Матвей Николаевич Ершов — российский юрист и педагог: жизнь и воззрения

(Пономарева В. П.) («История государства и права», 2009, N 6)

МАТВЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ЕРШОВ — РОССИЙСКИЙ ЮРИСТ И ПЕДАГОГ: ЖИЗНЬ И ВОЗЗРЕНИЯ

В. П. ПОНОМАРЕВА

Пономарева В. П., кандидат педагогических наук.

Статья посвящена жизни и взглядам отечественного юриста М. Н. Ершова, чье творчество до сих пор остается забытым. Анализируются произведения, созданные как в России, так и в эмиграции в Китае. Матвей Николаевич Ершов — талантливый ученый, внесший весомый вклад в философию права и юридическое образование, принадлежит, несомненно, к числу известных ученых России первой половины XX в. Его работы активно вовлекаются в научный оборот: и фундаментальный труд о проблеме богопознания в философии Мальбранша, и менее объемные, но концептуально насыщенные исследования, в частности «Факторы культурного развития личности (социально-педагогический очерк)» и «Ценность юридического образования в наше время», становятся базой для серьезных обобщений <1>. ——————————— <1> В свое время сочинения М. Н. Ершова были достаточно известны и высоко оценивались В. И. Несмеловым, Б. В. Яковенко, В. В. Зеньковским. См.: Несмелов В. И. Отзывы о сочинении и. о. доцента Императорской Казанской духовной академии М. Н. Ершова «Проблема богопознания в философии Мальбранша». Казань, 1915; отзывы об этом и других исследованиях Ершова; Яковенко Б. В. Тридцать лет русской философии (1900 — 1929) // Философские науки. 1991. N 10. С. 74; Зеньковский В. В. История русской философии. Соч. в 2 т. Л., 1991. Т. 1. Ч. 1. С. 24.

Однако о самом Ершове мы знаем не так уж много <2>. Известно, что Матвей Ершов родился 1 августа 1886 г. (по старому стилю). В 1911 г. он окончил Пензенскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию (первым магистрантом), после чего был оставлен при Академии для подготовки к профессорскому званию. Успешно защитив диссертацию на тему «Проблемы богопознания в философии Мальбранша» (1914 г.), Ершов был утвержден в звании доцента, а позднее (в мае 1916 г.) избран экстраординарным профессором кафедры истории философии Казанской духовной академии <3>. Практически одновременно (в декабре 1916 г.) его избрали приват-доцентом по кафедре философии историко-филологического факультета Казанского университета <4>. Научные взгляды М. Н. Ершова в этот период в целом соответствовали русским православным академическим традициям философствования, для которых характерны прежде всего опора на данные веросознания и стремление раскрыть содержание Божественного откровения <5>. Это становится очевидным при анализе текста лекций на тему: «Критика интеллектуализма в современной философии», прочитанных в декабре 1916 г. в Казанском университете, в которых он подводил итог своего исследования условий, тенденций и характерных черт развития национального самосознания, сконцентрированных в понятии «русская философия» <6>. ——————————— <2> Публикации, посвященные творчеству Е. М. Ершова, немногочисленны. См.: Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. Владивосток, 1992. N 3 — 4; Власенко К. И. История русской философии в интерпретации М. Н. Ершова // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1992. N 5. Упоминание о Ершове имеется в историко-философском обзоре, см.: Ванчугов В. Очерки истории философии «самобытно-русской». М., 1994. С. 260 — 262. <3> См.: Несмелов В. И. Отзывы о сочинении и. о. доцента Императорской Казанской духовной академии М. Н. Ершова «Проблема богопознания в философии Мальбранша», представленном на соискание ученой степени магистра богословия. Казань, 1915. <4> Известия юридического факультета. Харбин, 1931. Т. 9. С. 340. <5> Ершов М. Н. Проблема богопознания в философии Мальбранша. СПб.: Наука, 2005. С. 307. <6> Власенко К. И. История русской философии в интерпретации М. Н. Ершова // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1992. N 5. С. 35.

