюду понижает уровень культуры в своем качестве и в своей ценности. Она становится более доступной, более дешевой, более популярной, более комфортной, но более усредненной, пониженной в своем качестве, плоской и вычурной, лишенной стиля и индивидуальности. ——————————— <2> См.: Бердяев Н. А. Философия неравенства. М., 1990. С. 251.

Понять крестьянскую культуру возможно, по нашему мнению, только на основе раскрытия ее собственной внутренней структуры, ее самобытности, не навязывая ей мерки и оценки, заимствованные из других культур. Крестьянская культура закладывается образом жизни человека, идеями единства природы и человека, где природа рассматривается, с одной стороны, как часть дома человека, а с другой — как тайна, охраняемая традицией, системой запретов, эстетических норм, системой воспитания. Сущность сельской культуры составляют не только и не столько культурные, художественные, эстетические шедевры, сколько духовное творчество и практический опыт людей, которые по крупицам накапливают элементарные, простые, но непреходящие ценности, что в конечном итоге превращается в общечеловеческие ценности. В традиционной культуре между тем аккумулируются не только высшие формы духовной жизни, но эмоции, чувства, душевные движения, где объективируются обычаи, традиции, запреты, предпочтения, заповеди и т. д. В научных исследованиях духовной жизни крестьянства до настоящего времени имеются большие пробелы, но не в силу отсутствия интереса к этой проблеме, а из-за недостаточности документов, фактов, описаний, культурологической историографии. Даже народное творчество, как составная часть духовной жизни, духовной культуры, не фиксировалось в документах, оно продолжало существовать благодаря устной передаче из поколения в поколение. Более того, некое пренебрежительное, поверхностное отношение к «провинциальной» культуре, патриархальным «мужицким» устоям, обычаям и ценностям и по сей день не способствует распознанию духовных и самобытных основ этой культуры. Например, в своей работе «Эстетические ценности в «деревенской», «городской» и «полугородской» культуре» И. З. Заринская о патриархальной деревне пишет: «Эстетические ценности полностью растворены в ценностях пространства, определенности, нормы. Культура патриархальной деревни есть тип синкретической, гомогенной культуры. Ценности, образующиеся в ее рамках, однородны и взаимозависимы. Это означает, что вещи и явления, отвечающие требованиям постоянства, определенности и т. д., интерпретировались как красивые, поскольку иные ценности незначимы или отсутствуют. Красиво то, что «хорошо» (постоянно, определенно и т. п.) <3>. ——————————— <3> Заринская И. З. Эстетические ценности «деревенской», «городской» и «полугородской» культуры // Ценности, образ жизни и жилая среда: Труды ВНИИТЭ. Техническая эстетика. 1987. N 51.

Не вступая в детальную дискуссию с автором изложенного текста, отметим прежде всего снисходительный тон рассуждений о культуре патриархальной деревни. Кроме того, автор абсолютно отрицает творческий характер крестьянской культуры, забывая о самобытном характере жителя села, его неповторимом природном художественном творчестве, проявляющемся в художественной народной вышивке, вязании, песенном фольклоре, сказочно-былинном эпосе, языке, мастеровитости. Действительно, в крестьянской культуре ценности основаны на общественной норме, хозяйственной целесообразности, однако вещи и явления, отвечающие требованиям постоянства, упорядоченности и определенности, не совсем корректно относить к однородным, т. е. не имеющим индивидуальной ценности. Подтверждая нашу точку зрения, М. С. Каган при рассмотрении эстетических и художественных ценностей подчеркивает, что «уже древнейшие формы трудовой деятельности людей — в изготовлении каменных орудий и в процессе охоты — становились все более и более упорядоченными, ритмизированными, структурированными. Это сказалось и на форме создаваемых вещей — симметричной, пропорциональной, расчлененной и объединенной орнаментальным узором» <4>. ——————————— <4> Каган М. С. Проблемы эстетической и художественной ценности в теории архитектуры и дизайна // Эстетические ценности предметно-пространственной среды. М., 1990. С. 33.

