Предпосылки формирования признака общественной опасности деяний, сопряженных с незаконным оборотом наркотиков, в постулатах мировых религий

(Хутыз Р. А.) («Российский следователь», 2009, N 8)

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЗНАКА ОБЩЕСТВЕННОЙ ОПАСНОСТИ ДЕЯНИЙ, СОПРЯЖЕННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ, В ПОСТУЛАТАХ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ

Р. А. ХУТЫЗ

Хутыз Р. А., аспирант кафедры уголовного права и криминологии Кубанского государственного университета.

Автор статьи рассматривает особенности воздействия соответствующих установлений христианства, мусульманства и буддизма на регламентацию ответственности за незаконный оборот наркотиков. Проблемы, связанные с определением понятия норм права, религиозных норм (постулатов) и норм нравственности, их соотношения, взаимосвязи и взаимообусловленности являлись и являются объектом исследования юристов, теологов, философов и представителей других отраслей знаний. Так, профессор Н. С. Таганцев в свое время отмечал: «Ближайшее рассмотрение жизненных отношений людей указывает нам, что такие заповеди или нормы, определяющие весь строй нашей жизни, относятся к трем порядкам: нравственному, религиозному и правовому. Какие же из этих норм нарушает преступное деяние или, другими словами, в каком отношении друг к другу находятся понятия: безнравственного, греховного и преступного?» <1>. Наиболее спорным считался вопрос об отношениях морали к области уголовно наказуемых деяний. Были высказаны различные суждения по этому вопросу. В конечном счете вырисовалась господствующая позиция, суть которой кратко заключалась в следующем: а) области безнравственного и преступного не покрывают в полном объеме друг друга; б) даже в тех пределах, где области преступного и безнравственного совпадают, оценки деяния, его сущности и значения представляются иными в морали и в праве; в) заповеди нравственности субъективны, а нормы права объективны, «коренясь в одном и том же источнике — человеке, они идут и развиваются различными путями. Нормы права даются нам в руководство извне, нормы нравственности — это жизненный уклад, создавшийся у лица сообразно с его развитием, со средой, в которой он родился и живет, нацией и эпохой, к которым он принадлежит» <2>. В то же время, несмотря на различный путь и различные средства реализации норм правовых и норм нравственных, право и нравственность объединены единой целью, общим стремлением воплотить в жизни идеал разумной организации общественного и государственного строя. Поэтому нравственные нормы с неизбежностью воздействуют на формирование правовых норм. ——————————— <1> Таганцев Н. С. Русское уголовное право. Часть Общая. Т. 1. Тула, 2001. С. 42. <2> Там же. С. 45.

