Правовые взгляды Г. К. Гинса

(Пономарева В. П.) («История государства и права», 2013, N 7)

ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ Г. К. ГИНСА <*>

В. П. ПОНОМАРЕВА

——————————— <*> Ponomareva V. P. Legal opinions of G. K. Guins.

Пономарева Вера Павловна, почетный работник высшей школы РФ, доцент кафедры теории и истории государства и права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского» (БГУ), кандидат педагогических наук.

Статья посвящена правовому наследию известного юриста и политического деятеля Г. К. Гинса — ведущего профессора Харбинского юридического факультета.

Ключевые слова: Г. К. Гинс, ученый, юрист, политик, Харбинский юридический факультет, право, культура, солидаризм.

The article is devoted to the legal heritage of famous lawyer and politician G. K. Guins — famous professor of Harbin Faculty of Law.

Key words: G. K. Guins, scientist, lawyer, politician, Harbin School of Law, law, culture, solidarism.

Профессор Г. К. Гинс (1887 — 1971) — ученый-юрист, известный политик и общественный деятель русского зарубежья, публицист и педагог, виднейший представитель Харбинской юридической школы <1>, создатель правовой концепции, изучение которой становится достойным вкладом в формирование отечественной системы правовых идей <2>. ——————————— <1> Исаев И. А. Русская юридическая наука за рубежом // Государство и право. 1994. N 7. С. 166 — 174; Стародубцев Г. С. Международно-правовая наука российской эмиграции (1918 — 1939). М., 2000; Стародубцев Г. С. Мысли из русского зарубежья // Государство и право. 2000. N 5. С. 113 — 114. <2> Малахов В. П. Философия права: формы теорет. мышления. М., 2009. С. 16.

Георгий Константинович Гинс окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета <3>, где под влиянием Л. И. Петражицкого, создавшего учение о психологической природе права, его связи с нравственностью и их влиянии на человеческую психику и поведение, сформировал свои правовые позиции и методологические подходы в юриспруденции <4>. Красной нитью через все научное творчество Г. К. Гинса прошли постулаты психологической школы права. Многие годы спустя, будучи семидесятилетним эмигрантом в США, профессор Гинс, отдавая должное научному авторитету и памяти учителя, писал о своем намерении подготовить статью о Петражицком, приурочив ее «к пятидесятилетию со времени опубликования его главного труда «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» в 1907 г.» <5>. ——————————— <3> Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 733. Оп. 156. Д. 489. С. 178 — 182. <4> Гинс Г. К. Обоснование политики права в трудах профессора Л. И. Петражицкого. 1892 — 1927 // Известия Юридического факультета в Харбине. Харбин, 1928. Т. 5. С. 4 — 28. <5> Columbia University. Rare Book Library. Bakhmeteff Archives. M. Karpovich papers. Letter of M. Karpovich. June 19, 1957.

Волею судеб, находясь в 1918 г. в Омске, будучи далеким от политики человеком с академическим складом ума, Г. К. Гинс, имея опыт работы в государственных структурах, вошел в состав Временного Сибирского правительства, позднее объяснив это так: «Действительно, из всех, кто тогда находился в Омске, один только я обладал еще по службе в Петрограде знанием законодательной техники и организации центрального управления» <6>. ——————————— <6> Гинс Г. К.: биогр. // Записки русской академической группы в США. Нью-Йорк, 1999 — 2000. N 30. С. 437 — 457.

Политическая карьера Г. К. Гинса была извилистой <7> и фактически завершилась в феврале 1920 г. эвакуацией в Маньчжурию. ——————————— <7> Квакин А. В. Между белыми и красными: рус. интеллигенция 1920 — 1930 гг. в поисках Третьего пути. М., 2006. С. 321.

В возрасте 33-х лет Георгий Константинович оказался в Харбине, где служил в управлении Китайской Восточной железной дороги, был уполномоченным Харбинского общественного управления и даже редактором издававшегося в Пекине журнала «Русское обозрение». Но все же главным делом его жизни в этот период стало преподавание в открывшемся 1 марта 1920 г. частном вузе «Юридический факультет в г. Харбине». С первых дней существования факультета и до самого его закрытия Георгий Константинович Гинс был профессором по кафедре римского права. Харбинский юридический факультет и система его преподавания достаточно высоко оценивались современниками <8>, занятия наукой — приветствовались, и Г. К. Гинс, получив годичный отпуск, уехал в Париж, где в Испытательной комиссии при Русской Академической группе защитил магистерскую диссертацию на тему: «Водное право и предметы общего пользования» <9>. ——————————— <8> Курилов В. И., Самусенко Т. М., Сонин В. В. Пятьдесят лет юридическому образованию в Дальневосточном государственном университете // Правоведение. 2008. N 4. С. 7. <9> Магистерский диспут Г. К. Гинса // Россия и славянство. Париж, 1929. 27 апр.

