Правовое и конституционное начала государственности в трактовке российского государствоведа В. М. Гессена

(Туманова А. С., Окатова А. С.) («История государства и права», 2009, N 18)

ПРАВОВОЕ И КОНСТИТУЦИОННОЕ НАЧАЛА ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ТРАКТОВКЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВОВЕДА В. М. ГЕССЕНА

А. С. ТУМАНОВА, А. С. ОКАТОВА

Туманова Анастасия Сергеевна, профессор кафедры теории права и сравнительного правоведения Государственного университета — Высшей школы экономики, доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор.

Окатова Анастасия Сергеевна, аспирант кафедры истории государства и права Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина.

В статье рассмотрена концепция правового государства в соотношении с государством конституционным с позиции Владимира Матвеевича Гессена — авторитетного российского правоведа, одного из родоначальников доктрины возрожденного естественного права в России, общественного и политического деятеля начала XX в.

В российском государствоведении начала XX в. широко обсуждался вопрос о соотношении понятий правового и конституционного государства. Существовало два основных подхода к данному вопросу. Сторонники первого подхода, правоведы С. А. Котляревский и Н. И. Палиенко, разделяли правовое и конституционное государства, относя первое из них к метаюридическому понятию, к правовому идеалу, к которому надлежало стремиться, и трактуя второе как политическую форму, которая обеспечивала политическое самоопределение народа и выступала предпосылкой по отношению к правовому государству <1>. ——————————— <1> Котляревский С. А. Власть и право. Проблема правового государства. М., 1915. С. 234, 350; Кривенцова А. В. Концепция конституционного государства С. А. Котляревского: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Владимир, 2008. С. 16 — 17; Чупрова Н. А. Русская политическая мысль начала XX столетия о правовом государстве // Социалистическая законность. 1991. N 12. С. 49.

Другой подход к проблеме соотношения правового и конституционного государства заключался в отождествлении этих понятий. Сторонники данного подхода (А. С. Алексеев, В. М. Гессен, Б. А. Кистяковский и др.) усматривали как в правовом, так и в конституционном государстве форму государства, которая при определенных условиях может стать частью юридической реальности определенного государства. При этом существенные признаки правового государства признавались ими тождественными признакам конституционного государства, а потому оба этих понятия, по их мнению, выражали сущность одного и того же государственного порядка <2>. ——————————— <2> Кистяковский Б. А. Философия и социология права. СПб., 1999. С. 328, 418, 489; Алексеев А. С. К вопросу о юридической природе власти монарха в конституционном государстве. Ярославль, 1910. С. 20.

Разработка теории правового государства занимала значимое место в правовом наследии ученого. Статья В. М. Гессена «Теория правового государства» <3>, вышедшая в 1905 г., стала одной из первых попыток теоретического осмысления проблемы правового государства в российском либеральном государствоведении. Вслед за ней появились на свет другие работы ученого, посвященные данному вопросу: «О правовом государстве» <4>, «Теория конституционного государства» <5>. Существенное влияние на оформление теории правового государства В. М. Гессена оказали идеи немецких юристов — Л. Штейна, Ф. Шталя, Р. Гнейста и О. Гирке. ——————————— <3> Гессен В. М. Теория правового государства // Политический строй современных государств: Сборник статей. СПб., 1905. С. 117 — 187. <4> Гессен В. М. О правовом государстве // Правовое государство и народное голосование: К реформе государственного строя России. Вып. 2. СПб., 1906. С. 9 — 62. <5> Гессен В. М. Теория конституционного государства. СПб., 1914.

Конституционное государство В. М. Гессен рассматривал как исторический тип государства, возникший в ходе борьбы монархической власти с абсолютизмом в конце XVIII в. Мыслитель определял конституционное государство как государство с конституцией. Под конституцией в широком смысле этого слова он понимал Основной Закон, определяющий организацию государства, распределение функций властвования между отдельными органами власти, характер отношений между государственной властью и гражданами, который существует во всяком государстве. «Государство без конституции — это анархия, а не государство» <6>, — утверждал Гессен. ——————————— <6> Там же. С. 3.