В 1918 г. в связи с известными событиями в России закончился казанский период жизни Ершова — и он перебрался во Владивосток. Летом того же года Матвей Николаевич принял активное участие в работе комитета по учреждению историко-филологического факультета во Владивостоке <7> и на первом организационном заседании совета факультета был избран деканом и штатным профессором по кафедре философии, где читал лекции по курсам: «Введение в философию», «История древней философии», «Университет. Наука и культура» <8>. Активная педагогическая и административная деятельность Ершова не помешала ему завершить во Владивостоке научные исследования «по истории собственно русского философствования» <9> и опубликовать статью «Антиинтеллектуалистическое движение в современной философии» <10>. Стимулом к ее написанию послужила магистерская диссертация Владимира Соловьева «Кризис западной философии» и крайне реакционные утверждения известного французского критика и историка литературы Фердинанда Брюнетьера о банкротстве науки и нравственных ценностей <11>. Полемизируя с авторами, профессор Ершов прокомментировал ряд философских учений, в том числе основные идеи английского прагматика В. Джемса, французского религиозного мыслителя М. Блонделя, германского философа Г. Зиммеля, и нашел в них прогрессивный момент, выраженный в «протесте против одностороннего понимания философии как особого рода чисто рассудочной конструкции нашего мышления» <12>. ——————————— <7> Самылов О. В. Матвей Николаевич Ершов. Еще одна страница русской философии; Ершов М. Н. Проблемы богопознания в философии Мальбранша. СПб., 2005. С. 314. <8> См.: Отчет о деятельности комитета по учреждению историко-филологического факультета во Владивостоке за первую половину 1918 — 1919 академического года // Ученые записки историко-филологического факультета в г. Владивостоке. Владивосток, 1919. Т. 1. Отд. II. Вып. 1. <9> Яковенко Б. В. История русской философии. М., 2003. С. 22. <10> Статья была в основном написана осенью 1917 г. в Казани и завершена в 1919 г. во Владивостоке. <11> Ершов М. Н. Антиинтеллектуалистическое движение в современной философии // Ученые записки историко-филологического факультета в г. Владивостоке / Под ред. С. М. Широкогорова. Владивосток, 1919. Т. 1. С. 9. <12> Ершов М. Н. Указ. соч. С. 85.

Во Владивостоке Ершов вновь обращается к фигуре французского христианского философа Н. Мальбранша (1638 — 1715) и издает текст магистерской диссертации. Идеи Мальбранша об истинном благе и цели жизни человека близки Ершову как ученому потому, что завязаны в одном узле — «проблеме человека» <13> и совпадают с его собственными воззрениями на культурное развитие личности, изложенными в работе «Факторы культурного развития личности (социально-педагогический аспект)». Опираясь на методологию Мальбранша и развивая его тезис о том, что Бог создал людей свободными, М. Н. Ершов искал и находил современные аргументы, доказывающие, что «ценность отдельной человеческой личности стоит в прямой зависимости от степени реализации ею в своей жизни принципа и порядка свободы» <14>. Полемизируя с Г. Риккертом, который определял культуру как процесс возникновения независимых от природы ценностей <15>, Ершов рассматривал культуру как творчество, истинное назначение которого — «содействовать росту полной ценного содержания индивидуальности» <16>. По Ершову, культура и образование, несмотря на всю их разность, помогают формировать круг особого рода образовательных ценностей, содействующих человеку в достижении свободы и возможности выбора. ——————————— <13> Ершов М. Н. Этическое учение Мальбранша. Владивосток, 1920. С. 68. <14> Ершов М. Н.. Факторы культурного развития личности: Социально-педагогический очерк. Владивосток, 1921. С. 34. <15> См.: Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. Логическое введение в исторические науки. СПб., 1914. <16> Ершов М. Н. Факторы культурного развития личности (социально-педагогический очерк). Владивосток, 1921. С. 5.