Таким образом, признавая существование деревенской культуры, необходимо признать и существование ценностей этой культуры, так как любая культура выполняет две главные функции: она служит удовлетворению многообразных потребностей, которые возникают у человека как природно-сверхприродного существа, она также формирует эти потребности и способы их удовлетворения, передавая из поколения в поколение знания, умения и ценности. Самобытный характер традиционной культуры, по нашему мнению, заключается в следующих основополагающих и взаимообусловленных категориях: 1. Сельский труд, природоиспользование, жизнеобеспечение: численность и расселение селян, хозяйственные занятия, землепользование, образ жизни, половозрастное разделение труда, отношение человека к природе и степень его зависимости от природы, народные знания о природе, животном мире, культурные нормы. 2. Социальная устойчивость: характер крестьянского труда, сельский социальный коллектив (община), семейные нормы, социализация как способ межпоколенческой передачи сельской культуры, нравственные и этические нормы, обычаи, традиции, психология, черты характера. 3. Традиционная сельская материальная культура и ее взаимосвязь с природной устойчивостью человека: жилище, поселение, одежда, пища, утварь, ремесла, прикладное творчество. 4. Духовная культура и мировоззрение: созерцание о мире, человеке, жизни и смерти, душе, религии. Праздничная культура, художественное творчество: песенное, сказочно-былинное, рукоделие, костюмы, обряды. Крестьянин как особый исторический, а точнее, национально исторический (поскольку речь идет прежде всего о «русском мужике») тип претерпел многие культурные катастрофы, вызванные столкновением несовместимых друг с другом экономических, этнических, религиозных цивилизаций. Их разрушительное острие в первую очередь направлялось на самобытность и традиции сельской культуры. И дело здесь не только в крутых изломах крестьянства в 30 — 40-е годы, истоки нигилизма к крестьянству кроются в глубинах сознания и самосознания крестьянства, но в большей степени самосознания всего общества, его правящей и интеллектуальной господствующей элиты. Российский народ вместе со своей культурой в течение всей своей истории пребывает в борьбе за свое существование, преодолевая бессмысленные, чаще всего губительные эксперименты, бездарное руководство. Российский народ с его национальной самобытностью (имеется в виду многообразие национальных культур, многообразие наций и народностей) всегда, причем насильно, втаскивали в цивилизацию, но даже не в отечественную, а в европейскую. Не подвергая сомнению многие реформы Петра I, но встав на путь европеизации, российский народ, его самосознание подчинились слепому копированию иноземных порядков и норм жизни, поступились своим самобытным, независимым путем развития. В современной отечественной философской мысли за последние 10 — 15 лет все шире распространяются идеи общечеловеческих ценностей, что открывает по-настоящему широкие возможности приобщения к ним российского народа. Идеи общечеловеческих ценностей все глубже входят в сознание людей, расширяют возможности понимания общечеловеческой культуры, шедевров материальной и духовной культуры, рожденных в недрах греческой, французской, немецкой, английской, итальянской и других национальных культур, ставших общечеловеческим достоянием. Но здесь следует обратить внимание на одно важное обстоятельство. Речь идет о приобщении российского или русского народа (как наиболее многочисленного в стране) к общечеловеческим ценностям, о приобщении национальной культуры к общечеловеческой культуре. Приобщение как философская категория означает не простое соприкосновение, а органический процесс вхождения одной системы ценностей, знаний в другую, за счет чего эта другая система приращивается, равно как и приобщающаяся система вбирает в себя ценности другой, обогащая свое духовное состояние. Следовательно, для того чтобы можно было приобщиться к общечеловеческим культурным ценностям, необходимо иметь собственную национальную культуру, собственные национальные материальные и духовные культурные ценности. Здесь как раз и возникает проблема, суть которой заключается в неоднозначной трактовке некоторыми отечественными культурологами и социологами соотношения национального и общечеловеческого в развитии культуры. Эта проблема особенно остро встает сегодня, но ее истоки уходят в историю. Трудно назвать другую страну, где разрыв между великой народной культурой и культурой значительной части интеллигенции был так резок и глубок, как в России. Кстати говоря, наиболее великие представители русской интеллигенции — Гоголь, Тургенев, Толстой, Достоевский и другие — этот разрыв остро ощущали. Хотя, конечно, их самих нельзя обвинить в отрыве от народа. Великие русские писатели всегда противостояли интеллигентской «массовке», жадно глядящей на Запад, протестовали против бессмысленных разрушений национальной культуры именем европейской цивилизации <5>. ——————————— <5> Платонов О. Чаадаевщина — три популяции «малого народа» // Кругозор. 1993. N 7. С. 32.

