Идеологическая доктрина Н. В. Крыленко: пропаганда образа И. В. Сталина как вождя и творца Конституции

(Сырых В. М.) («История государства и права», 2009, N 15)

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА Н. В. КРЫЛЕНКО: ПРОПАГАНДА ОБРАЗА И. В. СТАЛИНА КАК ВОЖДЯ И ТВОРЦА КОНСТИТУЦИИ

В. М. СЫРЫХ

Сырых Владимир Михайлович, заведующий отделом теории и истории права и судебной власти Российской академии правосудия, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель наук Российской Федерации.

В статье раскрывается идеологическая работа Н. В. Крыленко в отношении популяризации правовой политики И. В. Сталина.

Став Наркомом юстиции СССР, Н. В. Крыленко сделал еще один решительный шаг на пути сохранения своего лидирующего положения в юстиции: предпринимает попытку лестью завоевать расположение, а может быть, и дружбу великого вождя, начинает прославлять его дела и подвиги. Насколько лесть гнусна, вредна, наш герой знал еще с детства, из басен А. И. Крылова. Знал и то, что ее цели всегда низменны, поскольку основаны на лжи. Нужно приписать конкретному лицу такие свойства, качества, которых у него отродясь не было, или деяния, которых он никогда не совершал. И тем не менее, находясь в стане приспешников И. В. Сталина, Н. В. Крыленко всуе славословил великого вождя. Публичные расшаркивания и аллилуйщина рассматривались как необходимое выражение преданности его делам и словам. Мол, мы настолько верим тебе, наш дорогой Коба, что готовы при первом удобном случае и без случая публично признавать твое величие, твою правоту и мудрость и выражать тебе наше безграничное доверие. Было очевидным и то, что подобное недостойное порядочных людей занятие не гарантирует от сталинского гнева и последующей расправы. Но без этого вообще было трудно удержаться у власти и уцелеть. Мигом припишут какой-либо модный уклон, отберут командный пост, заставят сознаться в несовершенных злодеяниях в лучшем случае и отправят в места не столь отдаленные. Итак, во имя собственного спасения и упрочения своих позиций в высшем эшелоне власти Н. В. Крыленко затягивает аллилуйю, как он уверяет, «великому вождю всего человечества, вождю народов в подлинном смысле слова, нашему великому и мудрому товарищу Сталину». Благо подвернулся и подходящий случай. В середине 1936 г. началась широкая пропагандистская кампания в связи с принятием любимого детища Сталина Конституции СССР. Где еще представится такая благоприятная возможность так полно и всесторонне описать лучшие черты и деяния дорогого И. В. Сталина? В течение непродолжительного времени Н. В. Крыленко готовит и выпускает серию брошюр и статей, посвященных тем или иным разделам Конституции СССР, выступает с докладами перед работниками юстиции и общественностью Москвы. Апофеозом становится Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР, где ему предоставляется слово и соответственно редкая возможность восславить И. В. Сталина в его присутствии <1>. ——————————— <1> См.: Речь народного комиссара юстиции СССР Н. В. Крыленко «О проекте Конституции СССР на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов» // Социалистическая законность. 1936. N 12. С. 35 — 38.