В определенной степени логика соотношения религиозных и правовых норм, понятий греха и преступления сходна с логикой соотношения норм нравственных и правовых. Однако здесь есть существенная особенность, суть которой заключается в том, что нормы религиозные в отличие от норм нравственных, так же как и правовые, носят объективный характер. Религиозные догмы, подобно установлениям права, представляют собой веления высшей воли, которая налагает на каждого верующего соответствующие обязанности. Тем более религиозные нормы уже давно получили объективированное выражение в соответствующих письменных документах (Библия, Ветхий завет и Талмуд, Коран, Типитака). Конечно, религиозные нормы и правовые нормы не покрывают в полном объеме друг друга, первые шире вторых, так как регулируют не только взаимные отношения людей, но и отношение человека к Богу. При этом следует иметь в виду, что веления религии конфессиональны, соответственно, ее заповеди находятся в прямом соотношении с тем либо иным вероучением. Поэтому нет тождества предписываемых правил жизни и поведения христианством и язычеством, мусульманством и иудейством. В то же время нормы права устанавливают запреты безотносительно к религиозным убеждениям тех, к кому обращена соответствующая уголовно-правовая норма. К тому же различен и принцип вменения в вину греховного и преступного поведения. Однако нас больше интересуют не отличия рассматриваемых норм, а то, каким образом нормы религиозные влияли на возникновение, развитие норм правовых. И по идее должны влиять и по настоящее время или по крайней мере влиять на применение этих норм, повышение их профилактического потенциала. Как нам представляется, отмеченное влияние религиозных норм на светское правотворчество было как непосредственным, так и опосредованным. Так, некоторые заповеди были возведены непосредственно в закон, такие, например, как «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй». Более того, в истории уголовного законодательства, в том числе российского, до начала XX в. в системе Особенной части содержались нормы, регламентировавшие ответственность за нарушение церковных запретов, неисполнение христианского долга. Другие заповеди оказывали опосредованное влияние на возникновение правовых норм, предупреждая верующего об опасности каких-либо деяний или поведения, противоречащего установленным догмам. При этом нельзя забывать, подчеркивал профессор Н. С. Таганцев, «что, обращая интерес жизни в правовое благо, право не только признает бытие этого интереса, не только дает ему охрану и защиту, но видоизменяет его в объеме, форме, иногда даже в содержании, сглаживая его частный, индивидуальный характер и придавая ему социальное, общественное значение. Основной принцип разумной государственной жизни, служащий оправданием бытия государства, — целое для частного и каждый для всех — всего рельефнее выражается в этой творческой работе права, в создании правовых благ, и чем разумнее и целесообразнее государственный строй, тем сильнее и полнее вносимые правом изменения. Эти изменения находят свое проявление в интересах частных, общественных, государственных, в интересах личных» <3>. Формирование общественного отношения к неприятию соответствующих деяний, следовательно, придание им признака общественной опасности, как правило, проходит определенный период. Особенно это касается таких деяний, которые направлены на удовлетворение соответствующего интереса лица, пусть и не воспринимаемого, порицаемого обществом. Общественная опасность как признак таких деяний формируется не сразу, а в процессе накопления коллективного опыта. Так, человечество многие века сопровождает такое явление, как наркомания, которое общество породило и с которым ведет многолетнюю безуспешную борьбу. А ведь религия издавна порицала всякого, кто невоздержан и различными пороками сокращает собственную жизнь. Христианин не должен быть зависим от каких-либо дурманов, законных или же противозаконных: чревоугодничества, спиртных напитков, дурных привычек, поскольку он должен быть ведом только богом <4>. Наркомания из перечисленных пороков наиболее близка к самоубийству. Это самая опасная страсть, она представляет собой начало унижения природы человека <5>. ——————————— <3> Там же. С. 50. <4> См.: Афанасий. Архиепископ Пермский и Соликамский. Дороги, ведущие в ад. СПб., 1996. С. 109 — 110. <5> См.: Христианская жизнь или черты деятельного благочестия по учению святых отцов православной церкви. М., 1996. С. 74 — 76.

Общепризнано большое влияние основных установлений Корана на развитие мусульманского богословия, гражданского и канонического права, языкознания, культуры, литературы <6>. Одно из важнейших положений Корана — «джихад» (в пер. — усердие, рвение) — первоначально было связано с борьбой против мира страстей, похотей и пороков земной жизни («дунйи»). «Дунйя» манит слабых людей в море мирских соблазнов, отвращая от нормальной жизни, а это делает их жестокими, трусливыми, жадными и в конечном счете преступными. Как видим, слово «джихад» в его истинном значении предполагало борьбу прежде всего с мирскими соблазнами, наркоманией, проституцией, порнографией <7>, и его никак нельзя сводить к ведению агрессивных военных действий, что делается в последнее время в угоду неправым политикам <8>. По справедливому утверждению Р. Х. Дашаева: «Священные тексты всех мировых религий, будь то христианство, ислам, иудаизм или буддизм, содержат положения самого разного содержания, но не призывают к циничной жестокости, убийствам невинных, беззащитных людей» <9>. Влияние отмеченных установлений Корана отразилось на жесткости уголовно-правовых норм, регламентирующих ответственность за незаконный оборот наркотиков. Например, в УК Таджикистана (бывшая союзная республика) санкция ч. 3 ст. 200 предусматривает наказание за сбыт наркотиков при отягчающих обстоятельствах в виде лишения свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с конфискацией имущества либо смертной казни <10>. Правоприменительная практика в большинстве мусульманских стран также отличается особой суровостью в отношении лиц, совершающих подобные деяния. ——————————— <6> См.: Коран / Пер. и комментарий И. Ю. Крачковского. М., 1963. <7> См.: Максуд Р. Ислам / Пер. с англ. В. Новикова. М., 1999. С. 61 — 68. <8> См.: Касторский Г. Л. Вероустановления Корана об отрицании фундаментализма и вражды // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2002. N 14; Петрушевский И. П. Ислам в Иране в 7 — 15 веках. Л., 1966. С. 82 — 83. <9> Дашаев Р. Х. Религиозные аспекты современного исламского терроризма (криминологическое исследование): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 8 — 9. <10> См.: Уголовный кодекс Республики Таджикистан. СПб., 2001.

