Регламентация уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков в законодательстве государств мусульманской системы права

(Хутыз Р. А.)

(«Общество и право», 2009, N 4)

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННЫЙ

ОБОРОТ НАРКОТИКОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ГОСУДАРСТВ

МУСУЛЬМАНСКОЙ СИСТЕМЫ ПРАВА

Р. А. ХУТЫЗ

Хутыз Руслан Асланбиевич, аспирант кафедры уголовного права и криминологии Кубанского государственного университета.

Криминологическое значение христианства, ислама, буддизма проявляется в нормах уголовного права современного государства, в деятельности, способствующей укреплению мира между народами, ослаблению межрелигиозной вражды и устранению существующих причин преступности [1, с. 62 — 64]. Стремительное распространение наркотизма создает угрозу для здоровья большинства народов, населяющих нашу планету. И если ранее наркотизм рассматривался как проблема высокоиндустриальных государств Европы и Северной Америки, то в настоящее время эта проблема приобрела масштабы транснационального бедствия. В утвержденной Указом Президента РФ Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года подчеркнуто, что «противостояние региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера, включая борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ» рассматривается в качестве важнейшей задачи Организации договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического сообщества [2].

В этой связи поиск эффективных рычагов уголовно-правового воздействия на лиц, осуществляющих потребление и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, чрезвычайно актуален. На взгляд Е. В. Касторской, «уровень наркопреступности положительно коррелирует с либерализмом уголовно-правовой политики по отношению к наркотизму. Поэтому в странах романо-германской правовой системы он наиболее высок (в сотни раз превышает соответствующий показатель по Китаю и по многим мусульманским странам)» [3, с. 19]. Обратимся к анализу опыта регламентации уголовной ответственности в отдельных странах мусульманской правовой группы.

Ислам — религия закона. Если другие мировые религии подверглись существенной секуляризации и потеряли свое былое социальное могущество, то ислам сохраняет свое светское значение. Причины этого коренятся в самой природе этого религиозного учения. Аллах указал верующим истинный путь (шариат), в соответствии с которым каждый мусульманин обязан строить свою жизнь. «В Законе этом кроется сохранность вашей жизни, о вы, кто обладает разуменьем! Чтоб благочестие могли вы обрести» (Сура 2, аят 179). В полной мере сказанное относится и к области уголовно-правовой превенции. С одной стороны, верность Аллаху означает бесспорность императивов, изложенных в Коране и Сунне. С другой стороны, эти императивы, имеющие отношение к санкциям за преступления, вызывающе архаичны. Классификация преступлений, принятая в мусульманском праве, относит наркопреступления к группе наиболее тяжких (Hadd). Они считаются преступлениями против Аллаха.

Однако следует иметь в виду, что структура и содержание современного мусульманского права в большой степени коррелируют с такими факторами, как геополитическое расположение государства (общая граница со странами-экспортерами наркосырья; произрастание наркотикосодержащих растений на территории государства); влияние колониального прошлого (Англия, Франция); подверженность общества влияниям извне (в частности, США и Европа); степень сохранения целостности идеологии ислама. На основе приведенных параметров все названные государства можно подразделить на 2 группы:

1. Мусульманские государства, строящие свою уголовную политику на основе только норм шариата. Так, в некоторых арабских странах (Саудовская Аравия, Йемен, Судан, Мавритания) наказание определяется на основе шариата — свода норм, зафиксированных в Коране и Сунне, т. к. они представляют собой идейно-теоретическую базу мусульманского права, хотя в них содержится немного конкретных уголовно-правовых норм, в Коране, например, не более десяти. Большинство таких норм — результат доктринальной разработки на основе иджмы (согласованного мнения авторитетных знатоков ислама) и кияса (суждения по аналогии). Светского же уголовного закона в названных странах нет.

2. Мусульманские государства, осуществляющие в целом светскую уголовную политику, но при этом сохраняющие отдельные «вкрапления» норм шариата (Египет, Ливан, Сирия, Турция). В этих государствах преступность и наказуемость деяния закреплены в уголовном законе.