Восхваляя И. В. Сталина, Н. В. Крыленко взял на вооружение приемы, разработанные не одним поколением дворцовых льстецов и непосредственно его соратниками по партии и государственной деятельности. Поэтому образ великого вождя получился у него весьма стандартный, по преимуществу из устоявшихся штампов и выражений, которые было способно породить в тот период коллективное общественное сознание советского народа. Получилось неоригинально, но надежно и безопасно. Общественное сознание же давно и однозначно определило И. Сталина вождем всего советского народа и даже всего человечества. Этот образ Н. В. Крыленко не стал подвергать сомнению, хотя оснований для этого было предостаточно. Ну, например, почему вождь советского народа? Ведь не все же слои и даже классы признавали его в этом качестве. Хотя бы пресловутые кулаки, классовые враги, а также отсталые кочевые народы, имевшие своих реальных племенных вождей. Вождь Сталин им даже в плохом сне не мог присниться, еще меньше оснований было объявлять И. В. Сталина вождем всего человечества, даже хотя бы только и трудового. Большая часть населения Азии и Африки никогда не знала о существовании И. В. Сталина. Н. В. Крыленко лепил Сталина как некоего полубога, получеловека, нечто вроде современного Прометея, который решился на отчаянный шаг — вооружить советский народ знанием путей построения социалистического общества и помочь ему построить это общество. Товарищ Сталин, уверял Н. В. Крыленко, великий, гениальный, мудрый вождь, подарок истории, а поэтому все его дела и помыслы отмечены печатью исключительной гениальности, талантливости и гигантского трудолюбия: «гигантская творческая работа», «определения исключительно четкие, чеканные», «формулировки классические, предельно ясные и четкие», «изложение исчерпывающее», «доклад исторический», «сгусток творческой мысли», результат вложения «светлой творческой силы и мощи», «слова прозорливые», «из каждого слова брызжет гениальная творческая напряженность мысли и гениальная глубина содержания». Вполне очевидно, что автору чертовски гениальных, гигантских трудов и дел непристойны сколько-нибудь простые действий и поступки. Все, к чему он ни прикасается, становится исторически значимым и гениальным. Соответственно, он уже не просто говорит, а изрекает истины в последней инстанции: «учит, разоблачая», «указывает», «дает», «вскрывает», «высмеивает», «ведет», «клеймит» и т. д. Понятно, что все творения великого вождя непосильны простому человеку и даже такому таланту, как Н. В. Крыленко, не говоря уж об известных путаниках — буржуазных идеологах и отщепенцах партии, предпринявших комические усилия подвергнуть сомнению сталинский путь движения к светлому будущему. После подобных оценок и характеристик великого вождя становятся понятными и такие эпитеты, как «любимый» и «родной». Может ли быть иначе? Может ли благодарный советский народ, получив в подарок от истории светлую личность, не любить ее, не считать родной и близкой после всего того, что эта личность свершила во благо народа? И чтобы уже не было никаких сомнений в гуманных и демократичных свершениях, Н. В. Крыленко старается обрисовать их в столь же восторженных эпитетах и метафорах. Прежде всего Н. В. Крыленко стремится уверить всех в том, что И. Сталин постоянно, денно и нощно, думает о простом народе, о том, как облегчить ему существование, сделать его жизнь спокойной и счастливой, по возможности гарантированной от неприятностей и ударов судьбы, наносимых местными работниками-головотяпами. Н. В. Крыленко в своих публикациях приводит несколько конкретных примеров законотворческой «мудрости» И. Сталина. При обсуждении проекта постановления о запрещении абортов и увеличении материальной помощи роженицам Сталин предложил пересмотреть мероприятия по расширению сети детских яслей и детских домов. Понятно, что до такой гениально простой мысли никто, кроме великого вождя, додуматься не мог. Все знали, что деньги нужны на развитие промышленности, на содержание армии, государственного аппарата, что население может немножко подождать и даже еще кое-что отдать государству. И вдруг, на тебе, такой пассаж: давайте будем строить детские ясли и детские сады. Воистину мудрость мудрейшего <2>. После того как государство с такой лихостью отобрало у крестьян, признанных кулаками, все их имущество, члены Конституционной комиссии решили установить в Конституции какие-никакие гарантии личной собственности граждан. Было предложено в ст. 10 проекта записать, что личная собственность граждан охраняется законом. Понятно, что это не бог весть какая гарантия, но все-таки может защитить советского человека от некоторых скоропалительных мер его родного государства. Ожидали, что И. В. Сталин будет возражать, а он, наоборот, предложил усилить статью. Все правильно, сказал, нужно только добавить, что закон охраняет как имеющуюся личную собственность, так и право на эту собственность, а также право наследования <3>. Ну как тут не прийти в умиление от такой заботы товарища И. В. Сталина о простом человеке? Разрабатывается проект Положения о выборах в Верховный Совет СССР. Дошли до статей, регламентирующих порядок выдвижения кандидатов в народные депутаты, и остановились. Никто не берет на себя смелость сформулировать перечень субъектов, наделяемых этим правом, так как неясно, что по этому поводу думает великий вождь. Запросто можно впасть в правый или левый уклон. Но Сталин есть Сталин. Берет ручку и собственноручно пишет: «Право выставлений кандидатов в Верховный Совет СССР обеспечивается за общественными организациями и обществами трудящихся на основании ст. 141 Конституции СССР; за коммунистическими партийными организациями, профессиональными союзами, кооперативами, организациями молодежи, культурными обществами и другими организациями, зарегистрированными в установленном порядке» <4>. Рассказав эти эпизоды, Н. В. Крыленко приподнял завесу над скрытой от посторонних глаз законопроектной работой партийных и государственных органов, разгласил важную государственную тайну. Но что не сделаешь ради того, чтобы воздать должное товарищу И. В. Сталину. Не только приоткроешь запретное, но и по возможности припишешь несвершенное, особенно если речь идет о его вкладе в развитие марксизма-ленинизма. ——————————— <2> См.: Крыленко Н. В. Социализм и семья // Советская юстиция. 1936. N 30. С. 2. <3> См.: Крыленко Н. В. Сталинская Конституция и задачи судебных органов // Советская юстиция. 1937. N 5. С. 6. <4> Крыленко Н. В. Избирательный закон Союза ССР. М., 1937. С. 32.