Существенное влияние на все стороны общественной жизни (культуру, искусство, право) в соответствующих странах оказал и оказывает буддизм. Центральной проблемой этой мировой религии является «бытие личности», идеалом — человек, занятый изменением своего внутреннего психического бытия. Общий принцип буддизма заключается в утверждении особых потенциальных сил, таящихся в целостности духовно-телесного бытия человека, который не приемлет похоти и пороки земной жизни. В связи с этим наблюдается и жесткая реакция законодателя ряда стран, где господствующей религией признан буддизм. Так, ст. 347 УК Китайской Народной Республики за сбыт, контрабанду наркотиков при отягчающих обстоятельствах предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок 15 лет, бессрочного лишения свободы или смертной казни <11>. ——————————— <11> См.: Уголовный кодекс Китайской Народной Республики. СПб., 2001.

Как представляется, сходство основополагающих установлений, содержащихся во всех священных канонических книгах, создает действенные предпосылки для повышения эффективности совместной борьбы с наркотизмом и наркоманией. В условиях глобализации, охватившей все мировое сообщество в XXI в., усиления влияния религии на организацию общественной жизни в России приобретают особую актуальность проблемы межконфессионального сотрудничества в позитивном решении таких насущных проблем современности, как национализм, расизм, экстремизм, наркобизнес. Большой потенциал, по нашему мнению, таит в себе подобное сотрудничество применительно к проблеме профилактики наркомании и наркотизма. Зачастую наркобизнес в современной России имеет ярко выраженную этническую окраску, что обусловливает определенные трудности в решении вопросов своевременного выявления и пресечения наркопреступлений в рамках специально-криминологической профилактики. Именно в этой связи позитивным решением может стать организация религиозно-этнического просвещения на принципах паритетного учета интересов всех конфессий, представленных в РФ. Тем более что в этом аспекте Россия — уникальная страна. Здесь представлены все основные мировые религии, с ярко выраженным регионально-этническим распределением по территории страны <12>. ——————————— <12> См.: Крывелев И. А. История религии. Очерки в 2 томах. М., 1988.

Подводя итоги проведенного краткого анализа, можно сделать вывод, что содержащиеся в различных религиях запреты на совершение опасных для человечества действий, нарушение которых должно влечь наказание божье, во-первых, оказали существенное влияние на формирование уголовно-правовых запретов, во-вторых, оказывают серьезное воздействие на правоприменительную практику, в-третьих, имели и имеют важное профилактическое значение. На сегодняшний день следует отметить широкую распространенность фактов оказания помощи, которую оказывают религиозные конфессии обездоленным, больным, лицам, находящимся в местах лишения свободы, и т. д. Большую помощь они могут оказать, участвуя в работе социальных реабилитационных центров для больных наркоманией. Поэтому стратегической задачей государства является объединение, концентрация всех усилий, переход к системе продуманных государственных решений на установление межконфессиональной солидарности в вопросе преодоления наркотизма и наркомании.

——————————————————————