Между тем народ продолжал жить своими традициями, своим укладом, обычаями и идеалами. «Дело человечества совершается народностями, которые не только от того не исчезают и не теряются, но, проникаясь общим содержанием, возвышаются и светлеют и оправдываются как народности. Отнимать у русского народа право иметь свое русское воззрение — значит лишить его участия в общем деле человечества» <6>. ——————————— <6> Аксаков К. С. О русском воззрении // Русская беседа. 1856. N 6. С. 12.

Как никогда актуально сегодня звучат строки К. С. Аксакова, относящиеся к образу жизни правящей верхушки, написанные еще в 1859 г. в статье «Опыт синонимов. Публика — народ»: «Публика выписывает из-за моря мысли и чувства, мазурки и польки, народ черпает жизнь из родного источника. Публика говорит по-французски, народ — по-русски. Публика ходит в немецком платье, народ — в русском. У публики — парижские моды. У народа — свои русские обычаи… Публике всего полтораста лет, а народу годов не сочтешь. Публика преходяща — народ вечен» <7>. ——————————— <7> Аксаков К. С. Опыт синонимов. Публика — народ // Молва. 1859. N 4.

Не вдаваясь более в литературную критику, отметим еще одно яркое явление российской истории, имеющее прямое отношение к крестьянству и его культуре. Народники Н. К. Михайловский, Н. Н. Златовратский, Г. И. Успенский, В. Г. Короленко и другие, встав на защиту российского крестьянства, отмечали русскую деревню суровой, противоречивой, земной действительностью, внести какие-либо изменения в ее самобытность возможно только на пути повышения грамотности, приобщения к культуре. Крестьянские интересы, стремления, мечты, культура, духовное содержание остаются крестьянскими по своей сути, какое бы новое для них «европейское обличье» ни примерялось. В своей борьбе за свободную личность крестьянство опиралось на общину как на форму совместного крестьянского землепользования и осознанный, прочувствованный крестьянином идеал, спасающий его на протяжении веков. Сущность крестьянства как класса состояла и состоит не в пьянстве, а в труде, но в труде, плохо вознагражденном и не дававшем надежды на улучшение положения. Действительно, сегодняшний механизатор, полевод, животновод не видит смысла в своем малоперспективном да еще не поощряемом государством труде. Но в истории и в современности мало находится «умных людей», которые смогли бы увидеть в сельском труженике, кроме мозолистых рук, еще и светлую голову, благородное сердце, неиссякаемый родник самобытной народной культуры. Культура народов, проживающих на селе, имеет свои отличительные черты, обусловленные многими фактами: климатическими условиями проживания, ландшафтно-природной средой, национально-этническими особенностями и т. д., но культуру села всегда роднит и объединяет одно важнейшее качество — она всегда самобытна и народна по своему содержанию. Основой самобытности сельской культуры являются способы хозяйствования, крестьянский уклад и способ жизни, формирующие уникальные формы народных обычаев и обрядов, праздничной культуры, этические и нравственные нормы, создающие образцы народных эстетических и художественных произведений. Следовательно, самобытный характер сельской культуры проявляется и в материальной, и