На взгляд И. М. Клейменова, «исламизация уголовной политики, пришедшая в ряде государств (Пакистане, Ливии, Иране и др.) на смену периоду вестернизации мусульманского права, характеризуясь неприятием западных ценностей и стремлением сохранить свой духовный и политический суверенитет, в то же время объективно содержит разрушительный потенциал. Архаизация уголовного права в условиях тотального невежества населения закономерно приводит к проявлениям экстремизма в международных отношениях» [3, с. 16].

Несмотря на попытки некоторых представителей радикальных сект исламистов доказать терпимое отношение Корана к наркотикам, в действительности же такая категория, как хамр, отчетливо фиксирует полный запрет для мусульман на употребление не только алкоголя, но и наркотикосодержащих веществ. В этой связи вполне объясним крайне жесткий подход мусульманских государств в отношении вопроса об уголовной ответственности лиц, потребляющих либо распространяющих наркотики. Уже за торговлю алкоголем предусмотрены жесткие меры, вплоть до смертной казни. За подобные действия, связанные с героином, марихуаной, ЛСД, кокаином и другими нелегальными наркотиками, — только смертная казнь. Курение табака карается плетьми или ударами палок по пяткам. Кроме того, закон трезвости действует в ряде стран и на государственном уровне. Среди этих государств: Албания, Алжир, Афганистан, Бангладеш, Бахрейн, Бруней, Бутан, Египет, Индия, Индонезия, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Малайзия, Марокко, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Пакистан, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, Турция.

Обратимся к анализу норм об уголовной ответственности за наркопреступления в некоторых странах мусульманской группы. Безотносительно к проводимой в государстве уголовной политике, названные страны отличаются весьма суровым отношением к наркопреступлениям. Это, прежде всего, проявляется в широком применении за их совершение смертной казни. Например, с 1985 г. смертная казнь стала применяться за контрабанду наркотиков в Египте (эта мера и ранее предусматривалась законом, но не применялась судами). Но все же пальму первенства здесь сохраняют государства, отнесенные нами ко второй группе. Много смертных приговоров выносят и много казнят в странах, где действует шариатское уголовное право. Так, в Саудовской Аравии в 2000 г. было 113 таких приговоров, в основном за наркопреступления [4, с. 19], в 2003 г. казнено 26 осужденных из 50 приговоренных к этому наказанию, а в 2004 г. имели место 33 казни [5]. В Малайзии (июль 2004 — июль 2005 г.) за наркотики казнено 36 человек из 52 всех приговоренных к этому наказанию [5].

В 2005 г. 94% всех известных казней проводились в Китае, Иране, Саудовской Аравии и США и были назначены за наркопреступления [5]. Так, например, в Иране в ст. 4 Закона «О борьбе с употреблением наркотиков» указывается на то, что казнь целесообразно совершать в общественных местах. В арабских странах казнь проводится, как правило, путем отрубания головы, в бывших французских колониях — расстрелом, в британских — через повешение.

Объем криминализации деяний в сфере незаконного оборота наркотических средств в государствах мусульманской правовой группы различен. Например, законодатель Ирана устанавливает наказание в виде смертной казни за выращивание, производство, торговлю, импорт, экспорт и владение наркотическими средствами. В Судане это же наказание устанавливается и для владельцев кафе и ресторанов, где происходит употребление наркотиков или торговля ими. В государствах с преобладанием светского начала уголовного закона смертная казнь установлена для наркодельца или потребителя, если он является государственным должностным лицом или государственным служащим (Иордания, Египет и Сирия). Кроме того, УК Египта устанавливает уголовное наказание в виде смертного приговора в отношении лиц, которые любыми средствами, в том числе и с применением силы или обмана, побуждают любое другое лицо принимать какие-либо наркотические вещества. По УК Сирии смертная казнь предусмотрена и за торговлю наркотиками.

Законодатель Ирана устанавливает смертную казнь в отношении лиц, совершивших неоднократное вовлечение в потребление наркотиков, если это повлекло заболевание наркоманией. Турецкий уголовный кодекс предусматривает высшую меру наказания за организацию производства героина, кокаина, морфия или гашиша (руководство преступными организациями). Это же наказание предусмотрено и за организацию контрабанды героина, кокаина, морфия или гашиша, вовлечение несовершеннолетних в наркобизнес, руководство преступными организациями (ст. 403, п. п. 5, 6, 7). В Объединенных Арабских Эмиратах за контрабанду наркотиков и дилерскую деятельность предусмотрены суровые наказания, включая смертную казнь. Однако в отношении дилеров применяется дифференцированный подход. В частности, в случае если преступление совершено впервые, предусмотрены наказания в виде лишения свободы, порки или финансового штрафа или все одновременно. Для рецидивистов наказание устанавливается более строгое, лицо может быть приговорено к смертной казни.