Правда, о деяниях И. В. Сталина, совершенных при жизни В. И. Ленина, наш герой высказывался кратко, без пространных комментариев и конкретных примеров, используя два приема: называл имя И. В. Сталина в ряду с именами К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Например, говорил, что Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин клеймили буржуазных идеологов. Тем самым создавалось впечатление, что Сталин является равноправным классиком марксизма; упоминал отдельные заслуги И. В. Сталина, свершенные при жизни В. И. Ленина. В частности, признавал великого вождя в качестве создателя партии большевиков наряду с В. И. Лениным, а также соавтором ленинских идей о Советах как форме социалистического государства. Видимо, больших трудов Н. В. Крыленко стоили эти признания. Не так легко ему, бывшему революционеру, сотрудничавшему непосредственно с В. И. Лениным, ставить рядом с дорогим Ильичом второстепенного участника подполья и Октябрьской революции, а себя оставлять в тени. Зато когда речь заходит о делах и мыслях И. В. Сталина после 1924 г., восхищение и восторг им достигают апогея. Любые сказанные И. В. Сталиным слова, без какой-либо претензии на последнее слово в марксизме (надо же что-то говорить), Н. В. Крыленко, да и другие аллилуйщики без каких-либо угрызений совести объявляли гениальнейшим открытием мудрого вождя. Н. В. Крыленко с легким сердцем уверяет, что товарищ Сталин — достойный продолжатель марксизма. Дал «новое, исключительно гениальное, четкое, чеканное определение диктатуры пролетариата», «уделил достаточное место выяснению существа природы нашего общества», «указал, в чем выразилась революция в жизни женщины, проделанная коллективизацией», разъяснил отношение партии к религии и т. д. <5>. Не забыл Н. В. Крыленко восславить и любимую тему великого вождя о необходимости усиления классовой борьбы, особо подчеркнув при этом его гениальнейшую прозорливость. «Видите вы, как оправдываются эти вещие, прозорливые слова нашего великого вождя, — умиленно говорил наш идеолог, — смотрите, как подтверждается их правильность». ——————————— <5> См.: Речь народного комиссара юстиции СССР Н. В. Крыленко «О проекте Конституции СССР на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов». С. 35 — 38.

Но особенно охотно и образно Н. В. Крыленко воспевал И. Сталина как творца Конституции СССР, словно не был членом Конституционной комиссии и не знал, что подлинным автором проекта является Н. И. Бухарин, ныне привлеченный к уголовной ответственности за контрреволюционные преступления. В одном из своих выступлений Николай Васильевич уверял, что Конституцию называют сталинской «потому, что каждое слово, каждая статья ее отражает гигантскую творческую работу, гениальную творческую энергию, которую вложил наш вождь в этот мирового значения документ (бурные аплодисменты). Вы видите, как из каждого ее слова — возьмите любую из статей — брызжет эта гениальная творческая напряженность мысли и гениальная глубина содержания» <6>. ——————————— <6> Крыленко Н. В. Задачи судебных органов в связи с проектом Конституции // Советская юстиция. 1936. N 26. С. 8.