В годы жизни во Владивостоке под влиянием ученых-востоковедов А. В. Гребенщикова, Н. В. Кюнера, С. М. Широкогорова в творчестве Ершова появился интерес к взаимоотношениям стран Тихоокеанского региона — Японии, Китая, США, вопросам регионального страноведения и истории международных отношений. Впоследствии, в фундаментальном труде «Восток и Запад прежде и теперь» <17>, Ершов доказывал мысль о неминуемом глобальном сближении передовой Европы и отсталой Азии. В сентябре 1919 г. Ершов был избран и. о. экстраординарного профессора Иркутского университета, но прибыть туда не смог. Оставаясь во Владивостоке и продолжая трудиться на кафедре философии историко-филологического факультета, он был назначен проректором Дальневосточного университета (ГДУ) <18>. Летом 1922 г. Ершов был приглашен в Пекин для чтения лекций на летних учительских курсах. Во Владивосток он уже не вернулся. Осенью 1922 г. на Дальнем Востоке была установлена советская власть. Руководство ГДУ сменилось, и все преподаватели, не вышедшие на работу к началу учебного года, были уволены <19>. Недолго поработав в Пекинском государственном университете, где читал (с переводчиком) курс «Русская культура и философия XVIII — XIX вв.», и в Пекинском женском подготовительном институте, где вел спецкурс «Современное состояние педагогики и школьного дела в Западной Европе и России», Ершов переехал в Харбин. С осени 1926 г. Ершов начал работать доцентом кафедры энциклопедии права и истории философии Харбинского юридического факультета. Как следует из доклада декана юридического факультета В. Н. Рязановского «О положении дел факультета за 1926 — 1927 гг. «, за доцентом Ершовым был закреплен следующий круг учебных поручений: «практические занятия по истории философии права и церковное право» <20>. Впоследствии он читал лекционные курсы: «История философии права», «Введение в философию», «Народное хозяйство Китая» и «Церковь и государство в их взаимоотношениях». ——————————— <17> См.: Ершов М. Н. Восток и Запад прежде и теперь. Основные предпосылки проблемы «Восток и Запад» в историческом освещении. Харбин, 1935. <18> Ученые записки историко-филологического факультета Государственного дальневосточного университета. Владивосток, 1920. Т. 2. Ч. 1. С. 94. <19> Широкогоров С. М. Избранные работы и материалы. В 2 кн. Кн. 1 / Сост. и примеч. А. М. Кузнецова и А. М. Решетова. Владивосток, 2001. С. 44. <20> Известия юридического факультета. Т. 5. Харбин, 1928. С. 353.

Педагогическая деятельность активно переплеталась с плодотворной научной работой и журналистикой: в 1929 — 1930 гг. Ершов сотрудничал с журналом «Вестник Маньчжурии», издаваемым экономическим отделом Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) <21>. За годы, проведенные в Харбине, Матвеем Николаевичем было напечатано около двадцати разнообразных по жанру и сфере научных интересов работ: «О современном культурном кризисе», «Школа и национальные проблемы», «Ценность юридического образования», «Политические идеалы А. Д. Градовского», «Борьба в мире идей», «Школа и умственное движение в современном Китае» и др. В Китае Ершов опубликовал множество статей, обзоров и рецензий на новейшие английские труды по культуре и экономике Китая и стран Тихоокеанского региона <22>. Одной из доминирующих тем его научного творчества китайского периода, как и ранее, оставалась проблема осмысления факторов культурного развития личности. В поисках истоков современных ему социальных ценностей Ершов обратился к феномену права и вслед за известным юристом Л. Н. Петражицким говорил о «цивилизирующем» значении права и его роли в социальном прогрессе <23>. В связи с этим несомненный интерес представляет вступительная лекция, прочитанная Матвеем Николаевичем в курсе истории философии права на юридическом факультете в Харбине, на тему: «Ценность юридического образования в наше время». ——————————— <21> Энциклопедия русской эмиграции. Литературное зарубежье России… / Под ред. Ю. В. Мухачева. М., 2006. С. 256. <22> Известия юридического факультета. Харбин, 1931. Т. 9. С. 340. <23> Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1909. Т. 1. С. 185 — 186.

Исследуя юридическое образование как часть общей культуры личности, М. Ершов приходил к выводу, что юридическое образование особенно значимо для России: «Для русских воспитание юридического мышления, вкуса и интереса к праву — условие исторического существования» <24>. Право наделяет человека определенной мерой свободного и автономного существования, побуждает к соблюдению законности в отношении других, а значит, является частью общей национальной культуры <25>. К сожалению, констатировал автор, типичная особенность русского национального склада — равнодушие и безразличное отношение к правовым вопросам, отсутствие всякого рода правового чутья и, как следствие, правовой нигилизм во всех слоях общества. Такое понимание права для Ершова было неслучайным потому, что в контексте близкой ему западной философии право всегда рассматривалось как фундаментальная социальная ценность, как важнейшая идея организации жизни общества, строящегося на свободе выбора человека и его способности самостоятельно принимать решения <26>. ——————————— <24> Ершов М. Н. Ценность юридического образования в наше время // Известия юридического факультета. Харбин, 1927. Т. 4. С. 219. <25> Петражицкий Л. И. Указ. соч. С. 185 — 186. <26> Синха С. П. Юриспруденция. Философия права. Пер. с англ. М., 1996. С. 10 — 13.

Матвей Николаевич Ершов проработал на юридическом факультете Харбина практически до конца существования этого учебного заведения (до июля 1937 г.), а далее судьба профессора теряется среди многих тысяч судеб русских эмигрантов, которых ветер истории развеял по всему свету.

——————————————————————