В Саудовской Аравии, Йемене, Судане, Мавритании наряду с указанным наказанием за наркопреступления широко применяется предусмотренное шариатом бичевание. При этом за совершение преступления впервые наказывают 100 ударами плетью, вторично — 80, а в третий раз — 40 — 80 ударами пальмовой ветви.

В странах, где наряду с нормами шариата действует светский уголовный закон, в нем закрепляется целая система преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств. Так, в соответствии с УК Турции производство некоторых видов наркотиков наказывается лишением свободы на срок от 10 до 24 лет и штрафом в сумме 10 лир за каждый грамм наркотика, но не менее 3000 турецких лир (ст. 403, п. 2). Однако за производство героина, кокаина, морфия и гашиша назначается пожизненное заключение и штраф в размере 10 лир за каждый грамм наркотика, но не менее 3000 лир (ст. 403, п. 2). В Законе предусматривается ответственность за незаконный сбыт наркотиков. Эта ответственность усиливается, если осуществляется незаконный сбыт кокаина, морфина, героина или гашиша или организованный сбыт наркотиков на профессиональном уровне. За незаконную торговлю наркотиками назначается наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 24 лет и штраф в сумме 10 лир за каждый грамм, но не менее 3000 лир (ст. 403, п. 3). За незаконную торговлю кокаином, морфием, героином или гашишем назначается лишение свободы на срок от 10 до 24 лет, а сумма штрафа возрастает до 10000 лир. Хранение наркотиков карается только лишением свободы. В том случае, если это преступление совершается при наличии квалифицирующего признака — хранения наркотиков с целью сбыта, лишение свободы достигает 24-летнего срока.

Влияние шариата на регламентацию уголовной ответственности за наркопреступления проявляется также и в установлении уголовной ответственности за хранение и потребление наркотических средств. Однако жесткость санкций здесь во многом определяется той уголовной политикой, которую осуществляет государство. Так, государства, относящиеся к группе стран, придерживающихся незыблемых норм шариата, рассматривают указанные деяния наравне с другими наркопреступлениями. Поэтому в них предусматриваются строгие наказания вплоть до смертной казни (Сингапур, Йемен, Малайзия и др.). Напротив, в странах, осуществляющих курс на светское уголовное законодательство, отмечается более гуманный подход к потребителям наркотиков. В частности, по уголовному законодательству Сирии и Ливана в качестве альтернативной меры воздействия предусмотрено помещение в специальное заведение алкоголиков, наркоманов и других лиц. Например, большинство экспертов отмечают, что Саудовская Аравия имеет достаточно гуманный закон. Рассматривая наркомана как пациента, нуждающегося в медицинской помощи, закон предоставляет широкие возможности для их лечения и освобождения от наказания. Однако по решению судьи потребитель наркотиков может быть приговорен к тюремному заключению сроком на два года. В стране создана сеть реабилитационных центров, рассчитанных на лечение коренных жителей от наркотической зависимости. Всего в Объединенных Арабских Эмиратах сейчас насчитывается пять подобных медицинских учреждений: по одному в эмиратах Абу-Даби, Аджман и Шарджа и еще два в Дубае. При этом следует отметить, что одним из основополагающих принципов антинаркотической пропаганды в этой стране служит утверждение, что исламская мораль и наркомания несовместимы. Большое внимание уделяется образовательным программам. В стране ежегодно проводятся мероприятия под лозунгом «Неделя без наркотиков». В 2005 году в Эмиратах вышла в свет почтовая марка с предупреждением об опасности употребления наркотиков. Кроме того, власти Эмиратов законодательно стимулируют своих граждан, подверженных этому заболеванию, самостоятельно обращаться за получением необходимой медицинской помощи. В соответствии с действующим законодательством, граждане ОАЭ, которые добровольно пришли в полицию или реабилитационный центр и заявили о своих проблемах с наркотиками, освобождаются от уголовного преследования и направляются для прохождения соответствующего курса лечения. Как правило, этот курс рассчитан на два года, включая возможность нахождения в своей семье [6].