Между тем применительно к конституционному государству В. М. Гессен употреблял понятие «конституция» в узком, специальном смысле как категорию государственного порядка, возникшего на определенной стадии развития народа. Наиболее адекватным ученый считал определение конституционного государства как государства, «в котором народ или народное представительство принимают решающее участие в осуществлении законодательной и учредительной власти» <7>. Именно наличием представительных учреждений, облеченных законодательной властью, конституционное государство, по мнению правоведа, отличалось от абсолютной монархии, в которой все органы верховного управления, за исключением монарха, имели совещательный характер. ——————————— <7> Гессен В. М. Основы конституционного права. Пг., 1918. С. 31.

Таким образом, в концепции В. М. Гессена «всякий государственный строй, осуществляющий в своей организации начало участия народного представительства с решающим голосом в законодательстве», являлся строем конституционным, а «всякий Основной Закон, санкционирующий это начало», признавался конституцией <8>. В основание теории конституционного государства им были положены три базовых идеи: идея ограничения абсолютной монархической власти писаной конституцией как верховным актом учредительной власти, возвышающейся над всеми властями в государстве; идея ограничения власти монарха началом народного суверенитета; идея ограничения королевской власти началом разделения властей <9>. Идеи учредительной власти народа и народного суверенитета являлись, по мнению ученого, ведущими факторами, которые предопределили эволюцию государственного строя от абсолютизма к конституционализму. ——————————— <8> Гессен В. М. Теория конституционного государства. С. 6. <9> Там же. С. 9.

Формулировка В. М. Гессеном теории конституционного государства осуществлялась посредством выявления существа указанных выше принципов. Трактуя принцип учредительной власти народа, В. М. Гессен критически оценивал договорную теорию происхождения государства, согласно которой государство — продукт сознательного творчества людей, результат договора, который заключают между собой люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Ядром договорной теории происхождения государства являлось учение об учредительной власти, которая возвышалась над всеми другими властями государства — законодательной, исполнительной и судебной — как властями учрежденными. В парадигме договорной теории под учредительной властью понимался сам народ, а под Основным Законом государства (конституцией) — общественный договор, исходящий непосредственно от учредительной власти, т. е. от народа, и предшествующий возникновению государства. В XVII — XVIII вв. идеи договорной теории разделялись ученым сообществом. В. М. Гессен, как и многие из современных ему либеральных государствоведов, находил договорную теорию происхождения государства неприемлемой, противоречившей элементарным знаниям об общественной и государственной жизни людей. Никакого естественного состояния, предшествовавшего заключению общественного договора о создании государства, по мнению мыслителя, не существовало. Даже на низших ступенях своего развития индивид принадлежал к той или другой общественной группе. В. М. Гессен приходит к выводу, что теория Основного Закона, представляемого в качестве общественного договора, ни в одном обществе не могла быть осуществлена <10>. ——————————— <10> Там же. С. 18.

Отвергая договорную теорию происхождения государства, В. М. Гессен не отрицал существования в государстве учредительной власти и принятия ею Основного Закона государства. Учредительная власть, по его убеждению, была необходимой во всяком правильно развивающемся государстве. Именно учредительная деятельность составляла главную и основную функцию верховной власти. Поскольку Основной Закон, с точки зрения В. М. Гессена, не мог быть договором, конституция по сути своей являлась важнейшим для государства законом. Если в договорной теории происхождения государства учредительная власть противопоставлялась законодательной как власти учрежденной, то в учении В. М. Гессена учредительная власть была тождественной законодательной власти. Другой основополагающей идеей, на которой зиждется концепция конституционного государства В. М. Гессена, являлась идея народного суверенитета. Несмотря на то что принцип народного суверенитета был провозглашен Великой французской революцией 1789 г., В. М. Гессен считал концепцию народного суверенитета одной из наиболее древних политических теорий, порожденных еще средневековой доктриной с ее идеей договора между народом и верховным правителем, в рамках которого народ, оставаясь единственным носителем суверенной власти, поручал ее осуществление монарху. Основной недостаток средневековой теории народного суверенитета В. М. Гессен видел в отсутствии в ней демократического начала, в частности представления о таком неотъемлемом признаке демократической государственности, как всеобщее избирательное право, т. е. требование участия в осуществлении государственной власти всех граждан или их большинства <11>. ——————————— <11> Там же. С. 40 — 42.