Итак, лесть очевидная и неприкрытая, вопреки реальным фактам и событиям, в результате которой тиран Сталин превращался в гениального государственного и политического деятеля, теоретика марксизма-ленинизма. Стало быть, великий вождь от этой лести выигрывал. А что же получил от этого наш герой? В чем состоял его выигрыш? Увы, ни в чем. Н. В. Крыленко переоценил свои возможности как льстеца. Искусный льстец — это всегда талант, который должен уметь многое. Быть тонким психологом и находчивым, изобретательным и хорошим стилистом и даже немножко актером. Недаром же различают лесть грубую (очевидную неправду) и лесть тонкую, когда неправду все или большинство принимают за чистую монету, за правду. Честолюбивый и прямолинейный, любящий всегда быть первым, побеждать и весело смеяться над побежденным, неспособный к сложному анализу психологии окружающих, Н. В. Крыленко менее всего был рожден льстецом и придворным подхалимом. Да и особой тяги у него к такому неблагопристойному занятию не было до начала 30-х годов XX в. По крайней мере, она никак не проявлялась в его печатных работах и публичных выступлениях. Н. В. Крыленко наивно полагал, что все лестные слова, высказанные им по адресу И. В. Сталина, обязательно достигнут цели и будут восприняты с глубокой благодарностью. И чем ярче, звучнее будет лесть, тем большим окажется эффект. Между тем Сталин ценил не всех льстецов — их было весьма много, а только тех, кто льстил умело и по делу. Особенно он уважал пропагандистов его дореволюционных заслуг. Ибо ему недостаточно было считаться продолжателем дела Ленина после его смерти. Великому вождю хотелось видеть себя таковым и при жизни Ленина, вместе с ним создавать партию, руководить Октябрьским переворотом, быть создателем Красной Армии, автором ценных работ по марксизму. Уловивший эти сокровенные мысли Сталина и создавший фундаментальный труд по истории компартии Закавказья, Л. П. Берия не только уцелел в период репрессий, но и достиг небывалых постов. Н. В. Крыленко же были неведомы тайные помыслы сталинской души: не определив сколько-нибудь четко, какую лесть вождь любит, к какой относится равнодушно, а что вообще терпеть не может, лишь случайно и потому изредка попадал в цель, расхваливая дореволюционные деяния И. Сталина. Но и эти попадания зачастую смазывались самим же Н. В. Крыленко. Например, он уверял читателя, что К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и И. В. Сталин клеймили буржуазные конституции за ложь, лицемерие и обман. Далее приводил соответствующие цитаты из К. Маркса, В. И. Ленина. Доходила очередь до цитат из трудов И. Сталина. Читаем: «И товарищ Сталин учил нас: разговоры Каутского и К° о всеобщем равенстве, о «чистой» демократии и о «совершеннейшей» демократии и т. д. являются буржуазным прикрытием того несомненного факта, что равенство эксплуатируемого и эксплуататора невозможно». Положение о том, что И. В. Сталин громил буржуазные конституции, подтверждается его рассуждениями о Каутском (?!). А какой вывод из этого может сделать читатель? «Понятно, скажет он, Сталин по этому вопросу ничего не говорил, раз Крыленко не может найти подходящей цитаты». Излагая проблемы 30-х годов, Н. В. Крыленко постоянно ссылается на В. И. Ленина и К. Маркса. Как будто И. Сталин по этому поводу ничего стоящего не сказал или не написал. В брошюре «Советское правосудие» <7>, разъясняя положения сталинской Конституции, Н. В. Крыленко цитирует Ленина одиннадцать раз, а И. Сталина всего два раза. В «Большевике», а затем и в «Советской юстиции» он опубликовал большую статью на тему «Социализм и семья» <8>. Опять цитаты из К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина идут одна за одной (всего их 22), И. Сталин вспоминается всего лишь три раза. ——————————— <7> См.: Крыленко Н. В. Советское правосудие (суд и прокуратура в СССР). М., 1937. <8> См.: Крыленко Н. В. Социализм и семья // Советская юстиция. 1936. N 30; Социализм и семья // Большевик. 1936. N 18.

