Рецензия на монографию А. Захарова «Унитарная федерация. Пять этюдов о российском федерализме»
(Старостина И. А.) («Конституционное и муниципальное право», 2009, N 18)
РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ А. ЗАХАРОВА «УНИТАРНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ. ПЯТЬ ЭТЮДОВ О РОССИЙСКОМ ФЕДЕРАЛИЗМЕ» <*>, <**>
И. А. СТАРОСТИНА
——————————— <*> Starostina I. A. Review of monograph of A. Zakharov «Unitary federation. Five etudes on russian federalism». M., 2008. <**> Захарова А. Унитарная федерация. Пять этюдов о российском федерализме. М.: Московская школа политических исследований, 2008. 144 с.
Старостина И. А., доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат юридических наук.
В рецензии на монографию А. Захарова «Унитарная федерация. Пять этюдов о российском федерализме» отмечается, что, несмотря на внешнее противоречие в сочетании разнопорядковых принципов «унитаризм» и «федерализм», вынесенное в название книги, автором предложен профессиональный взгляд на проблемы федералистской политической культуры в ее взаимосвязи с ценностями демократии и принципами политической конкуренции. Ключевые слова: федерализм; политическая культура; демократические ценности; политическая конкуренция.
The author notes that in spite of external controversy in combination of different principles of «unitarism» and «federalism» in the name of the book, it contains professional viewpoint over the problems of federalist political culture and its interconnection with the values of democracy and principles of political competition. Key words: federalism; political culture; democratic values; political competition.
Федеративный характер Российского государства, перефразируя известное философское определение, — это «объективная реальность, данная нам в ощущениях». Российский федерализм сочетает в себе политико-правовые, конкретно-исторические, экономические аспекты. Автор рецензируемой книги размышляет о федералистской политической культуре в ее взаимосвязи с ценностями демократии и принципами политической конкуренции. Книга А. Захарова была издана в юбилейный для российской Конституции год. Юбилей Конституции РФ дает основания для подведения итогов воплощения в жизнь заложенных в ней конституционных идей и принципов, обсуждения перспектив дальнейшего развития российской государственности, и прежде всего в федералистском смысле. Все сферы государственной и общественной жизни, взаимоотношения личности и государства рассматриваются через призму конституционной характеристики России как федеративного государства (ст. 1, глава 3 Конституции РФ) и принципа федерализма (ст. 5 Конституции РФ). Правоприменительная практика и правовая доктрина формулируют в качестве самостоятельного и комплексного права право человека и гражданина жить в федеративном государстве. Приоритетность исследований федеративной направленности в современных условиях автор связывает с объективным фактом, суть которого, по его мнению, заключается в следующем: либо Российское государство научится жить в федералистских формах, либо оно, реализуя иные программы и иные способы политического бытия, прекратит существование в своих нынешних границах. Избранный автором жанр этюдов, заимствованный в изобразительном искусстве, он объясняет тем, что в политической философии допустима эта разновидность творчества, также не предполагающая законченности, фиксирующая некие промежуточные точки размышления, стимулируемого видами российской политики. Каждый из пяти этюдов книги вполне самостоятелен, живет отдельной жизнью и питается своей аргументацией. «Этюдность» позволила автору высказать новые и оригинальные суждения, концептуальные подходы на заявленную тему. Этюды имеют собственные названия: 1) Империя и федерация; 2) Федерализм — враг демократии?; 3) Избирательная система и дух федерализма; 4) Федерализм в России и в Европе: опыт сопоставления; 5) Почему Россия останется федерацией. Такой структурный подход в авторской интерпретации логичен и последователен. Рассматривая в соотношении империю и федерацию, автор справедливо подчеркивает, что, «когда государства слишком много, альтернативные центры политического притяжения не вызревают или подавляются, а вместо многообразия экономических интересов, отличающего нормальный рынок, начинает господствовать унифицирующий экономический интерес государственной бюрократии». Отвечая на вопрос, является ли федерализм врагом демократии, автор пишет, что «у федерализма с демократией никаких проблем нет и быть не может, поскольку эти политические феномены, рассматриваемые в качестве «идеальных типов», взаимно стимулируют и усиливают друг друга». Однако, как считает автор, проблемы с демократией есть у политического режима, сложившегося в современной России. Модифицировав принципы народовластия, этот режим испытывает нужду в новой версии федерализма, искусственным выведением которой заняты обслуживающие его интеллектуальные группы. Рассуждая об избирательной системе и духе российского федерализма, автор видит главный его дефект в том, что наш федерализм без партий, поскольку подлинное партийное многообразие и конкурентная политика не пользуются особым авторитетом среди правящего класса и заботливо ограничиваются. Автор полагает, что переход к пропорциональной избирательной системе не лучшим образом отразится на федерализме. Институциональная неполноценность Совета Федерации, отказ от выборов глав субъектов РФ, ликвидация в Государственной Думе представительства от территориальных округов — все это в совокупности ставит субъекты РФ в условия явного дефицита представительства регионального интереса на федеральном уровне. Компаративистика федерализма в России и в Европе приводит автора к любопытным выводам. Российская и европейская традиции, как пишет автор, довольно заметно отличаются от американской интерпретации федерализма. В одном случае речь идет о федерализме сверху, конструируемом и внедряемом государственной властью — либо по заранее разработанному плану, как в современной Европе, либо стихийно и хаотично, как в России. В американской модели федерализм вырастает снизу на основе прав и свобод самоопределяющегося индивида. Между российским и европейским федерализмом намного больше общего, и такая общность может оказаться взаимовыгодной. Автор утверждает, что Россия останется федерацией. В целом федералистские подходы и методы — это своеобразный антикризисный пакет, который поможет большой стране выжить в условиях социально-экономических потрясений. Используя образные сравнения, автор напоминает о том, что в те исторические периоды, когда имперское целое, в силу сложившихся обстоятельств, подвергается перегрузкам, вспоминают о федерализации. Критически размышляя о современном российском федерализме, о его прошлом, настоящем и будущем, автор выступает в качестве государственника и федералиста, обладающего высоким уровнем политической и правовой культуры. Несмотря на внешнее противоречие в сочетании разнопорядковых принципов «унитаризм» и «федерализм», вынесенное в название книги, автором предложен профессиональный взгляд на проблемы российского федерализма. Специалист по проблематике федерализма А. Захаров был депутатом Верховного Совета РСФСР, депутатом Государственной Думы первого созыва. Доверяя позиции автора, читатель может вести с ним широкую дискуссию как с политической, так и с правовой точки зрения в пределах объемного пространства на основе конструктивности. Содержанию и стилистике книги присуща высокая степень качества, аналитики и обобщения. Позиция и выводы автора дают основание считать, что сегодня в России есть все необходимые возможности для эффективной реализации политико-правового потенциала в сфере федеративных отношений, а конституционная модель федерализма вполне реалистична.
——————————————————————