Дальнейшим этапом развития теории народного суверенитета В. М. Гессен считал учение естественного права, которое, в отличие от средневековой доктрины, делало акцент на демократическом характере народного суверенитета, а именно на идее участия в осуществлении государственной власти всех граждан. Однако и эту теорию В. М. Гессен находил несовершенной. Он считал несостоятельными возникшие в ее рамках представления, что каждый индивид обладает прирожденным и неотъемлемым правом на власть, идею об абсолютном равенстве индивидов. По убеждению мыслителя, невозможно было допустить существования такого прирожденного права индивида, как господства над другими, не существовало абсолютного равенства людей между собой <12>. ——————————— <12> Там же. С. 42 — 44.

По мнению В. М. Гессена, адекватное понимание сути теории народного суверенитета должно было основываться на начале неравенства людей. Поскольку люди не равны между собой, а интересы людей, принадлежащих к различным общественным группам, существенно отличаются, необходимо, чтобы в осуществлении государственной власти принимали участие все люди, независимо от принадлежности к той или иной общественной группе <13>. ——————————— <13> Там же. С. 44 — 45.

В. М. Гессен подвергал также критике сформировавшуюся в начале XIX в. утилитарную теорию народного суверенитета. Утверждение утилитаризма о том, что всякий человек — наилучший судья своего счастья, лишало права на участие во власти невежественных людей, которые не понимали своих интересов и своего счастья, не предполагало осуществления всеобщего избирательного права <14>. ——————————— <14> Там же. С. 48 — 49.

Принцип народного суверенитета В. М. Гессен обосновывал с позиций сложившейся во второй половине XIX в. доктрины, именуемой «социальная теория народного суверенитета», которая обращала внимание на наличие особой социальной среды между индивидом и государством, оказывавшей существенное влияние на их взаимодействие. Именно в игнорировании общества, в фокусировании внимания лишь на взаимоотношениях между индивидом и государством мыслитель усматривал существенный недостаток ранее существовавших доктрин. Ученый резюмировал, что поскольку индивид принадлежит к определенной общественной группе и народ, образующий государство, слагается из общественных групп, а не является результатом простого механического объединения отдельных индивидов, то положение индивида в обществе и государстве определяется его отношением к всевозможным общественным группам и отношением разного рода общественных групп к государству. Социальная теория народного суверенитета предполагала осуществление государственной власти не одним классом, а всем народом, образующими его социальными слоями и классами <15>. ——————————— <15> Там же. С. 49 — 51.

Третьей идеей, лежащей в основе теории конституционного государства В. М. Гессена, была идея обособления властей. Ученый замечал, что, в отличие от абсолютной монархии, характеризующейся сосредоточением всей полноты власти в руках верховного правителя, в основе конституционного государства лежит принцип отделения «правительственной власти от законодательной и судебной от той и другой» <16>. Он полагал, что «до тех пор, пока монарх может сказать о себе «государство — это я», науке государственного права нет и не может быть места» <17>. Обособление властей ученый трактовал как отделение правительственной и судебной властей от законодательной власти с одновременным подчинением их последней. Рассматриваемое в данном ракурсе обособление властей корреспондировало в концепции правоведа с принципом единства государственной власти, предполагавшим существование в государстве верховной власти, воля которой определяла организацию и деятельность остальных властей. Верховной властью в учении В. М. Гессена выступала законодательная власть, веления которой были обязательными для других властей — правительственной и судебной. ——————————— <16> Гессен В. М. О правовом государстве. С. 12. <17> Гессен В. М. Очерки истории науки государственного права // Известия Санкт-Петербургского политехнического института. СПб., 1896. Т. 16. С. 9.