Какая же это пропаганда идей и деяний великого Сталина? Наоборот, явная насмешка. Любой здравомыслящий человек, читая работы Н. В. Крыленко, поймет, как много ценного и умного имеется у К. Маркса и В. И. Ленина и почти ничего нет у великого вождя. Так в чем же тогда его величие? Ошибки, допущенные в печатных и устных выступлениях, Н. В. Крыленко полностью повторил в своем выступлении на Чрезвычайном VIII съезде Советов СССР. Оратор построил речь таким образом, чтобы восславить творца Конституции в полной мере и во всю мощь своего голоса и таланта. И начал он было правильно, выпалив дуплетом сталинские цитаты. Затем громогласно признал, что Ленин и Сталин создали пролетарскую партию, организовали трудящиеся массы нашего Союза на одной шестой части земного шара, сумели привить революционное социалистическое правосознание миллионам трудящихся. Однако полностью провести линию на прославление великого вождя Н. В. Крыленко не смог. Сбился на любимое им цитирование. При этом о И. Сталине говорил намного реже, чем о В. И. Ленине и К. Марксе. На одну сталинскую цитату приводил две цитаты из работ В. И. Ленина и К. Маркса. В аналогичном соотношении упоминались и имена классиков. Достаточно стандартно говорил Н. В. Крыленко. Не смог привести ни одного нового деяния великого вождя социализма, о котором бы еще не говорил никто на съезде. Эффект от выступления этим был явно смазан. Неудачное выступление не спасла и энергичная концовка, вызвавшая аплодисменты, перешедшие в овацию. Н. В. Крыленко в заключение сказал: «Сейчас, когда устами нашего великого вождя товарища Сталина мы вместе с ним говорим: «Приятно и радостно знать, что кровь, обильно пролитая нашими людьми, не пропала даром, что она дала свои результаты…» Сейчас, когда величайший продолжатель дела Ленина, наш любимый, родной Сталин дает нам реально почувствовать, осязать, выпукло прощупать эти плоды побед и наших трудов, радостно и приятно жить, радостно и приятно творить, радостно и приятно чувствовать себя членом нашего многомиллионного социалистического коллектива и под водительством нашего Сталина, величайшего организатора счастья и побед, побед и счастья всего мирового человечества, идти дальше, все вперед и вперед по пути к коммунизму» <9>. ——————————— <9> Речь народного комиссара юстиции СССР Н. В. Крыленко «О проекте Конституции СССР на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов». С. 38.

Выступление Н. В. Крыленко нисколько не подняло его шансы в глазах любимого вождя Сталина. Наш идеолог даже не попал в число 220 членов редакционной комиссии для установления окончательного текста Конституции СССР. Между тем он мог и должен был войти по должности — как Нарком юстиции СССР и как авторитетный юридический идеолог страны Советов. Великий вождь уже целиком и полностью доверял прокурору СССР А. Я. Вышинскому. Уж он-то знает, что нужно товарищу Сталину, и весьма убедительно показал это в своем выступлении. А. Я. Вышинский не допустил ни одной ошибки <10>. Какой вождь после такой «точной и объективной» оценки его деяний станет сомневаться в способности автора возглавить передовые рубежи правоведения, побоится доверить ему организацию советских правоведов на творческое усвоение и пропаганду современной теории социализма, разработанной и реализованной собственноручно великим вождем и продолжателем марксизма. Н. В. Крыленко же явно исчерпал себя и подлежит если не списанию за ненадобностью, то переведению на вторые, вспомогательные роли. Следует лишь подготовить соответствующий духу времени сценарий и убедительно разыграть спектакль. ——————————— <10> См.: Вышинский А. Я. Речь прокурора Союза ССР «О проекте Конституции СССР на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов» // Социалистическая законность. 1936. N 12. С. 32.

——————————————————————