в духовной культуре села. Материальная культура села наполнена самобытными, созданными коллективным творчеством народа материальными памятниками, олицетворяющими духовное, эстетическое и нравственное содержание народной культуры: самобытный и неповторимый крестьянский костюм, кружевные полотна, произведения искусства — вязания, ткачества и вышивки, крестьянская изба, двор и подсобные строения — как самобытный архитектурный памятник и т. д. Старинные усадебные постройки, церковные здания, искусственно созданные парково-ландшафтные зоны как памятники архитектуры, истории и культуры «венчают» материальный мир культуры села. Не менее своеобразны проявления духовной культуры села. Многочисленные описания культуры и быта сельской общины, исследования современного состояния сельской культуры, проведенные нами, выделяют в жизни сельских жителей специфические формы отношений, развлечений, занятий, характерные только для села. Коллективные действия на основе трудовых процессов и культурно-бытовых обрядов, которые часто интегрировались друг с другом, объединяют людей, организуют их рабочее и свободное время, привносят в их жизнь целостность, упорядоченность и гармоничность, малоподвижность сельского населения обусловливает устойчивость культурных форм. При своей изменчивости сельская культура — стабильная и инерционная система, ее периоды наиболее радикальных изменений захватывают не одну общественно-экономическую формацию. Убедительно отметил Л. М. Баткин, что «культура даже в ходе своих революций втайне консервативна. Когда ей жаждет забывать, ей это плохо удается. Часто, подобно старикам, она лучше помнит далекое, чем недавнее. Но и недавнее было, оно не может быть попросту вычеркнуто из непрерывной жизни» <8>. Исследование прошлого и настоящего сельской культуры мы проводим в контексте личностно оформленной, персонифицированной сельской культуры, где культура имеет самодеятельный характер, выступая как активность индивидов и групп. ——————————— <8> Баткин Л. М. Тип культуры как историческая ценность // Вопросы философии. 1969. N 9. С. 102.

Самодеятельный характер сельской культуры находит свое самобытное выражение в фольклоре. Фольклор — это своего рода душа народа, в нем проявляется творчество народа, это искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах. Своими корнями народный фольклор прежде всего глубоко уходит в толщу крестьянской культуры. Здесь культура живет в самом народе, но не существует для народа. Ленинский принцип понимания культурных преобразований, где культура должна быть в действии, культурой самих масс, а не культурой для масс, имеет и в современных условиях исключительно важное значение. Заметный подъем национального самосознания народов вызывает повышенный интерес к истокам и ценностям национальных культур. «Люди во всем мире начинают ощущать потребность познать свои корни, сохранить самобытность. Без самобытности и самоуважения невозможно познать и научиться уважать других; культурное многообразие, являющееся причиной различия между людьми, служит благодаря этим самым различиям самобытности всего человеческого рода» <9>. ——————————— <9> Гибер Жан-Поль. Как спасти фольклор // Курьер ЮНЕСКО. 1985. Май. С. 23 — 24.