Основными направлениями деятельности государства В. М. Гессен считал две функции: законодательную и управленческую. При этом в своем законодательном творчестве государство, по убеждению ученого, не было связано положительным правом и действовало по своему усмотрению. Государство в лице правительственной власти, напротив, должно было ограничиваться действующим положительным правом. Издавая закон, государство связывало и обязывало им не только подчиненных ему индивидов, но вместе с тем и себя в лице правительственной и судебной властей. Таким образом, условия для обособления законодательной власти от властей подзаконных и господства ее над последними создавались лишь в государственном строе конституционных государств <18>. ——————————— <18> Гессен В. М. Теория правового государства. С. 132 — 133; Он же. О правовом государстве. С. 10 — 12.

Рассмотренные выше идеи составляли основу юридической природы конституционного государства в представлении В. М. Гессеном. Наиболее существенным признаком конституционного государства правовед считал решающее участие народа или народного представительства в осуществлении государственной власти. В качестве признаков конституционного государства юрист выделял обособление властей, верховенство закона, отношение гражданства и обусловленное им закрепление прав человека и их гарантий (к гарантиям причислялись административная юстиция и институт ответственности министров). Данные признаки, по мнению ученого, были характерными и для правового государства. Несмотря на схожесть признаков конституционного и правового государства, сформулированное В. М. Гессеном определение правового государства отличалось от определения, данного им конституционному государству. Под правовым ученый понимает такое государство, которое «в своей деятельности, в осуществлении правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним» <19>. В качестве определяющего признака правового государства и необходимого условия для его формирования В. М. Гессен рассматривал обособление властей, связывая реализацию этого принципа с установлением представительной формы правления. Из сформулированного В. М. Гессеном конституционного принципа следовало, что только конституционное государство могло быть государством правовым. Эти понятия выражали сущность одного и того же государственного порядка. «Правовое и конституционное государство — синонимы <20>», — лаконично определял В. М. Гессен свою позицию. ——————————— <19> Гессен В. М. О правовом государстве. С. 11; Он же. Теория правового государства. С. 132. <20> Гессен В. М. О правовом государстве. С. 19, 28.

Однако в своих более поздних работах ученый уже допускал, что реализация конституционного принципа посредством Основных Законов, будучи необходимым, не являлась достаточным условием правового государства. Для признания государства безусловно правовым он полагал необходимой не только конституционную, но и административную реформу, считал, что административное законодательство должно сводить к минимуму дискреционные полномочия правительственной власти, а также, налагая на власть обязанности, предоставлять гражданам соответствующие этим обязанностям субъективные публичные права. Наличие сверхзаконных полномочий у главы государства, к примеру права издания исключительных указов, противоречило существу правового государства. Кроме того, правовое государство Гессен не мыслил без наличия системы правовых гарантий, обеспечивающих неприкосновенность публичных прав. В результате В. М. Гессен пришел к выводу о том, что антитезой абсолютной монархии является не правовое, а конституционное государство. «Конституционное государство, — пишет ученый, — может быть более или менее правовым» <21>. Прямой противоположностью правовому государству является исторически предшествовавшее ему полицейское государство, характеризовавшееся многопредметностью административной деятельности, регламентацией мельчайших подробностей жизни подданных государства в экономической, политической, культурной, духовной, религиозной сферах и патерналистским к ним отношением, расширительной трактовкой функций полицейской власти <22>. ——————————— <21> Гессен В. М. Основы конституционного права. С. 70. <22> Гессен В. М. Административное право. СПб., 1903. С. 1 — 3.

Следует отметить, что В. М. Гессен является одним из немногих ученых начала XX в., который не относился к правовому государству как к утопии. В отличие от многих своих современников, он считал правовое государство не менее реальным фактом, чем конституционное государство. В. М. Гессен стремился рассмотреть правовое государство в рамках строгой юриспруденции, выделял ряд характерных признаков, позволяющих дать вполне конкретное и емкое определение данному феномену. Задачу правового государства он усматривал в создании условий, необходимых для саморазвития каждого индивида, удовлетворения его потребностей, для нормального существования личности. В то же время В. М. Гессен расширил понятие конституционного государства, дополнил его рядом существенных признаков. Современное ему Российское государство мыслитель считал своеобразной формой осуществления идеи правового государства.

——————————————————————