В Европе Г. К. Гинс познакомился с новейшими правовыми идеями, в частности, идеей солидаризма, свое видение которой как единой стройной системы, способствующей гармонизации общественных и частных интересов, изложил в работе «От либерализма к солидаризму. На путях к государству будущего» (1930). Позднее Г. К. Гинс убедительно показал, что солидаризм воплощается в особых правовых началах, обеспечивающих «такое согласование интересов противоположных групп, чтобы личность, подчиняющаяся общественному союзу, находила в нем ограждение своих прав от притязаний государства, а в государстве — защиту от деспотизма общественной организации» <10>. ——————————— <10> Гинс Г. К. Предприниматель. Харбин, 1940. С. 216 — 217.

Годы, проведенные в Харбине, для Г. К. Гинса были весьма плодотворными в научном смысле слова. Он написал и опубликовал ряд важных для понимания его правовой концепции работ, ставших сегодня библиографической редкостью: «Новые идеи в праве и основные проблемы современности» (1931 — 1932), «Учение о праве и политическая экономия» (1933), «Очерки социальной философии» (1936), «Новое право и предпринимательство» (1940). Наиболее яркой и значимой в творческом наследии Гинса стала монография «Право и культура. Процессы формирования и развития права» (1938), в которой он анализирует практически все процессы, связанные с формированием, развитием, оформлением и закреплением права, правовых идей и систем. Оставаясь на позициях психологической школы права, Гинс понимал, что правовых постулатов, созданных Л. И. Петражицким ранее, уже недостаточно — их нужно модернизировать и адаптировать к современным правовым явлениям. Продолжая считать право явлением социальной психологии, Гинс доказывал, что человек в большинстве случаев при выборе принципов и формировании правовых убеждений подчиняется влиянию общества <11>. Следовательно, если право — продукт социальной культуры, адекватно отражающий уровень развития любого общества, то чем культурнее общество, тем более сказывается сознательное воздействие человека на процессы развития права. Но развитие права, по мнению Гинса, не происходит в порядке планомерного прогресса, т. к. на этот процесс влияют идеи, настроения, стремления социума. И задача науки юриспруденции в том, чтобы установить связь права с другими явлениями культуры, в частности, социальной психологией и нравственностью как в отношении условий его развития, так и в отношении его общих принципов и основных задач (идеалов). ——————————— <11> Гинс Г. К. Право и культура: процессы формирования и развития права // Известия юридического факультета. Харбин, 1938. С. 3.

По мнению Г. К. Гинса, право и нравственность представляют собою особый вид мотивации, основанной на психическом предрасположении к действиям, соответствующим идее долга. Они побуждают человека поступать не так, как хотелось бы, а так, как этого требует этическая обязанность, долг по отношению к ближним, долг перед обществом и государством. Эта возвышенная мотивация доступна только культурным существам, совместно живущим в обществе и имеющим возможность устанавливать общие понятия о долге. По мнению Г. К. Гинса, психология права отличается от нравственности тем, что первая более притязательна. Например, исполнение правового долга связано с осознанием, что этого исполнения можно требовать, а обладать правом — значит иметь возможность требовать от другого исполнения обязанности. Психологию же притязательности создает главным образом организованность общественной жизни, обеспечивающая коллективную поддержку, а доверие к добросовестности и исполнительности должников — высокая степень дисциплинированности и культурности людей. Так как право и нравственность — продукты социальной культуры, то естественно, что оформление права и нравственности и их развитие зависят, прежде всего, от свойств психологии и от уровня культуры людей, в среде которых они возникают. Исследуя проблему правообразования, Г. К. Гинс подчеркивал особую важность для развития права научных идей, концепций и школ, которые аккумулируют теоретические знания, опыт и выводы, совершенствуют и углубляют идеи своих основоположников и в конце концов появляются научные труды, которые завершают работу ряда поколений или завоевывают признание в качестве трудов классических. «Если при этом государство отмечало подобного юриста, давало ему высокое официальное положение, обращалось к нему за консультациями, то это тем более способствовало преобладанию его авторитета. Привлечение выдающихся юристов на университетские кафедры, с которых они получают возможность поучать молодые поколения и распространять свои взгляды, еще более способствует их успеху и влиянию, а вместе с тем и унификации научного толкования права и обобщающих идей» <12>. ——————————— <12> Там же. С. 84.