Фольклор как самосущное проявление народной культуры в его словесном (народно-поэтическом), музыкальном, танцевальном и других проявлениях не только влияет непосредственно на культуру народа, но и вносит свой вклад в развитие общества в целом. Изучение этой культуротворческой функции фольклора, таким образом, представляет собой актуальную задачу осмысления природы и сущности этого уникального явления. Принципиально важными, на наш взгляд, факторами, обусловливающими фольклорные начала сельской культуры, являются: — сохраняющееся самобытное самосознание сельского жителя как культурно-исторического типа и естественного природного носителя народной культуры; — склонность к религиозности и стремление к абсолютному добру и духовности, любви к страдающим, жалость, сочувствие и внимание к индивидуальной личности, переживание мира не на основе своего «я» и не исходя из отчужденного «ты», а из сопереживающего «мы»; — высоко развитое индивидуальное и семейное общение, отсутствие изоляционизма и превалирование индивидуальных отношений над социальными как признак обаятельности сельского жителя; — природный максимализм, неуемность и разухабистость русского человека в достижении цели; — свободолюбие крестьянства, признание общинного устройства жизни, психологическая неприязнь к государству, признание внутренней нравственной правды, доброта и открытость крестьянской души; — природная даровитость, хозяйская изобретательность, рукоделие, любовь к естественной красоте, богатство языка, песенного творчества, красочность народных обычаев, обрядов, праздничность танцевального творчества; — органическое переплетение различных видов фольклорного творчества, в совокупности образующих монолитный системообразующий пласт национальной культуры; — историческая устойчивость естественного существования и воспроизводства традиционных форм народной культуры. Вместе с тем в прошлом и в настоящем имеют место субъективно-революционные наскоки на традиционную сельскую культуру. В этом процессе огромную негативную роль играют средства массовой информации, которые активно тиражируют в качестве эталонов далеко не лучшие образцы мировой и «общенациональной» культур. Отношение к крестьянству как к темной силе, которая является тормозом прогрессивных преобразований, приходит в противоречие с реальностью. В самом деле, каким образом крестьянство с подобными «ярлыками» все-таки могло жить само и кормить других? Агрессивное вытеснение опыта, традиций, культуры, знаний усугубляет противоречивость оценок роли и значения крестьянства. Действительно, консерватизм с его приверженностью к старому, отжившему в технической, промышленной, экономической областях приводит к сдерживанию технического прогресса, промышленного и экономического развития. Однако в сознании многих людей, некоторых исследователей технократические проблемы стагнации, связанные с консервативными последствиями, механически переносятся в другую область — в культуру, в сферу духовной жизни людей. При этом забывается, что природа консервативного начала не терпит механического переноса технократических проблем в антологию человеческого общества, ибо в сфере человеческих отношений консерватизм имеет духовную глубину, он обращен к древним истокам жизни, поддерживая связь времен, он соединяет настоящее и будущее с прошлым. Как отмечает Н. А. Бердяев, смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперед и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз <10>. Разумеется, в консерватизме имеются инерция и косность, что мешает прогрессивному развитию, и от этого необходимо избавляться. Но главное, что есть ценного в консерватизме, — это самобытность и традиции. Без преемственности, без традиций культура развиваться не может. Культура сама по себе консервативна, она несет в себе консервативное начало, но вместе с тем в ней заложен огромный творческий потенциал. ——————————— <10> См.: Бердяев Н. А. Философия неравенства. М., 1990. С. 119.

Самобытный характер сельской культуры активно проявляется в творчестве и исполнительстве самих сельских жителей во время свободного и праздничного времени. В молодежных посиделках, хороводах практически нет пассивных слушателей, идет непрерывный процесс обучения пению, танцу, играм — передачи культурных традиций от поколения к поколению. В тесной взаимосвязи с выживаемостью сельского труженика в экстремальных природных и общественных условиях происходило и происходит формирование мировоззрения, культуры, обычаев и нравов духовной культуры села. Самобытность сельской культуры проявляется в ее многофункциональном влиянии на все стороны жизни. Она способствует социальному сплочению сельской общины (коллектива), закрепляет социальный статус и престиж личности, создает чувство равновесия в сельской социальной среде, формирует ценностные ориентации и нравственные нормы, самобытную крестьянскую мораль; определяет нормы и стереотипы поведения, регламентирует жизнь сельского труженика; обеспечивает благополучие, психологическое спокойствие, эмоциональное самовыражение, коллективное сопереживание, снятие стрессовых состояний. Для жителей села традиционное мировоззрение было и остается не только отражением различных пластов народной культуры, но и своеобразным механизмом сохранения ее самобытности, психологической защитой от внешних разрушительных процессов.

——————————————————————