Наряду с этим в ряде мусульманских государств приняты законы, призванные урегулировать вопросы медицинского потребления наркотиков и их законный оборот. В частности, в 1933 г. в Саудовской Аравии был принят Закон «О запрещении торговли наркотиками и их использовании» N 3318. Положения данного Закона регулируют порядок обращения с наркотиками в медицинских и научно-исследовательских целях, а также предусматривают уголовную ответственность за нарушение действующего порядка. Подобный закон был принят в 1993 г. в Йеменской Республике — Закон » О борьбе с незаконными торговлей и использованием наркотических средств и психотропных веществ» [7, с. 17].

Подводя итог анализу правовых основ регламентации уголовной ответственности за наркопреступления в некоторых мусульманских государствах, остановимся на следующих ключевых выводах:

несмотря на сложные процессы становления мусульманского уголовного законодательства, его большую подверженность влиянию законодательства бывших преторий (Франции, Великобритании), его самобытность, основанная на вероучении Ислама, создает предпосылки для сдерживания массового распространения наркотизма;

влияние исламского вероучения проявляется в государствах мусульманской системы права в категорическом неприятии наркотизма и установлении жестких санкций за наркопреступления, вплоть до смертной казни;

в качестве устойчивой тенденции следует указать явно карательный уклон уголовной политики в странах, не имеющих уголовные законы, а отталкивающихся от постулатов шариата (наркопреступления здесь оцениваются как наиболее тяжкие, так как посягают на Аллаха);

в странах с приоритетом к формированию светской системы уголовного законодательства, напротив, явно прослеживается влияние гуманистических идей, которые находят отражение в осуществлении различных реабилитационных программ для лиц, потребляющих наркотики, пропаганде здорового образа жизни, развитии институтов международного сотрудничества по линии противодействия наркомафии. Важно подчеркнуть, что указанные государства являются участницами Конвенции ООН 1988 г.

Опыт мусульманских государств представляет несомненный интерес для отечественной уголовно-правовой и криминологической доктрины. Поучителен он и для правоприменительной практики. Вполне приемлем и для учета в процессе законотворчества. В обобщенном виде, на наш взгляд, указанный опыт дает основание усомниться в необходимости слепо следовать концепции гуманизма, и играть в игру под названием «права человека». В данном случае реальность и губительность для современного общества наркотической угрозы вынуждает общество и государство проводить беспощадную войну в отношении представителей наркобизнеса, вплоть до их физического уничтожения. Наряду с этим необходимо осуществлять мониторинг и контроль за лицами, допускающими потребление наркотических средств, вплоть до их принудительного лечения и реабилитации. И, конечно, нельзя сбрасывать со счетов большой профилактический потенциал общесоциальной профилактики, в частности формирование духовных начал неприятия наркотизма и его субкультурных атрибутов на основе религиозной и национальной самоидентификации человека.

Литература

1. Касторская Е. В. Непреходящее значение библейских заповедей и уголовный закон России // Законность, оперативно-розыскная деятельность и уголовный процесс: Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. О. М. Латышева, В. П. Сальникова. СПб., 1998. Ч. 2.

2. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. 2009. 19 мая.

3. Клейменов И. М. Борьба с преступностью в государствах различных правовых систем (сравнительное исследование): Автореф. … дис. канд. юрид. наук. Омск, 2002.

4. Рамез А. Э. Наказание по уголовному праву арабских стран: Автореф. … дис. канд. юрид. наук. М., 2002.

5. Amost serious crime # 25A82E // www. ihra. net/Assets/540/1/Linesamostseriouscrime-may07.pdf.

6. Хасянов А. Ж. ОАЭ: борьба с международным наркотрафиком // КонсультантПлюс.

7. Масаб Али Саид. Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с наркотизмом в Йеменской Республике и Саудовской Аравии: Дис. … канд. юрид. наук. Рязань, 2000.

——————————————————————