В процессе правообразования Гинс особое место отводил общим принципам права, считая, что запаса нескольких общих идей достаточно, чтобы написать много десятков законов и переделать целый кодекс. Эти принципы в конечном итоге формулируются юристами-теоретиками, способными переносить на родную почву идеи и учреждения, зародившиеся у других народов. Теоретики права способны увидеть недостатки действующих законов и убеждают в необходимости их обновления, часто предлагая проекты наиболее целесообразных новшеств. Изучая развитие права как явление социальной культуры, Г. К. Гинс приходит к выводам о том, что изучение явлений социальной психологии значительно расширяет знание и углубляет понимание процессов развития права, подготавливает создание науки политики права и дает возможность руководить правовым прогрессом. Определяя право как продукт социальной культуры, Гинс писал, что его развитие происходит в зависимости от тех же условий, которые определяют уровень и особенности социальной культуры, и все названные явления вместе подчиняются общим законам социальной психологии. Изучение развития права с этих позиций может существенно помочь внесению сознательности во все процессы правообразования и достижению возможности руководить всеми этими процессами при помощи научно обоснованных положений <13>. ——————————— <13> Там же. С. 247.

Профессор Гинс резюмировал, что иные правовые учения не охватывают полностью сложного процесса развития правовой культуры: «Нельзя произвольно изменять право, как это казалось сторонникам естественно-правовой школы, нельзя полагаться и на самопроизвольное эволюционное развитие права, как учила школа историческая, нельзя, наконец, приписывать решающее значение в развитии права борьбе или силе. Основным способом развития права является приспособление к фактической обстановке» <14>. ——————————— <14> Там же. С. 251.

Иными словами, с психологической точки зрения человек склонен подчиняться авторитету власти, суда, ученых и традициям. Традиции охраняются общественными организациями, особенно семьею, школою, церковью и, главное, государством. Они передают установившиеся принципы правовой культуры и заражают убежденностью в необходимости их соблюдения. Таким образом, считал Г. К. Гинс, в правовой культуре есть всегда элемент устойчивости и консерватизма. Так совпало, что, завершив работу над этим произведением, Георгий Константинович Гинс покинул Харбин и уехал в Сан-Франциско. В США он активно включился в жизнь русской колонии, выступал с публичными лекциями по поводу культурных и общественных событий, редактировал газету «Русская жизнь», был профессором Калифорнийского университета в Беркли, преподавал в Вермонт-колледже, а затем работал в институте иностранных языков в Монтерее, где читал курс «История русской мысли». Американский период своей жизни Гинс считал наиболее плодотворным в научном отношении. В письме к одному из наиболее влиятельных представителей русской культуры в Америке М. М. Карповичу Гинс писал: «Для меня время преподавания в Калифорнийском университете было лучшим временем моей жизни и очень продуктивным в научном отношении» <15>. Действительно, он написал и опубликовал книгу объемом в 600 страниц «Soviet law and Soviet society», в которой исследовал феномен «советская правовая система», объяснив эту юридическую конструкцию как бессистемную, искусственно созданную, не учитывающую исторического пути русского права, его многочисленных структурных элементов и правового опыта всей страны в целом: «Советское право, привязанное к социалистической плановой системе, очень декларативно, многие положения советской Конституции и кодексов фактически заменены циркулярными решениями государственной власти. Под давлением бюрократии советская правовая система становится безжизненной, а демократия не может существовать» <16>. ——————————— <15> Columbia University. Rare Book Library. Bakhmeteff Archives. M. Karpovich papers. Letter of M. Karpovich. June 19, 1957. <16> Там же.

В заключение письма Георгий Константинович писал, что, исследуя советскую правовую систему, он применил не дескриптивный (описательный), а сравнительно-правовой анализ советского права как специфического регулятора человеческого поведения и как инструмента советской политики. Таким образом, Гинс исходил из посыла, что каждому государству присуще собственное право, в котором фиксируются свойственные данному обществу юридические идеалы и философско-правовые построения, закрепляются верования народа и его традиции, особенности правосознания и правовой культуры <17>. ——————————— <17> Там же.

Г. К. Гинс скончался в сентябре 1971 г. В некрологе на смерть Георгия Константиновича, напечатанном в Записках Русской академической группы в США, отмечалось: «Вся его жизнь и деятельность неизменно диктовались идеями служения России. В научной его деятельности он всегда руководствовался лучшими традициями русских академиков. Слава Богу, что он оставил такое богатое печатное изложение своих мыслей, которые будут живым источником для новых поколений ученых».

——————————————————————